Меню

Не дня без космоса

Ни дня без космоса!

Отвечали любознательным, что в сидоренковской программе – лекции на станциях юных техников, в областном Центре технического творчества. Заодно интересовались, почему обращаются именно в нашу редакцию. Один из ответов особенно зацепил: «У вас же ни дня без космоса! Качественный проект!» А ведь действительно, подумалось, мы «подсели на космос». Однако сделали это «без проекта» – специально ничего не выдумывали, не изобретали «медиавелосипед с квадратными колесами». Хотя повод для этого есть: весь мир скоро вспомнит 55-летие полета Юрия Гагарина, и СМИ дружно расскажут, сколько кораблей тому назад, что и как случалось в пилотируемой космонавтике. В «Нашем времени» космос стал без оглядки на даты уже привычной, если не сказать – даже несколько будничной темой. Практически каждый день общаемся с людьми, которые либо уже побывали на орбите, либо профессионально готовятся оторваться от Земли, либо строят космодромы, работают на предприятиях, связанных с космосом. Или, как наш коллега из Цимлянска Николай Сивашов, пишут книги про выдающихся земляков-ракетостроителей.

Привычно открываем «электронку». Среди свежих электронных писем – два сообщения из Хьюстона от земляка, Героя России космонавта Юрия Усачева. Здесь же послание из Донского филиала центра тренажеростроения – там тренируют космонавтов к полетам к Луне и куда подальше. Сообщают о дне открытых дверей для детворы. На время отрываемся от почты – на пороге Станислав Аверков, много лет проработавший в ракетостроении, в частности, на днепропетровском «Южмаше», названном именем дважды Героя Социалистического Труда уроженца станицы Цимлянской Александра Макарова. О космосе, Макарове, малоизвестных страницах его биографии Станислав, кажется, готов рассказывать часами. Решаем свести его с Николаем Сивашовым – тот в свое время тоже написал книгу о Макарове, был среди инициаторов появления в Цимлянске его бюста.

Приятное сообщение на «электронку» «НВ» из Хабаровска. От начальника «Дальспецстроя» Юрия Волкодава. Тот пишет: «Наше время» – одно из старейших печатных изданий Ростова-на-Дону и Ростовской области, что свидетельствует о качестве публикаций и авторитете авторов, к мнению которых прислушиваются. Выражаем особую благодарность изданию за внимание к теме строительства космодрома Восточный в Амурской области». Спрашиваем у гостя редакции Саида Умедова, комиссара сводного студенческого отряда «Дон» на космодроме Восточный, не от него ли исходила инициатива отметить редакцию за серию публикаций о всероссийской стройке. Саид говорит, что он к этому непричастен: «Сайт ваш активный, они сами увидели и оценили…»

Сейчас страна не живет одним «космическим дыханием» и нет такого, что новых рекордов космоса дружно «требуют сердца», как было во времена Гагарина. Многих людей больше волнует «земное»: что рубль бросает то в жару, то в холод, что цены на ряд товаров стали «стратосферные». Но за этой «бытовкой» не забыть бы очевидного: новые успехи в космосе повлияют и на земные достижения. Скажем, с помощью космоса в нашем регионе станут более эффективными мониторинг водоемов, контроль за чистотой акваторий, лучше будут оценивать ущерб, нанесенный лесам вредителями, болезнями, пожарами, выявлять места, где буйствует эрозия либо началось опустынивание. Донские предприятия все активнее сотрудничают с ракетно-космической корпорацией «Энергия». Юрий Усачев готовит для «НВ» очередную публикацию на эту тему. Ни дня без космоса.

Источник

Эксперт: день без космоса стал бы катастрофой для современной мировой экономики

ВАШИНГТОН, 9 апреля. /Корр. ТАСС Антон Чудаков/. Один день без космоса и основанных на его исследовании технологиях стал бы катастрофой для мировой экономики и современного образа жизни. Такое мнение высказал в интервью корреспонденту ТАСС Том Зелибор — контр-адмирал ВМС США в отставке и руководитель авторитетной американской общественной организации Space Foundation, занимающейся популяризацией космических исследований.

«Сегодня космос — это важнейшая инфраструктура, от которой зависит любая другая инфраструктура. Независимо от того, о какой стране идет речь, хотя бы день без доступа в космос и к полученным в ходе его освоения технологиям был бы катастрофическим для безопасности мировой экономики и образа жизни», — отметил глава организации, основанной в 1983 году.

