Меню

Мир прокофьева шествие солнца 3 класс

Урок музыки 3 класс «Мир Прокофьева»
учебно-методический материал по музыке (3 класс) на тему

Класс: 3

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Тема урока: Мир Прокофьева.

Цель урока: Интонационное выражение эмоций и мыслей человека через музыку Сергея Прокофьева.

Скачать:

Вложение Размер
urok1.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : Урок закрепления знаний.

Тема урока: Мир Прокофьева.

Цель урока: Интонационное выражение эмоций и мыслей человека через музыку Сергея Прокофьева.

— развивать интонационный опыт учащихся;

— узнавать характерные черты музыкальной речи разных сочинений композиторов и передачу композиторами информации, выраженной в звуках;

— находить сходство и различие музыкальной речи, С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, Г.Свиридова. -сопоставлять интонационное звучание разных музыкальных инструментов;

— воплощать интонационные особенности музыки в исполнительской деятельности;

-выражать свое мнение о музыке;

— создать атмосферу коллективного творческого сотрудничества и личностного самовыражения.

  • Утро. Э.Григ
  • Шествие солнца. С. Прокофьев. (скифская сюита) сюита (несостоявшийся балет) из 4 частей в исполн.оркестра. Мы слушали последнюю часть 4 часть .
  • Мелодия. П. Чайковский.

Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;

Приветствует учащихся, настраивает их на восприятие новой темы.

Приветствуют учителя, готовятся к восприятию новой темы.

опорных знаний методом фронтального опроса(5мин)

Вспоминаем тему : Интонация 2 класс. (пропедевтический метод)

Что такое интонация?

С чем можно сравнить рождение мелодии? Не задумывались ли вы над тем, что музыкальное произведение похоже на прекрасный цветок или на могучее дерево? Из чего оно вырастает?

Кто создатель интонации?

Что самое главное мы слышим в «зерне» — интонации?

Слово интонация происходит от латинского слова, которое в переводе обозначает «громко, выразительно произношу»

Предлагаю красиво и выразительно спеть попевку

презентация 2 слайд

Дети: — интонация — это музыкальная речь.

— с рождением человека, с цветком , с деревом.

— из маленького «зёрна» — интонации)

Знакомство с новой темой методом беседы

Ребята! Любите ли Вы сказки?! Так вот сегодняшний урок у нас будет немного сказочным и поможет нам попасть в нашу сказку аленький цветочек. Рисую цветок с разноцветными лепестками

Нарисуйте у себя в тетради такой же цветочек.

А пока вы рисуете, послушайте знакомую,

красивую музыку. Звучит «Утро» Э.Григ ( записываю произведение на зелёном лепестке )

Вы вспомнили, как называется?

Как вы думаете, с помощью чего композитору так точно удалось передать картину утра

Тема нашего урока : интонационное выражение эмоций и мыслей человека через музыку Сергея Прокофьева.

Мы с вами уже немного знаем творчество композитора. Давайте вспомним, с какими произведениями С.Прокофьева мы уже знакомы?

Вы, наверное, уже заметили, что музыка Прокофьева интонационно богата и красочна. Сейчас мы познакомимся в с вами с прекрасной, сказочной сюитой написанной композитором на древнерусский сюжет «Скифская сюита» которую композитор написал после окончания консерватории (задумывалась как балет)

А кто мне скажет, что такое сюита?

Сейчас мы с вами будем в роли внимательных слушателей. Итак. 4 часть «Скифской сюиты» называете « Шествие солнца»

Что вы услышали в этой музыке? Насколько выразительны были интонации?

Обращаю внимание на звучание оркестра, на его состав. Какими инструментами передаётся сказочность?

Молодцы! ( Записываю название произведения на желтом лепестке )

Наш сказочный урок продолжает знакомый нам с первого класса русский композитор П.Чайковский. Музыка Чайковского мелодична и красива. Помните сколько у него произведений связанных с природой. Его музыка выразительна и изобразительна как у художника картина!

Я предлагаю вам послушать «Мелодию» П.И. Чайковского

О чём рассказали вам интонации мелодии? Какой она была?

( Записываю название произведения на розовом лепестке )

Всё правильно. Молодцы! А какие звучали инструменты?

