Меню

Ночь крещенская морозна будто зеркало луна

«Ночь крещенская морозна…» А. Фет

Ночь крещенская морозна,
Будто зеркало – луна.
«Побегу: еще не поздно,
Да боюсь идти одна».

– «Я, сестрица, за тобою
Не пойду – одна иди!»
– «Я с тобою, – за избою
Наводи да наводи!»

Ничего: пес рябый ходит,
Вот и серый у ворот…
И красавица наводит –
И никак не наведет.

«Вижу, вижу! потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять…
Заструились, покачнулись,
Стало три опять.

Ну, захочет почудесить?
Со страстей рехнуся я…
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
Чешуя как чешуя…

Вот одиннадцать – всё лица!
Вот собаки лай и вой…
Чур меня. » – «Ну что, сестрица?»
– «Раскрасавец молодой!»

Дата создания: 1842 г.

Анализ стихотворения Фета «Ночь крещенская морозна…»

Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла «Гадания», сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего – веселые и юные «сестрицы», которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий. Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении «Помню я: старушка няня…», где их заменяет лирический герой. В тексте «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…» присутствует самая отважная из участниц, поскольку ритуал требует одиночества и тишины.

Открывает стихотворение краткая зарисовка природы, в которой фигурируют излюбленные доминанты фетовского пейзажа – ясная луна и мороз. Яркое и хорошо различимое ночное светило сравнивается с зеркалом. Троп предваряет смену тематики, в центре которой – очередная попытка узнать будущее. В «Ночи крещенской…» сестры задумали гадать на луну: глядя в ее зеркальное отражение, можно увидеть жениха.

Фрагмент разговора, открывающий стихотворение, указывает на количество участниц – их три. Исполнительница ритуала просит поддержки у товарок. Одна из подруг отказывается помочь, другая соглашается при условии, что останется стоять за избой.

Вторая часть произведения посвящена фантастическому видению, которое почудилось красавице в лунном отражении зеркальца. Ирреальному художественному пространству противопоставлен обыденный вид улицы с парой сторожевых собак. В зеркале все иначе: загадочные фигуры то множатся, то исчезают. Сначала девушка насчитывает пять таинственных «лиц», затем их количество уменьшается до трех, а в концовке возрастает до одиннадцати. Чешуя, о которой упоминает гадающая, позволяет предположить, что среди ликов возникает змея. Визуальные образы дополняются звуками собачьего лая и воя. Фантасмагорическая картина устрашает девушку, и она поспешно завершает обряд.

Участница ритуала считает, что заметила в зеркале «раскрасавца» –суженого. Открытый финал не конкретизирует, насколько правдиво это утверждение.

Детали видений, которые почудились смелейшей из «сестриц», перечислены в стихотворении Ходасевича «Гадание». Тень на стене, пляшущая перед лирическим субъектом, напоминает проделки шута – черта, которого боятся героини раннего цикла Фета.

Источник

Ночь крещенская морозна будто зеркало луна

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Стихотворения А. А. Фета про святочные гадания.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.

Читайте также:  Как если бы ты пылал весь изнутри под кожей у тебя сияние луны

Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня…
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!

Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!

Ленты да радуги, ярче и жарче дня…
Дух захватило в груди…
Суженый! золото, серебро. Чур меня,
Чур меня — сгинь, пропади!

«Полно смеяться! что это с вами?
Точно базар!
Как загудело! словно пчелами
Полон анбар».

«Чу! не стучите! кто-то шагает
Вдоль закромов…
Сыплет да сыплет, пересыпает
Рожь из мешков.

Сыплет орехи, деньги считает,
Шубой шумит,
Всем наделяет, всё обещает,
Только сердит».

— «Ну, а тебе что?» — «Тише, сестрицы!
Что-то несут:
Так и трясутся все половицы…
Что-то поют;

Гроб забивают крышей большою,
Кто-то завыл!
Страшно, сестрицы! знать, надо мною
Шут подшутил».

Ночь крещенская морозна,
Будто зеркало — луна.
«Побегу: еще не поздно,
Да боюсь идти одна».

— «Я, сестрица, за тобою
Не пойду — одна иди!»
— «Я с тобою, — за избою
Наводи да наводи!»

Ничего: пес рябый ходит,
Вот и серый у ворот…
И красавица наводит —
И никак не наведет.

«Вижу, вижу! потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять…
Заструились, покачнулись,
Стало три опять.

Ну, захочет почудесить?
Со страстей рехнуся я…
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Чешуя как чешуя…

Вот одиннадцать — всё лица!
Вот собаки лай и вой…
Чур меня. » — «Ну что, сестрица?»
— «Раскрасавец молодой!»

Помню я: старушка-няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи,

И на картах выходили
Интересы да почет.
Няня, няня! ты ошиблась,
Обманул тебя расчет;

Но зато я так влюбился,
Что приходится невмочь…
Погадай мне, друг мой няня,
Нынче святочная ночь.

Что, — не будет ли свиданья,
Разговоров иль письма?
Выйдет пиковая дама
Иль бубновая сама?

Няня добрая гадает,
Грустно голову склоня;
Свечка тихо нагорает,
Сердце бьется у меня.

Перекресток, где ракитка
И стоит и спит…
Тихо ветхая калитка
За плетнем скрыпит.

Кто-то крадется сторонкой,
Санки пробегут —
И вопрос раздастся звонкой:
«Как тебя зовут?»

Что-то последнее время мне приходят в голову шальные мысли: «Уж не погадать ли мне перед Крещением?» Ведь мужчины тоже могут гадать на святки и на судьбу вообще и на женитьбу. Но. СТРААААААШНО! =)=)=)

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (149)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (13)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2333)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (111)
  • Дальние страны (1168)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (531)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (263)
  • Земля (140)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (672)
  • Истории любви (183)
  • ИСТОРИЯ (2284)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1115)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (247)
  • Легенды и мифы (167)
  • ЛИТЕРАТУРА (255)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (187)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (516)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (29)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (51)
  • Москва (73)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (608)
  • Облака (14)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (250)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (194)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (751)
  • Праздники (52)
  • Притчи (34)
  • Проза (474)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (202)
  • Психология (80)
  • Птицы (213)
  • Растения (119)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (103)
  • Россия (1180)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (112)
  • Символы (159)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (76)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1544)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (212)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (179)
  • Фотографии (520)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (771)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
  • ЭПОХА СССР (403)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также:  Звезды луна цветы гифки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Афанасий Афанасьевич Фет. «Ночь крещенская морозна…»

Понедельник, 11 Сентября 2017 г. 12:02 + в цитатник

Афанасий Афанасьевич Фет

Ночь крещенская морозна,
Будто зеркало — луна.
«Побегу: еще не поздно,
Да боюсь идти одна».

«Я, сестрица, за тобою
Не пойду — одна иди!»
«Я с тобою,- за избою
Наводи да наводи!»

Ничего: пес рябой ходит,
Вот и серый у ворот…
И красавица наводит —
И никак не наведет.

«Вижу, вижу! потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять…
Заструились, покачнулись,
Стало только три опять.

Ну, захочет почудесить?
Со страстей рехнулся я…
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Чешуя как чешуя…

Вот одиннадцать — всё лица!
Вот собаки лай и вой…
Чур меня. » — «Ну что, сестрица?»
«Раскрасавец молодой!»

Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла «Гадания», сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего — веселые и юные «сестрицы», которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий. Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении «Помню я: старушка няня…», где их заменяет лирический герой. В тексте «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…» присутствует самая отважная из участниц, поскольку ритуал требует одиночества и тишины.

Открывает стихотворение краткая зарисовка природы, в которой фигурируют излюбленные доминанты фетовского пейзажа — ясная луна и мороз. Яркое и хорошо различимое ночное светило сравнивается с зеркалом. Троп предваряет смену тематики, в центре которой — очередная попытка узнать будущее. В «Ночи крещенской…» сестры задумали гадать на луну: глядя в ее зеркальное отражение, можно увидеть жениха.

