Ветхий Завет
Книга Екклезиаста или Проповедника
Глава 1.
1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!
3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; 13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!
15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; 18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Источник
Книга Екклеcиаста, или Проповедника, глава 1 Екклеcиаст, гл 1
Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Источник
Екклесиаст 1 глава
Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда
I. Bступление: все суета под солнцем (1:1-11) 1:1.
Автор представляется как Екклесиаст, сын Давидов, царь в Иерусалиме. Интересно слово «Екклесиаст». Еврейский его эквивалент — Koheleth, что значит «созывающий» или «собирающий». Греческое слово ekklesiastes значит «созывающий собрание». Поэтому это слово по-разному переводили как «созывающий, собирающий, выступающий, оратор, проповедник».
Екклесиаст — сын Давидов. В то время как слово «сын» может означать внука или более позднего потомка, вероятно, следует понимать его в первом значении. Соломон был единственным потомком Давида, правившим Израилем в Иерусалиме (ст. 12). Все остальные цари правили Иудеей. Представители других династий, бывшие царями Израиля, имели столицы в Сихеме (3 Цар. 12:25) и Самарии (3 Цар. 16:24), а не в Иерусалиме.
1:2 Соломон сразу же приступает к делу; нам не нужно ждать до последней главы. В результате всех исследований Соломона под солнцем он установил, что все суета. Жизнь преходяща, коротка, бесполезна, пуста и тщетна. Она бессмысленна. Ничто на земле нельзя считать целью существования.
Правда ли это? Да, это совершенно так! Если эта жизнь — все, что у нас есть, если смерть — конец человеческого существования, то жизнь — всего лишь пар, нечто эфемерное и преходящее.
Апостол Павел напоминает нам, что все творение испытало тщету и пустоту из-за греха (Рим. 8:20). И не случайно первые люди на земле назвали своего второго сына Авелем, что значит «суета» или «пар». Соломон прав. Все суета под солнцем.
1:3 Бренная человеческая жизнь полна трудов и деятельности, но что он получает в итоге? Он крутится, как белка в колесе; это утомительное и безрезультатное движение по кругу. Вы спрашиваете человека, зачем он работает, и он отвечает: «Чтобы зарабатывать деньги, конечно же». Но зачем ему зарабатывать деньги? Чтобы покупать пищу. А зачем покупать пищу? Чтобы поддерживать свои силы. А зачем ему силы? Чтобы работать. Мы возвратились к тому, с чего начали. Человек работает, чтобы у него были деньги, чтобы покупать пищу, чтобы поддерживать свои силы для того, чтобы работать, чтобы зарабатывать деньги, чтобы покупать пищу, чтобы поддерживать силы и так далее, до бесконечности. Генри Торо отметил, что такая жизнь проходит в тихом отчаянии.
Один христианин увидел на автобусной остановке плачущую женщину спросил ее, не может ли он ей помочь. «Я просто устала, и мне все наскучило! — ответила она. — Мой муж много работает, но не зарабатывает столько, сколько нам нужно. Поэтому я тоже пошла работать. Я рано встаю каждое утро, готовлю завтрак для наших четырех детей, даю им еду с собой в школу и еду на работу на автобусе. Потом я возвращаюсь домой, делаю монотонную домашнюю работу, несколько часов сплю, и наступает следующий день, такой же, как предыдущий. Наверное я просто устала от этой бесконечной рутины!» Х. Л. Менкен сказал: «Основной факт, связанный с человеческой жизнью, заключается не в том, что она трагична, а в том, что она скучна. В основном она не болезненна, а просто лишена всяческого смысла».
1:4 Быстротечность человеческой жизни ярко контрастирует с кажущимся постоянством окружающей его природы. Род сменяет род мгновенно и неотвратимо. Такова жизнь под солнцем. Каждый мечтает о бессмертии, Но как скоро его лица не станет среди нас!
Если бы не откровение, мы думали бы, что эта земля пребывает вовеки. К такому выводу приходит Соломон. Но Петр сообщает нам, что земля и все на ней будет сожжено в грядущий День Господень (2 Пет. 3:10).
1:5 Природа движется безостановочно, в неумолимом цикле. Например, солнце восходит на востоке, движется по небесам к западу, а потом спешит по другой стороне неба, чтобы снова взойти на востоке. Это происходит бесконечно, век за веком, и помогает человеку понять, что он — всего лишь тень.