А кто исполнял «Мелодию» оркестр или ансамбль? (камерный)

Про какой струнный инструмент мы учили с вами недавно песню? Я предлагаю вам почувствовать себя исполнителями. Встаём красиво, стараемся петь интонационно-выразительно, прислушивайтесь к аккомпанементу скрипки.

( записываю название песни на голубом лепестке)

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и оправиться в путешествие.

Обращаю внимание ребят на то, что передаёт в этой песне изобразительная интонация?

И ещё одно произведение, которое мы с вами послушаем, называется оно «Снег идёт» советского композитора Г.Свиридова.

( записываю название песни на белом лепестке)

Чьё исполнение вы слышали?

Какой была музыка? Что хотел передать композитор?

Какой инструмент добавил сказочный эффект? Правильно.

Источник

«Мир Прокофьева» 3 класс

Просмотр содержимого документа
«»Мир Прокофьева» 3 класс»

ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

В 3 А, Б КЛАССАХ

по теме «Мир Прокофьева»

Студент 4 курса

Дата проведения урока

Тема урока: «Мир Прокофьева»

Цель урока: Интонационное выражение эмоций и мыслей человека через музыку Сергея Прокофьева.

Знать характерные черты музыкальной речи разных сочинений композиторов и передачу композиторами информации, выраженной в звуках;

Уметь находить сходство и различие музыкальной речи, С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, Г.Свиридова; уметь размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, в процессе слушания осмысливать содержание произведения; обращать внимание на содержание; уметь вместе начинать и заканчивать петь.

Регулятивные: осуществлять поиск ин­формации (в разных источниках), расширяю­щей и дополняющей знания о мюзикле.

Познавательные: выбирать действия в соответ­ствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечат­ления от музыки.

Иметь мотивацию к учебной деятельности. Учиться делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, хореография

Оборудование: ноутбук, проектор, фортепиано, колонки

Музыкальный материал: произведения: «Утро» Э.Григ, «Шествие солнца», «Скифская сюита» 4 часть С. Прокофьев; «Мелодия» П.И. Чайковский, «Снег идет» Г.Свиридов.

Опорные понятия, термины: интонация, сюита

Источник

Музыка. 3 класс

Конспект урока

Урок №4. Патриот России. Сергей Сергеевич Прокофьев

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Биография С.С. Прокофьева
  2. Произведения С.С. Прокофьева: «Петя и волк», «Любовь к трем апельсинам», «Пятнашки»

Глоссарий по теме:

Опера – драма или комедия, положенная на музыку.

Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.

Орга́н – клавишно-духовой музыкальный инструмент.

Симфо́ния – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, в симфонии четыре части: первая часть — быстрого движения, драматического характера, с возможным медленным вступлением; вторая часть — медленного движения, лирического, распевного характера; третья часть — менуэт или (с нач. 19 в.) скерцо, живого темпа, чёткого ритма, танцевального характера; четвёртая часть — финал, наиболее быстрого движения, часто праздничного настроения. Некоторые композиторы увеличивали количество частей до пяти, шести, семи, другие уменьшали вплоть до одной.

Фле́йта –музыкальный инструмент из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Г.П. Сергеева «Уроки музыки: поурочные разработки», М., Просвещение, 2017

Текст теоретической части

Добрый день, сейчас у нас урок музыки. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты волшебных звуков.

Имя Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всём мире. Поэт Константин Бальмонт как-то назвал композитора «солнечным богачом». «Действительно, солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи» (Геннадий Рождественский).

А вот когда С. Прокофьев был маленьким, самым сильным впечатлением детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра, где мальчик услышал оперы «Фауст» Шарля Гуно, «Князь Игорь» А. П. Бородина и увидел балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Вернувшись домой, Сережа был одержим сочинением чего-либо в этом духе. Так появились у десятилетнего композитора первые сочинения в жанре оперы — «Великан» и «На пустынных островах»

Сережа Прокофьев маленьким водил тесную дружбу с крестьянскими мальчиками, они принимали деятельное участие во всех играх и театральных затеях. Одной из любимых игр были пятнашки. Это когда водящий бегает за убегающими и пятнает их.

