Меню

Можно ли сказать что солнце равномерно нагревает земную поверхность география 6 класс

Можно ли сказать что солнце равномерно нагревает земную поверхность география 6 класс

Подробное решение параграф § 24 по географии для учащихся 6 класса, авторов Летягин А.А. 2018

Вопросы перед параграфом

1. Можно ли сказать, что Солнце равномерно нагревает земную поверхность?

Утверждение о равномерности нагревания Солнцем земной поверхности не верно, потому что его лучи у экватора попадают на Землю под прямым углом, а чем дальше от экватора, тем угол попадания, соответственно, и интенсивность нагревания меньше, в результате чего земная поверхность нагревается слабее. На полюсах нашей планеты — в Антарктиде и Антарктике, угол попадания солнечных лучей настолько мал, что там всегда очень и очень холодно. И именно потому там поверхность круглый год покрыта льдами.

2. Каким прибором определяют температуру воздуха?

Измеряют температуру воздуха с помощью ртутного градусника — термометра.

3. Как изменяется температура воздуха в течение суток?

Температура воздуха всегда меняется на протяжении суток. Она зависит от количества солнечного тепла, которое поступает на Землю. Самые высокие температуры на протяжении дня всегда в полдень, потому что в это время Солнце поднимается на самую большую высоту. Значит обогревает большую площадь. Далее оно начинает опускаться, и температура так же понижается. На протяжении 24 часов самая низкая температура наблюдается ближе к утру (в 3-4 часа ночи). После восхода Солнца температура обратно начинает подыматься.

4. Чем объясняется увеличение количества тепла, получаемого Землей, в направлении от полюсов к экватору? Где наклон солнечных лучей больше?

Вдоль области экватора солнечные лучи круглый год падают практически под прямым углом. Соответственно и количество приносимого ими в эти широты тепла будет максимальным. Земля, как известно, имеет форму шара. Следовательно, с удалением от экватора в сторону полюсов будет меняться и угол падения солнечных лучей. Чем дальше от экватора, тем больше будет наклон солнечных лучей и меньше количество приносимого ими тепла. Этим же объясняется и обратная закономерность — в направлении от полюсов к экватору будет наблюдаться увеличение количества тепла, получаемого Землёй.

Вопросы и задания

1. Как распределяется поток солнечной энергии, проходящий к верхней границе атмосферы? Какая часть солнечных лучей доходит до поверхности Земли?

До Земли доходит одна двадцатимиллионная процента от излучаемой на поверхности Солнца энергии. Дальше она разделяется примерно в следующих пропорциях:

Поглощается земной поверхностью — порядка 47%

Отражается и рассеивается в атмосфере — около 30%

Поглощается в атмосфере — 20%

Отражается земной поверхностью — примерно 3%.

2. Что называют подстилающей поверхностью? Как свойства подстилающей поверхности влияют на нагрев атмосферного воздуха?

Подстилающая поверхность — это верхняя часть земли. Между ней и атмосферой происходит круговорот обмена тепла и влаги. Рельеф является также частью подстилающей поверхности. Горы задерживают влажные воздушные массы, а по равнинах они могут двигаться без препятствий. Темный цвет земли всегда притягивает солнечные лучи, и земная поверхность лучше обогревается. Белый цвет — отбивает, поэтому зимой земля не так хорошо прогревается.

3. Почему температура воздуха понижается с высотой?

Воздух имеет прозрачную структуру, а потому не восприимчив к теплу солнечных лучей и не нагреваться от них. А вот Земля подвергается термическому воздействию Солнца, прогревается от него. Атмосфера обогревается от тепла, отдаваемого Землей. Соответственно, чем ближе к поверхности, тем воздух теплее, и наоборот, чем дальше от Земли, тем воздух прохладнее. С каждым километром, удаляясь от поверхности Земли, мы можем наблюдать снижение температуры воздуха примерно на шесть градусов.

4. В какое время суток обычно наблюдается максимальная и минимальная температура воздуха? Почему?

Минимальной температура воздуха будет в предрассветные часы. Это происходит потому, что всю ночь солнце находилось за горизонтом и воздух остывал. Максимальная температура воздуха обычно наблюдается в районе полудня, когда солнце достигает зенита и угол падения солнечных лучей максимальный. В это время дня и отмечается максимальная дневная температура, которая после полудня, как правило, начинает идти на убыль.

