Меню

Не хотели видеть ни весны ни солнца

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Первая встреча князя Андрея с дубом. Текст, комментарий.

ТЕКСТ.

2 том, 3 часть, 1 глава.

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

КОММЕНТАРИЙ.

Большую роль в романе Л.Н. Толстого играет природа. Это не просто фон, на котором разворачиваются события. Природа помогает автору глубже раскрыть внутренний мир героев, состояние их души. Она словно помогает им осознать себя, своё место в жизни.

Князь Андрей Болконский дважды проезжает мимо старого дуба в разные периоды жизни. Каждая встреча – это поворотный этап в его жизни, его осознание того, как ему дальше жить.

При первой встрече Андрея с дубом он увидел его угрюмым, старым, больным: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами».

Дуб не радовался приходу весны, она для него, так же, как и любовь и счастье, – это всё обман. Он не хотел подчиняться «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», ничему не верил.

Такое же состояние испытывал Андрей. Столько было в тот момент разочарований в его жизни: напрасные мечты о славе, смерть жены, скучное светское общество. Он не ждал ничего хорошего от жизни, ни во что не верил. Поэтому, взглянув на старый дуб, он подумал, что жизнь кончена. Нужно её просто доживать, «не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Таким образом, первая встреча с дубом играет важную роль в раскрытии тех изменений, которые произошли в душе князя Андрея, его нежелания о чём-то мечтать, на что-то надеяться.

Вторая встреча Андрея с дубом. Читать ЗДЕСЬ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Великому Л. Н. Толстому. Преображение!

(По мотивам строк: Л.Н. Толстой. Война и мир. Том 2, часть третья, глава I, III.)

На краю дороги стоял дуб, выросший до небес.
Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес,
он был в десять раз толще и сильнее в разы,
и в два раза выше каждой берёзы.
Это был огромный, в два обхвата дуб, стоявший здесь веками,
с обломанными, давно видно, суками
и с обломанной корой, заросшей старыми болячками,
с огромными своими, неуклюжими, несимметрично-растопыренными,
корявыми руками и пальцами –
пред нами
он старым, сердитым и презрительным уродом
стоял между улыбающимися берёзами.
Только он один не хотел подчиняться обаянию весны
и не хотел видеть ни солнца, ни весны.
«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, —
«и как не надоест вам всё один и тот же
глупый и бессмысленный обман.
И всё – обман, всё – одно и то же!
Нет ни весны, ни солнца, ни счастия в мирах веков.
Вон смотрите, сидят задавленные мёртвые ели,
всегда одинокие – мир таков.
И вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы,
где ни выросли они – из спины, из боков;
как выросли – так и стою,
и вашим надеждам и обманам не верю.».
. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь на них,
неподвижно, уродливо и упорно стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, видящий небеса.
пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, слушая чьи-то голоса,
что жизнь не всегда обречена,
а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!»
.
Уже было начало июня.
Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад;
всё было полно, тенисто и густо; и зеленело, как огромный сад;
и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты, созданной веками,
и, подделываясь под общий характер,
нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза,
но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги
и на сочные листья, где красовалась берёза.
Левая сторона леса была темна, в тени;
правая – мокрая, глянцевитая – блестела на Солнце, чуть колыхаясь на ветру.
Всё было в цвету!
Cоловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко, радуясь лету!
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны».
«Да где он?», – подумалось опять, глядя на левую сторону дороги,
и, сам того не зная, не узнавая его, каким он был во время весны –
любовался тем дубом, чьи ветви были так краcивы и сердцу дороги.
Старый дуб, весь преображённый,
раскинувшись шатром сочной зелени тёмной,
млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего Солнца, благовидно.
Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя –
ничего не было видно.
Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья –
так, что верить нельзя было, что этот старик произвёл их – чары бытия.
«Да, это тот самый дуб», – подумалось тотчас – чудо, явление!
И нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.
Все лучшие минуты жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. Жизнь не обречена!
. Нет, жизнь не кончена!

Читайте также:  Солнце это окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь

–––––––––
Л.Н. Толстой. Война и мир. Том 2, часть третья, глава I, III, (отрывок).

На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему.
. Нет, жизнь не кончена.

Читайте также:  Как нарисовать солнце как звезда

Источник

Описание Дуба в романе Война и мир (Отрывок)

Отрывки

1 отрывок — 2 том. 3 часть. 1 глава

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам» .

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! » Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

2 отрывок — 3 глава

«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» , — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.

Читайте также:  Восход солнца по башкортостану

«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Сочинение Характеристика и описание Дуба

Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла. Дуб здесь почти герой, Андрей разговаривает с ним, как с человеком. Для него это дерево точно живое существо, сначала старое, но после переродившееся.

Дуб это стоит на краю дороги, так немного «в углу». Тут же он сравнивается с березами вокруг. И он в два раза выше средней березы там, в десять раз старше и шире. Был он просто огромным, покрытый старой корой. Он выглядел он таким потрепанным жизнью, то есть годами, ветрами… На нем было полно старых «болячек», из-за которых казался сердитым стариком, особенно по сравнению с березами, которые как будто все улыбались. Еще он весь такой корявый, несимметричный, уродливый даже, но упорный в своем пессимизме… И так он отличался от окружения, так ещё и весна будто не могла на него повлиять. Все уже вокруг зазеленели, а он все такой же «зимний», но только без снега.

Андрею (и автору, конечно) кажется, что дуб говорит. Весна ассоциируется с любовью и счастьем, а всё это вместе для него – обман. Дуб разочарован, ни в какое светлое чувство не верит. Может быть, ему уже всё надоело… Но в то же время нельзя сказать, что у него нет сил, он стар, но крепко стоит на земле, ствол у него в два обхвата. Древесины там точно очень много! Почему-то он не верит даже в солнце, хотя оно уж точно есть, даже если за облаками. Себе в товарищи по несчастью он выбрал ели – они тоже не весенние, а всегда одинаковые, как застывшие.

И князь Андрей думает, что дуб в своей «позиции» прав. У героя тоже нет веры в любовь… Но мы все знаем, что всё-таки дуб этот «заразился» весной – зазеленел, проснулся к новой жизни, хотя и позже берез. И для героя это стало надеждой. Даже если этот старый дуб смог снова «полюбить» жизнь, пустить в себя энергию весны, то и человек может. И князь Андрей после всех разочарований сможет полюбить!

Теперь дуб млеет под лучами солнца, качает прекрасной кроной. Не видно старых болячек, все как будто затянулось. Его корявые ветки-пальцы тоже спрятались в сочную молодую листву. Новые веточки пробились сквозь старую кору. Он стал просто неузнаваем! Теперь он выглядел мощно и молодо, излучал радость. Всё равно он отличался от берез вокруг, но был вместе с ними в этой радостной весне.

Этот образ, его изменения стали очень важными для героя, в них он отразился сам – до и после.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание Дуба в романе Война и мир + Отрывок

Популярные сегодня темы

Невозможно переоценить роль Толстого в произведении «Война и Мир», ведь он не просто искусно пишет об исторических событиях, а показывает свое отношение к ним. Его образ отражен в поступках героев

Главными героями романа считаются Онеги и Татьяна. Они немного похожи по характеру. Они часто бывают в обществе, где люди любят выставлять себя напоказ. Онегин и Татьяна имеют хорошее образование

Когда я впервые взяла в руки «Архипелаг Гулаг», эта книга показалась мне научной. Слишком много фактов и фамилий попадается на ее страницах. Но, начав читать, я поняла: это – наша история

В рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор от своего лица описывает, как он бы пациентом одной из городских больниц, поступившие туда с высокой температурой и брюшным тифом.

Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.

Источник

Adblock
detector