Меню

Обратная сторона луны часы соловьева

Кто старое помянет

В советском сериале для детей «Гостья из будущего» есть примечательный момент. Московский школьник Коля Герасимов, который пошел за кефиром, а попал в будущее, первым делом натыкается в Москве 2084 года на словоохотливого старичка-долгожителя, который принимает его за ряженого, специально для карнавала напялившего старинную школьную форму и раздобывшего ретро-авоську. «Авоська у тебя, мальчик, правильная, а вот школьная форма в мое время была не такая!» Ушлый Коля предпочитает затихариться и со старичком не спорить, хотя форма-то на нем подлинная. У старичка просто аберрация памяти, прошлое представляется ему не таким, каким было на самом деле. Прошлое — а вовсе не будущее — всегда «прекрасное далёко» с ударением на первом слове. Помним мы его смутно, память допускает искажения, но предпочитает былое идеализировать.

Обратная сторона луны. Реж. Александр Котт, 2012

В таком вот идеализированном прошлом, ностальгической его проекции, сладком воспоминании — оказывается персонаж нового сериала «Обратная сторона Луны», капитан полиции Соловьев, сбитый машиной в 2011 году и очнувшийся в Москве 1979 года. В этой игрушечной Москве из детского сна ездят машины, сверкающие яркой желтой краской, не бывает плохой погоды, и все магазинные вывески написаны одинаковым шрифтом. Улочки тут чистые и уютные, как Абрикосовая и Виноградная из советского шлягера: «А не на этих улочках — тогда на Луговой с любовью встречусь первою, негаданной, нежданною, и вновь к пробитой полночи я буду сам не свой». В изображении этого псевдо-прошлого бесполезно искать ляпы и изъяны, потому что оно лишь условная проекция сознания героя. На эту условность все время намекают создатели сериала, еле заметно заполняя второй план сюрреалистическими странностями. То вышедший из кабинета в коридор Соловьев вдруг повиснет на стене, как заправский Человек-паук, то училка вдруг проскачет по школьному коридору вприпрыжку, то КГБ-шники залезут на деревья и затаятся в засаде среди ветвей, как какие-то сказочные персонажи. Авоська правильная, и песни по радио те же, только школьная форма совсем другая.

Обратная сторона луны. Реж. Александр Котт, 2012

В оригинальном сериале BBC «Жизнь на Марсе» (2007), римейком которого является наша «Луна», персонажа Джона Симма тоже забрасывало в только он оказывался в далеко не идеальном прошлом. В манчестерской полиции царили грубые нравы, еще не изжитые грядущей политкорректностью. И гость из цивилизованного будущего, принимался за дело, засучив рукава: учил копов из каменного века чтить букву закона, не избивать подозреваемых на допросах, не вламываться в чужие дома без ордера, не подтасовывать улики и не допускать шовинизма в отношении коллег женского пола. Русская версия сериала выглядит куда радикальнее. И не только потому, что Соловьев (Павел Деревянко), к ужасу советских милиционеров, сам творит беспредел на задержаниях, как это принято в нашем диком настоящем. Ушибленный капитан оказывается в прошлом буквально сам не свой. В 1979 году он становится собственным отцом — «не Михал Михалычем, а Михал Александровичем». Он — ходячий эдипов комплекс. Его собственная мать становится ему женой, и с этим надо как-то разбираться, но эдипальность не сводится тут к потенциальному инцесту. Соловьев, который пошел служить в полицию по стопам давно погибшего отца, вдруг понимает, что тот ему больше не авторитет. А это коренным образом меняет принятую в таких историях идеологию, сообщает ей необычайную тревожность, превращая бытование Соловьева в непрерывную истерику. В классическом фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1964) молодой человек из поколения шестидесятников вдруг понимает, что стал старше своего отца — тот погиб на войне в 21 год, но его авторитет остается для сына незыблемым, ведь отец все в своей жизни сделал правильно — спас, защитил, отстоял свою страну и будущее сына. Соловьев же переживает в своем сознании не гамлетовский кризис, когда «распадается связь времен» — связь прочна как никогда: из будущего к нему взывают из каждого утюга — с ним случается кое-что похлеще: гибель идеала. Что-то, видно, наши отцы сделали в свое время не так, где-то изрядно напортачили, коль скоро мы оказались там, где оказались — в нашем неидеальном настоящем, где вынуждены расхлебывать последствия принятых ими решений. А путь Соловьева-младшего в шкуре старшего усеян все теми же граблями, на которые он отчаянно не хочет наступать.

Читайте также:  Ритуалы магии убывающей луны

Обратная сторона луны. Реж. Александр Котт, 2012

В финале «Гостьи из будущего» Алиса Селезнева предсказывала ученикам московской школы их счастливую судьбу — пройдет и все они станут успешными людьми, живущими в прекрасной стране: спортсменами, киноактерами, писателями, изобретателями — да хоть довольными своей участью домохозяйками. Но тот же финал существует в самостийной народной переозвучке, где дела у тогдашних школьников нынче обстоят совсем иначе. В этой фольклорной версии один стал сбежавшим в Лондон олигархом, у которого на родине отжали бизнес силовики, другая бесноватой монахиней, борющейся против введения ИНН и переписи населения, третий — криминальным авторитетом, застреленным в в бандитской разборке, четвертый — коррумпированным чиновником, а пятый эмигрантом. «Прекрасным далёко» становится при таких раскладах прошлое. Туда Соловьев возвращается, чтобы все исправить — вот такая у нас нынче пошла ностальгия.

Источник

В сериале «Обратная сторона Луны-2» оригинально показали «СССР наших дней»

На Первом канале стартовал 2-й сезон сериала «Обратная сторона Луны». Главному герою довелось вернуться в дни сегодняшние, но «параллельного мира, в которых, по прежнему, процветает единый Советский СОЮЗ, и не было перестроек, Горбачёва, распада СССР. Но и негативов 80-х (дефицита, пустых прилавков и др.) тоже нет – всё вполне благополучно!

Неоднократно анонсированный 2-й сезон весьма оригинального сериала «Обратная сторона Луны» – стартовал на Первом канале телевидения.

Событие – достаточно неординарное. Если в первом сезоне главный герой Михаил Соловьёв (роль которого исполняет актёр Павел Деревянко), волею авторов «угодил» в «советское прошлое» — примерно 1979 год, то теперь он по сюжету попадает в ещё более любопытную среду – «советское настоящее». А точнее – в дни «как бы сегодняшние», но при этом СССР по-прежнему процветает, и нет никакого предпринимательства и других «достояний капитализма».

При этом, следует отметить, «СССР наших дней» «нарисован» достаточно мажорными красками. В стране нет дефицита, но есть собственные достижения. И если в одних областях технического прогресса «альтернативный Советский Союз» уступает западному миру, то в других явно опережает, в том числе и в быту.

Только — один пример. В этой фантазии о современном социалистическом мире у советских людей нет удобных мобильных телефонов-смартфонов, а лишь его «будильникоподобные» карманные аналоги, естественно, отечественного производства.

Зато «спальникам управляемого сна» «made in USSR» завидует весь остальной, «свободный демократический мир» и ради того, чтобы облачиться в такой напичканный электроникой спальник и погрузиться в целебный сон, даже североамериканцы готовы бежать из своей процветающей страны насовсем.


Впрочем, у главного героя нет времени сравнивать достоинства «того» и «этого» «настоящего» – ему предстоит жить в той стране и среде, куда довелось попасть, и вместо полиции служить в милиции (хотя в профессиональном смысле особой разницы здесь нет).

И великую свою миссию герой П. Деревянко видит в том, чтобы обезвредить рыжего суперманьяка, вместе с ним перекочевавшего из современной России в «современный СССР»…

А фильм-сериал – действительно оригинальный, колоритный и буквально пронизан «позитивной иронией».
Единственная в стране пластиковая банковская карта — «сберкарта» — является заветным «золотым ключиком» к материальным благам «самого справедливого на Земле советского общества». И нет в Москве никакого Храма Христа Спасителя, но вместо него функционирует величественный Музей Космостроя (кстати, на Марс, оказывается, первыми слетали советские космонавты).

Источник

Татьяна Алешичева о втором сезоне «Обратной стороны Луны»

Спустя четыре года после выхода первого сезона «Обратной стороны Луны», сделанной по образцу британской «Жизни на Марсе», Первый канал выпустил ее продолжение, в котором вместо ностальгического путешествия во времени настоящая антиутопия — вроде «Бразилии», только про нас

«Жизнь на Марсе» (2006) — история манчестерского копа (Джон Симм), который попал под машину в 2006-м, а очнулся в 1973-м, где снова поступил на службу в полицию,— была не просто милым ностальгическим проектом, а шоу с идеей. Идея заключалась в том, чтобы противопоставить замшелому средневековому прошлому блистательное настоящее с его развитыми технологиями и превращением общественной морали в сплошную политкорректность. В тухлые 1970-е в манчестерском полицейском участке царил позорный харрасмент по отношению к коллегам женского пола, копы вламывались к подозреваемым без ордера, лупили их на допросах и подбрасывали улики. И главное — все это считалось нормальным. Гость из будущего, понятное дело, боролся с беспределом коллег что есть сил.

Читайте также:  Наколка волк воющий луну

Российский ремейк, в полном соответствии с местными реалиями, повествовал об обратном. Капитан московской полиции Соловьев (Павел Деревянко), взрослея в 1990-е, насмотрелся всякого, и для него съездить по морде задержанному, который томится в полицейском «обезьяннике»,— в порядке вещей, к вящему изумлению советских милиционеров. Прошлое, куда он попадает,— 1979 год, СССР на пике застоя, показанный таким, как Соловьев его помнит: сильно приукрашенным и идеализированным. Почивший Советский Союз в ретроспекции, в преломлении сознания ушибленного Соловьева, и есть царство всеобщей справедливости, земля обетованная, которую мы потеряли.

Первый сезон «Луны» с его скепсисом в отношении общественного прогресса и ностальгией не по моде и поп-культуре, а по рассыпавшемуся в прах социальному строю, вышел одним из самых любопытных сериальных ремейков, побив, пожалуй, даже американское переложение «Марса» с Харви Кейтелем. Второй сезон идет дальше и развивает ту же тему — только в сатирическом ключе: трава, которая раньше и так была зеленее, засияла теперь безумными оттенками, что твой Изумрудный город. Соловьев совершает еще одно путешествие во времени. Но теперь он попадает не в умозрительное советское прошлое, а в альтернативную реальность, настоящий Небесный Совок — Москву 2011 года, при условии, что колосс на глиняных ногах не рухнул в 1991-м, а благополучно существует по сей день в статусе сверхдержавы. Перед нами полноценная антиутопия — вроде «Бразилии», только про нас. Над Москвой летает воздушное такси (есть и воздушное ГАИ), мы давно покорили Марс (привет, Джон Симм!), победили ядовитую буржуазную отраву в виде жвачки, курева и чипсов, присоединили Финляндию в качестве 23-й советской республики и построили институт мозга, где научились вычислять маньяков в нежном возрасте и перепрограммировать в приличных граждан. Правда, вместо мобильных телефонов у нас деревянные «карманные» на четырех батарейках, притом что в универмаге дают по три батарейки в одни руки и за ними надо стоять очередь. Легендарный советский диктор Анна Шатилова зачитывает из телевизора сводки новостей про жителей загнивающего Запада, которые наперебой просят у нас политического убежища, а в «Песне года» выступает седой Макаревич и со злым лицом поет что-то про березы. Страной руководит поджарый моложавый генсек в сером тренче военного образца — такие обычно по вкусу диктаторам, но этот навскидку всего лишь умеренный безвредный солдафон, окруженный расторопными референтами. Граница на замке, парфюмерия в дефиците, зато в стране существует собственная единая платежная система — сберкарты, госслужащим дают обязательные выходные для отдыха от служебного «выгорания», и еще мы победили бессонницу, изобретя «спальники», транслирующие психоделические сны. Первое время Соловьев с непривычки озирается и хлопает глазами, как Незнайка на Луне, пока не понимает, что намутил все это он сам, кардинально поменяв что-то в прошлом своими хождениями во времени, как та бабочка, которая вызвала цунами. Заодно он привел в идеальный мир маньяка — своего заклятого врага Рыжего (Иван Шибанов) — этот персонаж, надо признать, срисован пополам с Мориарти и Джокера, но творит зло без затей, монотонно отравляя жизнь Соловьеву и его близким — домочадцам и сослуживцам. Временами сценаристов заносит и сериал напоминает странный гибрид легендарного полицейского процедурала «Следствие ведут знатоки» и мультфильма «Тайна третьей планеты», но тем он и любопытен. Как из песни про Россию не выкинешь слова «березы», так из наших биографий не выкинешь аббревиатуру «СССР», а из нашего воображения — фантазию о том, каким бы стало это государство, если бы бабочка не хлопнула крыльями.

Источник

«Обратная сторона Луны»: секреты съемок и киноляпы в сериале

Российский сериал «Обратная сторона Луны» – фантастический детектив про путешествия во времени. Это весьма вольная адаптация британского проекта «Жизнь на Марсе». Было снято два сезона, которые вышли на телевизионный экран в 2012 и 2016 годах. Главную роль сыграл Павел Деревянко , известный к тому времени по картинам «Ехали два шофера», «Участок», «Девять жизней Нестора Махно».

Читайте также:  Луна роудс кто это

Сюжет

1 сезон. Лейтенант полиции Михаил Соловьев ловит жестокого маньяка по прозвищу «Рыжий». В день запланированного ареста преступника Соловьев получает известие о смерти отца. В ходе поимки Рыжего лейтенант попадает в аварию и оказывается в Москве 1979 года, причем в теле собственного отца. Но физически он находится в больнице, в настоящем времени. Оказавшись в советском прошлом, Соловьев работает милиционером. Ему необходимо понять: для чего он проживает чужую жизнь. Только тогда он сможет вернуться «назад в будущее».

В ролях: Павел Деревянко, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Иван Шибанов, Карина Разумовская, Евгений Богомолов, Олег Алмазов, Татьяна Чердынцева.

2 сезон. В результате событий, о которых рассказывается в первом сезоне, Соловьев выходит из комы. Он возвращается в Москву 2011 года. Но это оказывается альтернативная реальность. Советский Союз не распался. Страна добилась больших успехов в медицине, спорте. Советские космонавты даже слетали на Марс. У Михаила в этой версии жизни есть жена и дочь.

В ролях: Павел Деревянко, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Иван Шибанов, Анатолий Горячев, Михаил Грубов, Сергей Карякин, Дмитрий Горевой, Максим Виторган, Алёна Константинова.

Съемки и показ

Подготовительная работа к съемкам первого сезона длилась пять лет. Ею лично руководил режиссер картины Александр Котт . Сценарий BBC «Жизнь на Марсе» был переделан под реалии советского прошлого. Съемки московских улиц 1979 года проходили в Минске. Там не было столько рекламы и новодела, как в российской столице. Создателям фильма в реконструкции прошлого очень помогла книга Леонида Парфенова «Намедни».

Премьера картины состоялась в ноябре 2012 года на Первом канале и получила хороший зрительский отклик. Рейтинг сериала на КиноПоиске сегодня – 7,7.

Москва 2011-го во втором сезоне – это тоже Минск, только измененный с помощью компьютерной графики. Часть сцен снимали в Борисове. Жители и знатоки белорусской столицы без труда угадывают знаковые минские здания и отдельные уголки города и района. Например, Национальную библиотеку Беларуси, превращенную в московский Институт мозга альтернативного 2011 года. В сериале к зданию добавили солнечные батареи, а вместо книгохранилища в форме алмаза, «приделали» огромных размеров мозг. Получилось футуристично.

Сериал был снят в 2014 году. Премьерные показы прошли в 2016-м на финском и белорусском телевидении. 5 декабря 2016 года началась демонстрация картины на Первом канале, но она была прервана по причине низкого рейтинга просмотров. Продюсер Александр Цекало в интервью предположил, что фильм проиграл «Тайнам следствия», премьерные серии которых шли параллельно на канале Россия. Однако на телеканале «Пятница» Обратная сторона Луны 2″ заняла пятое место в рейтинге программ за март. Рейтинг сериала на КиноПоиске сейчас – 6,7.

Киноляпы

Несмотря на серьезную подготовку съемочной группы к первому сезону, зрители и критики нашли в нем немало неточностей, касающихся мелочей советской действительности. Вот несколько забавных киноляпов в завершение рассказа о сериале.

В трубке телефона-автомата после неверно набраного номера милиционер услышал: «Такого номера не существует». На самом деле тогда в этом случае раздавались длинные гудки.

На отрывном календаре в кадрах картины 1 сентября 1979 года – воскресенье, а на самом деле должна быть суббота.

У фарцовщика, который продает пластинки зарубежных исполнителей, есть пластинка группы «АББА». Но она была выпущена только в 1982 году.

Психиатр Илья Абрамович Сорокин в разговоре о Брежневе, утверждает, что для политика 67 лет – это расцвет. Однако Леонид Ильич Брежнев родился в 1906 году. Следовательно, в 1979 году ему было уже 73.

Один из сотрудников милиции собирает кубик Рубика. Но эта головоломка появилась в Советском Союзе лишь 1981 году.

Друзья, сериал «Обратная сторона Луны» на телеканале Русский Бестселлер начнется с 21 сентября. А на следующей неделе – «Обратная сторона Луны 2». Следите за программой!

Читайте и другие статьи о кино по ссылкам:

С пасибо за внимание. Подписывайтесь на канал, вместе обсудим все самое интересное!

Источник

Adblock
detector