Те, у кого возникло искушение обвинить Соломона в научном заблуждении — ведь он пишет, что движется солнце, в то время как на самом деле движется земля по отношению к солнцу, — должны умерить свой пыл. Соломон пишет о том, как это выглядит для человека. Нам кажется, что солнце всходит и заходит. Даже ученые используют эти выражения, и нам это настолько понятно, что объяснений не требуется.
1:6 Соломон развивает свою мысль в стихе 6. Ветер меняет свое направление с той же регулярностью, с которой сменяются времена года. Зимой ветер дует над Израилем в сторону юга и находящейся там пустыни Негев. Когда наступает лето, ветер с юга приносит тепло на север. С почти пугающим постоянством они возвращаются на круги свои, приходят и исчезают, не обращая внимания на мир человека.
1:7 Не только земля, солнце и ветер, но и вода на протяжении столетий движется по одному и тому же маршруту. Все реки текут в море, но океан никогда не переполняется, потому что благодаря солнцу огромное количество воды испаряется. Попав в более холодный воздух, водный пар конденсируется и образует облака. Облака плывут по небу и теряют воду над сушей, в виде дождя, снега или града. Осадки питают реки, которые опять приносят эту воду в океан. Эта неустанная деятельность природы напоминает человеку о его собственном бесконечном труде. Вероятно, Кристофферсон имел в виду этот стих, когда писал: «Я — просто река, которая вечно впадает в море и никогда не растворяется в нем».
1:8. Таким образом, жизнь на этой земле утомительна. Человеческим языком невозможно описать монотонность, скуку и тщету всего. Человек никогда не может насытиться. Что бы он ни видел, ему всегда хочется большего. Что бы он ни слышал, ему всегда хочется услышать что-нибудь новое. Он неустанно путешествует и жадно ищет новых ощущений, новых впечатлений, зрелищ и звуков. Один американский социолог назвал это основополагающей жаждой нового опыта. Но после получения этого опыта человек возвращается пресытившимся и неудовлетворенным. Он так устроен, что ничто в мире не может дать его сердцу длительного счастья. Это не значит, что его дело безнадежно. Ему нужно лишь подняться над солнцем, к Тому, Кто «насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами» (Пс. 106:9).
Мирская радость преходяща — это сама суета;
Суетна ослепительная яркость, суетны запасы богатств;
Суетна помпа и слава; только Ты можешь дать
Мир и удовлетворение, пока мы живем на земле.
Нет ничего, Господь Иисус, нет никого, подобного Тебе,
Для жаждущей души, нет никого подобного Тебе.
1:9 Еще одна особенность разочарования Соломона — это открытие, что нет ничего нового под солнцем. История постоянно повторяется. Он жаждал новых ощущений, но вскоре обнаружил, что попал в тупик.
1:10 Действительно ли не существует ничего на самом деле нового? В каком-то смысле это так. Даже самые современные открытия — всего лишь развитие принципов, заложенных в творении с самого начала. Многие из достижений, которыми люди так хвалятся, имеют соответствия в природе. Птицы, например, умели летать задолго до того, как этому научился человек! Даже полеты в космос не новы. Енох и Илия были перенесены на небеса, и для этого им даже не понадобились скафандры! Так что рано или поздно человек, ищущий нового, разочаруется. Все уже было в веках, бывших прежде нас.
1:11 Другая горькая пилюля, которую человеку приходится проглотить: он быстро все забывает, и его забывают так же быстро. Слава — всего лишь иллюзия. Многим из нас трудно будет назвать имена своих прадедов. И еще меньшее количество людей сможет назвать имена последних четырех вице-президентов Соединенных Штатов. В своем эгоизме мы думаем, что мир без нас не обойдется; однако мы умираем, и нас быстро забывают, а жизнь на планете продолжается, как прежде.
II. ВСЕ СУЕТА (1:12 — 6:12)
А. Суетность интеллектуальных достижений (1:12-18)
1:12 На этом выводы Соломона завершаются. Теперь он рассказывает нам о паломничестве, совершенном им для поиска summum bonum — важнейшего блага в жизни. Он напоминает нам, что был царем над Израилем в Иерусалиме, то есть обладал богатством, положением в обществе и возможностями.
Когда Соломон говорит, что был царем, он не имеет в виду, что его правление закончилось. Он был и остается царем (ст. 1).