Отставной контр-адмирал считает квинтэссенцией космоса на современном этапе «совокупность интегрированных систем и заинтересованных сторон, которые лучше всего рассматривать как глобальную экосистему, требующую регулирования и сбалансирования для обеспечения устойчивости». Зелибор считает, что «состояние этой экосистемы зависит от трех основных факторов: образования, информации и сотрудничества».

«Космическая экономика в настоящее время равна $424 млрд, но, по прогнозам, в следующем десятилетии она достигнет $1 трлн», — подчеркнул руководитель Space Foundation. По оценке специалистов банка Bank of America, демонстрирующая рост космическая отрасль увеличится более чем в три раза в следующем десятилетии и в стоимостном выражении составит $1,4 трлн. Она продолжает развиваться в значительной степени благодаря рекордным объемам частных капиталовложений, а также новым возможностям инвестирования в компании, занимающиеся космическими полетами, спутниками и многим другим.

«Однако для использования этого потенциала нам необходимо диверсифицировать участников, инвестиции и модели партнерства, которые позволяют осуществлять сотрудничество. Промышленность, финансы, национальная безопасность, научные исследования и другие сферы — все они борются за увеличение числа рабочей силы, необходимой сегодня и в будущем для решения задач в космосе и на Земле. Такая среда столь же богата возможностями, как и конкурентной борьбой и сотрудничеством», — подчеркнул Зелибор.

Он пояснил, что государства и частные компании конкурируют между собой в поиске талантливых специалистов, которые «будут служить движущей силой инноваций, необходимых не только для исследований, но и, что более важно, для новаторских методов лечения и решения связанных с Землей проблем, которые никогда нельзя игнорировать». Space Foundations, пояснил Зелибор, занимается обучением, предоставлением информации и развитием сотрудничества в области исследования космоса.

Читайте также:  План сочинение про космос

Программы по освоению Луны

Современные программы по освоению Луны нельзя называть новой космической гонкой Востока и Запада, считает Зелибор.

Отвечая на вопрос, справедливо ли говорить о новой космической гонке в освоении Луны, он подчеркнул: «История слишком часто провоцирует нас на использование старых понятий и критериев в новые эпохи». «Она [история] пытается упрощенно объяснить то, что происходит, но было бы ошибкой называть происходящее сегодня «космической гонкой» Востока и Запада. Шестьдесят лет назад у нас были две страны, которые соперничали за получение доступа к космическому пространству и превосходство», — отметил он.

Шестьдесят лет спустя, продолжил отставной контр-адмирал ВМС США Зелибор, в мире «восемьдесят пять стран с тысячами компаний и миллионами людей, которые не только сотрудничают, но и соперничают за такую высокую позицию». «Наиважнейшая гонка, которая существует сегодня в любой из этих стран и компаний, — за таланты, которые в конечном итоге будут подпитывать и стимулировать инновации, что послужит исследованию [космоса], а также удовлетворению потребностей на Земле», — отметил глава организации.

Он уверен, что в этой гонке «победителем в конечном счете станет общество». «Это гонка, в которой никто не останется позади, и часть миссии Space Foundation состоит в защите инноваций для улучшения жизни на Земле», — заключил Зелибор.

Источник

Они не могут жить без космоса

«Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества», — произнёс Нил Армстронг 20 июля 1969 года, впервые в истории ступив на поверхность Луны. Легендарный астронавт ошибался — никакого огромного скачка для человечества не случилось. Американцы слетали на Луну несколько раз, после чего закрыли программу, две оставшиеся гигантские ракеты «Сатурн-5» выставили в музеях и… всё. Смогут ли они сейчас повторить то, что сделали полвека назад, — неизвестно. Но, скорее всего, вряд ли. Утрачены компетенции.

Но президент США Дональд Трамп в это не верит. И поэтому в самый разгар пандемии коронавируса, основной удар которой пришёлся как раз на Соединённые Штаты Америки, он издаёт указ о том, что американцы имеют право разрабатывать ресурсы Луны.

«Американцы должны иметь право вести коммерческое исследование, добычу и использование ресурсов в космическом пространстве в соответствии с применимым законодательством», — написано в этом указе, и самое интересное тут кроется в двух местах. Во-первых, в слове «коммерческое». А во-вторых, в словосочетании «в соответствии с применимым законодательством».

Потому что бывает законодательство применимое и неприменимое. Про второе в указе сказано так: «США не признают Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах».

Знаете, что это за соглашение? Оно было принято ООН в 1979 году. Его ратифицировали около десятка стран, среди которых такие великие космические державы как Марокко, Уругвай, Филиппины и Перу. Ни СССР, ни США этот договор не то что не ратифицировали, но даже и не подписывали. Потому что они подписывали совсем другие договоры.

