Меню

Начинает смеркаться солнце уже опускается за лес тема основная мысль

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс
тест по русскому языку (7 класс) по теме

Контрольно-измерительные материалы составлены для проверки ЗУН учащихся 7 класса, занимающихся по УМК под ред. М.М. Разумовской. Возможно использование данных контрольных работ учителями русского языка, работающими по параллельным учебным комплексам. Предлагаемые тексты, тесты и вопросы-задания могут быть использованы в разных вариантах: на уроках контроля ЗУН, как дополнительный дидактический материал на уроках и внеклассных занятиях. Учителя русского языка могут корректировать этот богатый дидактический материал в зависимости от уровня подготовленности класса и особенностей своей работы как учителя-предметника.

Скачать:

Вложение Размер
kim_7_klass.docx 47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.

Контрольно-измерительные материалы составлены для проверки ЗУН учащихся 7 класса, занимающихся по УМК под ред. М.М. Разумовской. Возможно использование данных контрольных работ учителями русского языка, работающими по параллельным учебным комплексам.

Предлагаемые тексты, тесты и вопросы-задания могут быть использованы в разных вариантах: на уроках контроля ЗУН, как дополнительный дидактический материал на уроках и внеклассных занятиях.

Учителя русского языка могут корректировать этот богатый дидактический материал в зависимости от уровня подготовленности класса и особенностей своей работы как учителя-предметника.

На первом этапе изучения темы «Наречие» учащимся предлагается контрольная работа. Цель – проверить умения учащихся опознавать наречия в тексте и определять их разряд. Данная контрольная работа представлена в двух вариантах: для слабых и сильных учащихся.

Традиционная форма контроля – контрольный диктант . Один из вариантов : контрольный диктант с грамматико-орфоэпическим заданием. Для слабого класса возможно контрольное списывание с грамматическим заданием.

Новая форма контроля, представленная в данной подборке, – проверочная работа комбинированного типа. Учащимся предлагается текст, часть которого они выполняют как слуховой диктант, а часть как изложение-миниатюру.

Составлены и разработаны задания для зачётной работы и тесты.

КИМы сопровождаютя краткими комментариями, ответами и критериями оценки.

Цель: проверить умения учащихся опознавать наречия в тексте, определять способ их образования, разряд по значению.

Первый уровень (для более слабых учащихся)

Ты руку невольно протянешь над сонным затоном,

И вмиг всё исчезнет, – и только вдали,

С чуть слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном,

Незримо прорвётся струна от небес до земли.

Второй уровень (для более сильных учащихся )

В моём присутствии Олеся отдавалась работе с напряжённой, суровой деловитостью, но часто я наблюдал, как среди этой работы её руки вдруг опускались бессильно вдоль колен, а глаза неподвижно устремлялись вниз, на пол. Иногда мне казалось, что её тяготит и стесняет моё общество, но это предположение плохо вязалось с громадным интересом, возбуждаемым в ней всего несколько дней тому назад каждым моим замечанием, каждой фразой.

  1. Выпишите из текста наречия и составьте с ними словосочетания.
  2. Укажите разряды наречий.
  3. Запишите, от какого слова и как образовано наречие.

Бесстрастно (наблюдать) – наречие образа действия;

Бесстрастный бесстрастно (суффиксальный способ)

Возможен и такой вариант словообразовательного анализа данного слова: страстно бесстрастно (приставочный способ).

не менее ½ заданий

Не выполнено более половины заданий

Цель : проверить усвоение ранее изученного материала: правила постановки знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами; проверить умения учащихся находить наречия в тексте и выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых чёрною массою лесов, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака, быстро пробегающие по небу. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи, и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и до края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.

Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стоял на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха. Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. На небе мигали звёзды, внизу снега уходили вдаль ровной пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительною грустью.

1вариант: 1) Выписать предложение с обособленным причастным оборотом, графически обосновать знаки препинания.

2) Выписать из первого абзаца все наречия. Выполнить морфологический, морфемный и словообразовательный разбор 1 наречия (по выбору учащегося)

2 вариант: 1) Выписать предложение с деепричастным оборотом, графически обосновать постановку знаков препинания.

2) Выписать из второго абзаца все наречия. Выполнить морфологический, морфемный и словообразовательный разбор одного наречия (по выбору учащегося).

Контрольный диктант с грамматико — орфоэпическими заданиями .

Цель диктанта – подвести итоги изучения темы «Наречие» и одновременно проверить усвоение ранее изученного материала: орфограммы корня, правописание окончаний слов, правил постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблём.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждёт тебя впереди.

Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но всё-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

Впоследствии, с изобретением пароходов, искусство управлять парусами пошло на убыль.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выпишите пять словосочетаний с наречиями, укажите разряд каждого наречия, подчеркните наречия как члены предложения, разберите одно наречие по составу.
  3. Сделайте орфоэпический разбор наречия (по выбору).

Контрольное списывание (для более слабого класса).

Тётке проснулся собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха.

В комнате было тихо, темно и очень душно. Кусались блохи. Тётка раньше никогда не боялась потёмок, но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате громко вздохнул хозяин, потом немного погодя в своём сарайчике тихо хрюкнула свинья, и опять всё смолкло. Когда думаешь об еде, то на душе становится легче, и Тётка стала думать о том, как она сегодня украла у Фёдора Тимофеича куриную лапку и спрятала её в гостиной между шкафом и стеной, где очень много паутины и пыли… Вдруг недалеко от неё раздался страшный крик, который заставил её вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий, пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не разглядев в потёмках и не поняв, Тётка почувствовала ещё больший страх… И вдруг опять раздался пронзительный крик… Тётка проснулась, вскочила и, не сходя с матрасика, залилась воющим лаем. Ей уже казалось, что кричит не Иван Иваныч, а кто-то другой, посторонний. И почему-то в сарайчике опять хрюкнула свинья. (Чехов)

  1. Вспомните и запишите название произведения, фамилию, имя, отчество автора, озаглавьте этот отрывок.
  2. Выпишите 3-5 наречий, сделайте морфологический разбор одного из них.
  3. Сделайте фонетический и орфоэпический разбор одного из наречий.

Письменная зачётная работа по теме «Наречие».

1.Выпишите из текста пять наречий.

Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен.

Всё слилось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже. (Гончаров.)

2.Замените фразеологизмы наречиями.

А) спит как убитый

Б) работать спустя рукава

В) знать как свои пять пальцев.

3.Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде.

А) Платье ужасно красиво.

Б) Обратно проливной дождь пошёл.

4.Спишите, расставляя в наречиях ударение .

А) пиши красивее

Б) расставь фигуры свободнее.

5.Подберите и запишите к глаголу рассказывать не менее пяти наречий.

6. О чём свидетельствует тот факт, что к глаголу можно подобрать много наречий (см. задание №5).

7. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями:

А) сложить в три раза

Б) шить паруса руками

В) бежать , обгоняя друг друга

Г) ссориться по пустякам

Д) слышно очень далеко

8. Выпишите из текста наречие, строение которого соответствует схеме: ¬ ^

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе. Вот там, в верховьях рек, появился дымок. Идёт пароход. Долго ещё его ждать. ( По В.Астафьеву).

9. Запишите предложения с парами слов:

А) ввысь – в высь

Б) вдали – в дали

В) сначала – с начала

10. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

(В) начале сентября воздух начинает (по) немногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава (чуть)чуть побелела. Свеж… . Лужи сплош… засыпаны листьями. (По)осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспр…ста(н,нн)о и земля (не)просыхает скоро. Ветер дует (без)устали разнося (далеко)далеко созревшие сем…на деревьев. Листья на деревьях начинают (кое)где желтеть. Поля (мало) по(малу) желтеют лиш… (по)прежнему зеленеет озимь.

11. Используя «Краткий этимологический словарь», выясните происхождение наречий дотла, невмоготу.

12. Придумайте и запишите предложения с парами слов :

А) сдержанно – сдержано

Б) обдуманно – обдумано

В) растерянно – растеряно

Г) заслуженно – заслужено

13. Составьте таблицу «Виды орфограмм» по теме «Наречие». Приведите не менее двух примеров каждого вида орфограмм .

Источник

Начинает смеркаться. Солнце уже опускается за лес. Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей,…

1. НАРЕЧИЯ: уже, чуть-чуть, сначала, потом, постепенно, вскоре, совсем.

2) Озаглавьте текст: Закат в лесу.

3) Синтаксический анализ предложения.

Оно (подлежащее, выражено местоимением) бросает (сказуемое, выражено глаголом) несколько (дополнение, выражено сочетанием местоимения + существительное лучей) чуть-чуть (обстоятельство, выражено наречием) тёплых (определение, выражено прилагательным) лучей (дополнение), которые (подлежащее, выражено местоимением) прорезываются (сказуемое, выражено глаголом) огненной (определение, выражено прилагательным) полосой (обстоятельство, выражено существительным) через весь лес (обстоятельство, выражено словосочетанием местоимение+существительное) , обливая золотом верхушки сосен (обособленное обстоятельство, выражено деепричастным оборотом).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из 2-х частей:

1) главное, двусоставное, распространенное, полное,не осложнено;

2) придаточное определительное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4) Разберите 1 наречие:

Сначала — наречие; обозначает признак действия , отвечает на вопрос (слилось) когда?

морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие времени;

Источник

Но вот начинает смеркаться.

На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки. А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.

Предметы теряли свою форму; всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.

Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто-то ещё в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой. *

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.

Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

Вопросы и задания:

1)Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?

2)Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.

3)Определите стилистическую роль однородных членов

4)Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.

5)Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.

6)Какие тропы использует автор для создания картины природы?

7)Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.

8)Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.

9)Сделайте морфемный анализ наречий взапуски, наперекор.

10)Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.

11)Объясните написание суффиксов в глаголах прорезывались, почивают, вспыхивает.

12)Найдите в тексте наречие с -НН- и объясните его написание.

1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
Прочитала выразительно.
Текст из романа «ОБЛОМОВ» , автор – И. А. ГОНЧАРОВ.

2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.
Это и доказывать не надо. Стиль – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, так как это отрывок из литературно-художественного произведения, из романа.

3. Определите стилистическую роль однородных членов.
Замедляют действие, передавая постепенный переход от шумного вечера к сонной ночи.

4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
ПОЧИВАЮТ (СПЯТ)
ВЗАПУСКИ (НАПЕРЕГОНКИ)

5. Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.
Запахло сыростью.
Становилось всё темнее и темнее.
…в лесу стало страшно…
Передаётся переход от сумерек к ночи, покою, нежелание в это время находиться вне уютного сонного дома где-то в лесу.

6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:
солнце опускалось за лес; оно бросало
которые (лучи) прорезывались… , ярко обливая золотом…
предметы теряли
река присмирела
деревья сгруппировались
СРАВНЕНИЯ:
как тонкая игла
как живой глаз
ЭПИТЕТЫ:
ОГНЕННОЙ полосой
СЕРУЮ, ТЁМНУЮ массу
МОНОТОННО чирикала
свистнула СЛАБО, НЕЗВУЧНО
ЯРКО сверкнула

7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
[Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ] ; [в лесу стало страшно] : [там кто-то вдруг заскрипит] , (точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое) , и [сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой] .
Предложение сложное, с бессоюзной и союзной связью (сложная синтаксическая конструкция) , состоит из 5 простых, которые можно сгруппировать в 4 части:
1) [Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ]
2) [в лесу стало страшно]
3) [там кто-то вдруг заскрипит] , (точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое)
4) [сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой]
Каждая часть, кроме 3-й, представляет собой простое предложение, в котором Вам надо подчеркнуть главные и второстепенные члены и надписать сверху, какими частями речи они выражены; всё предельно просто, 2-я часть – односоставное безличное предложение с составным именным сказуемым СТАЛО СТРАШНО (глагол связка СТАЛО + слово категории состояния СТРАШНО) ;
3-я часть – сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным, присоединённым к гласному при помощи союза СЛОВНО. Тоже подчеркните главные и второстепенные члены и укажите сверху, какими частями речи они выражены. Здесь всё до примитивности просто, сложность только одна – подлежащее в придаточной части выражено цельным словосочетанием: ОДНО ИЗ ЧУДИЩ.

8. Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.
Смотрите § в учебнике за 9 класс, здесь некогда учебники переписывать.

9. Сделайте морфемный анализ наречий взапуски, наперекор.
в/за́/пуск/и – приставка/приставка/корень/суффикс; основа слова – взапуски;
на/пере/ко́р – приставка/приставка/корень; основа слова – наперекор.

10. Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.
чуть-чуть – сложное наречие образованное путём повтора
какой-то, кто-то – неопределённые местоимения с суффиксом -ТО.

11. Объясните написание суффиксов в глаголах прорезывались, почивают, вспыхивает.
Пишется суффикс -ЫВА-, так как в 1-м лице единственного числа глаголы оканчиваются на -ЫВАЮ:
прорезЫВАлись – прорезЫВАЮсь;
вспыхИВАет – вспыхИВАЮ.
А в слове ПОЧИВАЮТ – суффикс -ВА-, затруднений в написании не вызывает, наверное, давший задание перепутал с суффиксов -ИВА-, которого здесь нет, так как корень в слова ПОЧИ-: почи/ва́/ть, почи/ва́/ют.

12. Найдите в тексте наречие с -НН- и объясните его написание.
Постепенно – пишется НН,

Источник

Читайте также:  Рассеивающая сетка от солнца
Adblock
detector