Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение.
Выразительные средства лексики.
В лексике основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.
К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.
Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)
ЭПИТЕТ— это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.
Например: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться:
— существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета.
Например: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
— наречиями, выступающими в роли обстоятельств.
Например: На севере диком стоит одиноко. (М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
Например: волны несутся, гремя и сверкая;
— местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души.
Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);
— причастиями и причастными оборотами.
Например: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление. борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, называется постоянным эпитетом.
В фольклоре девица всегда красна, молодец — добрый, батюшка — родный, детушки — малые, молодчик — удалый, тело — белое, руки — белые, слезы — горючие, голос — громкий, поклон — низкий, стол — дубовый, вино — зеленое, водочка — сладка, орел — сизый, цветок — алый, камень — горючий, пески — сыпучие, ночь — темная, лес — стоячий, горы — крутые, леса — дремучие, туча — грозная, ветры — буйные, поле — чистое, солнце — красное, лук — тугой, кабак — царев, сабля — острая, волк — серый и пр.
Роль эпитетов в тексте
Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
Помимо этого, эпитеты могут:
— усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.
Меж скал блуждая, желтый луч
В пещеру дикую прокрался
И гладкий череп озарил.
— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
— создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);
— передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: .
Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев);
И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский);
Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)
Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.
СРАВНЕНИЕ — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор.
Сравнения выражаются различными способами:
— формой творительного падежа существительных.
Волной в непогоду
Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак)
Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов)
На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков)
Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев)
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берез.
— формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее. (А. Ахматова)
Девичьи глаза ярче роз. (А. С. Пушкин)
Но глаза синее дня. (С. Есенин)
Кусты рябин туманней глубины. (С. Есенин)
Вольнее младость. (А. С. Пушкин)
Правда дороже золота. (Пословица)
Светлее солнца тронный зал. ( М. Цветаева)
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто идр.
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель.
Глядит апрель на птичий перелет
Глазами синими, как лед.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.
И стоят за дубровыми сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.
Уж близок полдень.
Как пахарь, битва отдыхает.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом за рекою
Стежку залила.
Будто легкие метели
Мчались во весь дух,
Будто лебеди летели,
Обронили пух.
— при помощи слов подобный, похожий, это.
На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза … (А. Ахматова);
— при помощи сравнительных придаточных предложений.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Источник
Соотнесите понятия и определения:
а) фразеологизмы 1. слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение.
б) неологизмы 2. слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
в) антонимы 3. новые слова
г) синонимы 4. устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов.
3.Найдите соответствия:
1)бурак, кочет, евонный
2)байкер, блокбастер. копирайтер
3)жалейка, казна, нагайка
г) устаревшие слова
4)реветь белугой, задеть за живой, битый час
4.Грамматическая ошибка — это…
а) неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
б) неправильное написание слова;
в) ошибка, связанная с неверным или не с самым удачным употреблением слов .
5. То, что обозначает слово, является его…
а) грамматическим значением
б) лексическим значением.
6.В каком ряду слов ударения падает на 2-й слог?
а) свекла, торты, средства
б) оптовый, банты, начать
в) звонит, щавель, красивее
7.Основная единица языка – это…
8.Укажите, к какому типу речи относится текст:
«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший».
9.Укажите, к какому стилю относится текст:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».
а) эпитеты 1) Светлее солнца тронный зал.
б) метафора 2) На пушистых ветках снежною каймой распустились ветки белой бахромой.
в) олицетворение 3) В сто сорок солнц закат пылал!
г) сравнение 4) Сбежались отовсюду облака…
5)седой туман, грустно-сиротеющая земля
11.Соотнесите понятия и определения:
а) эпитет 1) образное (красочное) определение
б) метафора 2) преувеличение
в) олицетворения 3) это образное слово или выражение, основанное на сопоставлении предмета с новым предметом или явлением на основе их сходства в чем-либо.
г) сравнение 4) воплощение чего-нибудь в образе живого существа.
д) гипербола 5) слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Источник
Какие художественные приемы использованы в стихотворении Марины Цветаевой «Книги в красном переплете»? Заранее спасибо
КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплёте.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
– Уж поздно! – Мама, десять строк. –
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки.. .
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо.. .
Том в счастье с Бекки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры.. .
Кладбище.. . Вещий крик совы.. .
(Мне страшно! ) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона.. .
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона! »
Ушёл во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы.. .
– О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
В стихотворении М. Цветаевой использованы:
Гипербола:
Светлее солнца тронный зал
Метафора:
дрожат на люстрах огоньки
Метонимия:
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Олицетворение:
вы мне привет прощальный шлете (о книгах)
Перифразы:
из рая детского житья (вместо из детства) ;
неизменившие друзья
в потертом, красном переплете (вместо книги)
приёмыш чопорной вдовы (вместо Гекльберри Финн)
чопорной вдовы (вместо вдовы Дуглас)
о золотые времена,
где взор смелей и сердце чище! (вместо детство)
Риторический вопрос:
– О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
Риторические восклицания:
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Сравнение:
как Диоген, живущий в бочке.
Эпитеты:
детского житья;
привет прощальный;
потёртом, красном переплёте;
легкий урок;
вещий крик;
чопорной вдовы;
стройным мальчиком;
красных книг;
золотые времена;
взор смелей и сердце чище;
золотые имена.
ГИПЕРБОЛА – художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.
МЕТАФОРА – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
МЕТОНИМИЯ – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними; распространенный поэтический троп. В данном случае упоминание имени композитора вместо названия его произведений.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также животных.
ПЕРИФРАЗ и ПЕРИФРАЗА – один из стилистических приемов, состоящий в замене названия лица, предмета или какого-либо явления описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета или их характерные приметы, усиливающие изобразительность речи.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, – так называемые фигуры речи. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.
СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.
ЭПИТЕТ – образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным, но иногда и наречием, именем существительным, числительным, глаголом.
В стихотворении Марины Цветаевой использованы:
Гипербола:
Светлее солнца тронный зал
Метафора:
дрожат на люстрах огоньки
Метонимия:
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Олицетворение:
вы мне привет прощальный шлете (о книгах)
Перифразы:
из рая детского житья (вместо из детства) ;
неизменившие друзья
в потертом, красном переплете (вместо книги)
приёмыш чопорной вдовы (вместо Гекльберри Финн)
чопорной вдовы (вместо вдовы Дуглас)
о золотые времена,
где взор смелей и сердце чище! (вместо детство)
Риторический вопрос:
– О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
Риторические восклицания:
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Сравнение:
как Диоген, живущий в бочке.
Источник: замечательный педагог Иринушка Робертовна Махракова.
Источник
Найдите соответствия эпитеты светлее солнца тронный зал ответы
КИМы по родному русскому языку для 6 класса подготовлены с опорой на авторские программы Дунаевой Галиной Владимировной.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
№ п/п
Название раздела, тема урока
Кол-во часов
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского родного языка
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, омонимы, антонимы
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Р/Р Речевой этикет
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Текст. Эффективные приёмы чтения
Текст как единица языка и речи
Функциональные разновидности языка
Учебно-научный и публицистический стили языка
Язык художественной литературы.
Р/Р Литературная сказка
Промежуточная аттестация (тест)
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Текст работы для проведения промежуточной аттестации
1 вариант
1.Когда возникла славянская письменность?
2.Соотнесите понятия и определения:
а) фразеологизмы 1. слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение.
б) неологизмы 2. слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
в) антонимы 3. новые слова
г) синонимы 4. устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов.
3.Найдите соответствия:
а) неологизмы 1)бурак, кочет, евонный
б) диалектизмы 2)байкер, блокбастер. копирайтер
в) фразеологизмы 3)жалейка, казна, нагайка
г) устаревшие слова 4)реветь белугой, задеть за живой, битый час
4.Грамматическая ошибка — это…
а) неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
б) неправильное написание слова;
в) ошибка, связанная с неверным или не с самым удачным употреблением слов .
5. То, что обозначает слово, является его…
а) грамматическим значением
б) лексическим значением.
6.В каком ряду слов ударения падает на 2-й слог?
а) свекла, торты, средства
б) оптовый, банты, начать
в) звонит, щавель, красивее
7.Основная единица языка – это…
8.Укажите, к какому типу речи относится текст:
«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший».
9.Укажите, к какому стилю относится текст:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».
10.Найдите соответствия:
а) эпитеты 1) Светлее солнца тронный зал.
б) метафора 2) На пушистых ветках снежною каймой распустились ветки белой бахромой.
в) олицетворение 3) В сто сорок солнц закат пылал!
г) сравнение 4) Сбежались отовсюду облака…
д) гипербола 5)седой туман, грустно-сиротеющая земля
11.Соотнесите понятия и определения:
а) эпитет 1) образное (красочное) определение
б) метафора 2) преувеличение
в) олицетворения 3) это образное слово или выражение, основанное на сопоставлении предмета с новым предметом или явлением на основе их сходства в чем-либо.
г) сравнение 4) воплощение чего-нибудь в образе живого существа.
д) гипербола 5) слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Текст работы для проведения промежуточной аттестации
2 вариант
1.Создателями славянской письменности являются
а) Братья Карамазовы
в) Братья Кирилл и Мефодий
2.Соотнесите понятия и определения:
а) неологизмы 1) слова, употребляемые жителями той или иной местности
б) фразеологизмы 2) это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
в) диалектизмы 3) новые слова
г) антонимы 4 )это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов.
3.Найдите соответствия:
а) неологизмы 1) балка, гутарить, курень
б) диалектизмы 2)брифинг, визажист, дресс-код
в) фразеологизмы 3) играть на нервах, висеть в воздухе, слово в слово
г) устаревшие слова 4) яства, шуйца, ветрило
4.Орфоэпия — это раздел науки о языке, который изучает…
а) постановку знаков препинания в предложении
б) правильное написание слов
в) правильное произношение звуков и ударений в словах
5.В каком ряду слов ударения падает на 2-й слог?
а) шарфы, искра, кремень
б) ремень, призыв, досуг
в)цепочка, согнутый, понял
6.Текст — это…
а) связанные между собой в хаотичном состоянии предложения
б) связанные между собой предложения по смыслу, грамматически , объединенные общей темой и основной мыслью
в) оба варианта правильные
7. Лексическое значение слова — это…
а) то, что обозначает слово
б) характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи
8.Укажите, к какому типу речи относится текст:
«В словах прилагательное, слагаемое, предлагать в корне пишется гласная А , а в словах приложение, сложение, положение пишется гласная О. Докажем это. Во-первых, в корнях -лаг-, -лож- а пишется перед г. Во-вторых, после корня идет суффикс -а-. Значит, в корне слова прилагательное, слагаемое, предлагать нужно писать гласную А , а в словах приложение, сложение, положение букву О» .
9.Укажите, к какому стилю относится текст:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».
10.Соотнесите понятия и определения:
а) олицетворение 1) образное определение
б) сравнение 2) противопоставление
в) эпитет 3) скрытое сравнение
г) антитеза 4) воплощение чего-нибудь в образе живого существа.
д) метафора 5) слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета др.
11.Найдите соответствия:
а) эпитеты 1)Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой.
б) метафора 2)В саду горит костер рябины красной.
в) олицетворение 3)Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы.
г) сравнение 4)Капли росы — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой.
д) антитеза 5)ясный месяц, буйная головушка
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ
Источник