Меню

Наступила та короткая весенняя пора когда солнце

Укажите тип придаточного предложения: Всякая охота тем хороша, что имеет дело с природой

Определение типа придаточного предложения. В6

Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного пытаются определить только по союзу (союзному слову) : «когда – обстоятельственное придаточное времени» ; «чтобы – придаточное цели» и т. п. Поэтому важно уметь определять смысловые отношения между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса.

Определите тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю (определительное – пора какая?) .

2. Она не любила, когда ее тревожили утром (Д. Мамин-Сибиряк) (изъяснительное – не любила чего?) .

3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены (Г. Успенский) (тогда-когда? — обстоятельственное времени) .

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М. Лермонтов) (обстоятельственное условия – было бы смешно при каком условии?) .

Особое внимание следует уделить изъяснительным и определительным придаточным. Эти придаточные относятся к одному слову в главном предложении.

Придаточные изъяснительные чаще всего связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (знать, понимать, чувствовать, любить, видеть, слышать и т. п.) . Так, сказуемое предложения Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяснительным:

Источник

Определяем виды придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях. Практикум

Виды придаточных предложений в СПП

На какой вопрос отвечает

К чему относится

К существительному в главном предложении

После определяемого слова

Который, что, где, куда и др.

Вопросы косвенных падежей

К словам со значением мысли, речи, чувства

Свободное ( до, после, внутри главного предложении)

Что, как, будто, чтобы;

В какой степени? Насколько?

К сочетанию с указательным словом

Союзы и союзные слова

Что, как будто, словно, сколько

К сочетанию с указательным словом

Союзы и союзные слова

Что, как, чтобы, словно…

Где? Куда? Откуда?

Ко всему главному предложению

Свободное ( до, после, внутри главного предложении)

Где, куда, откуда

Когда? Как долго? С(до) каких пор?

Ко всему главному предложению

Свободное ( до, после, внутри главного предложении)

Союзами когда, пока, с(до) тех пор как, как только

При каком условии?

Ко всему главному предложению

Свободное ( до, после, внутри главного предложении)

Союзами если, раз, когда…

Ко всему главному предложению

Свободное ( до, после, внутри главного предложении)

Союзами потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо…

Зачем? С какой целью?

Ко всему главному предложению

Свободное ( до, после, внутри главного предложении)

Союзами чтобы, для того чтобы…

Как? В сравнении с чем?

Ко всему главному предложению

Свободное ( до, после, внутри главного предложении)

Союзами как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно…

Несмотря на что?

Ко всему главному предложению

Свободное ( до, после, внутри главного предложении)

Союзами хотя, несмотря на то что, пускай, как ни…

Что является следствием этого?

Ко всему главному предложению

Свободное ( до, после, внутри главного предложении)

Что можно к этому добавить?

Ко всему главному предложению

Что, отчего, зачем, почему

Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных

Наибольшую сложность при определении типа при­даточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного пытаются определить только по союзу (союзному сло­ву): «когда — обстоятельственное придаточное времени»; «чтобы — придаточное цели» и т.п. Поэтому важно на­целить учеников на установление смысловых отноше­ний между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса. Практическая работа с этим матери­алом должна включать анализ предложений с много­значными союзами (союзными словами). Например:

Читайте также:  Двойное солнце юбка построение выкройки

Определите тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю (оп­ределительное).

2. Она не любила, когда ее тревожили утром (Д.Мамин-Сибиряк) (изъяснительное).

3. Как видите, оказывается невозможным сде­лать дело даже тогда, когда все препятствия устра­нены (Г.Успенский) (обстоятельственное времени).

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов) (обстоятельственное условия).

Особое внимание следует уделить изъяснитель­ным и определительным придаточным. Важно под­черкнуть, что эти придаточные относятся к одному слову в главном предложении.

Придаточные изъяснительные чаще всего свя­заны с глаголом со значением мысли, чувства, вос­приятия (знать, понимать, чувствовать, любить, ви­деть, слышать и т.п.). Так, сказуемое предложения Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяс­нительным:

что ты скажешь. кто приходил. как это сделать. какой сегодня день. когда он вернется. где он живет. почему ты молчишь. зачем он приходил.

Придаточные определительные относятся к су­ществительному или местоимению и также могут быть связаны с главным предложением с помощью различных союзных слов. Например:

которая была ярко освещена. Мы вошли что находилась справа, в ту комнату куда нас пригласила хозяйка. (какую?), откуда доносились голоса.

где были сложены вещи.

Придаточные обстоятельственные. Обстоятельст­венные придаточные следствия с союзом так что следует отличать от придаточных степени, ослож­ненных оттенком следствия: Неужели твой прекрас­ный друг настолько ослепил тебя своими достоинства­ми, что ты не видишь даже самых простых вещей? (А.Чехов) Подобные предложения выражают степень при помощи указания на следствие, а не собственно следствие. Сравните предложения: Было очень тем­но, так что приходилось нащупывать дорогу (прида­точное следствия) — Было так темно, что приходилось нащупывать дорогу (придаточное с союзом что .вы­ражает степень при помощи указания на следствие).

Обращаем внимание на различие придаточных причины и цели: Мы остановились (с какой целью?)

чтобы набрать воды —’Мы остановились (почему?), потому что.нужно было набрать воды.

Не всегда рассматриваются придаточные при­соединительные:

1) обозначают добавочные сведения, замечания к тому, о чем говорится ь главном предложении;

2) конкретный вопрос поставить невозможно;

3) относятся ко всему главному предложению;

4) присоединяются союзными словами что, чем, о чем, оттого, зачем, почему и др.

Например: Пала роса, что предвещало завтра хоро­шую погоду (Д.Мамин-Сибиряк); Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность, почему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море (К.Паустовский).

Определите тип придаточного предложения.

1. Одно из противоречий, какими живо творчест­во Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.

2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

3. Мы ждем с томленьем упованья минуты воль­ности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

5. Он работал всюду, где заставала его жажда твор­ческого труда.

6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении. .

7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, ког­да он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность мно­гих произведений Куприна.

9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.

Читайте также:  Только солнца луч проснется над землей бокач

10. В степи было тихо, несмотря на то что солн­це ПОДНЯЛОСЬ.

11. Как летом роем мошкара летит на пламя, сле­тались хлопья со двора к оконной раме.

12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.

13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чув­ствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так, что­бы выделяться из окружающей обстановки.

15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

16. Деревня, где скучал Евгений, была прелест­ный уголок.

17. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее.

18. Стало так тихо, что со своего балкона я слы­шал голоса в саду.

19. Если начнешь усиленно заниматься, то успе­ешь подготовиться к экзамену.

20. И я вижу во сне, как на волке еду я по тро­пинке лесной.

21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

22. Мне хотелось, чтобы эта книга была инте­ресна всем.

23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.

24. Всякий раз, как только показывалось солнце, за­мерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.

25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.

27. Если в ясный день подойти к окну, то вдале­ке будут видны очертания города.

28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.

29. Можно только предполагать, как долго про­длится его путешествие.

30. Вывеска должна быть расположена так, что­бы каждый прохожий обращал на нее внимание.

Определите тип придаточного предложения.

1. Одно из противоречий, какими живо творчест­во Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.

2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

3. Мы ждем с томленьем упованья минуты воль­ности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

5. Он работал всюду, где заставала его жажда твор­ческого труда.

6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении. .

7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, ког­да он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность мно­гих произведений Куприна.

9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.

10. В степи было тихо, несмотря на то что солн­це ПОДНЯЛОСЬ.

11. Как летом роем мошкара летит на пламя, сле­тались хлопья со двора к оконной раме.

12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.

13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чув­ствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так, что­бы выделяться из окружающей обстановки.

15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

16. Деревня, где скучал Евгений, была прелест­ный уголок.

17. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее.

18. Стало так тихо, что со своего балкона я слы­шал голоса в саду.

19. Если начнешь усиленно заниматься, то успе­ешь подготовиться к экзамену.

20. И я вижу во сне, как на волке еду я по тро­пинке лесной.

21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

Читайте также:  Когда узнали что земля крутится вокруг солнца

22. Мне хотелось, чтобы эта книга была инте­ресна всем.

23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.

24. Всякий раз, как только показывалось солнце, за­мерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.

25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.

27. Если в ясный день подойти к окну, то вдале­ке будут видны очертания города.

28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.

29. Можно только предполагать, как долго про­длится его путешествие.

30. Вывеска должна быть расположена так, что­бы каждый прохожий обращал на нее внимание.

Источник

—>Давай с тобой поговорим.

—>

—> —>

—> —>Категории раздела —>
—>

Русский язык [10]
Литература [4]

—>

—> —> —> —>

—> —>Наш опрос —>
—>

Каталог статей

Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного пытаются определить только по союзу (союзному слову): «когда – обстоятельственное придаточное времени»; «чтобы – придаточное цели» и т.п. Поэтому важно уметь определять смысловые отношения между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса.

Определите тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю (определительное – пора какая?).

2. Она не любила, когда ее тревожили утром (Д.Мамин-Сибиряк) (изъяснительное – не любила чего?).

3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены (Г.Успенский) (тогда-когда? — обстоятельственное времени).

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов) (обстоятельственное условия – было бы смешно при каком условии?).

Особое внимание следует уделить изъяснительным и определительным придаточным. Эти придаточные относятся к одному слову в главном предложении.

Придаточные изъяснительные чаще всего связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (знать, понимать, чувствовать, любить, видеть, слышать и т.п.). Так, сказуемое предложения Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяснительным:

как это сделать.

какой сегодня день.

когда он вернется.

почему ты молчишь.

зачем он приходил.

Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению и также могут быть связаны с главным предложением с помощью различных союзных слов. Например:

Мы вошли
в ту комнату (какую?),

которая была ярко освещена.

что находилась справа.

куда нас пригласила хозяйка.

откуда доносились голоса.

где были сложены вещи.

Придаточные обстоятельственные. Обстоятельственные придаточные следствия с союзом так что следует отличать от придаточных степени, осложненных оттенком следствия: Неужели твой прекрасный друг настолько ослепил тебя своими достоинствами, что ты не видишь даже самых простых вещей? (А.Чехов) Подобные предложения выражают степень при помощи указания на следствие, а не собственно следствие. Сравните предложения: Было очень темно, так что приходилось нащупывать дорогу (придаточное следствия) – Было так темно, что приходилось нащупывать дорогу (придаточное с союзом что выражает степень при помощи указания на следствие).

Обращаем внимание на различие придаточных причины и цели: Мы остановились (с какой целью?), чтобы набрать водыМы остановились (почему?), потому что нужно

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector