Меню

Морисон восходящее солнце над тихим океаном

Морисон восходящее солнце над тихим океаном

Эта книга является первым из восьми томов, содержащих описание боевых действий военно-морского флота США против японских вооруженных сил. Как и все остальные тома «Истории военно-морских операций США», эта книга, скорее, рассчитана на обычного читателя, чем на специалиста-моряка. Американцы не могут отрицать громадное значение войн в истории их страны. Но историческое описание войны теряет свое значение, если не будут известны причины возникновения вооруженного конфликта. Вот почему значительная часть этой книги посвящена инцидентам, из-за которых началась война на Тихом океане — равно как и внутренним разногласиям в самой Японии, превратившим одного из лучших друзей США в непримиримого врага Америки. С другой стороны, в этой книге немного внимания уделено официальным лицам США, которые несли ответственность за трагические события в Перл-Харборе, поскольку Федеральное бюро расследований специально занималось этим вопросом и уже опубликовало сорок томов, содержащих подробное исследование проблемы, а также издало тщательно подготовленный доклад, доступный широкому кругу читателей.

Несколько лет тому назад адмирал флота Великобритании Уильям Джеймс написал книгу об американской Войне за независимость с весьма саркастическим названием «Британский флот в беде». Данная книга могла бы с успехом иметь подзаголовок: «Флот США в беде». [34]

После того, как военно-морскому флоту в Перл-Харборе был нанесен наиболее тяжелый в его истории удар, последовал целый ряд других неудач — у острова Уэйк, у Филиппинских островов и у островов Малайского архипелага. В то же время он одержал лишь несколько тактических, имеющих небольшое значение побед, подобных операциям близ Баликпапана и воздушному налету на Токио, совершенному самолетами Хэлси — Дулиттла.

Описания этих первых пяти месяцев войны на Тихом океане не доставит удовольствия исследователю и не увлечет никого из читателей — кроме, может быть, наших врагов того времени и сегодняшних побежденных японцев. Но я бы поступил нечестно, если бы не включил эти описания в книгу. И я считаю своим долгом перед теми храбрецами, которые сдерживали натиск превосходящих сил противника, столь же подробно описать неудачи, как и последующие победы.

Чтобы создать законченный труд, я вынужден был ждать до тех пор, пока не будут собраны и изучены данные о неприятеле. Вскоре после падения Японии мне удалось получить эти сведения. К несчастью, большая часть японских документов сгорела в Токио во время пожаров в 1945 г., а многие другие документы были уничтожены еще до прибытия оккупационных войск.

Сохранилось только незначительное количество документов, которые были переведены сотрудниками Управления военно-морской разведки, Управления войсковой разведки и офицером из состава моего штата — лейтенантом Роджером Пиниэем (Pineay). Однако большей частью собранные нами сведения являются протоколами допросов японских офицеров и их докладами, содержащими воспоминания об участии в боевых действиях.

Еще до начала 1946 года Объединенное управление армии и военно-морского флота — USSBS (Управление по изучению стратегических бомбардировок США) приступило к аресту и допросу японских офицеров и видных гражданских деятелей. Представителю военно-морского флота в USSBS контр-адмиралу Р. А. Офсти было поручено допрашивать японских морских офицеров. Первое время Офсти и представители его штаба весьма скептически относились к достоверности получаемой ими информации, но после ряда [35] проверочных вопросов они убедились в том, что японцы говорят правду — большинство офицеров отвечали на вопросы с готовностью. Из полученных таким образом материалов адмирал Офсти составил и опубликовал, кроме двухтомника «Допросы японских официальных лиц», еще один ценный труд — «Кампании войны на Тихом океане».

Техническая комиссия военно-морского флота США в Японии, возглавляемая кэптеном С. Г. Гримесом с офицером для поручений кэптеном А. Л. Даннингом, собирала и обрабатывала материалы технического характера. Переводное бюро штаба Макартура оказало нам большую помощь тем, что перевело много важнейших военно-морских и различных других японских документов.

