Меню

Обратная сторона луны культура

Вадим Нестеров: как из «Жизни на Марсе» получилась «Обратная сторона Луны»

Сериал «Обратная сторона Луны» вернул к голубым экранам 40-летних

На Первом канале закончился показ сериала «Обратная сторона Луны». Самая громкая, если судить по накалу бурлящих в СМИ и соцсетях дискуссий, телепремьера осени. Дискуссии сводятся к одному: так часто и так искусно нашего зрителя не обманывали еще никогда.

Первым обманулся зритель искушенный. «Обратная сторона Луны», как известно, является не оригинальным произведением, а отечественной версией культового британского сериала Life on Mars («Жизнь на Марсе»). «Обратная сторона Луны» стала уже четвертой адаптацией сериала (учитывая американскую и испанскую версии, а также британский же спин-офф «Прах к праху»), и каждая из этих версий давно обзавелась у нас преданными поклонниками. Все они конечно же кинулись узнать, как же заговорит младший детектив Сэм Тайлер на языке родных осин. Но сразу выяснилось, что ни о какой «смеси манчестерского с нижегородским» и речи не идет, и даже намека на чужеземный акцент у капитана милиции Соловьева заподозрить невозможно. Дело в том, что настолько глубоко «Жизнь на Марсе» еще никто не перерабатывал. От оригинального сценария в русской версии осталась только исходная посылка — сегодняшний полицейский, преследуя маньяка, проваливается на несколько десятилетий назад, в 70-е годы прошлого века, и вынужден нести службу, что опасна и трудна, в полузабытые времена своего босоногого детства. На этом все. Остальное у нас свое, доморощенное. Даже «вертикальная», сквозная сюжетная линия была переработана практически полностью — от схемы легализации в новом мире (британский полицейский оказался никому не известным новым сотрудником, переведенным из другого города, наш же переселился в тело своего отца, тоже милиционера) до, собственно, финального способа вернуться обратно. «Горизонтальные» же сюжеты — преступления в брежневской Москве, раскрываемые капитаном Соловьевым в каждой новой серии,— просто сочинялись заново и с нуля. Так поклонников обманули первый раз, подсунув вместо кавер-версии самостоятельное произведение, в лучшем случае — предельно вольную «вариацию на тему».

Более того, и в этом было второе разочарование, вариация оказалась «с противоположным знаком». «Обратная сторона Луны» не просто не следует «букве» первоисточника, она принципиально противоположна ему по духу. В исходнике детектив Тайлер, совершив скачок во времени, быстро обнаруживает, что полицейские образца 1973 года — это кошмарный сон сегодняшнего толерантного обывателя. Они ругаются матом, терроризируют всех движущихся особей женского пола сексуальными домогательствами, курят где попало и никого не спросясь, пьют как лошади прямо на рабочем месте, показания предпочитают выбивать в самом что ни на есть прямом смысле, а при особой необходимости не прочь и подбросить подозреваемому наркотики. Шокированный происходящим Тайлер весь сериал пытается доказать предтечам, что раскрывать преступления можно и без «мозговых атак» полицейской дубинкой по голове, и в итоге если и не прививает этим дичкам ростки уважения к правам человека и свободе личности, то по крайней мере изрядно расшатывает их первобытную убежденность в «праве сильного».

У нас же все происходит с точностью до наоборот. Отечественный «попаданец» не только толерантности не учит, но и учиться ей упорно не желает. Поэтому в российской версии сериала непуганые советские милиционеры только и делают, что с оторопью наблюдают за методами работы коллеги из будущего, который вместо дисциплинированного ожидания ордера пинком выносит фанерные двери и с ускорением укладывает всех присутствующих мордой в пол.

Хотя посчитать «Обратную сторону Луны» еще одним полицейским сериалом с незатейливым в общем-то месседжем «Жеглов прав, Дзержинский жив, вор должен сидеть по-любому» было бы слишком просто. Новая работа известного режиссера Александра Котта гораздо сложнее.

Начать с того, что на первый взгляд создатели явно идеализируют прошлое в плане общественной безопасности. В 70-х капитан Соловьев оказывается в самой что ни на есть утопии. Широкие незапруженные проспекты залиты солнцем, граждане предупредительны и готовы прийти на помощь по первому зову, в ходу копейки, а не рубли, и даже все встреченные девушки — исключительно модельной внешности. Не страна, а какой-то мильтоновский «Возвращенный рай». И опять хочется сказать «Ага!», заклеймить создателей обвинением в идеализации. Но не тут-то было. Хитрые авторы фильма тут же выполняют очередной кульбит. Эдем оказывается, что твой царь, ненастоящим, и чем дальше, тем больше райское сияние «России, которую мы потеряли» тускнеет.

Самое занятное, что и райские кущи, и развеивание морока сняты донельзя убедительно. «Обратная сторона Луны» вообще демонстрирует небывалый для наших сериалов уровень профессионализма. Диалоги — абсолютно живые, интрига держится, режиссерская работа просто отличная, и даже актеры как будто и не в «мыле» деньги зарабатывают, а для Вечности творят. Исполнителю главной роли Павлу Деревянко, положим, наличие таланта давно уже доказывать не надо, но здесь он явно переставил планку повыше. А «Обратная сторона Луны» — это тот действительно редкий случай, когда можно употребить словосочетание «сыгранный актерский ансамбль», не покраснев. Новые незатертые лица, убедительная игра даже у эпизодников, что уж говорить про роли второго плана, где, например, метаморфоза майора Котова в исполнении Олега Алмазова, проделавшего путь от клишированной маски «тупого начальника» до живого образа исключительной неоднозначности, просто пугает убедительностью.

Количество зашитых в «Обратной стороне Луны» культурных кодов способно насытить любого арт-гурмана. Причем — еще большая редкость — создатели все эти отсылки подают донельзя деликатно, образованностью не кичатся, не отпугивая ни один сегмент аудитории.

«Обратная сторона Луны» — едва ли не первая попытка признать-таки рекрутированных на переделку отечественных сценаристов за людей и отпустить им поводья — пусть сами выносят. Первая — и сразу очень удачная. Никому не известный Александр Щербаков, работавший раньше исключительно на сериалах масштаба «Возвращение Мухтара», не только создал очень профессиональный сценарий, цепляющий самую широкую аудиторию, но и вложил в него исподволь непростые вопросы.

Читайте также:  Камни для планеты луна

Впрочем, все это слишком хорошо, чтобы быть полной правдой. Английский сериал был очень цельным и однородным — все ружья стрельнули залпом, все концы воедино сплелись в узел, а финал вышел просто оглушительным. Наш, несмотря на все достоинства, получился очень неровным, великолепные куски соседствуют с несъедобными, финал невнятно скомкан.

Произошло это, смеем предположить, исключительно из-за особенностей аудитории. Английское общество, как известно, пребывает в общественном согласии, наше — в несогласии категорическом. Англичан не надо убеждать в справедливости главного месседжа «Жизни на Марсе»: «Прав личности много не бывает», британцы вообще в массе своей не подвергают сомнению магистральное направление развития своей страны.

У нас же о пресловутом консенсусе не приходится и мечтать. А поди-ка угоди аудитории, половина из которой за Шарапова, половина — за Жеглова. Для одних Советский Союз — потерянный рай, для других — ад на земле. Социологи, может быть, когда-нибудь и объяснят — почему, но пока можно просто констатировать факт: в сегодняшней России жить неуютно, причем всем. Страна одержима эскапизмом, все хотят куда-нибудь удрать от окружающей действительности, не географически, так хоть хронологически. Хронологически даже еще лучше — в прошлом можно все исправить и вернуться в дивный новый мир. Отсюда и невиданный ранее расцвет романов о «попаданцах», путешественниках во времени, которые то Сталина перевоспитают, то Лжедмитрия спасут.

В отличие от них капитан Соловьев в прошлом ничего изменять не стал. Ни Горбачева не замочил там, где встретил, ни Ходорковскому не растолковал про его счастливое будущее. Вместо этого создатели попытались донести зрителю нехитрый в общем-то постулат о том, что история не имеет сослагательного наклонения. Что бесполезно мечтать и про «вот если бы Ельцин не пришел к власти. «, и про «вот если бы Гайдару дали довести реформы до конца». Все уже случилось, все произошло, и не вернуться ни в 70-е, ни в начало 90-х.

Капитан Соловьев в финале добивал, но конечно же не добил маньяка. Судя по всему, теперь нас ожидает сиквел.

Источник

Что скрывает «Обратная сторона Луны»? О сериале и не только

Что общего у Терминатора и Вовки из Тридевятого царства? Оба оказались в чуждой им обстановке, где и происходит основное действие. Конечно, кроме того, что оба вступали в конфликты с «аборигенами» и в итоге не достигли своей цели.

Для такого типа сюжетов, когда герой попадает в другое время (вселенную, измерение), меняя ее/его своими действиями, придуман свой неофициальный термин — «попаданцы». Название мне самому не нравится, однако в Интернете уже много сайтов про них — от коллекций произведений до практических советов для выживания в чужом мире потенциальным «попаданцам».

Уверен, что статья, объединяющая Алису Селезневу, безымянного янки из Коннектикута, Владимира Николаевича со скрипачом и Мартина Макфлая, обязательно будет. Я же хочу обратить ваше внимание на российский сериал «Обратная сторона Луны» (год выпуска: 2011, продолжительность: 16 серий-часов).

Как снять хороший сериал? Переснять успешный чужой!

«Обратная сторона Луны» — последователь английского сериала «Жизнь на Марсе», который до нас уже пересняли в США и Испании. От детища BBC была взята детективная завязка, замешанная на провале во времени на три десятка лет назад.

В чем изюм, как говорится? Полицейский долго и безуспешно идет по следам убийцы-маньяка, попадает в аварию и приходит в себя уже в недалеком прошлом (в 1973 году у них, в предолимпиадном 1979 году у нас). Или думает, что в прошлом, а на самом деле это игры разума. Долго разбираться с этим у главного героя не получается, потому что он в прошлом встречает того же маньяка и продолжает его преследовать.

Или не в этом изюм? Создатели довольно щепетильно подошли к воссозданию СССР эпохи позднего застоя. Уличные сцены снимались в Беларуси, для московских фрагментов потребовалась компьютерная графика — слишком много в нынешнем времени наружной рекламы и крикливых вывесок. Хотя все равно зрители замечают пластиковые окна и ошибку в транспаранте.

Вот тут, на мой взгляд, даже здорово, что многие начали искать несоответствия в мелких деталях. В каком году появился кубик имени Рубика? Насколько распространены еще были перьевые ручки? Телевизор на кухне — роскошь или нет?

Это затягивает. Нам предложили множество игрушек — полузабытых предметов из обозримого прошлого: пластинки, пивные кружки, молочную продукцию в стеклянных бутылках и пакетах-треугольниках, «Международную панораму», две копейки в таксофоне и так далее. А еще отечественные автомобили и по-своему уютные подъезды.

Пожалуй, советскую действительность даже причесали: поголовно все любят милицию и готовы всячески содействовать, никто не владеет языками. «Типичный наивный совок!» — воскликнули бы сейчас. Главному герою вообще много везет, он часто ошибается в очевидных моментах, ведет себя более агрессивно (привет современной полиции), чем его коллеги-милиционеры, за что несколько раз он мог поплатиться.

К какому жанру отнести сериал? Изначально здесь детектив, раскрытие преступлений чуть ли не каждую серию и кошки-мышки с рыжим маньяком. Ой, «маньяк» — это триллер. Но в прошлом, значит, фантастика и история. Но и без мистики не обошлось: попасть в прошлое помог некий славянский бог — раз, голоса из будущего — два. Плюс любовная линия — куда без нее.

А еще все осложнено тем, что Михаил Соловьев попадает в тело своего отца (тоже Михаила, тоже работающего в органах). С одной стороны, немного проще для гладкости сюжета, но герою приходится контактировать со своей матерью и самим собой в том времени, а для них он отец семейства — психология и эффект бабочки. С матерью вообще получается конфликт имени Эдипа. Вот и приходится Михаилу Михайловичу в исполнении Павла Деревянко большую часть времени изображать выпученными глазами изумление.

Читайте также:  Лечение зубов при растущей луне

Все будет хорошо? Соловьев раскроет все преступления, используя свои знания и навыки, встретит мимоходом несколько известных людей в забавных ситуациях и разберется с маньяком. Хотя последняя серия не даст ответов на все вопросы.

Наверное, все потому, что продюсер Александр Цекало анонсировал продолжение. Будем ждать!

