Обратная Сторона Луны — внезапно хороший российский сериал
Знакомый сюжет: человек будущего своими руками меняет прошлое и – собственное настоящее. Потому что хозяин своей судьбы. Кто же он? Янки при дворе короля Артура? Нет. Мартин Пэддуэй – «Да не опустится тьма»? Тоже нет. Фрай из «Футурамы»? Опять мимо. Марти МакФлай? И не он. И не Рик, и не Морти. И даже не Сэм Тайлер из британского сериала «Жизнь на Марсе», где полицейский детектив современного Манчестера попадает в Манчестер 1973 года. Хотя это уже близко к капитану Соловьёву из российского сериала «Обратная сторона Луны» .
Итак, не Сэм, а Михаил, не Манчестер, а Москва, не 1973-й, а незабвенный 1979 год . Высоцкий… живой. «Это я – Эдичка» дебютировал в литературе. Перестройка не за горами, но ещё вдалеке. И нигде, сколько не ищи, нет мобильных телефонов.
Михаил Соловьёв (Павел Деревянко) – идеально правильный мент. Этим словом он, кстати, изрядно удивил своих новых соратников из 1979-го (оно ещё не было сильно в ходу, чаще говорили «мильтон»). Крутой капитан полиции. Честный, справедливый, решительный. Добрый, но умеющий быть жёстким (это часто пригождается). Естественно, у него имеется архивраг, антигерой, воплощение зла на земле. Гость из ада, рыжий Воланд. По паспорту он Николай Павлов, но никто его так не зовёт: просто – Рыжий. Маньяк, серийный убийца, за что и разыскивается российской полицией.
В погоне за ним Соловьёв разбивается на машине в 2011 году и приходит в сознание в 1979-м. В физической оболочке своего отца – тоже Михаила Соловьёва, капитана советской милиции. Одновременно с ним переносится в прошлое Рыжий, но по-другому – в собственной плоти-крови. Битва титанов, добра и зла, прошлого и будущего – продолжается в безвременном отрезке. Тела героев пребывают на грани жизни и смерти в российской больнице в 2011-го. Сами герои бьются не на жизнь, а на ту же смерть в СССР 1979-го.
Соловьёв ошарашен: всё не так, всё «какое-то старое». Рыжий быстро ориентируется: люди здесь наивные, прямо раздолье хитроумному садисту-убийце. Но интересно зрителю не столько их фантастическое противостояние или психологические игры. В какой-то момент вездесущесть рыжего демона и его «вненаходимость» по Бахтину даже начинает раздражать. Да-да, Соловьёв один его видит и понимает опасность, исходящую от монстра. А все другие «враги и такие мудаки». Да и актёр, играющий Рыжего ( Иван Шибанов ), по правде говоря, слегка, так ненавязчиво, переигрывает – или, может, так и надо играть тех, кто вечно хочет зла? Вечно сумасшедшие глаза, голос срывается… Нет, смотрим мы сериал ради другого.
Нравится нам не античный поединок. И не вымученная любовная линия. И даже не что-то из американской фантастики: типа, вот он любит её, медсестру Катю 1979-го, а вот она же главврач 2011-го, вытаскивает его из комы… Это, конечно, очень интересно и увлекательно. Но есть много американских сериалов, где такие вещи обставлены более впечатляюще.
Нет, мы включаем серию за серией ради таких простых, таких далёких и близких реалий Москвы семидесятых. Ради «Высоцкий… Живой!» или «Товарищ милиционер» – произнесённого дружелюбно и уважительно. Мы ведь смотрим на всё это удивлёнными глазами Соловьёва. Который так же обалдевает от того стиля жизни, тех наивно-замедленных темпов и привычек того времени. С ним так легко себя проассоциировать. Начинаешь сравнивать, думать, как поступил бы сам, а от экрана так и веет ностальгией. Создатели сериала (режиссёр Александр Котт, сценаристы Александр Щербаков, Ирина Пивоварова, Сергей Калужанов) с явной теплотой относятся и к этому времени, и к советской милиции.
Нет, мы включаем серию за серией ради таких простых, таких далёких и близких реалий Москвы семидесятых. Ради «Высоцкий… Живой!» или «Товарищ милиционер» – произнесённого дружелюбно и уважительно. Мы ведь смотрим на всё это удивлёнными глазами Соловьёва. Который так же обалдевает от того стиля жизни, тех наивно-замедленных темпов и привычек того времени. С ним так легко себя проассоциировать. Начинаешь сравнивать, думать, как поступил бы сам, а от экрана так и веет ностальгией. Создатели сериала (режиссёр Александр Котт, сценаристы Александр Щербаков, Ирина Пивоварова, Сергей Калужанов) с явной теплотой относятся и к этому времени, и к советской милиции.
Где-то даже впадают в преувеличения. «Ты с ума сошёл, Соловьёв?! Ворвался без ордера, избил подозреваемого!» Ага-ага, конечно. Вообще-то, именно в 1979-м ходил анекдот: «Как из зайца сделать слона? Отведите в дежурную часть. Через полчаса: «Я слон, я слон, только не бейте. » Хотя, с другой стороны – смотря с чем сравнивать… Общее отличие подмечено точно.
Но авторы не идеализируют того времени. Они любят тех людей. Первые слова, которые слышит Соловьёв, попав в прошлое: «Вам помочь?» Но не ту систему. Облик властителя СССР, данный на образе партийного секретаря Трофимова, не привлекает – это очень мягко говоря. Связь трофимовских времён, протянутая от жестокого партбосса-деда к юному негодяю-внуку – грустная история СССР/России. По-своему олицетворяет её и Рыжий – в 1979-м психически нестабильный мальчик Коля, будущее которого написано на лбу.
Соловьёв знает грядущее, и его грузит отчаяние от невозможности изменить генеральное течение. «Дурак ты дурак», – вздыхает он на крик арестованного антисоветчика: мол, надо только убрать коммунистов, и наступит небо в алмазах. Общее он не может изменить, но человек – всё-таки властитель своей судьбы, и Соловьёв меняет частное. Благодаря ему жизнь становится чуть светлее, чуть лучше. Хотя бы в мелочах: вот не подонок Трофимов-младший стал главврачом, а милая медсестра прошла карьерный путь до самых верхов, потому что он её спас. Что до Карла, то сам виноват: «Сволочь. Перевоспитывать поздно». И так далее. А в таких мелочах – сама жизнь, само общее.
Источник
Обратная сторона Луны
Детектив
Попаданцы