Так как из-за отсутствия времени специальные миссии не могли обработать японские материалы с тщательностью, необходимой для создания подробной истории войны, для заполнения имеющихся пробелов в Японию был командирован один из моих офицеров — капитан-лейтенант Генри Саломон (флот США). Генерал Дуглас Макартур и сотрудники его штаба оказали дружеский прием м-ру Саломону и разрешили ему пользоваться услугами Бюро переводов. Генерал даже приказал командованию японского флота оставить на службе некоторых ведущих офицеров, чтобы с их помощью составить доклады о деятельности военно-морских сил Японии. Контр-адмирал Томиока, капитан 1 ранга Омаэ, капитан 2 ранга Тихайя и капитан 2 ранга Ямагути, ведущие офицеры военно-морского флота, посвятили себя этому делу и продолжали поддерживать переписку с м-ром Саломоном, когда окончилось его шестимесячное пребывание в Японии. Я очень признателен генералу Макартуру, сотрудникам его штаба и этим японским офицерам за оказанную ими помощь.

Другая группа американских офицеров из Объединенного военного и военно-морского комитета под председательством контр-адмирала Джеральда Райта (Wright), работавшая совместно с японцами, издала весьма ценный труд «Потери военно-морского и торгового флота Японии во время Второй Мировой войны». В этом труде я черпал для своей книги сведения о потерях противника. Я не претендую на то, что нами была использована вся существующая информация. На судебном процессе над японскими [36] военными преступниками будут выяснены многие новые обстоятельства и многие «утерянные» документы будут найдены, когда кончится оккупация Японии.

Я не считаю себя компетентным в транскрибировании иностранных названий. Большинство американских географов называют различные пункты земного шара так, как их называют в том государстве, которому они принадлежат. Поэтому Тайвань стала Тайванем; Фучжоу — Минчжоу, Зондский пролив заменил привычное нам Сунда-Стрэйт. Я не могу с этим согласиться. Английские и американские моряки в продолжение двух, а может быть и более, столетий бороздили воды Тихого океана, поэтому англизированные наименования фигурируют на картах английского Адмиралтейства и Соединенных Штатов, они знакомы всем морякам, говорящим по-английски. Они даже вошли в литературу и встречаются в произведениях Конрада, Хергешейнера и других. Тем не менее, я считаю более разумным сохранить местное название для мелких портов и населенных пунктов, не заменяя их английскими. Таким образом, я говорю Бандунг-Стрэйт, но пишу как голландцы — пролив Бандунг (Bandoeng).

М-р Саломон, кроме сбора информации, занимался также и заполнением имеющихся пробелов. Лейтенант Альберт Харкнесс из штата моих офицеров пробыл значительное время на Филиппинских островах, где проделал подготовительную работу для второй и четвертой части книги и набросал план трудной главы, содержащей описание битвы в Яванском море. Лейтенант Роджер Пиниэй собрал материалы, касающиеся структуры военно-морского флота Японии и воздушных налетов на Токио.

Фрэнк Нокс, который был морским министром в начале войны, стал первым после президента Рузвельта, кто поддержал мысль о создании этой книги. Он еще в 1942 г. говорил о создании для потомства работы, содержащей описание пути военно-морского флота США от тяжелых поражений до полной победы.

Самуэл Э. Морисон

Гарвардский университет, 7 декабря 1947 г. [37]

Источник

Морисон восходящее солнце над тихим океаном

Часть I. От «Пэнэй» до Перл-Харбора

1. Императорский флот Японии [39]

2. Военно-морские силы США на Тихом океане [51]

1. Совещания штаба и основные стратегические решения [62]

Читайте также:  Японские имена которые означают солнце

2. Перебазирование военно-морских сил [73]

3. Экономические санкции [75]

4. Удар по нефти [80]

5. Последние переговоры [83]

2. Выход Ударного соединения в море [113]

3. Действия передового отряда подводных лодок [121]

4. Воздушные атаки 7 декабря [125]

5. Ответственность и восстановление кораблей [154]

Часть II. Филиппинские острова и окружающее их водное пространство

Состав и развертывание военно-морских сил [188]

1. Японский план [197]

2. Подготовительные полеты [202]

3. Первые высадки десантов 8 и 17 декабря [208]

4. Линия наступления [212]

1. Уничтожение флота авиацией [232]

2. Военно-морской флот на полуострове Батаан [240]

Часть III. Из Перл-Харбора (7 декабря 1941 г. — 4 марта 1942 г.)