Источник

Закулисье сериала «Обратная сторона луны»

По словам Цекало, подготовка сценария велась более пяти лет. Проблема была в том, что сценарий оригинального сериала BBC никак не подходил под советские реалии. Его автору Александру Щербакову пришлось хорошо поработать, чтобы в итоге понять: истории «Жизни на Марсе» и «Обратной стороны Луны» стали совершенно разными.

Интересно, что съемки Москвы 1970-х проводились не где-нибудь, а в Белоруссии, в Минске. Вероятно, режиссер Александр Котт решил, что современная застроенная Москва никак не сможет передать истинную советскую атмосферу.

Павел Деревянко сыграл в киноленте сразу две роли – Соловьева-старшего и младшего. Многие кинокритики приписывают ошеломительный успех сериала именно блестящей работе актера. В 2013 году Павел был номинирован на премию «Золотой орел» за лучшую мужскую роль на телевидении.

Четыре года назад, беседуя с Иваном Ургантом на Первом канале, Деревянко признался, что тоже потратил немало времени на подготовку в съемкам. «Рылся в старых фотографиях, часами смотрел советские фильмы», – рассказал актер. Все это было просто необходимо, чтобы как следует «вжиться» в роль советского милиционера, ведь в 1979 году самому Павлу было всего лишь четыре года.

Павел Деревянко. Фото: кадр из сериала «Обратная сторона луны»

О съемках второго сезона Александр Котт сообщил еще осенью 2014-го. В июле этого года состоялась долгожданная премьера приключений Соловьева, но. на финском телеканалеYle. Российскому зрителю пришлось подождать. До декабря.

Премьера на Первом канале прошла в минувший понедельник, но уже создала много шума. В основном продолжение получило множество положительных отзывов. Кто знает, может это натолкнет Цекало и Котта на создание очередного сезона?

Источник

Обратная сторона Луны

Общая информация Жанр Драма
Детектив
Попаданцы Страна производства Россия Канал премьерного показа Первый канал/«Кинослово» Когда выходил 2012-2016 Сезоны 2 Всего серий 32 Длина серии 1 час В главных ролях: Павел Деревянко Михаил Михайлович Соловьёв/Михаил Иванович Соловьёв Иван Шибанов Рыжий Светлана Смирнова-Марцинкевич Катя Фадеева (1979г.)/Екатерина Геннадьевна Фадеева (2011г.) Ирина Марцинкевич Екатерина Ивановна Фадеева (2011г.) Карина Разумовская Людмила Соловьёва Евгений Богомолов Миша Соловьёв (1979г.) Олег Алмазов Григорий Котов Дмитрий Гусев Игорь Жолобов Александр Ляпин Степан Дубченко Сергей Беляев Пряхин Сергей Карякин Павел Саврасов Анатолий Горячев Олег Дымов Алёна Константинова Маша Сказкина

«Обратная сторона Луны» — российский детективный телесериал с элементами мистики, вольная адаптация британского сериала «Жизнь на Марсе». На текущий момент вышло 2 сезона.

Содержание

Обратная сторона Луны (2012) [ править ]

Премьера первого сезона состоялась 5 ноября 2012 года.

Сюжет [ править ]

Завязка сюжета происходит в привычном нам 2011 году. Капитан столичной полиции Михаил Михайлович Соловьёв расследует дело маньяка, известного как Рыжий. Получив наводку на местонахождение преступника, капитан отправляется на его задержание. Задержание пошло не по плану: напарник Соловьёва погиб, а самого его сбил на машине Рыжий. Очнувшийся в больнице, Михаил обнаруживает себя в теле своего отца, старлея советской милиции, в 1979 году. Как вскоре выясняется, Рыжий также попал в это время.