Одним из самых сильных впечатлений детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра, где мальчик услышал оперы «Фауст» Шарля Гуно, «Князь Игорь» А. П. Бородина и увидел балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского. Вернувшись домой, Сережа был одержим сочинением чего-либо в этом духе. Так появились у десятилетнего композитора первые сочинения в жанре оперы — «Великан» и «На пустынных островах»

С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей: фортепианные пьесы для начинающих пианистов, сборник под названием «Детская музыка», а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст.

Сказка была написана композитором в 1936 году по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась в том же году. Сказка исполняется чтецом и оркестром.

Сейчас прослушаем симфоническую сказку «Петя и волк». «Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром.

Примеры и разбор решения заданий:

  1. Как называлось первое произведение Прокофьева?

А) «Индийский галоп»;

Б) «Французский ноктюрн»;

В) «Русская плясовая»;

Г) «Венский вальс».

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. …-драма или комедия, положенная на музыку.

Выпадающий список: симфоническая сказка, балет, опера, романс

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов: опера

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. Произведения, написанные С.С. Прокофьевым:

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, В

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. Допишите буквы, чтобы получилось название произведения С.С.Прокофьева: _Ю_ _В_ К _Р_М А_ _ЕЛЬ_ _Н_А_

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Любовь к трем апельсинам

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. Укажите название произведения

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Петя и волк

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

1. Советский композитор, пианист, дирижер, сочинивший симфоническую сказку «Петя и Волк».

5. Инструмент, входящий в струнно-смычковую группу симфонического оркестра.

6. Симфоническую сказку «Петя и Волк» исполняет чтец и…

9. Каких героев исполняют литавры и большой барабан.

10. Тембр Дедушки.

11.Самый высокий инструмент деревянно-духовой группы, исполняющий Птичку.

13. Инструмент, исполняющий роль Утки.

15. «Петя и Волк» — симфоническая…

2. Село, в котором родился С.С. Прокофьев.

3. Название первой оперы, которую сочинил Прокофьев.

4. Главный герой симфонической сказки.

7.Жанр музыки, в котором Петя появляется в начале сказки.

8. Какого героя исполняет тембр валторны.

12.Тембр инструмента, изображающий грацию и мягкую поступь кошки.

14. Куда увели Волка в конце сказки.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1. Прокофьев 5. Виолончель 6. Оркестр 9. Охотники 10. Фагот

11. Флейта 13. Гобой 15. Сказка

2. Сонцовка 3. Великан 4. Петя 7. Марш 8. Волк 12. Кларнет

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. Музыку к каким фильмам написал Прокофьев?

А) «Александр Невский»

Б) «Иван Васильевич меняет профессию»

Г) «Борис Годунов»

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, В

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. Игре на каких музыкальных инструментах Прокофьев обучался в консерватории?

А) Орган и виолончель

Б) Скрипка и фортепьяно

В) Контрабас и труба

Г) Фортепьяно и орган

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Г

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. Сколько лет было Прокофьеву, когда он написал свою первую оперу «Великан»?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Б

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. Сколько пьес содержит сборник «Детская музыка»?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. С инструментами … оркестра знакомятся дети в сказке «Петя и волк»

Выпадающий список: симфонического, духовного, джазового, эстрадно-симфонического

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): симфонического

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. К этому фрукту в количестве 3х штук Прокофьев выразил любовь в одном из своих произведений?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Г

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. Город, где проводится международный конкурс имени С. Прокофьева?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Б, В

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

  1. Выдающиеся русские композиторы – учителя Прокофьева в Петербургской консерватории

Б) Н. Римский-Корсаков

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Б

Подсказка: правильный ответ выделяется цветом

При наведении мышки на конкретную картинку, она выделяется любым доступным способом, на усмотрение мультимедиа дизайнера, включается фрагмент произведения Прокофьева. А внизу появляется подпись с названием сочинения. Музыкальные фрагменты можно давать не целиком, а в сокращенном виде, первые 30-40 секунд, с плавным затуханием в конце.

«Любовь к трем апельсинам» «Ромео и Джульетта» «Пятнашки»

Источник

Читайте также:  Как рассчитать материал для юбки солнце
Adblock
detector