Над рекой ярко светило солнце
Цели : закрепление сведений о сложном предложении, полученных на предыдущем уроке; тренировка в постановке знаков препинания между частями сложного предложения.
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают предложения, называют грамматические основы.
II. Беседа по вопросам.
1. Какое предложение называется сложным?
2. Какую роль может выполнять союз и в простом и в сложном предложениях?
3. Сколько мыслей несет простое предложение? сложное?
4. С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного?
5. к ак называется предложение, если его части связаны по смыслу? если его части связаны при помощи союза?
Отвечая на вопросы, учащиеся приводят примеры.
III. Работа со схемами.
Дать характеристики предложениям по схемам:
– Что интересного вы заметили в схемах ?
Внимание! Союзы и, а, но связывают независимые друг от друга предложения. Союзы и, а могут связывать однородные члены предложения.
IV. Конструирование предложений с опорой на схемы.
1. [ ], [ ]. 2. [ ], и [ ]. 3. [ ], а [ ].
1) Я отогнал собаку. Ежика отнес подальше.
2) Утром прихожу я на пасеку. Толя уже сидит возле улья.
3) Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки.
V. Выполнение упражнения 223.
Объясните постановку запятой на схемах.
1) 2) [ ], и [ ]. 3) [ ], а [ ].
4.
VI. Словарный диктант.
1. Волны звучали, солнце сияло, море смеялось. 2. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень. (М. Горький.) 3. Солнце еще не вставало, а жаворонки уже звенели высоко-высоко. 4. Сады почти осыпались, но на яблонях еще висели розовые листья.
VII. Самостоятельная работа с текстом.
• Задание. Поставьте недостающие запятые, выделите грамматические основы в сложных предложениях.
Текст записан или спроецирован на доске.
Над рекой ярко светило солнце. Баржа стояла у стенки причала. На берегу тусклыми пятнами поблескивали замерзшие лужи и на кочках прибрежной тундры из-под снежных шапок там и сям виднелись зеленые клочья травы. Грузчики таскали из трюма ящики и тюки и ловко сбрасывали на бегущую ленту транспортера. Два крана склонились над соседней баржей и потихоньку тащили оттуда целый паровоз.
Шкипер стоял возле трюма и отмечал что-то в записной книжке. Бочки с рыбой грузили быстро, но он торопил и грузчиков и начальство и всех матросов.
Ветер стих и мороз забирал крепче. Молодой ледок широкими масляными блинами плыл по воде и по краям реки кое-где уже белели ледяные полосы. Нужно было спешить да спешить.
Источник
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Цели: закрепление сведений о сложном предложении, полученных на предыдущем уроке; тренировка в постановке знаков препинания между частями сложного предложения.
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают предложения, называют грамматические основы.
II. Беседа по вопросам.
1. Какое предложение называется сложным?
2. Какую роль может выполнять союз и в простом и в сложном предложениях?
3. Сколько мыслей несет простое предложение? сложное?
4. С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного?
5. Как называется предложение, если его части связаны по смыслу? если его части связаны при помощи союза?
Отвечая на вопросы, учащиеся приводят примеры.
III. Работа со схемами.
Дать характеристики предложениям по схемам:
– Что интересного вы заметили в схемах ?
Внимание! Союзы и, а, но связывают независимые друг от друга предложения. Союзы и, а могут связывать однородные члены предложения.
IV. Конструирование предложений с опорой на схемы.
1. [ ], [ ]. 2. [ ], и [ ]. 3. [ ], а [ ].
1) Я отогнал собаку. Ежика отнес подальше.
2) Утром прихожу я на пасеку. Толя уже сидит возле улья.
3) Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки.
V. Выполнение упражнения 223.
Объясните постановку запятой на схемах.
1) 2) [ ], и [ ]. 3) [ ], а [ ].
4.
VI. Словарный диктант.
1. Волны звучали, солнце сияло, море смеялось. 2. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень. (М. Горький.) 3. Солнце еще не вставало, а жаворонки уже звенели высоко-высоко. 4. Сады почти осыпались, но на яблонях еще висели розовые листья.
VII. Самостоятельная работа с текстом.
Ø Задание. Поставьте недостающие запятые, выделите грамматические основы в сложных предложениях.
Текст записан или спроецирован на доске.
Над рекой ярко светило солнце. Баржа стояла у стенки причала. На берегу тусклыми пятнами поблескивали замерзшие лужи и на кочках прибрежной тундры из-под снежных шапок там и сям виднелись зеленые клочья травы. Грузчики таскали из трюма ящики и тюки и ловко сбрасывали на бегущую ленту транспортера. Два крана склонились над соседней баржей и потихоньку тащили оттуда целый паровоз.
Шкипер стоял возле трюма и отмечал что-то в записной книжке. Бочки с рыбой грузили быстро, но он торопил и грузчиков и начальство и всех матросов.
Ветер стих и мороз забирал крепче. Молодой ледок широкими масляными блинами плыл по воде и по краям реки кое-где уже белели ледяные полосы. Нужно было спешить да спешить.
Домашнее задание: упражнение 224.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Над полем с подсолнухами ярко светило солнце.
Солнечный зайчик (Глава 3)
После встречи с неадекватной барышней, Ксения пришла домой и её всю буквально трясло от страха. Она реально испугалась. Александра всё ещё не было дома, потому что он всегда приходил гораздо позже, чем она.
За время его отсутствия, Ксения слонялась из угла в угол по всей квартире и не находила себе места. Она в который уже раз варила себе кофе и пила его большими глотками, даже не замечая количество выпитого, пока не стало учащённо биться её сердце. В конце концов женщина успокоилась.