Например, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года. Согласно которому ни одно государство не может предъявлять претензии на владение космическим телом или его частью, а суверенитет государств распространяется только на непосредственно запущенные ими космические объекты.

Изначально этот межправительственный договор подписали США, СССР и Великобритания. На сегодняшний день он ратифицирован сотней стран и ещё 26 стран хоть и не ратифицировали его, но подписали. То есть именно этот договор на сегодняшний день определяет международные принципы использования космического пространства. Этот договор и есть то самое «применимое законодательство».

И именно в нём зафиксированы запреты на размещение в космосе оружия массового поражения, на использование Луны для создания военных баз, испытаний оружия и всё такое.

То есть указ Дональда Трампа — внимание — не меняет в существующем положении вещей… ничего. США не признают Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, но они никогда его не признавали. Как, впрочем, и мы. Трамп утверждает, что американцы должны иметь право вести коммерческую добычу ресурсов в космосе, — но американцы всегда имели на это право, потому что им никогда и никто этого не запрещал.

Даже и мы. Потому что в Договоре о космосе 1967 года речь идёт только о государствах и суверенитетах, но никак не о коммерческой деятельности. США бы никогда не подписали договор, запрещающий хоть какую-то коммерческую деятельность. А для СССР в 1967 году словосочетание «коммерческая деятельность» было абстракцией. А теперь, когда всё изменилось, мы точно так же можем заниматься коммерческой деятельностью на Луне, как и американцы. Потому что нам никто этого не запрещал.

Тут возникает логичный вопрос: а зачем? Зачем Трамп издал указ, содержание которого не то чтобы юридически ничтожно, но не содержит новелл?

Гипотезы могут быть разные, но наиболее очевидной кажется версия о классическом «мы не можем жить без космоса». Трампу 73 года. Когда Гагарин полетел в космос, Трампу было 14. Когда Нил Армстронг ступил на Луну, ему было 23. Мы знаем, что Трамп любит красивых женщин, — значит, он любит всё красивое, а ничего красивее той золотой эпохи освоения космоса в 1960-х в послевоенной истории человечества не было. И наверняка на юного Дональда Трампа всё это произвело впечатление, которое он пронёс с собой через всю свою увлекательную жизнь.

Читайте также:  Вред от исследования космоса

А теперь, в один их самых сложных моментов своей жизни (Трамп — президент, и при его президентстве умирают американцы), этот человек хочет передать нации своё ощущение будущего. Приободрить их. И для этого выпускает бессмысленный совершенно указ ни о чём. Нелепо? Конечно.

Они не могут жить без космоса. Ну и пожалуйста.

Давайте дадим им столько космоса, сколько они смогут с собой унести.

От космоса всё равно не убудет.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Мы не можем жить без космоса: 8 главных космических прорывов за 10 лет

2010-е стали временем огромных успехов в изучении и освоении космоса — впрочем, и без неудач не обошлось. Общий итог позитивный: с очень высокой вероятностью в 2020-х годах нога человека вновь ступит на другое небесное тело. И возможно, это будет еще не самое важное из достижений.

1. Десятилетие экзопланет

Экзопланеты — это планеты, обнаруженные за пределами Солнечной системы, то есть они вращаются не вокруг Солнца, а вокруг других звезд. И 2010-е годы аналитическое издание о технологиях Arstechnica назвало «экзопланетным десятилетием».

Формально к 2010 году человечеству было известно 430 подтвержденных экзопланет. Но уровень наблюдательной техники тогда был не слишком высоким, поэтому ученые знали не о самых интересных планетах (относительно небольших, похожих на Землю), а о самых заметных и больших. К 2010 году самой маломассивной из известных экзопланет была CoRoT-7b — впятеро массивнее Земли и слишком близкая к своей звезде, чтобы можно было говорить о возможности существования там жизни (температура на поверхности — больше тысячи градусов Цельсия).

Запущенный в 2009 году космический телескоп «Кеплер» произвел революцию в нашем понимании других планетных систем. На сегодня подтвержденных экзопланет — 4104, и подавляющее их большинство открыто именно «Кеплером». Из этих тысяч десятки находятся в зоне потенциальной обитаемости, то есть там, где температура позволяет существование на их поверхности жидкой воды. Причем значительная часть таких планет находится сравнительно недалеко от нашей системы — в нескольких десятках световых лет.