1:13 Здесь начинается поиск счастья, который Соломон предпринимает под солнцем. Сначала он решает пойти по пути интеллекта. Он думает, что будет счастлив, если приобретет много знаний. Поэтому он старается получить самое лучшее образование. Он посвящает себя исследованиям и поиску, синтезу и анализу, индукции и дедукции. Но вскоре он оказывается разочарован в познании как в самоцели. Он даже говорит, что внутреннее стремление найти смысл жизни — несчастливое занятие, которым Бог позволяет людям заниматься.
Малькольм Маджридж, современный мудрец, пришел к такому же выводу:
«Образование, этот величайший обман всех веков, якобы готовит нас к жизни и предписывается как универсальное средство от всех проблем, от подростковой преступности до преждевременного старения. По большей части оно только распространяет глупости, усиливает заблуждения, способствует легковерию и оставляет людей на милость промывающей мозги прессы, радио и телевидения». Недавно на стене университетской библиотеки появилось граффити, написанное жирными черными буквами:
ВСЕМ ЗАПРАВЛЯЕТ АПАТИЯ. Кто-то обнаружил то, что Соломон узнал за много веков до того: образование вовсе не является верной дорогой к самореализации. Напротив, оно, само по себе, — великая скука.
Это не значит, что интеллектуальные познания не играют в жизни никакой роли. Они могут быть полезны, но их место — у ног Христа. Это не самоцель, а средство прославить Его.
Упоминание о Боге в этом стихе не следует приравнивать к глубокой личной вере. Здесь используется то имя Бога, которое У. Дж. Эрдмен назвал Его природным именем — Elohim. « 31 глава Еккл Екклесиаст 1 глава SYN Синодальный MBC МакДональда 2 глава »
Источник
Всё суета сует- всё суета! читаем первоисточники
КНИГА ЕККЛЕЗИАСТА, ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА
Гл.1
1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!
3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но было уже в веках, бывших прежде нас.
11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!
15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа;
18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Гл.2
1 Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета!
2 О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»
3 Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
4 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
6 сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
8 собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия.
9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая : и вот, всё — суета и томление духа, и нет пользы под солнцем!
12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что человек после царя , что уже сделано?
13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:
14 у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
15 И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это — суета;
16 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа!
18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
19 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета!
20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,
21 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое!
22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
23 Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета!
24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией;
25 потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа!
Гл.3
1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
11 Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.
14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовет прошедшее.
16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
17 И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и над всяким делом там».
18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета!
20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Гл.4
1 И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет.
2 И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;
3 а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.
4 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!
5 Глупый , сложив свои руки, и съедает плоть свою.
6 Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
7 И обратился я и увидел еще суету под солнцем;
8 одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!
9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:
10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
12 И если станет преодолевать кто — либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.
13 Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;
14 ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
15 Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.
16 Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!
17 Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
Гл.5
1 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом : «это — ошибка!» Для чего тебе , чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
6 Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога.
7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;
8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
9 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!
10 Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
11 Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
12 Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
13 И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
14 Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
15 И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?
16 А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
17 Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.
18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий.
19 Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.
Гл.6
1 Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми:
2 Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!
3 Если бы какой человек родил сто , и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,
4 потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком.
5 Он даже не видел и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому.
6 А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?
7 Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается.
8 Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое — бедняка, умеющего ходить перед живущими?
9 Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это — также суета и томление духа!
10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это — человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его.
11 Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?
12 Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?
Гл.7
1 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения.
2 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит к своему сердцу.
3 Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
4 Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья.
5 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
6 потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!
7 Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.
8 Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
9 Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.
10 Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
11 Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:
12 потому что под сенью ее под сенью серебра; но превосходство знания в мудрость дает жизнь владеющему ею.
13 Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
14 Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
15 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.
16 Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
17 Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?
18 Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.
19 Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.
20 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;
21 поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;
22 ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.
23 Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.
24 Далеко то, что было, и глубоко — глубоко: кто постигнет его?
25 Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, —
26 и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.
27 Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.
28 Чего еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщину между всеми ими не нашел.
29 Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
* * * *
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.09.2009. Меня тоже накручивают.
- 26.09.2009. Накрутка как она есть.
- 18.09.2009. Набрел на хорошие стихи. Разрешите представить,
- 14.09.2009. Всё суета сует- всё суета! читаем первоисточники
- 11.09.2009. Набрел на хорошие стихи. Разрешите представить,
- 10.09.2009. Набрел на хорошие стихи. Разрешите представить,
- 09.09.2009. Набрел на интересную страницу. Разрешите представи
- 01.09.2009. Набрел на хорошие стихи. Разрешите представить,
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник