Каждый раз, решая, какой материал отправить в газету, я исхожу из того, какую практическую пользу может он принести. Поэтому и сегодня посылаю вам материалы, которые сама активно использую. Во-первых, это тренировочные тесты по различным темам пунктуации. Каждый блок состоит из предложений, посвященных какой-то определенной теме, которая отрабатывается на занятии. Использую подобные тесты я следующим образом.
1. Сначала объясняется и записывается правило (в виде таблицы или схемы).
2. Затем ученики выполняют тест № 1. У каждого свой лист с тестами, на котором расставляются и графически объясняются знаки препинания, обводятся нужные номера ответов.
3. Потом учитель дает правильные ответы, комментируя при этом каждое предложение.
4. Выполняется тест № 2 и т.д.
Таким образом, на занятии удается рассмотреть большое количество предложений и действительно потренироваться. Уже потом, на следующем занятии, мы закрепляем правило, записывая предложения. Правда, нужно сказать, что подобные тесты я применяла только на занятиях с учениками старших классов (на уроках в школе и на подготовительных курсах).
Предложения были взяты из следующих пособий:
1. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Пособие для учителя. М: Просвещение, 2001.
2. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов: Учебн. пособие. М.: Высшая школа, 1982.
3. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности. М.: Московский лицей, 2004.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации: Словарь-справочник. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
5. Отдельные предложения были взяты из разных томов энциклопедий для детей издательства «Аванта+».
Л.Ю. ОХЛОПКОВА, г. Дубна, Московская обл.
ТЕСТ №1.Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. И только река, (не)видимая в темноте, шумит.
2. Вспыхнувшую на востоке зарю тотчас заволокло туманом.
3. Замкнутый, осторожный, трусливый, волк в минуту решающей схватки делается яростным и дерзким.
4. Мир солнечный, пахучий, окружал нас.
5. Окаймленное кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит.
ТЕСТ № 2. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. Нам любо упрямым в исканьях и споре людей узнавать по широким делам.
2. Пашка пропустил меня вперед и идет, обиженный, сзади.
3. Проснулся он бодрый, отдохнувший.
4. Льет дождь, холодный, словно лед.
5. В полутьме северной ночи, напоминавшей нам утренний рассвет, поселок казался особенно угрюмым.
ТЕСТ № 3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. На опустевшей платформе тонко блестели длинные полосы дождевой воды голубой от дыма.
2. Шустрые, до невозможности дикие, лисята не подпускали к себе.
3. С косогора была далеко видна молчаливо утонувшая в сумраке окрестность.
4. Звон колокола, чистый, нежный, доносится до нас.
5. Вместе свалились обманутые снежным пухом в глубокую яму.
ТЕСТ № 4. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
2. Черные, похожие на горы вздымаются вокруг корабля валы.
3. С утра зарядил дождь, мелкий, но злой и холодный.
4. Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.
5. Шлюпка медленно плыла у подножия возносившейся в небо скалы.
ТЕСТ № 5. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. Из-за хребта грузно поднимались взбудораженные ветром тучи.
2. Сокрытое неприступными берегами горное озеро на первый взгляд казалось изумрудным.
3. Лес стоит над потускневшими снегами, весь обновленный в хвойном бархате.
4. Взволнованный переживаниями дня, я долго не спал.
5. Мир солнечный, пахучий окружал нас.
ТЕСТ № 6. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. Лицо его имело выражение, довольно приятное, но плутовское.
2. Мечтой то грустной, то прелестной, его встревожен поздний сон.
3. Голубые, лиловые, розоватые, лежат на снегу тени.
4. Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом дорога похожа на бесконечный туннель.
5. Дождь, до этого лишь приятно освежавший, усиливается.
ТЕСТ № 7. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. Город задыхался от неслыханно буйно цветущей акации.
2. В лесу было черно и пестро, в овраге шумит вода, и над ней припекаемый солнцем выкинул орешник золотые сережки.
3. Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и местами залитую водой, и пошел дальше.
4. Кукушки нежный плач в глуши лесной звучит мольбой тоскующей и странной.
5. Уже поздно ночью усталого, разбуженного, укладывала меня мать.
ТЕСТ № 8. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. Невидимая, посреди реки плывет лодка.
2. Открыв глаза, я увидел легкий сумрак, наполненный голубоватым светом, пол, (не)покрытый попонами и белую лежанку*.
3. Ослепленный мраком, старик долго молчал, тревожно прислушиваясь к лесному шуму.
4. Хрустит снежок, морозный, жесткий.
5. Осенний день, ясный и чистый, клонился к вечеру.
ТЕСТ № 9. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. Раздосадованный и огорченный, я вышел на улицу.
2. Море, взволнованное бурей, не умолкало.
3. Погруженный в темноту полярной ночи великолепным электрическим ожерельем блистал город.
4. Ночь, темная, беспросветная, окружала нас.
5. Проснулся он, бодрый, отдохнувший.
ТЕСТ № 10. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова нужно обособить.
1. В черном полушубке, с засученными рукавами, в валенках и шапке она похожа на маленького мужичка.
2. Между тем показался третий овраг пошире и поглубже первого.
3. Второй мальчик и постарше и повыше ростом стоял рядом.
4. Серые, задумчивые они смотрели на все окружающее удивительно ласково.
5. Комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину дома.
ТЕСТ № 11. Укажите номера предложений, в которых в указанных местах нужна запятая.
1. Дорога припыленная на взгорьях__ и прохладная в низинах часто поворачивала то вправо, то влево.
2. Я вижу траву скошенную, но еще не высохшую__ и старый наш дом.
3. Снежок выпавший ночью__ и тающий у нас на глазах делает склон еще более скользким.
4. На этой улице были дома крытые черепицей__ и выложенные плиткой тротуары.
5. Проснулся он на рассвете бодрый и__ очарованный вышел на улицу.
ТЕСТ № 12. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.
1. Суп, сваренный в тайге из кусочков мяса, картошки и одной луковицы – объедение.
2. Сестра и Наташа, приехавшая с ней, студентки политехнического института.
3. Леса, расположенные по обоим берегам реки, – охотничьи угодья.
4. Пушкин написал роман, замечательный во всех отношениях.
5. Сестра больше похожая на мать к тридцати годам располнела.
В ответах в скобки взяты номера вариативной постановки запятой. – Ред.)
* Лежанка – небольшая печка (северо-запад России).
Источник
Обособление определений
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособлении
Обособление –это выделение по смыслу и с помощью интонации слов или оборотов в предложении, чтобы придать им большую самостоятельность, сделать добавочное замечание к сказанному и т.д.
Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения. На письме они выделяются запятыми, иногда – тире: Ночь, облачная и туманная, спустилась на землю. Он шел, не останавливаясь и не оглядываясь.
Разные второстепенные члены обособляются по различным причинам.
Обособление определений
1. Разобрать предложение по составу, выделить подлежащее и сказуемое.
2. Найти определяемое слов, уточнить, чем оно выражено – личным местоимением или именем существительным.
3. Если определяемое слово выражено личным местоимением, согласованное определение обособляется в любом положении:
Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге. Я долго не спал взволнованный переживаниями дня
1. Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. 2. Нам любо упрямым в исканьях и споре людей узнавать по широким делам. 3. Уже поздно ночью усталого возбуждённого укладывала меня мать в глубокие бабушкины перины. 4. Подавленный тоской подгоняемый ветром я бессильно брёл по улицам.
4. Если определяемое слово выражено именем существительным, посмотреть, где стоит согласованное определение:
1) обособляется согласованное определение, стоящее после определяемого слова:
И только река невидимая в темноте шумит и шумит.
Но: И только невидимая в темноте река шумит и шумит.
1. Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря. 2. Солнце уже спряталось в чёрной туче отдыхающей на хребте западных гор. 3. Шлюпка медленно плыла у подножья возносившейся в небо скалы. 4. Лишь в избушке за дорогой одинокий и убогий огонёк в окне горит. 5. Изба лесника состояла из одной комнаты закоптелой низкой и пустой. 6. Вспыхнувшую на востоке зарю тотчас опять заволокло тучами.7. Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
2) обособляется согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, если имеет добавочное обстоятельственное значение:
Привлечённые светом бабочки прилетели и кружились около фонаря (прилетели и кружились, так как были привлечены светом – добавочное значение причины).
1. Замкнутый осторожный и трусливый волк в минуту решающей схватки делается яростным и дерзким. 2. Нагретая солнцем пашня щедро отдавала своё тепло.
3. Не обособляются распространённые определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав сказуемого, например:
Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная. Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного неба.
Обычно это бывает при глаголах движения и состояния, выступающих в роли знаменательной связи. Если же глагол этого типа сам по себе выражает сказуемое, то определение обособляется, например: Трифон Иванович выиграл у меня два рубля и ушёл, весьма довольный своей победой.
1. Проснулся он бодрый, отдохнувший. 2. Тайга стояла безмолвная и полная тайн. 3. В залитых улицах слободы вода стояла спокойная и глубокая. 4. Листва из-под ног выходит плотно лежалая, серая.
5. Обособляются определения, оторванные от определяемого слова:
Росистое ясное расцветает утро.
1. Где-то невидимая журчит вода. 2. Седые от утренней росы у самой дороги лежат высокие густые валы свежего сена. 3. Пашка пропустил меня вперёд идёт обиженный сзади. 4. Невидимая посредине реки плывёт лодка.
1. В полутьме северной ночи_ напоминавшей нам утренний рассвет_ посёлок казался особенно угрюмым. 2. Дождь_ до этого лишь приятно освежавший_ усиливается и осложняет наше движение через перевал. 3. Мир_ солнечный пахучий окружал нас. 4. Счастливый_ взволнованный новыми впечатлениями_ я возвращался из этих прогулок. 5. Они возвращались домой мокрые и усталые. 6. Вспыхнувшую на востоке_ зарю тотчас опять заволокло тучами. 7. Шустрые до невозможности_ дикие лисята не подпускали к себе. 8. Город задыхался от запаха неслыханно буйно цветущей белой акации. 9. Где-то_ невидимая_ журчит вода. 10. Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений? Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
Показать все 9
Глагол в личной форме 1
Существительное 3
Предлог 1
Наречие 1
Союз 1
Инфинитив 1
Прилагательное 1
Вариант 1:
Часть речи: Глагол в личной форме
Начальная форма: ВСТАВИТЬ
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Существительное
Начальная форма: ТЕКСТ
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Существительное
Начальная форма: ПОЛ
Все характеристики
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Вариант 1:
Часть речи: Наречие
Начальная форма: ВЫШЕ
Вариант 2:
Часть речи: Предлог
Начальная форма: ВЫШЕ
Вариант 3:
Часть речи: Существительное
Начальная форма: ВЫША
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Инфинитив
Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Прилагательное
Начальная форма: синтаксический
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Существительное
Начальная форма: РАЗБОР
Все характеристики
Характеристика предложения
По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
—
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.