Персонажи [ править ]

  • Михаил Михайлович Соловьёв — главный герой, честный и принципиальный полицейский-ковбой.
  • Михаил Иванович Соловьёв — посмертный персонаж, отец главного героя. Ушёл из семьи по неизвестной причине более 30 лет назад, умер в день захвата Рыжего.
  • Николай Павлов, он же Рыжий — маньяк, убивающий молодых девушек. Перед убийством усыпляет их при помощи импровизированного пульверизатора из спринцовки. Хитёр, изворотлив, своё безумие прекрасно осознаёт и наслаждается им.
  • Людмила — жена Соловьёва-старшего и, соответственно, мать Соловьёва-младшего.
  • Катя — простая советская медсестра. Должна была стать первой жертвой Рыжего в 1979 году, но была спасена Соловьёвым. Всеми окружающими считается любовницей Соловьёва, хотя отношения у них до некоторых пор совершенно платонические.
  • Алиса — любовница Соловьёва-старшего. К большому удивлению младшего.
  • Григорий Котов — майор милиции, непосредственный начальник Соловьёва-старшего. Образцовый советский милиционер, хотя поначалу кажется самодуром.
  • Игорь Жолобов — капитан милиции, имеющий личную и карьерную неприязнь к Соловьёву.
  • Стёпа Дубченко — лейтенант милиции.
  • Пряхин — судмедэксперт. Соловьёв-старший задолжал ему червонец, о чём тот постоянно напоминает.
  • Павел Саврасов — сотрудник КГБ, с которым неоднократно приходится пересекаться милиционерам.

Тропы и штампы [ править ]

  • Анахронизм — их есть тут: кубик Рубика, например, или пластинка АББЫ из 1980-х.
  • Бетти и Вероника — внезапный любовный треугольник Соловьёва-старшего: супруга Людмила и роковая женщина Алиса. Судя по всему, оригинальный Соловьёв выбрал Алису. Пришедший на замену — медсестру Катю (которая вполне себе Бетти).
  • Бонус для современников (и соотечественников) — люди молодого возраста не до конца понимают, что психиатр Илья Абрамович — диссидент, и за такового он принимает и Михаила (после того, как он процитировал Пастернака: «Доктор Живаго» был доступен только в виде «списков» самиздата — один из них как раз лежит у доктора в папочке). Именно поэтому он уверяет Соловьёва: «Вы совсем не сумасшедший!».
  • Вечная загадка — всё-таки, мистика или реальность? В 2011 году Соловьёв и Павлов лежат в больнице в коме. Действительно ли они оказались в 1979 году или Михаил приключается в Комаляндии? Судя по всему, первое.
    • События в 1979 году определённо оказывают влияние на происходящее в 2011-м. А верно ли обратное?
    • Связано ли перемещение душ с капищем Стрибога?
  • Вешалка для собак — её рыжий сделает из Соловьёва.
  • Вывих мозга — временные парадоксы. События в прошлом меняют будущее: что-то происходит в 1979-м — и последствия этого проявляются в 2011-м на глазах и к удивлению наблюдателей. Вот только откуда взялся труп девушки, убитой маньяком в 79 году? Он был найден ещё до перемещения Рыжего в прошлое — т. е. до появления причины, его породившей. Или некоторые ключевые моменты всё-таки предопределены, причём довольно странной логикой? Девушка-то в том самом месте и с теми же самыми предметами в итоге и была закопана — но другая.
  • Герой с плохой репутацией — на первый взгляд, поведение Котова выглядит сущим самодурством: взял и уволил за прогул сотрудника, который угодил под машину и пережил клиническую смерть! Затем выясняется, что жизнь Михаила Ивановича до того, как его место занял сын, катилась под откос с огромной скоростью: много месяцев у него не было раскрытых дел, семейная лодка разбилась о быт, появилась любовница, на которую он спускал все деньги… Соловьёву-младшему пришлось крепко потрудиться, чтобы хоть как-то подлатать профессиональную репутацию, а вот репутация морального разложенца никуда не делась, даже укрепилась.
    • И это ещё до того, как Рыжий сделал Михаила главным подозреваемым в убийствах.
  • Гомосексуализм — это смешно в сочетании с эффектом голубого щенка: перед операцией под прикрытием переодетый фарцовщиком Соловьёв заметил, что похож в этом на гея. На недоуменный взгляд Стёпы Дубченко он пояснил, что «гей — это не такой, как все». Ну, и, конечно же, Стёпе это слово понравилось настолько, что он не преминул применить его сперва к себе, потом к шефу. Котов такому прозвищу не обрадовался, а потому взял — да и выяснил, кто такой гей. «Гей — это „весёлый“ по-английски. Что я, по-твоему, клоун какой?» .
  • Два тебя — довольно странно оказаться отцом самому себе.
  • Золотая молодёжь — Карл Трофимов, внук высокопоставленного партийного деятеля, живёт асоциальной жизнью мажора: проматывает деньги, регулярно меняет пассий, занимается валютными спекуляциями и не стесняется прикрываться влиятельным родственником. Дед обо всём этом безобразии не в курсе и искренне считает внука образцовым комсомольцем; после разоблачения — отправляет его в медицинский вместо МГИМО. Внук обиды на разрушившего его жизнь Михаила не забыл: став главврачом, попытался свести в могилу (как он думал, сына) своего обидчика.
  • Издалека сойдёт — табельные пистолеты Макарова изображают пневматические MP-654K, с которых даже не свели маркировки. Большую часть времени это незаметно, но в последней серии пистолеты часто показывают крупным планом — и это сильно бросается в глаза. Ещё в одной серии такой пистолет заявлен как ТТ из бандитской заначки — при том, что на ТТ он не похож совершенно. Вдвойне странно это ещё и потому, что ТТ у реквизиторов был: в двух сериях он появляется.
    • Не в ладах с оружием — «Пистолет заряжен и снят с предохранителя. Просто нажми на курок». Разумеется, у пистолета ТТ предохранителя как отдельного механизма нет, и нажимать надо на спуск.
  • Клиффхэнгер — Соловьёв успешно выходит из комы в своём времени. Ура, получилось вернуться? Да не совсем: нам дают понять, что в 2011 году в теле Соловьёва-младшего очнулся его отец.
  • Светлое советское прошлое — оно самое.
  • Пилотная серия — первый эпизод смотрится ощутимо слабее остальных: хромают и режиссура, и операторская работа, и озвучка. Похоже, сцены, уже отснятые для «демки», решили не переснимать, что выглядит довольно странно: начиная со следующего эпизода сериал ощущается значительно дороже и качественнее.
  • Реникса — свидетельница описала иномарку, на которой вывозились улики: машина марки «Гога» (Ford).
  • Так всё и было — многочисленные пасхалки с историческими личностями:
    • Юному Филиппу Киркорову Соловьёв подарил пластинку Аллы Пугачёвой.
    • Владимиру Высоцкому он подсказал фразу «Вор должен сидеть в тюрьме».
    • Съёмки трёхсерийного фильма «Малая земля» приоисходили совсем не гладко: исполнителя главной роли и режиссёра пришлось менять.
    • На съёмках побывал и Федя Бондарчук, которому было скучно, и он сидел в сторонке, читал «Обитаемый остров».
  • Творчество меняет реальность — когда десятилетний Миша Соловьёв пишет в сочинении, что хочет стать врачом, Соловьёв-взрослый и Рыжий вместе с ним начинают рассыпаться в пыль. Но Миша зачёркивает «врачом» и упрямо пишет «милиционером».
  • Убийства не было — в одной из серий были отравлены мышьяком рыночные торговцы с Кавказа, продающие цветы. Подозрение падает на конкурентов, и крысиный яд у них нашёлся… но нет: погибшие сами виноваты в своей смерти — подкрашивали цветы украденной из воинской части краской с мышьяком.
  • Фактически отдельное произведение — номинально сериал является адаптацией британского сериала «Жизнь на Марсе», но сюжетно с ним почти не перекликается. Прошлое-то у нас с англичанами сильно разное…
  • Хуцпа — Рыжий в этом не знает равных! Прийти в отделение милиции под видом очевидца, назваться именем напарника Михаила из 2011 года и праведно возмущаться, когда «неадекватный» сотрудник полезет с кулаками? То, что надо!
Читайте также:  Как понять луна восходящая или

Обратная сторона Луны 2 (2016) [ править ]

Именно так: продолжение было заявлено не как второй сезон, а как новая часть. Премьера в России состоялась 5 декабря 2016 года. До этого сериал был показан на финском телеканале Yle.

Сюжет [ править ]

Михаил Соловьёв после событий первого сезона выходит из комы, но оказывается в альтернативном 2011 году. СССР процветает и включает новые республики, советская космонавтика доросла до пилотируемых полётов на Марс. В новой реальности Михаил служит простым участковым, и у него есть жена и дочь. Маньяк Рыжий также приходит в себя в новом мире. Теперь по паспорту он — Евгений Борисович Павлов, заслуженный учитель СССР.

Источник

Adblock
detector