Меню

Негреющее солнце ярко светило зимой

Почему солнце зимой не греет, даже когда светит?

О том, что солнце зимой не греет, даже если целый день ярко сияет в небе, хорошо знают жители северных широт. Но, почему так происходит? Ведь летом при ясной погоде воздух нагревается очень сильно? Что же мешает ему стать теплым в холодное время года?

Оказывается, виной всему особенности зимних и летних антициклонов. А если сказать точнее, законы физики, действующие в атмосфере Земли.

Антициклоны и циклоны

Циклоны – это состояние атмосферы, характеризующееся пониженным давлением. Они несут с собой прохладу и осадки.

Антициклоны – это области повышенного давления. Считается, что они приносят хорошую солнечную погоду. Однако оказывается, что это утверждение не совсем верно. Дело в том, что антициклон – не единственный фактор, влияющий на погоду.

Если антициклон летом – это жаркий сухой воздух, то зимой, при повышении давления, солнце на небе светит, но не греет.

Антициклон летом

Перемещение воздуха (ветер) в атмосфере происходит не только в горизонтальном направлении, но и по вертикали.

Из школьных учебников мы знаем, что ветер дует из области высокого в область низкого давления. Это явление называется силой барического градиента.

На самом деле все происходит немного иначе. На воздушные потоки, помимо давления влияет вращение Земли (сила Кориолиса). Она отклоняет от заданной траектории, движущиеся объекты. В северном полушарии – в право, в южном – влево.

В условиях, когда сила барического градиента уравновешивается силой Кориолиса, ветер начинает дуть параллельно линии раздела высокого и низкого давления.

Перемещение воздуха в антициклоне происходит по кругу. Воздушные потоки устремляются от центра антициклона круговыми, постоянно расширяющимися потоками. В результате этого в центральной части антициклонного вихря образуется область разреженного давления и ее заполняют воздушные массы из верхних слоев атмосферы.

Опускающийся сверху воздух по мере приближения к земле нагревается. Происходит это за счет того, что при попадании в более плотные слои атмосферы он сжимается. В результате этого происходит выделение энергии – тепла (адиабатический процесс).

При нагревании воздуха нет условий для конденсации. Поэтому облака в зоне антициклона не образовываются. Солнцу ничего не мешает прогревать землю. Все это в совокупности определяет хорошую теплую погоду летом.

Антициклон зимой

Зимние антициклоны, наоборот, приносят не тепло, а похолодания. Почему так происходит? Ведь при приходе антициклона зимой солнце тоже светит, но при этом вовсе не греет.

Обратная ситуация зимой происходит в силу нескольких дополнительных факторов – низко распложенного над горизонтом солнца и снежного покрова.

Низкое солнце над горизонтом не дает такого количества тепла земле, как летом. Снег обладает свойствами мало впитывать солнечного тепла и, в дополнение к этому, активно излучать тепловую энергию. В результате, потери тепла поверхностью земли намного превышают ее приход от солнечных лучей.

Потеря энергии в атмосфере приводит к охлаждению приземных слоев воздушных масс. Из-за этого и возникает эффект, когда зимой солнце ярко светит, но не греет.

Полюс холода находится не на северном полюсе!

Над регионами Восточной Сибири практически все холодное время года господствует сибирский (азиатский, монгольский) антициклон. Он находится над континентальными районами длительное время (неделями, а иногда месяцами). При этом происходит интенсивное выхолаживание .

Итогом стояния сибирского антициклона над материком становится такое явление, как образование полюса холода. Причем, находится он не на северном полюсе и не в Гренландии. Холодовой полюс северного полушария располагается в умеренном (субарктическом) поясе. Это район Верхоянска и Оймякона.

Именно поэтому Якутия является самым холодным регионом, где температура воздуха может опускаться до – 60˚С, а иногда и более. Но, теперь мы понимаем, почему над Верхоянском и Оймяконом зимой светит негреющее солнце.