Она анализировала все дни, которые провела рядом со своим любимым. Если бы та незнакомка была его женой, то он уж точно не ночевал бы каждый божий день в квартире Ксении. Скорее всего это его прошлая пассия, с которой они уже расстались, но она до сих пор чувствует себя его хозяйкой.
«У этой бабы явно не в порядке с головой. Там крыша едет вовсю, не мудрено если она действительно решится вылить мне в лицо кислоту, таким и море по колено. Судя по манерам, девица вообще сидела, для наглядности только наколок не хватает», — думала Ксения о встрече и пережитом ужасе.
В любом случае она твёрдо решила поговорить сегодня же со своим Александром Македонским, как только он вернётся с работы. Ксения стала называть своего любимого Македонским почти сразу же.
Тем самым она как бы намекала ему, что крепость её сдалась без боя, выбросив белый флаг под ноги Буцефалу, то бишь тому самому старому пылесосу, который на следующий день с утра спокойно завёлся, даже не попросив у своего хозяина вожделенной со вчерашнего обеда воды.
Она не стала доставать его звонками на сотовый, мудро проявив сознательность. «У мужчины должно быть своё личное пространство, хватит уже наступать на одни и те же грабли», — именно так думала Ксения и мужественно выдержала это испытание, проявив недюжинные выдержку и сознательность.
Александр вскоре вошёл в дверь, будто предчувствуя, что его появления здесь давно ждут. Он с порога окликнул Ксению, балагуря и шутя, как ни в чём не бывало. Собственно откуда ему было знать, что случилось у неё на выходе с работы?
— Дорогая, Македонский пришёл с войны и принёс импровизированный скальп невинно убиенного мамонта. Ну или хобот, поди разбери, что они там впихивают нынче в фарш? Кто-то обещал мне напечь беляшей, не буду показывать пальцем, — весело пропел он, пройдя на тесную кухню и вынимая продукты на стол.
Ксения стояла у окна кухни и не оборачивалась, пытаясь скрыть тревогу и страх, поселившиеся в её глазах. Обеспокоенный мужчина подошёл к ней и развернул её к себе. Когда она отвела свой взгляд, Александр сел на стул и посадил её к себе на колени, как маленькую:
— Ну, а теперь давай, рассказывай, что случилось?
И Ксению будто прорвало, слёзы ручьём шли из её глаз, она рыдала, судорожно всхлипывая и рассказывала, глотая окончания. Александр молча слушал, не перебивая, но по мере того, как она рассказывала, он на глазах мрачнел всё больше и больше.
Потом он встал со стула прямо вместе с ней, после чего нежно поцеловал и усадил её на него. Не говоря ни слова, мужчина повернулся и вышел из кухни, а потом и вовсе из квартиры.
Услышав стук входной двери, Ксения заливалась слезами, но стоически осталась сидеть на месте, даже не пытаясь его удержать. Она уже давно привыкла, что все мужчины её бросают Видимо всем им становилось невыносимо скучно рядом с ней, раз они не выдерживали испытания временем.
В очередной раз она выла белугой, только на этот раз сердце её щемило в груди так сильно, что ей казалось, что её просто разорвёт от горя. Она в исступлении твердила, раскачиваясь на стуле и бормоча вслух:
— Дура, какая же ты дура, Ксюша. Развесила свои большие уши, чтобы ему было сподручнее вешать на них свою длинную лапшу. Поздравляю, в очередной раз втюхалась ты не в сказку, а в суровую правду жизни. Господи как же больно-то, как невыносимо больно.
Никому я не нужна, никому, и нет у меня ни котёнка, ни ребёнка. Что за жизнь эта проклятая, за что она так со мной? — продолжала причитать Ксения, жалея себя снова и снова. Потом она встала и медленно побрела в ванную комнату.
Достав с полочки снотворное, женщина вынула одну таблетку, усилием воли удерживая себя от крайнего шага высыпать их все на свою ладонь и судорожно проглотить одну за другой.
Решительно поставив пузырёк на место, она запила водой одну таблетку и пошла в спальню, где рухнула, как подкошенная, на кровать, которая до сих пор хранила воспоминания обо всех бурных ночах этого последнего поистине медового месяца, который случился в её жизни будто впервые.
В принципе так всё и было. Александр был единственным мужчиной, который сделал её счастливой хотя бы на этот месяц. Ни с кем ей в сущности не было так хорошо, как с ним.
Остальные у неё были словно из-за того, что она боялась быть одной. Они будто чувствовали, что Ксения хочет привязать их к себе, как можно крепче, и тут же спешно ретировались, покидая поле боя.
«Вот и Александр тоже покинул это самое поле. А ещё Македонский, эх ты. Ускакал как Буцефал, только пятки засверкали. Как это у классика — Гарун бежал быстрее лани? Никогда не могла понять кто такой гарун и с чем его едят, да и Бог с ним», — сквозь сон вела с собой беседу Ксения.
Потом она провалилась в тягучее и липкое, как мёд, сновидение. В этом сне она видела себя и Александра. Они шли по большому полю, усеянному огромными подсолнухами. Над полем ярко светило солнце, заставляя Ксению щуриться и прикрываться рукой.
Они всё шли и шли сквозь поле, а оно никак не заканчивалось. В конце этого поля она слышала детский смех, как будто там сидит ребёнок и ждёт, когда же они выберутся к нему и поднимут его к самому солнцу.
Источник
Ярко солнце светит
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Тёмные листы.
Дремлет лес:
Ни звука, —
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит,
Да взмахнёт порою
Птичка над кустом,
Да, жужжа, повьётся
Пчёлка над цветком,
Да золотокрылый
Жук лишь прошумит, —
И опять всё тихо,
Всё кругом молчит.
Хорошо. И если б
Труд не призывал,
Долго бы весною
В поле простоял.
Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник