«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Тема:
«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»
Тип урока: комбинированный
Цели:
- на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
- анализировать поступки детей, их поведение в природе;
- развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
Задачи:
Обучающие. Проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.
Развивающие. Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.
Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tv-vu_prishvina..doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы по теме «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» для 6 класса
Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши
Тип урока: комбинированный
- на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
- анализировать поступки детей, их поведение в природе;
- развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
Обучающие: — проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.
Развивающие: — совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.
Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.
Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число и тему урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». А для начала мы вспомним особенность творчества Пришвина, вокруг чего он строил свое произведение?(Природа и человек, прослеживается взаимосвязь)
III. Работа над содержанием произведения.
Ваша цель – быстро и правильно ответить на заданные мною вопросы.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
1)Какими вы видите главных героев сказки-были? Давайте попробуем сделать кластер о внутренних чертах Митраши и Насти.
2)Как автор относится к детям?
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?
( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)
Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 121 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)
6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 123 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).
7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)
8)Какое событие является завязкой повествования?
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
10) Какую роль в развитии событий играет природа?
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.
III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.
1 эпизод — “Митраша в беде”.
-Как природа предупреждает мальчика об опасности?
(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.
2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)
-Как животные реагируют на появление детей в лесу?
(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)
IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”
(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).
1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?
1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65
2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?
5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?
— Так что же такое кладовая солнца? ( Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек — «мудрый хозяин».)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. ( Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).
Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?
Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»
Итак, внимание на экран.
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)
3. Решить кроссворд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в.
Тема урока «Заветы М.Пришвина». Место данного урока в системе уроков — итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы.
Разработка построена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в .
Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием .
Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению.
Анализ произведения М.Пришвина «Кладовая солнца".
Источник
Проблема выбора пути в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственный характер взаимосвязи человека с природой.
Проблема выбора пути в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца» — это не просто выбор дороги на развилке в лесу, а проблема выбора между безотчетным следованием традициям и — уважением традиций, но и анализом каждой ситуации. Герои сказки-были Настя и Митраша рано осиротевшие дети в наследство которым от родителей осталось небольшое хоз-во в деревне и наказы родителей о самом простом, житейском что им пригодится в жизни. В обычное время проблема конфликта взглядов на следование традициям не проявляется потому, что вести хоз-во представляется только так как делали родители и нет необходимости что-то менять и анализировать. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду, Настенька — вела хозяйство: кормила животных, готовила, стирала, убирала — иными словами каждый из них выполнял ту работу, которую выполнял каждый из родителей. Чтобы определить позицию Митраши на следование традициям автор описывает нам случай, когда отец рассказал о компасе, и ребенок, собираясь в лес за клюквой берет его с собой, но не потому что боится заблудиться а потому, что так делал отец. Настя же в свою очередь не смотря на хорошее знание леса и компас не полагается только на опыт родителей и предположив что можно заблудится взяла с собой картошки. На протяжении всего пути до развилки мы можем видеть как часто Митраша опирается на слова отца: «— Что это? — спросила обрадованная Настя. — Отец говорил: это . », «— А зачем так?
— Отец говорил: . ». В этом эпизоде читатель может наблюдать как сильно Митраша верил во все что говорил ему отец, насколько безотчетны его действия. Впервые остро вопрос столкновения взглядов встает на первой развилке, но немного позлившись Митраша все-таки соглашается пойти туда, куда звала его Настенька, но только от того, что она его очень попросила и только. Однако во второй раз это уже его не остановило. Вера в слова отца о том, что надо идти на север так сильна в нем, что ничто не не может убедить его отступить от нее. Однако Настенька придерживается других взглядов: «— мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут.» При этом автор очень красочно описывает природу. И не просто природу — место действия, а природу — живую, говорящую с героями, предупреждающую детей об опасности, передает настроение героев: во время спокойной прогулки по лесу — «. слышим эти звуки, и знаем их, и различаем, и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать.»; после расставания героев на развилке — «И самец быстро перебежал по мостику остальной путь до Косача и со всей силой долбанул его. Как ошпаренный метнулся Косач к улетающим тетеревам, но разгневанный самец догнал его, вырвал, пустил по воздуху пучок белых и радужных перышек и погнал и погнал далеко.» Но автор не ограничивается этим эпизодом, он ставит Митрашу в критичное положение, когда сама природа уводит его с выбранного направления («Но самое главное: он увидел, что совсем близко, по той стороне поляны, змеилась высокая трава белоус — неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север . ») но даже тогда «Мужичек в мешочке» не отступает от своих убеждений чуть было не утанул в болоте.
В конце путешествия Митраша после урока в лесу, стал мужественней, стал крепче держаться за свою сестру, оберегать ее и защищать. А Настенька больше не стала жадничать и отдала всю клюкву бедным детям. Благодаря этому путешествию дети прошли урок, благодаря которому они изменились и запомнили все эти события на всю жизнь.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Проблема выбора пути в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственный характер взаимосвязи человека с природой.
Проблема выбора пути в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственный характер взаимосвязи человека с природой.
Проблема выбора пути в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственный характер взаимосвязи человека с природой.
Источник