1. Соотношение сил [251]

3. Стратегическое положение [262]

1. Сторожевое охранение острова [268]

2. Первая атака японцев [275]

3. Неудачная экспедиция [280]

4. Вторая атака японцев [288]

5. Отзыв военно-морского флота и капитуляция. [294]

1. Назначение адмирала Нимица [301]

2. Удары и контрудары [304]

Часть IV. Оборона Малайского барьера (январь — март 1942 г.)

1. Состав союзных вооруженных сил [319]

2. Военно-морские силы Японии, участвовавшие в операциях в юго-западной части Тихого океана [323]

3. Укрепление острова Ява [328]

1. Меры и контрмеры [331]

2. Высадка войск в Баликпапане [334]

3. Ночные операции близ Баликпапана 24 января [337]

1. Сжимающиеся щупальцы [343]

2. Тяжелое испытание «Марблхэда» [352]

3. Подводные лодки в Сурабае [355]

4. Осторожность и мужество голландцев [357]

5. Реорганизация на ходу [364]

1. Потеря Тимора, бомбардировка Дарвина, оккупация Бали [367]

2. Удар в проливе Бадунг [376]

3. Тыловое снабжение отступающего флота [383]

4. Состав соединений [387]

5. Продвижение японцев [389]

6. Распад американо-британско-голландско-австралийских сил [390]

7. Концентрация сил вторжения [393]

1. Столкновение с противником [398]

2. Первый час боя [400]

3. Второй час боя [405]

4. 56-й дивизион эсминцев атакует [408]

5. Поражение [410]

1. Потеря авиатранспорта США «Лэнгли» [417]

2. Бой в Зондском проливе [422]

3. Гибель ударного соединения [428]

4. Командование «ABDA» распадается [434]

5. Эвакуация и капитуляция [436]

1. Рейд Уилсона Брауна через горы [450]

2. Авиационный налет Дулитла и Хэлси на Токио [453]

Источник

Морисон восходящее солнце над тихим океаном

Из Перл-Харбора (7 декабря 1941 г. — 4 марта 1942 г.)

Глава IX.

Последствия операции в Перл-Харборе

1. Соотношение сил

Перл-Харборе после атаки творилось нечто невообразимое. В Вашингтоне также в течение нескольких дней высшее морское командование было выбито из колеи. Это неудивительно, с тех пор, как англичане захватили Копенгаген, ни одна считавшаяся мирной страна не наносила столь сокрушительных ударов по военным кораблям другой страны.

Япония фактически захватила контроль над водами Тихого океана к востоку от 180 меридиана и к югу от экватора; доктрина Мэхена обернулась против его же страны. Германия и Италия немедленно объявили войну США. Теперь последние вели войну на двух океанах, имея в наличии лишь один океанский флот. В Америке складывалась самая ужасная обстановка, какая когда-либо была со времени образования Соединенных Штатов.

Через четыре года, когда Германия и Италия были разбиты и оказались беспомощными, многое стало легче объяснить. Вероломное нападение японцев на Оаху подняло американский народ на борьбу, [252] отпало мнение о военном превосходстве над азиатами, и всем стало ясно, насколько опасен и жесток противник. Через пять лет, как сенатор Ванденберг, один из видных довоенных изоляционистов, сказал: «События в Перл-Харборе привели большинство из нас к твердому заключению, что мир во всем мире есть нечто неделимое. Мы узнали, что океаны были не более чем рвы с водой вокруг наших валов. Мы узнали, что массовое уничтожение пренебрегает временем и пространством и обрекает человеческую плоть и кровь на бессилие .