5. В какой день, облачный или малооблачный, суточная амплитуда температуры воздуха больше? Почему?

Читайте также:  Определение времени по солнцу или компасу

В малооблачный день суточная температурная амплитуда больше, чем в облачный, потому что облака «укутывают» нашу планету, как одеяло. Они частично задерживают солнечные лучи, поэтому в облачный день не бывает жары. Ночью же облака препятствуют быстрому остыванию поверхности Земли, что приводит к сохранению дневного тепла.

Источник

План-конспект урока-исследования по географии, тема «Как нагревается атмосферный воздух» (6 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ

Учитель: Сидорова Лариса Геннадьевна

Тема урока: «Как нагревается атмосферный воздух»

Цель урока – создать условия для «открытия» нового по теме урока « Как нагревается атмосферный воздух»

– применения полученных знаний,

— уметь решать практические задачи;

– развивать познавательный интерес учащихся,

— уметь работать со статистическими данными;

– формирование культуры общения,

— умение вести диалог с аргументацией.

Планируемые образовательные результаты :

Объяснять понятие «подстилающая поверхность»; определять и объяснять условия нагревания атмосферного воздуха, изменения температуры воздуха в течение суток

Определять и сравнивать значения амплитуды температур при облачной и ясной погоде по данным своего дневника погоды

Самостоятельно приобретать знания из разных источников; оформлять результаты в письменном виде

Создавать и применять модели для решения учебной задачи

Осознание значимости географических знаний для современного человека

осознавать значение географии в нагревании земной поверхности;

определить цели в деятельности, планировать свою деятельность на уроке, выявлять источники географических знаний;

находить в учебнике достоверную информацию, анализировать, обобщать, вспоминать;

Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, корректировать свое мнение

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.

Основные учебные блоки

Тип учебного занятия

Виды самостоятельных и творческих заданий (урочных и внеурочных)

Изучение изменения температуры воздуха в течение суток. Определение суточной амплитуды температур

Исследование условий нагрева подстилающей поверхности с помощью упрощенной модели

Учебник, видеофрагменты об атмосфере Земли, космические снимки, атласы, рабочая тетрадь, дневник наблюдений за погодой

Основные учебные блоки

Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов

Формы и виды диагностики и контроля

Словесные (беседа, работа с текстом), наглядные (работа с иллюстрациями учебника, демонстрация фильма), практические (работа с таблицами учебника и рабочей тетради)

Ответы на вопросы после §24, с.128; задание в рабочей тетради к §24

Вектор познавательного интереса

Методическая цель урока : практические приемы реализации деятельностного подхода и личностно- ориентированной технологии на уроке географии посредствам использования инструктивных карт.

Используемые технологии обучения: личностно- ориентированная технология, технология развития критического мышления, игровая и ИКТ-технологии.

Межпредметные связи : с литературой, биологией, математикой.

УМК: учебник географии «География. Начальный курс: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2016г»

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Организационно-мотивационный этап урока

1. Создание мотивационной установки и определение темы раздела

Прочитайте ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ и разгадайте ребус.

Эта оболочка имеется не только у Земли, но и у других небесных тел. Так называют газовую оболочку, окружающую планеты. Состав этого газового слоя разных планет значительно отличается.

Физиологическая зона данной оболочки составляет 5 км. На высоте 5000 м над уровнем моря у человека начинает проявляться кислородное голодание, что выражается в снижении его работоспособности и ухудшении самочувствия. Это показывает то, что человек не сможет выжить в пространстве, где нет этой удивительной смеси газов.

Все сведения и факты о ней только подтверждают её важность для людей. Благодаря её наличию и появилась возможность развития жизни на Земле. Уже сегодня, оценив масштабы вреда, который человечество способно своими действиями наносить дающему жизнь воздуху, нам следует задуматься о дальнейших мерах сохранения и восстановления этой оболочки.

Предположите, какую оболочку Земли мы будем изучать на следующих уроках, в том числе и ходе сегодняшнего нашего исследования

Читают/ предполагают, что на следующих уроках они будут изучать атмосферу.

2. Актуализация ранее изученного материала

С этой оболочкой мы уже познакомились в 5 классе.

Вспомним, что мы уже знаем о ней.

Какие показатели характеризуют погоду?

Вспоминают, что атмосферный воздух состоит из газов и что эта оболочка имеет большое значение для жизни на Земле. Именно в ней формируется погода.

Читайте также:  Флаг со знаком солнца

Перечисляют: температура, влажность, ветер, давление, осадки.

Постановка целей и задач урока

Фронтальная беседа (преподаватель задает вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу):

За этими показателями, как мы помним, ведутся постоянные наблюдения, составляют статистические материалы. А для чего?

Почему происходит смена дня и ночи? Времен года? В связи с этим происходят и изменения в атмосфере. Если подняться на высокую гору, то даже летом там лежит снег. Почему? Ведь мы становимся ближе к солнцу?

На какой вопрос нам надо предварительно ответить, чтобы объяснить выявленные нами факты?

Сформулируйте тему нашего исследования.

Что нам надо узнать ?

Давайте попробуем выдвинуть гипотезы: что может являться источником тепла для атмосферного воздуха .

Задачи исследования: понять, как нагреваются воздух, р аскрыть, как изменяется температура воздуха

Активно участвуют во фронтальной беседе.

Формулируют проблемный вопрос: как нагревается атмосферный воздух?

Как нагревается атмосферный воздух

Как нагревается воздух? Почему температура воздуха меняется в течении дня, года, с широтой(на 2 уроке), Что такое средняя температура и как ее определить? Что такое амплитуда колебания температур?

Выдвигают гипотезы, источниками энергии всех процессов, происходящих на поверхности Земли, является Солнце и недра нашей планеты. Солнце — главный источник, т.е. Солнце греет атмосферный воздух

Процессуально-содержательный этап урока.

1. Солнечные лучи в атмосфере (7 мин.)

К верхней границе атмосферы доходит одна двухмиллиардная доля энергии, излучаемой Солнцем. Однако даже такая малая доля солнечной энергии полностью не достигает поверхности Земли.

Часть солнечных лучей поглощается, рассеивается в тропосфере и отражается обратно в космическое пространство, а часть доходит до Земли и поглощается ею.

1. Работая с текстом учебника, как источником информации, §24 на с. 122-123, пункт «Солнечные лучи в атмосфере» о распределении солнечного тепла и света в атмосфере и на земной поверхности, в ыполните задание в ДНЕВНИКЕ, подписав на рисунке « Распределение солнечной энергии» значения долей (в %) солнечной энергии поглощённой Землей и отражённой ею в космическое пространство .

Выделяют виды солнечной радиации: поглощенная, рассеянная и отраженная.

Источник

План-конспект урока-исследования по географии, тема «Как нагревается атмосферный воздух» (6 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ

Учитель: Сидорова Лариса Геннадьевна

Тема урока: «Как нагревается атмосферный воздух»

Цель урока – создать условия для «открытия» нового по теме урока « Как нагревается атмосферный воздух»

– применения полученных знаний,

— уметь решать практические задачи;

– развивать познавательный интерес учащихся,

— уметь работать со статистическими данными;

– формирование культуры общения,

— умение вести диалог с аргументацией.

Планируемые образовательные результаты :

Объяснять понятие «подстилающая поверхность»; определять и объяснять условия нагревания атмосферного воздуха, изменения температуры воздуха в течение суток

Определять и сравнивать значения амплитуды температур при облачной и ясной погоде по данным своего дневника погоды

Самостоятельно приобретать знания из разных источников; оформлять результаты в письменном виде

Создавать и применять модели для решения учебной задачи

Осознание значимости географических знаний для современного человека

осознавать значение географии в нагревании земной поверхности;

определить цели в деятельности, планировать свою деятельность на уроке, выявлять источники географических знаний;

находить в учебнике достоверную информацию, анализировать, обобщать, вспоминать;

Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, корректировать свое мнение

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.

Основные учебные блоки

Тип учебного занятия

Виды самостоятельных и творческих заданий (урочных и внеурочных)

Изучение изменения температуры воздуха в течение суток. Определение суточной амплитуды температур

Исследование условий нагрева подстилающей поверхности с помощью упрощенной модели

Учебник, видеофрагменты об атмосфере Земли, космические снимки, атласы, рабочая тетрадь, дневник наблюдений за погодой

Основные учебные блоки

Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов

Формы и виды диагностики и контроля

Словесные (беседа, работа с текстом), наглядные (работа с иллюстрациями учебника, демонстрация фильма), практические (работа с таблицами учебника и рабочей тетради)

Читайте также:  Год через движение солнца

Ответы на вопросы после §24, с.128; задание в рабочей тетради к §24

Вектор познавательного интереса

Методическая цель урока : практические приемы реализации деятельностного подхода и личностно- ориентированной технологии на уроке географии посредствам использования инструктивных карт.

Используемые технологии обучения: личностно- ориентированная технология, технология развития критического мышления, игровая и ИКТ-технологии.

Межпредметные связи : с литературой, биологией, математикой.

УМК: учебник географии «География. Начальный курс: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2016г»

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Организационно-мотивационный этап урока

1. Создание мотивационной установки и определение темы раздела

Прочитайте ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ и разгадайте ребус.

Эта оболочка имеется не только у Земли, но и у других небесных тел. Так называют газовую оболочку, окружающую планеты. Состав этого газового слоя разных планет значительно отличается.

Физиологическая зона данной оболочки составляет 5 км. На высоте 5000 м над уровнем моря у человека начинает проявляться кислородное голодание, что выражается в снижении его работоспособности и ухудшении самочувствия. Это показывает то, что человек не сможет выжить в пространстве, где нет этой удивительной смеси газов.

Все сведения и факты о ней только подтверждают её важность для людей. Благодаря её наличию и появилась возможность развития жизни на Земле. Уже сегодня, оценив масштабы вреда, который человечество способно своими действиями наносить дающему жизнь воздуху, нам следует задуматься о дальнейших мерах сохранения и восстановления этой оболочки.

Предположите, какую оболочку Земли мы будем изучать на следующих уроках, в том числе и ходе сегодняшнего нашего исследования

Читают/ предполагают, что на следующих уроках они будут изучать атмосферу.

2. Актуализация ранее изученного материала

С этой оболочкой мы уже познакомились в 5 классе.

Вспомним, что мы уже знаем о ней.

Какие показатели характеризуют погоду?

Вспоминают, что атмосферный воздух состоит из газов и что эта оболочка имеет большое значение для жизни на Земле. Именно в ней формируется погода.

Перечисляют: температура, влажность, ветер, давление, осадки.

Постановка целей и задач урока

Фронтальная беседа (преподаватель задает вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу):

За этими показателями, как мы помним, ведутся постоянные наблюдения, составляют статистические материалы. А для чего?

Почему происходит смена дня и ночи? Времен года? В связи с этим происходят и изменения в атмосфере. Если подняться на высокую гору, то даже летом там лежит снег. Почему? Ведь мы становимся ближе к солнцу?

На какой вопрос нам надо предварительно ответить, чтобы объяснить выявленные нами факты?

Сформулируйте тему нашего исследования.

Что нам надо узнать ?

Давайте попробуем выдвинуть гипотезы: что может являться источником тепла для атмосферного воздуха .

Задачи исследования: понять, как нагреваются воздух, р аскрыть, как изменяется температура воздуха

Активно участвуют во фронтальной беседе.

Формулируют проблемный вопрос: как нагревается атмосферный воздух?

Как нагревается атмосферный воздух

Как нагревается воздух? Почему температура воздуха меняется в течении дня, года, с широтой(на 2 уроке), Что такое средняя температура и как ее определить? Что такое амплитуда колебания температур?

Выдвигают гипотезы, источниками энергии всех процессов, происходящих на поверхности Земли, является Солнце и недра нашей планеты. Солнце — главный источник, т.е. Солнце греет атмосферный воздух

Процессуально-содержательный этап урока.

1. Солнечные лучи в атмосфере (7 мин.)

К верхней границе атмосферы доходит одна двухмиллиардная доля энергии, излучаемой Солнцем. Однако даже такая малая доля солнечной энергии полностью не достигает поверхности Земли.

Часть солнечных лучей поглощается, рассеивается в тропосфере и отражается обратно в космическое пространство, а часть доходит до Земли и поглощается ею.

1. Работая с текстом учебника, как источником информации, §24 на с. 122-123, пункт «Солнечные лучи в атмосфере» о распределении солнечного тепла и света в атмосфере и на земной поверхности, в ыполните задание в ДНЕВНИКЕ, подписав на рисунке « Распределение солнечной энергии» значения долей (в %) солнечной энергии поглощённой Землей и отражённой ею в космическое пространство .

Выделяют виды солнечной радиации: поглощенная, рассеянная и отраженная.

Источник

Adblock
detector