Открытия «Кеплера» произвели в научном мире что-то вроде «спутникового шока» 1957 года, когда полет первого спутника заставил США предпринять целый ряд мер для сокращения отставания от СССР в космосе — вплоть до пересмотра американской образовательной системы. Из-за «Кеплера» самые разные страны стали вкладывать куда больше в телескопы и спектрографы (приборы для поиска экзопланет), что привело к огромному количеству дополнительных открытий. Дело дошло до того, что даже у ближайшей к Земле звезды была найдена планета в зоне обитаемости (Проксима Центавра b).

Стало ясно, что мнение астрономов прошлого об «уникальной Земле», якобы не имеющей аналогов в других планетных системах, не подтверждается — условия для возникновения жизни во Вселенной существуют в большом количестве мест. Это означает, что она куда населеннее, чем казалось до 2010-х годов.

2. Конец эпохи шаттлов

Дорога в будущее состоит не из одних только успехов. В 2011 году после многолетних мучений и аварий NASA окончательно прекратило полеты шаттлов (многоразовые космические корабли, используемые США). Всего за 1981−2011 годы пять шаттлов совершили 135 полетов, и два из них были потеряны в катастрофах, унесших жизнь 14 астронавтов. На один их запуск тратили примерно по $0,5 миллиарда, а с учетом затрат на научно-исследовательские и конструкторские работы получалось и вовсе по $1,5 миллиарда.

Для сравнения: две советские космические катастрофы в 1967 и 1971 годах унесли жизни четырех космонавтов, но они случились в первую дюжину лет пилотируемых космических полетов и объяснялись большой технической новизной этой отрасли в то время. Штаты же провели первые 20 лет своих полетов без единой жертвы, пока не сменили корабли «Сатурн» на многоразовые шаттлы. Это стало главной причиной сворачивания полетов космических «челноков» — крупнейшей неудачи космической программы в истории.

3. Начало эпохи полетов частных компаний в космос

Однако на смену старому приходит новое. Отказ от неудачных шаттлов заставил NASA обратиться к частным космическими решениям — разработку космического грузового корабля для доставки грузов на МКС поручили двум частным компаниям. SpaceX смогла решить эту задачу первой, начав снабжение станции 25 мая 2012 года с помощью своих многоразовых кораблей Dragon (выводимых в космос тогда еще одноразовыми ракетами Falcon 9). С 2014 года за ней последовала и компания Orbital ATK с кораблем Cygnys.

Далеко не всё в частной космонавтике пока протекает гладко: пилотируемые корабли Dragon смогут начать полеты к МКС — и заменить шаттлы в этом смысле — только в 2020 году. Причины, впрочем, не всегда в самих частниках. NASA требует от своих частных исполнителей прохождения массы процедур бюрократического характера, сильно замедляющих полеты новой техники.

4. Российский космический телескоп и сверхмассивные черные дыры

В 2011 году был запущен парящий в космосе «Радиоастрон» — российский суперрадиотелескоп, прояснивший физику в окрестностях черных дыр (и многое другое). Идея этого необычайного аппарата, который стоит сравнить с «Кеплером» в радиодиапазоне, — в его использовании совместно с земными радиотелескопами. «Радиоастрон» вошел в состав системы, сопоставляющей его данные и данные от множества наземных телескопов. Расстояние между ним и его земными компаньонами составляло до 340 тысяч километров — именно настолько «Радиоастрон» мог удаляться от Земли, идя по своей орбите. За счет этого удалось получить рекордное в истории астрономии разрешение, рассмотрев очень удаленные объекты с высокой точностью.

Читайте также:  Циолковские его философия космоса

Результаты этих наблюдений произвели сильное воздействие на внегалактическую астрономию. «Радиоастрон» впервые помог в деталях рассмотреть события в окрестностях далеких сверхмассивных черных дыр (СМЧД). Такие дыры часто становятся центрами других галактик — например, СМЧД Стрелец А* лежит в центре нашей Галактики, и именно эта и ей подобные черные дыры стали тем зерном, вокруг которого сформировалась галактика в целом. Однако самых активно пожирающих материю черных дыр в нашей Галактике нет, и чтобы изучать их влияние на окружающий мир, нужно «рассматривать» объекты в десятках и сотнях миллионов световых лет. Сделать это в деталях помог именно «Радиоастрон».

Среди достижений телескопа — первое измерение толщины «релятивистской струи». Так называют струю плазмы, заряженных и разогнанных до околосветовых скоростей частиц, выбрасываемых из окрестностей сверхмассивных черных дыр. У основания толщина струи оказалась равна световому году — благодаря этому открытию теперь можно намного детальнее понять, что конкретно происходит со сверхмассивными черными дырами.

Это не просто абстрактная научная задача: Стрелец А* в нашей Галактике пару миллионов лет назад тоже был активной черной дырой. Он выбрасывал мощные «релятивистские струи» и небезопасное излучение, да так, что был видим на земном небе наравне с нынешней полной Луной. Если мы узнаем мощность таких вспышек активности в деталях, то лучше поймем, могут ли они угрожать земной жизни.

5. Открытие воды на Луне

Еще одно не просто теоретическое достижение космонавтики — обнаружение воды в приполярных кратерах на Луне. Впервые это было сделано в кратере Шеклтон, 22% поверхности которого оказалось занято именно льдом, скрытым под тонким слоем лунного реголита (а местами — и обнаженного). Жидкая вода на поверхности Луны существовать не может, лед также быстро исчез бы под лучами Солнца, но в полярные кратеры солнечный свет никогда не заглядывает, поэтому огромные запасы льда и сохранились там относительно целыми.

Находка создает довольно большую проблему для теоретической планетологии. Самая популярная теория возникновения Луны — в результате столкновения Земли и древней планеты Тейя — делает существование лунной воды невозможным: столкновение двух планет должно было нагреть выброшенные на орбиту Земли обломки до тысяч градусов, и любая вода бы оттуда быстро «вылетела». Однако факты упрямы: воды на земном спутнике немало — порядка 100 миллиардов тонн.

Попытка объяснить ее заносом с кометами не выдержала критики: российские астрономы в 2016 году показали, что скорость столкновения комет с объектами в окрестностях Земли такова, что практически вся кометная вода после удара улетает обратно в космос. Но с практической точки зрения важно другое: сто миллиардов тонн воды на Луне — немалое подспорье в создании лунной базы. Из воды легко получить кислород и водород. Первый нужен для дыхания, а второй — отличное ракетное горючее.

6. Первые посадки космической ракеты на хвост в земных условиях — начало эры многоразовых ракет

Как известно, SpaceX сперва разработала свою двухступенчатую ракету Falcon 9 для доставки грузовых кораблей Dragon к МКС, однако компания Илона Маска с самого начала планировала сделать ракету многоразовой. Разработчики собирались использовать парашюты, но быстро выяснилось, что скорость удара о воду или землю все равно будет слишком велика. Тогда SpaceX начали создавать первую ступень, садящуюся на хвост, — по типу посадочных модулей для советских лунных автоматов или посадочных модулей для высадки астронавтов на Луне. Задача в земных условиях оказалось очень сложной: боковой ветер сносит первую ступень, пытающуюся сесть на хвост, а посадка на морскую платформу добавляет в уравнение качку. Только 21 декабря 2015 года компании удалось впервые в земной истории посадить первую ступень ракеты на хвост.

Масса и стоимость этой части ракеты равна двум третям от общей. За счет многоразовой первой ступени, которую SpaceX уже использует до трех раз подряд, цена одного запуска такой ракеты упала до $50 миллионов. На сегодня на рынке нет более экономичных предложений для ракеты с такой же большой полезной нагрузкой, как у Falcon 9: российские «Протоны» запускались дороже $60 миллионов, и на сегодня SpaceX уже практически вытеснила их с рынка.

Удешевление космических полетов стало вполне реальным и осязаемым фактом.

7. Первый полет на метановом ракетном двигателе

Метановые ракетные двигатели испытывали еще в СССР. Причины любви к ним просты: во‑первых, метан — эффективное и недорогое топливо, горящее практически без сажи. Кислород-керосиновые ракеты оставляют много сажи, и поэтому многоразовое использование тех же первых ступеней Falcon 9 (на керосине) ограничено несколькими разами. Метановые двигатели без переборки можно будет использовать до сотни раз.

Второе крупное преимущество: керосин-кислородный и водород-кислородные двигатели реально заправлять только на Земле. Метан — другое дело, потому что его можно сравнительно легко получить из марсианского грунта. Кроме того, метан значительно проще удерживать в баке, чем водород. Его можно накапливать прямо в ракетных баках на той ракете, что доставит людей на Марс.

Метановый двигатель Rapror, разработанный SpaceX, имеет еще одно преимущество: это первый ракетный двигатель с полной газификацией топлива перед сгоранием, что позволяет ему извлекать максимум тяги из того же объема горючего и окислителя.

8. Открытие водных потоков на Марсе

В отличие от Луны, наличие воды на Марсе никогда особо никем и не отрицалось. Его полярные шапки состоят не только из сухого льда (СО2), но и из водяного льда, что давно известно астрономам. Однако считалось, что вода эта на поверхности Красной планеты существует только в твердом виде.

Источник

Adblock
detector