А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
Работа состоит из 2 частей. Часть 1 включает задания А1 – А21. К каждому из них дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состоит из заданий В1 – В4. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ оценивается одним баллом. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Максимальное количество баллов – 25. Желаем успеха!
Вариант 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кухОнный 2) позвОнит 3) экспЕрт 4) обеспечЕние
А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) с тремя подругами
2) кратчайший путь
3) все директора гимназий
4) самый интереснейший
А3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Сколько нечестных людей работают в органах власти, получивших прекрасное образование.
2) Замороженные плоды сохраняют витамины в течение полугода.
3) Это был человек, предпочитающий открыто выражать свои эмоции.
4) Некоторые из фигуристов, выступавших на Олимпиаде, пытались опротестовать решение судей.
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Глядя на эти места,
1) меня посетили воспоминания о годах, проведенных в деревне.
2) вспоминается деревенское детство.
3) я вспоминаю о детстве.
4) вспомнилось, как я жил здесь в детстве.
А5. В каком из предложений выделенное слово использовано неверно?
1) Сержант милиции руководил СПАСИТЕЛЬНЫМИ работами.
2) Простодушные люди часто принимают ЖЕЛАЕМОЕ за действительное.
3) Преступление совершено со злым УМЫСЛОМ.
4) Он надеялся на УДАЧНЫЙ лов.
А6. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в предложении?
В устной речи редко встретишь причастия и деепричастия, зато они чувствуют себя «свободно» в научной и деловой речи.
1) они чувствуют
2) они чувствуют себя
3) они чувствуют себя «свободно»
4) чувствуют «свободно»
А7. Укажите верную характеристику предложения из задания А6.
1) простое осложненное
4) бессоюзное сложное
А8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАТО (задание А6).
1) наречие 2) существительное 3) предлог 4) союз
А9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ..горяча, бе..чувственный, не..говорчивый
2) р..статься, р..сказывать, соп..ставить
3) пр..бавить, пр..думать, пр..зидиум
4) небез..звестный, раз..скать, гипер..нфляция
А10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
д..лёкий, изл..жение, оп..реться
уд..вление, пл..вцы, проб. раться
бл..стеть, выж. гание, подп. рать
ув..дать, ухв..тить, прибл..жение
А11. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
держ..шь, слыш. мый
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Николка, оглушё(1)ыйнеожида(2)ым известием, стоял у сте(3)ых часов и пытался разобраться в этой пута(4)ице последних дней.
1) 2, 4 2) 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 4
А13. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Бульвар вел к площади, откуда лучами расходились (не)длинные улочки.
2) Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.
3) (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.
4) Черты лица (не)лишены приятности.
А14. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
1) ЧТО(БЫ) быть образованным человеком, нужно много читать.
2) (В)СВЯЗИ с паводками движение поездов было затруднено.
3) Я люблю (ТОТ)ЧАС, когда выплываешь на лодке рано на рассвете.
4) (ПО)ТОМУ, как он замолчал, отец почувствовал себя виноватым.
А15. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Низкое солнце проглядывало сквозь стволы сосен в лесу ( ) и рассеянный мягкий свет лился на траву.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Неожиданно (1) над степью подул лёгкий ветерок (2) принося с собой еле уловимый (3) аромат земли (4) недавно освободившейся из-под снега.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3,4 3) 1, 2, 3 4 4) 2, 4
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1199 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Диктанты по русскому языку — 11 класс 4 четверть
Контрольный диктант «Ласточкино гнездо»
Николай Сергеевич и его жена впервые в жизни приехали в Абхазию из Москвы и жили на летней даче художника Андрея Таркилова, который редко бывал здесь.
Под крышами крестьянских домов, мимо которых они проходили к морю, лепились ласточкины гнёзда. Странно, но под крышей дачи не было ни одного гнезда, хотя дом был выстроен более десяти лет назад. Старый сельский учитель так объяснял это:
— Андрей здесь редко бывает, а ласточки вьют гнёзда под крышей человеческого дома, потому что ищут у него защиты.
И вот жена Николая Сергеевича как-то раз сказала, что для неё было бы счастьем проснуться под щебет ласточек. И он вдруг ответил, что это можно устроить: надо попросить у старого учителя разрешения перенести одно ласточкино гнездо из-под крыши его дома к себе. В глазах учителя мелькнул суеверный ужас, но он был очень патриархальным человеком: надо гостю подарить то, что просит.
Сторож, охранявший магазин, заметил Николая Сергеевича, глубокой ночью идущего куда-то со стремянкой, но вскоре потерял его из виду. Когда Николай Сергеевич снял гнездо, ему показалось, что он не удержит равновесие и грохнется вниз. И каждый раз, представляя своё падение, он мысленно вытягивал руки вверх, чтобы не раздавить ласточек.
Когда он свернул к дому, сторож опять его узнал и заметил также, что теперь этот человек без стремянки что-то прижимает к себе – скорее всего драгоценную вещь. Окликнув его, сторож понял, что человек пошёл быстрей, и уверился, что он преступник.
Николаю Сергеевичу показалось, что он падает, и он вытянул руки вперёд, чтобы не повредить гнездо. Ласточки вылетели из гнезда, а птенцы доползли до травянистого склона канавки. Последним, предсмертным движением Николай Сергеевич откинул руку в сторону ласточкиного гнезда, и она, уже мёртвая, упала на гнездо.
Объём слов: 260
Контрольный диктант «Дядя Саша»
Ехали быстро. Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звёздочка, по-прежнему отрешённо продолжал глядеть на бегущую навстречу дорогу. Мимо с глухим рёвом, точно доисторический зверь, пронёсся гигантский грузовик, и в его кузове можно было разглядеть серовато-жёлтую свёклу. Следом промчались близнецы-самосвалы, они тоже везли свёклу: люди спешили управиться с уборкой.
Равнина в этих курских полях начинала мало-помалу холмиться, и отметка высоты, наверное, превышала двести метров. В глубокой древности эту землю не смог одолеть ледник, надвинувшийся с севера; разделившись надвое, он пополз дальше, обходя холмы справа и слева. Значит, не случайно на этих высотах, которые так и не преодолел ледяной панцирь, разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасённые народы могли бы начать новое летосчисление. Враги, грозившие России новым оледенением, были остановлены и сброшены с высот. Никогда не забудешь тех дней, ни с чем не спутаешь тех событий.
В августе сорок третьего Саша, тогда молоденький лейтенант-артиллерист, заскочил на полдня в родное село — Прохоровку. С окрестных полей сюда свозили изувеченные танки, оставшиеся после невиданного сражения, и они образовали чудовищное кладбище, среди которого нетрудно было заблудиться. Но и поверженные танки, казалось, по-прежнему, как люди, ненавидят друг друга. Теперь этого танкового кладбища нет: оно распахано и засеяно хлебом, а железный лом войны давно поглотили мартеновские печи. Люди заровняли и сгладили окопы, и только по холмам остались на курской земле бережно охраняемые братские могилы.
Объём слов: 232
Контрольный диктант
Прошел еще один день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил с Дунею, то со смотрителем, насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывая их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любимым своим постояльцем. День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем и с Дунею и вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении.
«Что же ты боишься? – сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись – ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщи свистнул, и лошади поскакали.
Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне.
А.С.Пушкин. Станционный смотритель
Объём слов: 172
Грамматические задания
- Найдите в тексте устаревшие слова и дайте им толкование.
- Разберите по составу слова: довезти, третье, постояльцем, ослепление, позволить.
- Выберите предложение с различными видами связи и выполните синтаксический разбор.
Контрольный диктант «Прогулка»
Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду.
Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошёл вдоль реки навстречу её течению. Ничего примечательного не было вокруг. Поодаль остановилась машина, и шумная компания, прибывшая в ней, располагалась на отдых, натягивая в виде тента полотняную простыню.
Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.
Неподвижный воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса матёрый сосновый лес окружал меня. Вблизи дороги тянулись необыкновенно ухоженные, разметённые тропы. Временами кое-где попадались аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.
По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка.
Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через неё, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студёной, несмотря на жаркие дни, водой.
Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась бревенчатой избой. Одной стороной она примыкала к лесу, с другой её стороны расстилалась обширная луговина.
Объём слов: 210
Контрольный диктант «Нет конца миру…»
Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных деревьев.
Травка, которой заросло всё село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зелёная, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди жёлто-зелёного ярко поблескивает неширокая проезжая дорога.
В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и тёмных, аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.
Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор. Мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит село, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по реке, лес, подковой охвативший весь пейзаж.
Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы состоящим из игрушечных домиков, слившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.
Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые теперь можно увидеть с нашей высоты.
Объём слов: 219
Контрольный диктант «Весна в горах»
1)Весна в горах порой заставляет долго ждать себя, но когда появляется, то идёт быстро. 2)Внизу, в долинах, уже зеленеют всходы, молодые деревья прочно встают на ноги, и распустившаяся листва начинает отбрасывать тень. 3)Тогда весна сдает свои дела лету, а сама, подобрав ярко-зелёный, цветистый подол, волочащийся по земле, несётся в горы.
4)В горной зоне весна имеет свои законы и свои неповторимые прелести. 5)С утра валит снегопад, после обеда проглянет солнышко, зашевелятся, поплывут, испарятся снега, расцветут цветы-однодневки, а к вечеру земля уже подсохнет. 6)За ночь в реках и ручьях намёрзнет лед. 7)А на другое утро глянешь с вершины – и дух захватывает, до чего чистая и неохватная взором весна стоит в горах. 8)Небо чистое, голубое, ни пятнышка. 9)Земля, как молоденькая девушка в новом наряде, зелёная, умытая росой, и, кажется, застенчиво смеётся… 10)И если крикнешь, то голос твой будет долго слышаться в высотной дали над грядами гор, в чистом воздухе он летит далеко-далеко…
11)Никакие снега, туманы, дожди и ветры не в силах сдержать весну, она, как зелёный пожар, полыхает с горы на гору, с вершины на вершину, всё выше и выше, под самые вечные льды.
Объём слов: 185
Грамматические задания
В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.Среди предложений 1–5 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.
Среди предложений 3–7 найдите простое с однородными дополнениями. Укажите его номер.
Из предложения 3 выпишите причастие.
Среди предложений 1–3 найдите сложное с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Из предложений 1–4 выпишите слово с приставкой на -з, -с.
Укажите способ образования слова намерзнет (предложение 6).
Выпишите словосочетание (предложение 9), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения 7.
Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
Среди предложений 8–11 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.
Среди предложений 6–10 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
Из предложения 3 выпишите все местоимения.
Среди предложений 4–8 найдите сложное с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Из предложений 5–10 выпишите слова с приставкой на -з, -с.
Укажите способ образования слова далеко-далеко (предложение 10).
Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения 2.
Контрольный диктант «Тургеневские произведения»
Вечерний ветер едва шелестит в густой листве тургеневского дуба, в опустевшем после дневного оживления парке смолкают птичьи голоса. Исподволь надвигающиеся лёгкие тени летней ночи придают призрачность, лёгкую и незаметную, очертаниям деревьев, проглядывающему в промежутках между липами силуэту молчаливого дома…
Так было, вероятно, и много-много лет назад в опустевшей после смерти хозяина усадьбе: ни единого огонька в длинном ряде затворенных окошек, никого на поросших травой аллеях…
Нетрудно себе представить и задумавшегося на скамейке под любимым дубом хозяина, ещё молодого человека, роящиеся у него в голове мечты и планы. Он тогда только приступил к выполнению предназначенного ему судьбой труда, прочно лёгшего в основание отечественного литературного достояния. Миновало столетие, как нет писателя, а всё так же свежи и благоуханны его «Записки охотника», их поэзия и человечность не подвластны времени. А со страниц «Дворянского гнезда», «Отцов и детей», «Накануне», «Первой любви», «Аси», других его романов и повестей возникают пленительные, неувядаемые образы русских девушек, которых мы называем «тургеневскими».
Между тем мы живём в мире, отдалённом неизмеримой пропастью от героинь Тургенева и его времени: сместились представления и оценки, порой нам кажутся мелкими и суетными волновавшие их чувства и надежды, наивными представления. Но несравненная художественная высота тургеневских произведений сделала их бессмертными: его книги будут читать наши далёкие потомки, по ним будут выверяться литературный вкус и достоинства слога и языка произведений наших соотечественников, пока будет жив «наш великий, могучий и свободный русский язык!»
Источник