Понятным доступным языком рассказывает о природных явлениях в атмосфере в своих лекциях географ Дарья Гущина. Она объясняет подробно, почему солнце зимой светит, но не греет нас своими лучами. Также она раскрывает тайну, почему зимние ночи с ясным небом гораздо холоднее тех, когда небо закрыто пеленой облаков. Она сравнивает этот эффект с одеялом. Когда тучи, не дают покинуть теплому воздуху поверхность земли.

Источник

Светит, но не греет – как работает Солнце зимой

Солнце – главный источник жизни на планете Земля. Оно является ближайшей к нам звездой. Другие расположены так далеко, что свет их доходит до нас только через миллионы световых лет. И если Солнце перестанет излучать свою энергию, все живое на Планете однозначно погибнет.

Наверняка каждый из нас хотя бы один раз задавался вопросом: «А почему, собственно, летом от солнечного света мы загораем, а зимой тот же свет не способен даже немного растопить лед?» Итак, давайте разбираться.

Как работает Солнце

Изучение Солнца – очень непростое дело. Невозможно послать к нему летательные аппараты, так как они попросту сгорят. Но у современной науки есть множество иных способов изучить объект, находящийся далеко, но излучающий при этом колоссальную энергию. Расстояние до Солнца от Земли составляет 150 млн км. Именно такое расстояние позволяет жизни на нашей Планете существовать комфортно.

В диаметре ядро Солнца достигает 175 тысяч километров. Температура внутри звезды – 14 млн градусов по Кельвину, и причинами ее являются термоядерные реакции. Можно сказать, что это своеобразная ядерная топка. В ядре звезды зарождается все тепло, которое потом проходит через несколько оболочек:

  • фотосферу – это первый слой над ядром, но энергия более глубоких слоев сюда не доходит;
  • спикулы – это регулярные выбросы из следующего слоя Солнца;
  • корону – самая внешняя оболочка звезды.

[interesting]Интересно: в короне образуются протуберанцы. Именно эта оболочка является причиной солнечного ветра, который распространяется до самых отдаленных уголков Солнечной системы.[/interesting]

Видимый свет и солнечная энергия – это инфракрасные лучи и ультрафиолет, а также электромагнитные волны, радиация и рентгеновские лучи.

[interesting]Важно! Все эти волны достигают Земли и других планет Солнечной системы и определенным образом влияют на них, а особенно на те из них, где есть атмосфера.[/interesting]

Влияние лучей

Все живое ощущает на себе влияние в первую очередь УФ-лучей. Именно от их интенсивности озоновый слой защищает нашу Планету. Влияние ультрафиолетовых лучей на живые организмы проявляется в следующем:

  • они способствует тому, чтобы совершались обменные процессы в организме человека;
  • благодаря этому излучению вырабатывается витамин D в организме, а без него нормальная жизнь человека невозможна;
  • усиливается кровоток;
  • появляется загар.

УФ-лучи также положительно влияют на атмосферу. Они очищают ее и делают более благоприятной для жизни. Тепловое воздействие оказывают еще и инфракрасные лучи. Благодаря им на поверхности Земли тепло. Но хотя эти лучи и воздействуют на атмосферу, бывают моменты, когда влияние их становится минимальным.

Зимой Солнце греет меньше

Зимой Солнце греет не так интенсионо, но это явление можно объяснить с научной точки зрения. Происходит снижение поступления солнечного тепла на Землю по следующим причинам:

  • над горизонтом Солнце расположено очень низко, поэтому лучи через атмосферу проходят больший путь;
  • утром и вечером по этой же причине не так жарко, а вот вечером наступает холод;
  • холодный ветер сокращает период тепла, который может дать нам Солнце;
  • зимой дни короче, а ночи длиннее – значит, период, когда инфракрасные лучи могут воздействовать на атмосферу, сильно уменьшается.
Читайте также:  Как нарисовать замок солнца

[interesting]Немаловажное значение также имеет и тот факт, что зимой поверхность земли покрывает белый снег, который прекрасно отражает солнечные лучи, поэтому общая температура на поверхности снижается.[/interesting]

Как мы видим, зимой Солнце хотя и светит, но ждать от него появления загара не приходится.

Источник

Почему зимой солнце светит но не греет

Почему зимой солнце светит но не греет.

«Если солнце светит всегда, то почему летом оно греет, а зимой нет»? Интересный вопрос, не правда ли? Удивительно, что одно и то же солнце летом способно раскалить воздух до того, что он становится очень горячим, а зимой это же солнце не прогревает его даже до чуть теплого. Почему же так?

Солнце зимой, если оно не закрыто облаками, конечно же греет, просто этого тепла почти не заметно из-за холодных ветров. Солнечный свет отражается белой поверхностью снежного покрова, и в безветренные дни можно даже загорать. Правда, ближе к концу зимы.

А не прогревает воздух оно по целому ряду причин. Первая и самая главная — расположение точки на земле, где наступила зима, по отношению к Солнцу. Оно стоит низко над горизонтом, поэтому его излучение проходит более длинный путь сквозь атмосферу. На свет это слабо влияет, а вот тепла атмосфера поглощает много.

По этой же причине утром, или вечером не так жарко, как в полдень. Солнце подходит к горизонту и теплу приходится преодолевать более толстый слой атмосферы. Даже летом, когда солнце стоит почти над головой, его излучение теряет в воздухе энергию.

Другие противники тепла зимой — это ветер и приток холодного арктического воздуха. Они забирают около 20 процентов солнечной энергии. А еще, зимой дни становятся значительно короче. И время, когда солнце освещает землю, уменьшается. Поэтому воздух не успевает прогреваться.

Кроме того, как мы уже упоминали выше, белое отражает солнце лучше, чем черное. Если летом лучи попадают на темную землю, которая впитывает тепло, то зимой — на белый снег, который хуже нагревается и не дает нагреваться почве. Белое снежное покрывало отражает до 70 процентов солнечной энергии, и земля остается холодной.

Источник

Почему зимой солнце светит, но не греет?

Почему же оно не греет? 🙂 Греет также, как и летом, зимой можно даже загорать. Просто из-за холодных ветров мы особо не замечаем солнечного тепла.

1 0 · Хороший ответ

Если бы оно не грело, жизнь зимой вымирала бы не фигурально, а буквально))

Из-за наклона земной оси, зимой мы оказываемся под большим наклоном от Солнца, из-за чего северное полушарие становится повернуто к солнцу меньшую часть суток и получает меньше тепла и света. Потому в Южном полушарии в тот же самый момент лето.

1 · Хороший ответ

Вообще, зима, как таковая – это следствие положения планеты относительно солнца. Дело в том, что ось вращения нашей планеты не вертикальна на 90 градусов. Она наклонена на 23,5 градуса от вертикали или на 65,5 от горизонтал, т. е. орбиты. Посмотрите на прикреплённое изображение и направьте мысленно солнечные лучи на планету с левой стороны. Можно мысленно увидеть, что эти лучи будут более всего покрывать экваториальную и южную (нижнюю) часть планеты. А на северную часть лучи будут приходить по касательной. Соответственно в нижней части в данном случае лето, а в северной зима. Планета двигаясь по орбите вокруг солнца меняет своё положение. Можете так же мысленно представить что солнце светит справа, такое положение будет через пол года считая от предыдущего примера. И тогда можете сами увидеть, что на северную и так же экваториальную часть будет приходится больше прямых солнечных лучей, а на южную меньше, туда больше по касательной. Значит в североной части наступает лето, а в южной зима 🙂 Т. е. как вы понимаете, на планете одновременно и зима и лето, в зависимости от вашего местоположения. А на экваторе всегда лето, на него постоянно лучи падают прямо.

Источник

Правописание причастий. Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна. 2010 г. 1. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнатолий Шуяков

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Правописание причастий. Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна. 2010 г. 1.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Правописание причастий. Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа 14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна г. 1

2 Цели и задачи: повторение и обобщение изученного, отработка практического навыка правописания причастий, подготовка к ГИА и ЕГЭ. 2

3 Причастие – «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». В.И. Даль 3

4 Причастие самостоятельная часть речи либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как и глагола, так и имени прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий? что делавший? что сделавший? 4

5 род прилагательного число падеж Грамматические признаки 5

6 глагола залог вид время Грамматические признаки возврат- ность переход- ность 6

7 Как отличить причастие от прилагательного? (какой?) образуются от существительных и обозначают признак предмета: деревянный дом, белые ромашки, морская волна… (какой?) образуются от глаго- лов и обозначают признак предмета по действию: построенный дом, цветущие ромашки, набежавшая волна… ПрилагательныеПричастия 7

8 Прилагательные:Причастия: Распределите слова по частям речи. Желавший, длинный, красный, простой, обучавшийся, летящий, круглый, скучающий, каменный, засыпанный, волчий, развитый, разрушенный, добрый, скучный, гуляющий, постаревший, радостный, пылающий, яблочный. желавшийдлинный красный простой обучавшийся летящий круглый скучающий каменный засыпанный волчий развитый разрушенный добрый скучный гуляющий постаревший радостный пылающий яблочный 8

9 Причастия могут переходить в прилагательные (если утратили значение глагольности): блестящий (прич.) огонь (т. е. огонь блестит) блестящее (прил.) выступление (т. е. яркое выступление). Найдите причастия! изысканные средства, изысканные манеры взволнованная речь, взволнованное море, рассеянные семена, рассеянные люди, сосредоточенная на поле техника, сосредоточенное внимание, выдающиеся способности, выдающиеся над водой камни, вызывающий к доске учитель, вызывающий вид, ограниченный человек, ограниченная горами местность, избитый человек, избитая тема __________ __________ _________ ______________ _________ _______ _________ ___________ 9

10 Причастия: действительныестрадательные обозначают признак предмета, который действует сам (читающий мальчик — мальчик, который (сам) читает) обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета(лица) (прочитанная (кем- то) книга — книга, которую прочитали) 10

Читайте также:  Солнце русской поэзии поэт радости

11 Распределите причастия. Действительные:Страдательные: снег, засыпавший деревню,деревня, засыпанная снегом, рассказ, сочинённый писателем,писатель, сочинивший рассказ, кошка, съевшая сметану,сметана, съеденная кошкой, уснувший малыш,убаюканный малыш,расколотая чашка, зажжённые свечи,потухший костёр, деревня, засыпанная снегом,снег, засыпавший деревню, рассказ, сочинённый писателем, писатель, сочинивший рассказ, кошка, съевшая сметану,сметана, съеденная кошкой, уснувший малыш,убаюканный малыш, расколотая чашка, зажжённые свечи, рассказавший сказку. потухший костёр, рассказавший сказку. 11

12 Причастный оборот ( причастие + зависимые слова). Листья, опавшие с дерева, шуршат под ногами. + __

какие? откуда? Листья – определяемое слово опавшие с дерева – причастный оборот + Помните: причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова. 12

13 Расставьте знаки препинания. Туча нависшая над городом сыпала дождиком. Старик проживший всю жизнь в лесу дичился людей. Плывущие над головой облака были похожи на диковинных животных. На грядках торчали перепутанные горохом бурые листья. Лошади вытянувшие длинные морды и всадники согнувшиеся над ними показывались на время на белом фоне неба. Обвивавший беседку хмель весело зазеленел после дождя. Пламя раздуваемое ветром перекинулось на соседние дома. За столом сидел приехавший недавно из города счетовод. Путешественника впервые отправляющегося на Кавказ не перестаёт удивлять природа этого удивительного края. 13

14 Образование причастий. настоящее время: прошедшее время: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -вш-,-ш- действительныестрадательные настоящее время: прошедшее время: -ем-(-ом-), -им-, -енн-, -нн-, -т- ^^ ^^ ^^^^^ ^ ^^ если образ.от глагола I спр. если образ.от глагола II спр. если образ.от глагола I спр. если образ.от глагола II спр. перед -вш-, — ш – пишется глаг. суф. из инфинитива: видеть – видевший, слышать — слышавший ^ ^^ ^ 14

15 Образуйте действ. прич. наст. вр. от глаголов: болеть, скучать, видеть, слышать, тосковать, повторять, строить, подметать, дышать, думать болеющий, скучающий, слышащий, тоскующий, повторяющий, строящий, подметающий, дышащий, думающий Образуйте страдат. прич. наст. вр. от глаголов: читать, ненавидеть, совершать, видеть, слышать, гнать, желать, вырывать, разрушать, освещать читаемый, ненавидимый, совершаемый, видимый, слышимый, гонимый, желаемый, вырываемый, разрушаемый, освещаемый 15

16 Образуйте действ. прич. прош. вр. от глаголов: увидать, подниматься, нести, тянуть, ловить, дремать, щуриться, шагать, смущаться, укротить увидавший, поднимавшийся, нёсший, тянувший, ловивший, дремавший, щурившийся, шагавший, смущавшийся, укротивший 16

17 Правописание страдательных причастий. нн н 1) Прич. Если есть приставка, кроме не : раскрашенный. Искл.: смышлёный, названый (брат), посажёный (отец), приданое. 1) Глаг. прил. Если есть приставка не (только несов. вид.): некрашеный. 2) Глаг. прил. Если оканчивается на – ованный, ёванный: организованный. Искл.: кованый, жёваный, клеваный. 2) Прич. Если причастие краткое (что сделан?): задача решена. 3) Прич. Если есть зависимое слово (т.е. прич.оборот): сеянная весной рожь. 3) Глаг. прил. Если образовано от бесприставочного глагола несов. вида (что делать?): мочёные яблоки (мочить). Искл.: священный, желанный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, пеклеванный, жеманный, деланный, данный, чванный, чеканный, обещанный, недрёманный… 4) Прич. Если образовано от бесприставочного глагола сов. вида (что сделать?): решённая задача (решить). Искл.: раненый. Приставка « не» не влияет на «нн» в этих 4 пунктах. 1. Нн и н в причастиях и глагольных прилагательных. 17

18 Вставьте н или нн. Маринова… ый, сушё…ый, подсушё… ый, полирова… ый, тушё…ый, оглушё… ый, точё…ый, подточе… ый, тушё… ый в кастрюле, травмирова… ый, глаже…ый, бельё выглаже…о, фарширова… ый, посеребрё… ый, калё…ый, раскроше… ый, реза…ый, ране…ый, гружё…ый, разгруже… ый, гружё… ый песком, дрессирова… ый, перемаза… ый, краше…ый, раскраше… ый, нераскраше… ый, мочё… ый в кадке, оккупирова… ый, обеща… ый, ране… ый в плечо, купле… ый, заминирова… ый, несушё…ый, смышлё…ый, бочка наполне…а. ннн н н нн н ннн н нн н 18

19 2. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Инфинитив на -ать, — ятьИнфинитив на -еть, — ить -а, -я только -е расстрелять – расстрелянный, обещать — обещанный застрелить – застреленный, просмотреть — просмотренный ^^ ^ ^ ^ ^ __ 19

20 Вставьте нужную гласную перед н. Занавеш…нное, засе…нное, подвеш…нная, намыл…нный, разрез…н, разреж…нные (всходы), вспах…нное, выков…н, выточ…н, обяз…нный, проглоч…нный, увид…нный, потуш…нный, постро…на, вытащ…нный, затопл…н, сколоч…нный, спрят…нный,подар…нный, замеш…ное (тесто), замеш…нный (в плохом деле), обвеш…нный в магазине покупатель, обвеш…нная игрушками ёлка, пристрел…нный зверь, пристрел…нное ружьё, навеш…ное бельё, навеш…нная на петли дверь. еяее аеа аеае ееее е еа е еа еа е я ае 20

21 полная формакраткая ф.(страд. прич.) какой? какая? какое? какие? изменяются по родам, числам, падежам: вымытый пол – по вымытому полу каков? какова? каково? каковы? имеют в м. р. нулевое окончание: пол вымыт,а в остальных формах- окончания из одной буквы: кухня вымыта, по падежам не изменяются =

22 Краткое причастие Краткое глагольное прилагательное Наречие (что сделан?)(каков?) (где? как? когда? куда? откуда? действиепризнак Н столько «н», сколько в полной форме столько «н», сколько в прил. или прич., от которого образовано Всё сосредоточено на левом фланге. (Что сделано?) Его лицо было сосредоточенно. (Каково?) Он смотрел сосредоточенно. (Как?) 3. Нн в кратких причастиях, глагольных прилагательных и наречиях

23 Вставьте н или нн в краткие причастия и краткие глагольные прилагательные. Море взволнова…о ветром. Лицо юноши взволнова… о. Девушка умна и воспита… а. Она воспита…а в хорошей семье. Манеры героя повести были изыска… ы. Средства для экспедиции были изыска…ы. Запросы нашей молодёжи возвыше… ы. Многие простые люди были возвыше…ы Петром I. Клятва сдержа…а. Девочка весьма сдержа… а и замкнута. Чашки весов были уравновеше…ы. Действия молодого человека неуравновеше… ы. Ответы ученицы неувере… ы. Преподаватели не увере…ы в её знаниях. Тучи рассея…ы. Многие люди очень рассея… ы. ннн н н н н н н н 23

24 СлитноРаздельно 1. Если не употребляется без «не»: недоумевающий взгляд 1. Если есть противопоставление с союзом «а»: не прочитанный, а просмотренный журнал 2. Если отсутствуют пункты раздельного написания: непрочитанный журнал 2. Если есть зависимое слово (прич. оборот): не прочитанный вчера журнал 3. Если к причастию относятся слова, усиливающие степень качества (совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно, абсолютно, полностью, почти…: совсем непродуманное решение 3. Если причастие краткое: книга не прочитана 4.Если отрицание усиливается отриц. мест. или отриц. наречиями (или словами далеко не, вовсе не, отнюдь не): ничем не оправданный поступок 4. Частица « не » с причастиями. 24

25 Раскройте скобки. Вопросы, (не) решённые учёными, (не) решённые вопросы, вопросы (не) решены, (не) решённые, а поставленные вопросы, никем (не) решённые вопросы, совершенно (не) решённые вопросы,(не) навидящий суету, (не) изрытая земля, (не) вернувшиеся с войны солдаты, сочинение (не) продумано, абсолютно (не) исследованная тайга, (не) скошенные луга, (не) прочитанный журнал, а только полученный. Вопросы, не решённые учёными, нерешённые вопросы, вопросы не решены, не решённые, а поставленные вопросы, никем не решённые вопросы, совершенно нерешённые вопросы, нена — видящий суету, неизрытая земля, не вернувшиеся с войны солдаты, сочинение не продумано, абсолютно неисследованная тайга, не- скошенные луга, не прочитанный журнал, а только полученный. 25

Читайте также:  Название тента от солнца

26 5. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Вставьте пропущенные буквы: на выкраш…нной в зелёный цвет веранде, увлеч…нный делом, скруч …нной проволокой, очищ…нным воздухом, испеч…нную булочку, остриж…нный наголо, сожж…нную бумажку, подслащ…нную воду. е ё е е ё е ё ё В суффиксах причастий — енн и — ен после шипящих под ударением пишется- ё, без ударения– е. Завершённый (прич.). Скошена (прич.). 26

27 6. Правописание окончаний прилагательных и причастий ( зависит от вопроса ). ПадежВопросМ. р.Ж. р.Ср. р. И. п.Какой?Красный, летящий- ая, — яя- ое, — ее Р. п.Какого?Красного, летящего- ой, — ей- ого, — его Д. п.Какому?Красному, летящему- ой, — ей- ому, — ему В. п.Какой?Красный, летящий- ую, — юю- ое, — ее Т. п.Каким?Красным, летящий- ой, — ей- ым, — им П. п.О каком? Красном, летящем- ой, — ей- ом, — ем Главное: если в вопросе «о», то в окончании «о» или «е» (каком? – ом, ем), если в вопросе «и», то в окончании «и» или «ы» (каким? – им, ым). Не совпадает в И.п. и В.п. м.р. (какой? – ый, ий). 27

28 Вставьте пропущенные буквы. Любоваться заходящ…м в облака солнцем и бушующ…м морем, беседовать о строящ…мся стадионе, пробираться сквозь неистовствующ…ю пургу, думать о разыгравш…йся метели, рассказывать о промчавш…мся урагане, разговаривать с возвративш…мся братом, наблюдать за взбирающ…мися альпинистами, обрадоваться вернувш…муся брату, подстрелить забежавш…го в деревню волка. ии е у ее и и е е 28

29 Морфологический разбор причастия. I.Часть речи – особая форма глагола – причастие. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.). 2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время (прошедшее или настоящее) в) вид (совершенный или несовершенный) 3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (указываем, только если причастие страдательное, потому что действительное причастие кратким не бывает); б) падеж (только у причастий в полной форме, краткие причастия по падежам не изменяются); в) число; г) род (определяется только у причастий в ед.ч.). III. Синтаксическая роль (роль в предложении) – чаще всего определение, в краткой форме – сказуемое. 29

30 Расставьте недостающие знаки препинания, сделайте разборы. I вариант. Негреющее зимнее солнце тускло светило над белыми холмами. II вариант. Озеро замкнутое поясом густых зарослей поблёскивало внизу

,, _ _ __ (Повест., невоскл, прост., двусост., распр., полное). (Повест., невоскл, прост., двусост., распр., осложнено прич. оборотом, полное). [ ]. __ [ ]. + __ +

31 Негреющее (солнце) – причастие. I. Солнце (какое?) негреющее. Н. ф. — негреющий. II. Пост.: действ., наст. вр., несов. в., невозвр.; непост.: и. п., ед. ч. ср. р. III. Солнце (какое?) негреющее. Замкнутое (озеро) – причастие. I.Озеро( какое?) замкнутое. Н. ф.- замкнутый. II.Пост.: страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; непост.: и. п., ед. ч., ср. р. III. Озеро (какое?) замкнутое.

32 Контрольные вопросы. 1.Дайте определение причастия. 2.В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? 3.Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия? 4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах –ущ- (-ющ), -ащ- (-ящ)? В суффиксах –ем-, — им-? 5.В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких – е? 6.Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий? 7.Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов? 8.Расскажите о правописании не с причастиями. 9.Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми? 32

33 В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении. За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. Все сошлись на том,(1) что это был веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, (2) обтачивая в тисках медные валики,(3) он,(4) наверное,(5) насвистывал песенку о почтальоне,(6) чей рог поет в туманных долинах,(7) и девушке,(8) собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера,(9) он разговаривал с теми вещами,(10) которые делал,(11) и предсказывал им их будущую жизнь. Ответ: 8 33

34 А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В ненастье (1)сосны стонут (2)и их ветки (3) сгибаемые порывами разъярённого ветра(4) трещат(5) и иногда царапают иглами кору дерева. 1) 1, 3, 4 2) 2, 4, 5 3) 2, 3,4 4) 1, 2, 3, 4, 5 Ответ: 3 34

35 Среди предложений (1 — 8 ) найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений. (1)Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. (2)И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился.(3) Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.(4) И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. (5) А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. (6) Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (7) Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. (8)И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как! Ответ: 4, 6 35

36 А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп, когда – то сформировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом, и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте. Ответ: 2 36

Источник

Adblock
detector