Гордость американцев была уязвлена, но они рассчитывали на то, что мощь военно-морских сил США не будет сломлена. Считали, что если линкорам суждено было погибнуть, так лучше в Перл-Харборе, чем на большой глубине близ подмандатных островов или в Филиппинском море.

Существовало два проблеска в создавшейся мрачной ситуации. Все береговые укрепления были в порядке, и соединения быстроходных авианосцев не пострадали, так как в это время были в море. Когда японские бомбардировщики появились над горами Оаху, в море находились следующие корабли адмирала Киммеля:

1) Авианосец «Лексингтон» (кэптэн Ф. С. Шерман);

Тяжелый крейсер «Индианаполис» был флагманским кораблем этих боевых сил, под флагом вице-адмирала В. Брауна. Незадолго до начала войны он с 5 эсминцами, переоборудованными в минные тральщики, участвовал в учебной бомбардировке и в высадке десанта на остров Джонстон в 700 милях южнее Оаху. Учение только что закончилось, когда было получено сообщение Киммеля о воздушном налете на Перл-Харбор. После этого Браун полным ходом пошел на сближение с «Лексингтоном».

Легким крейсерам «Детройт», «Сент-Луис» и «Феникс» с несколькими эсминцами и быстроходными минными тральщиками, которые вышли в море до или в начале боя, адмирал Киммель приказал идти на соединение с «Миннеаполисом» под командованием контр-адмирала Драмела и присоединиться к оперативному соединению адмирала Хэлси. К несчастью, разведывательный самолет с «Энтерпрайза» принял их за соединение авианосцев противника и все занялись поисками ненавистных японцев в южной части Оаху.

4) Тяжелый крейсер «Пенсакола» (командир Н. Скотт) проходил мимо островов Феникс, эскортируя плавучую базу «Ниагара», флотские транспорты «Шамон» и «Рипаблик», два транспорта армии и три грузовых судна, на борту которых находились тысяча солдат, сотни летчиков и возвращавшихся моряков, а также много самолетов, шедших в Манилу. В Сува, на островах Фиджи, к конвою присоединился эскорт австралийско-зеландских [255] сил, который проследовал через Торесов пролив в Дарвин (Австралия) .

Тяжелый крейсер «Луисвил» (кэптен Элиот Б. Никсон), эскортируя военные транспорты «Хаг. Л. Скотт» и «Президент Кулидж» шел из Манилы и находился приблизительно на полпути между Санта-Крус и островами Эллис .

5) На Западном побережье Соединенных Штатов Америки линкор «Колорадо» стоял в капитальном ремонте в Бремертоне в Паджет-Саунд; шесть эскадренных миноносцев и пять подводных лодок стояли на верфи Мэйр-Айленд, а авианосец «Саратога» (командир А. Н. Дуглас), идущий под флагом контр-адмирала Обри К. Фитча, собирался войти в Сан-Диего, где стояли на якоре один легкий крейсер, три эсминца, участвовавшие в Первой Мировой войне, и четыре подводных лодки.

«Саратога», являвшийся авианосцем 3-го оперативного соединения авианосцев, был сразу же направлен в Перл-Харбор и 8 декабря вышел в море. Подводная лодка «Гар» шла вдоль Мексиканского берега Акапулько. Старый легкий крейсер «Трентон» крейсировал близ берегов Панамы, а однотипный с ним «Ричмонд» близ побережья Перу.

6) В водах Тихого океана находились следующие подводные лодки: «Тамбор» и «Тритон», патрулировавшие близ острова Уэйк; «Траут» у острова Мидуэй; «Трешер» южнее Оаху с эсминцем «Личфилд», [256] «Плунжер», «Поллак» и «Помпоно» к северо-востоку от Оаху.

Таким образом, эти корабли избежали удара. В Перл-Харборе не получили серьезных повреждений все крейсера, кроме двух, и все подводные лодки. Из всех эсминцев вышли из строя три .

Читайте также:  Кто водит солнце по небу

Из базовой авиации Гавайских островов военно-морской флот имел семь пригодных самолетов «Каталина» и около 12-го SBD корпуса морской пехоты на Оаху. Военно-воздушные силы армии, пострадавшие значительно сильнее, имели на Оаху четыре «Летающие крепости» (В-17), 11 В-18 и около 75 исправных истребителей и разведчиков. Эти силы и эскадрилья разведывательных самолетов на о. Мидуэй представляли собой всю авиацию, способную вести разведку и преследовать противника. Таким образом, выясняется, что положение на 8 декабря было значительно менее серьезное, чем это казалось в первый момент. Внезапность атаки и потопление линейных кораблей создали ложное впечатление непоправимого несчастья. [257]

Морские стратеги того времени настолько привыкли определять морскую мощь по линейным кораблям, что сразу не смогли понять, как много сил еще осталось в их распоряжении.

Немедленно были приняты меры для усиления Тихоокеанского флота. Через несколько часов после того, как в Вашингтоне стало известно о случившемся, адмирал Старк приказал главнокомандующему Атлантическим флотом адмиралу Кингу отправить на Тихий океан авианосец «Йорктаун» с авиагруппой полного состава, линейные корабли «Нью-Мексико», «Миссисипи» и «Айдахо», соединение эскадренных миноносцев и три эскадрильи бомбардировщиков.

Несмотря на это, первое предположение адмирала Киммеля оказалось правильным. 7 декабря в 9 ч. 42 мин. он информировал свои подразделения об обнаружении японского флота в северо-западном направлении от [258] Оаху. В этой же ориентировке он дал боевое задание «Энтерпрайзу» перехватить противника, несмотря на полное отсутствие данных о его составе и дислокации. Вскоре после этого его штабом было получено ложное донесение о нахождении двух японских авианосцев близ мыса Барбертс-Пойнт, всего в 8–10 милях от входа в гавань Перл-Харбор. Крейсер «Миннеаполис» перехватил это донесение, и его старший офицер радировал командующему флотом: «Авианосцы на горизонте не обнаружены», но его радист передал иначе «Два авианосца в пределах видимости». К счастью, высланные самолеты мгновенно опознали «Минни» , после чего прекратили преследование.

Следующая ошибка была допущена из-за неправильной интерпретации показаний пеленгатора. Эти приборы дают одновременно взаимные пеленги как на объект, так и от объекта. Авианосец противника шел курсом 358°, или, почти точно, в северном направлении от Перл-Харбора, а оператор принял его курс за 178°, т. е. счел, что он идет почти в южном направлении. В итоге один из летчиков адмирала Хэлси принял легкие крейсера и эскадренные миноносцы контр-адмирала Драмела, вышедшие из Перл-Харбор для соединения с ним, за корабли противника.

В результате целого ряда допущенных ошибок адмирал Киммель решил, что японцы атаковали с юга и теперь направляются к Джалуиту на Маршалловых островах, где, по-видимому, находится их передовая база. Поэтому большая часть разведывательных самолетов была направлена на юго-восток от Оаху. «Энтерпрайз» силами своих самолетов должен был торпедировать и бомбардировать противника, но, к счастью, не атаковал легкие силы Драмела, не обнаружив их. Оперативное соединение «Лексингтона» направилось [259] на рассвете 7 декабря к югу с намерением преградить путь японцам и атаковать японский авианосец, идущий на Джалуит.

К вечеру 7 декабря адмирал Киммель получил сообщения о первых воздушных налетах на острова Уэйк и Гуам и об обстреле острова Мидуэй японскими эсминцами.

Особенно много неожиданностей произошло 8 декабря для контр-адмирала Уилсона Брауна. В 10 ч. он встретился с оперативным соединением «Лексингтона» и принял командование от контр-адмирала Ньютона. Накануне ночью радары установили наличие неизвестных судов близ острова Джонстон. Самолеты с легкого крейсера не смогли что-либо обнаружить до рассвета, но в качестве меры предосторожности один самолет с «Лексингтона» был выслан на разведку. Один из самых опытных летчиков гидроавиации, базировавшейся на о. Джонстон, донес о встрече с авианосцем, взлетная палуба которого была замаскирована под тяжелый крейсер, а также с эскадренным миноносцем, на носу которого было нарисовано «Восходящее солнце». К счастью, обнаруженные корабли не были повреждены, один из них оказался «Портлендом», который, конечно был похож на тяжелый крейсер, а другой — «Портером», краска на носу которого отвалилась . 8 декабря в полдень адмирал Киммель отозвал оперативное соединение «Лексингтона» в Перл-Харбор, но в пути было получено донесение о нападении японцев на остров Джонстон. Крейсера пошли к острову со скоростью 25 узлов; «Лексингтон» последовал за ними, готовясь выпустить самолеты. Эта тревога тоже оказалась ложной, и ночью корабли снова взяли курс на Оаху. [260]

Вечером 8 декабря стало ясно, что японцы атаковали с севера и что противник ушел в северо-западном направлении. Соединение легких крейсеров адмирала Драмела пополнилось кораблем «Миннеаполис», патрулировавшим в течение всего дня и на следующий день к северу от Оаху, но, к счастью для него, на достаточно большом расстоянии от противника.

«Энтерпрайз», после того как его самолеты тщетно разыскивали противника к западу и к югу от Оаху, вечером 8 декабря вошел в гавань Перл-Харбор, ночью пополнил запасы горючего и на рассвете вышел на поиски подводных лодок в районе к северу от островов. Адмирал Киммель знал, что было уже слишком поздно догонять японские авианосные силы, но разведка правильно определила, что некоторые подводные лодки противника типа «J» проследовали к Западному побережью США. Хэлси разыскивал эти лодки в течение пяти дней, а на воображаемые торпеды тратилось большое количество снарядов .

10 декабря на рассвете, когда соединение находилось в 200 милях к северу от Оаху, самолет SBD с «Энтерпрайза» обстрелял подводную лодку I-170, водоизмещением 2000 т. Он забросал субмарину глубинными бомбами, причинив ей повреждения, в результате которых она не смогла погрузиться.

Тем временем оперативное соединение адмирала Нагумо сумело уйти, не имея ни одной встречи ни с самолетами, ни с кораблями. 7 декабря около 13 ч. 30 мин. оно шло в северо-западном направлении со скоростью 25 узлов. На следующий день корабли сбавили ход до 15 узлов. Находясь на 37° сев. широты и 172° зап. долготы, почти в 550 милях северо-восточнее Мидуэя, это соединение повернуло на запад и следовало этим курсом до тех пор, пока не вышло из района действия патрульных самолетов, базирующихся на о. Мидуэй. 15 декабря авианосцы «Сорю» и «Хирю», тяжелые крейсера «Тоне» и «Тикума» и несколько эскадренных миноносцев были направлены для обеспечения операции вторжения на остров Уэйк, намеченной на 22 декабря . Остальная часть оперативного соединения подходила к островам Бонин и через несколько дней прибыла в военно-морскую базу Курэ во Внутреннее Японское море. Тот факт, что Нагумо удалось уйти, можно расценивать как волю провидения.

Ни оперативное соединение Хэлси, ни силы Брауна, ни даже оба соединения вместе нельзя было сравнить с силами Нагумо. В их состав входили шесть авианосцев, линкоры и тяжелые крейсеры. Адмирал Нагумо мог выпустить, по крайней мере, 350 самолетов против 131 самолета, находившихся на борту «Лексингтона» и [262] «Энтерпрайза» . Он, конечно, сосредоточил бы свои силы против этих авианосцев, как только они бы вошли в радиус действия его сил, и исход столь неравного боя вряд ли был бы благоприятен для более слабой стороны.

3. Стратегическое положение

Нападение на Перл-Харбор было проведено внезапно и молниеносно, этого временно было достаточно для завоевания господства на море. Японцы хотели захватить еще остров Уэйк и острова Гилберта, но реализуя свой план, они направили свои основные силы на юго-запад.

Читайте также:  Сколько от солнца до пояса астероидов

Лишь через некоторое время стало известно, что крупные силы адмирала Нагумо ушли в свои воды. До этого штаб командующего Тихоокеанским флотом предполагал, что часть или все японские авианосцы стоят в лагунах Маршалловых островов и готовятся к бомбардировке верфи в Перл-Харборе, не поврежденной 7 декабря.

Предполагали также, что транспорты, эскортируемые быстроходными линкорами и крейсерами, вышедшие из базы Трук, уже в пути и готовятся к высадке десанта на Оаху и в других пунктах Гавайских островов.

Атака острова Уэйк уже началась. Но для чего Японии понадобился остров Уэйк, кроме того, чтобы использовать его в качестве плацдарма для нападения на о. Мидуэй и Гавайи? Что-то должно было произойти. Даже налеты на Паджет-Саунд, Сан-Франциско или Панамский канал не казались невозможными.

9 декабря адмирал Старк сообщил адмиралу Киммелю о том, что по его предположениям, японцы, прежде [263] чем подойти к Оаху, захватят острова Мидуэй, Мауи и Гавайю. Он опасался, что Мидуэй будет захвачен, но все же надеялся, что острова Джонстон, Пальмира и Самоа удастся удержать. Все корабли, получившие повреждения в боях, но способные идти своим ходом, были немедленно посланы на верфи Западного побережья. Адмирал Старк дал совет адмиралу Киммелю не оставлять в Перл-Харборе ничего, кроме сторожевых судов и подводных лодок до тех пор, пока оборона базы не будет усилена.

Киммель ответил, что авианосцы не пострадали, ремонтные мастерские в Перл-Харборе не повреждены и моральное состояние личного состава Тихоокеанского флота продолжает оставаться на высоком уровне, и что если острова будут отданы противнику, невозможно мечтать о создании другой базы, равноценной Перл-Харбору.

Большинство американских линейных кораблей находилось на дне гавани и не могло идти к Западному побережью. Поэтому личный состав флота и квалифицированные рабочие должны были обеспечивать оборону Оаху и производить срочный ремонт кораблей.

7 декабря утром адмирал Старк приказал приступить к выполнению генерального военного плана США .

Наступательная кампания на Тихом океане, предусмотренная в этом плане, заключалась в захвате Маршалловых и Каролинских островов, подготовке к созданию передовой морской базы на о. Трук и поддержке британских морских сил к югу от экватора и к западу, включая Соломоновы острова. Но так как выполнение этих боевых задач теперь становилось невозможным, адмирал Старк заменил их другими, более реальными. Согласно внесенным в генеральный план изменениям, полученным в Перл-Харборе утром 8 декабря, образом [264] действий Тихоокеанского флота была оборона — это заключалось в поддержке армий в обороне Гавайских островов, островов Уэйк, Джонстон и Пальмира; обороне морских коммуникаций союзников путем выбора маршрутов и эскортирования кораблей, курсировавших между американскими владениями и 160 меридианом на пути к Новой Зеландии и Австралии; предотвращении распространения японской военной мощи в Западном полушарии, включая острова Фиджи и Самоа. Подводным лодкам и быстроходным авианосцам было поручено вести наступательные операции против японских морских коммуникаций и передовых баз. Не могло быть и речи об использовании слишком потрепанных сил Тихоокеанского флота для обороны Гуама и Филиппин.

На базе изменений, внесенных в генеральный план, штаб адмирала Киммеля составил 10 декабря проект боевых операций, который был представлен морскому министру в день его прибытия в Перл-Харбор.

В нем говорилось следующее:

«В связи с понесенными потерями мы вынуждены полностью пересмотреть нашу стратегию войны на Тихом океане. Потери линкоров обязывают нас принять на себя стратегическую оборону до тех пор, пока наши силы снова не окрепнут. Однако достаточно мощные оперативные соединения авианосцев, крейсеров и эсминцев у нас имеются. Эти соединения должны показать себя стойкими и сильными в тактической обороне и помочь вернуть потерянное.

Новые задачи, выдвигаемые вновь составленным планом войны, призывают к одному — удержать свои коммуникации как основу будущих наступательных операций, обеспечивая линии береговых коммуникаций Панама — Самоа — Фиджи — Новая Зеландия и Западное побережье США — Перл-Харбор — Фиджи — Новая Каледония — Австралия. Несмотря на то, что [265] американский военный потенциал был намного выше, чем у противника, японцы заставили нас обороняться, и это тяжело было сознавать. Японцы оказались значительно более способными в проведении операций как на море, так и в воздухе, чем мы предполагали.

Возможность базирования линкоров в районе Гавайских островов есть, хотя снабжение их и будет представлять большие трудности. К 15 декабря армия на Оаху предполагала иметь: 42 тяжелых бомбардировщика, 10 средних и 62 истребителя, разведчиков и самолетов службы наблюдения. Военно-морской флот планировал иметь до 40 патрульных самолетов вместе с 18 бомбардировщиками корпуса морской пехоты, которые так и не прибыли на Мидуэй. Три эскадрильи, по 12 самолетов, каждая предполагалось использовать непосредственно с побережья. [266]

Части тылового снабжения США на Тихом океане, и в мирное время осуществлявшие обеспечение островов с большими трудностями, теперь будут расположены значительно дальше. На Оаху ощущается недостаток боеприпасов. Артиллерийское и техническое снабжение и другие виды снабжения разбросаны во многих местах. Прибывающие пополнения и переустройства, связанные с этим, предъявят большие требования флоту по обеспечению охранения конвоев.

Наиболее вероятные действия противника на этом театре, по предположению штаба главнокомандующего, будут заключаться в налетах авиации дальнего действия на Оаху, Мидуэй и Алеутские острова; налеты на Уэйк будут совершаться с береговых баз с целью подготовки плацдарма для высадки десанта; подводные лодки, крейсера или переоборудованные торговые корабли будут маневрировать между островами и берегом. Группы поддержки из тяжелых кораблей, включая линкоры, будут охранять свои оперативные соединения, когда корабли США будут вести преследование их на большом расстоянии от береговых авиабаз.

Все это ведет к выполнению следующего оперативного плана боевых действий на Тихом океане:

1. Создать три оперативные группы авианосцев, две из которых должны постоянно находиться в море и третья базироваться в Перл-Харбор для предотвращения воздушных налетов противника и поддержки обороны базы.

2. Сформировать эскортные группы из линкоров и эсминцев для обеспечения конвоев, совершающих рейсы между континентом и островами. Базировать линкоры в Сан-Франциско для разгрузки гавани в Перл-Харборе. Они будут сменяться эскортными группами из крейсеров и эсминцев, базирующихся на Перл-Харборе, в пункте рандеву недалеко от островов. [267]

3. На Западном побережье оставить местные оборонительные силы, которые могут быть использованы в качестве эскортов при проведении прибрежных конвоев.

4. Направить подводные лодки для плавания в японских водах и вблизи островов Уэйк и Мидуэй.

5. Силами бомбардировщиков армии и флота организовать службу наблюдения над побережьем.

6. Посылать минимальное количество судов в Австралию и направлять их только с эскортом.

7. Оказывать посильную помощь армии в строительстве береговых авиабаз на Оаху и организовать собственную зенитную оборону в Перл-Харборе. Намного увеличить количество корабельных и береговых радарных установок, в которых есть острая необходимость».

Эти мероприятия были немедленно осуществлены. Особенно тревожные сообщения поступали с острова Уэйк, где обстановка требовала немедленных действий по оказанию помощи небольшому отряду корпуса морской пехоты. [268]

Источник

Adblock
detector