Фрагмент разговора, открывающий стихотворение, указывает на количество участниц — их три. Исполнительница ритуала просит поддержки у товарок. Одна из подруг отказывается помочь, другая соглашается при условии, что останется стоять за избой.

Читайте также:  За какие органы отвечает луна

Вторая часть произведения посвящена фантастическому видению, которое почудилось красавице в лунном отражении зеркальца. Ирреальному художественному пространству противопоставлен обыденный вид улицы с парой сторожевых собак. В зеркале все иначе: загадочные фигуры то множатся, то исчезают. Сначала девушка насчитывает пять таинственных «лиц», затем их количество уменьшается до трех, а в концовке возрастает до одиннадцати. Чешуя, о которой упоминает гадающая, позволяет предположить, что среди ликов возникает змея. Визуальные образы дополняются звуками собачьего лая и воя. Фантасмагорическая картина устрашает девушку, и она поспешно завершает обряд.

Участница ритуала считает, что заметила в зеркале «раскрасавца»-суженого. Открытый финал не конкретизирует, насколько правдиво это утверждение.

Детали видений, которые почудились смелейшей из «сестриц», перечислены в стихотворении Ходасевича «Гадание». Тень на стене, пляшущая перед лирическим субъектом, напоминает проделки шута — черта, которого боятся героини раннего цикла Фета.

Источник

Ночь крещенская морозна…

Анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Ночь крещенская морозна…»

Поэтический текст 1842 г. вошел в первую редакцию цикла «Гадания», сформированную Аполлоном Григорьевым. Сейчас стихотворение печатается отдельно, однако особенности содержания, фольклорные мотивы, полифонизм формы позволяют рассматривать его в качестве органического компонента цикла. Героини последнего — веселые и юные «сестрицы», которые отважились перепробовать разные варианты святочных гаданий. Шумная стайка девушек не встречается лишь в произведении «Помню я: старушка няня…», где их заменяет лирический герой. В тексте «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…» присутствует самая отважная из участниц, поскольку ритуал требует одиночества и тишины.

Открывает стихотворение краткая зарисовка природы, в которой фигурируют излюбленные доминанты фетовского пейзажа — ясная луна и мороз. Яркое и хорошо различимое ночное светило сравнивается с зеркалом. Троп предваряет смену тематики, в центре которой — очередная попытка узнать будущее. В «Ночи крещенской…» сестры задумали гадать на луну: глядя в ее зеркальное отражение, можно увидеть жениха.

Фрагмент разговора, открывающий стихотворение, указывает на количество участниц — их три. Исполнительница ритуала просит поддержки у товарок. Одна из подруг отказывается помочь, другая соглашается при условии, что останется стоять за избой.

Вторая часть произведения посвящена фантастическому видению, которое почудилось красавице в лунном отражении зеркальца. Ирреальному художественному пространству противопоставлен обыденный вид улицы с парой сторожевых собак. В зеркале все иначе: загадочные фигуры то множатся, то исчезают. Сначала девушка насчитывает пять таинственных «лиц», затем их количество уменьшается до трех, а в концовке возрастает до одиннадцати. Чешуя, о которой упоминает гадающая, позволяет предположить, что среди ликов возникает змея. Визуальные образы дополняются звуками собачьего лая и воя. Фантасмагорическая картина устрашает девушку, и она поспешно завершает обряд.

Участница ритуала считает, что заметила в зеркале «раскрасавца»-суженого. Открытый финал не конкретизирует, насколько правдиво это утверждение.

Детали видений, которые почудились смелейшей из «сестриц», перечислены в стихотворении Ходасевича «Гадание». Тень на стене, пляшущая перед лирическим субъектом, напоминает проделки шута — черта, которого боятся героини раннего цикла Фета.

Источник

Adblock
detector