ТЕСТ: Угадайте фильмы с Татьяной Друбич по одному кадру!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?
ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!
Журнал
Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»
Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.
Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков
Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.
www.spectaclesalondres.fr
История «Утомлённых солнцем» не закончилась с получением премии «Оскар» и зрительского признания по обе стороны океана. Спустя несколько лет Никита Михалков начал работать над продолжением, которое вышло в двух частях — «Предстояние» и «Цитадель». Так как оба фильма поднимали тему Великой Отечественной войны, перед съёмками Никита Михалков погрузился в изучение сотен документов, воспоминаний и писем, часть из которых хранилась в архивах ФСБ.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Для съёмок продолжения выстроили мост через Клязьму, церковь и цитадель, вырыли несколько километров траншей, обустроили блиндажи и землянки. В работе задействовали десятки единиц боевой техники — советские и немецкие танки и противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет и машины, собранные специально для съёмок. Актрисы, игравшие медсестёр, в том числе и Надежда Михалкова, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Первый фильм продолжения частично снимался в Германии с участием немецких актёров, второй фильм был снят в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков
Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на предоставлении на конкурс драму Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.
Источник
Утомленные солнцем
История создания
Ф ильм — лауреат премии «Оскар». Эта картина Никиты Михалкова открывает киноэпопею о комдиве Котове и его семье.
С самого начала Михалков и Ибрагимбеков сознательно отходили от реальности, полностью выдумав своего героя и его историю. И высшей похвалой режиссер счел звонок одного историка, который потребовал предоставить ему все документы по биографии Котова, так как он слышал эту фамилию и уверен, что его можно реабилитировать. После этого звонка было решено включить в титры фразу о том, что история полностью выдумана, но она могла произойти в любое время и в любой семье.
Изначально сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии», где в образе шаровой молнии авторы собирались представить революцию, нападающую на всех, кто двигается. Затем возникла идея назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года» — отсылка к знаменитому танго Оскара Строка. Но однажды Михалкову позвонила старая приятельница и спросила: «Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем?» Эта фраза так врезалась ему в память, что было решено назвать фильм «Утомленные солнцем».
Актерский состав
Картину снимали очень быстро. В мае сели за сценарий, а уже 15 июня он был полностью готов; 19 июня 1993 года его утвердили — и через неделю начались съемки. Кастинга фактически не было. Роль комдива Котова Михалков изначально писал для себя. Некоторое время он подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но маленькая Надя Михалкова так естественно выглядела рядом с отцом, что эта мысль не получила развития.
Ингеборге Дапкунайте появилась в картине случайно. Она познакомилась с Михалковым и мгновенно поразила его своей улыбкой. Это была та самая улыбка, которую режиссер искал.
Роль Мити с самого начала писалась для Олега Меньшикова — других кандидатур не было. Однако, когда сценарий был написан, Никита Михалков долго не мог отыскать любимого артиста.
Интересные факты
Съемки начались летом 1993 года в подмосковном поселке Николина Гора, осенью киногруппа переехала в Кстово — небольшой городок близ Нижнего Новгорода. Там, в местечке Зеленый город, была расположена дача, где разворачивалось все действие.
Съемки жарких июльских дней проходили в середине ноября, когда температура периодически опускалась до минусовых отметок. Художники и декораторы создавали искусственную зелень травы, искусственную листву на совершенно голых деревьях; осветители усиливали скудное ноябрьское солнце, имитируя эффект яркого летнего света. Артисты, все без исключения, включая маленькую Надю, мужественно купались в ледяной воде, лежали в купальниках на холодной земле, с которой перед началом съемок счищали изморозь, и полоскали рот холодной водой, чтобы в кадре не было видно идущего изо рта пара.
В перерывах группа играла в футбол. На площадке у Михалкова футбол — обязательная часть съемочного процесса: многочасовые матчи служат прекрасным отдыхом для уставших актеров и других членов команды.
Награды
Премьера фильма состоялась зимой 1994 года. Почти сразу Никита Михалков решил представить свою ленту в Каннах, но жюри кинофестиваля под совместным председательством Клинта Иствуда и Катрин Денёв лучшей картиной признали «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. А спустя девять месяцев Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года».
Лекция о фильме «Утомленные солнцем»
Источник
Утомленные солнцем 1. Вклад Михалкова в систему Станиславского
Ремесло по Станиславскому основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр.
Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.
Искусство переживания — актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.
Система в полной мере описана в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой» (1938 год). (источник)
но вероятно бывают такие ситуации, при которых актер не может достоверно сыграть какого то персонажа и Михалков в таких случаях использует в качестве актера такого человека, которому ЭТО не надо играть, так как он такой и есть, так как такова его природа. Ну как например если в кадре должен быть песик, то для исполнения его роли бурут подходящего песика, а не котенка, или крокодильчика, которого гримируют под песика.
В фильме «Свой среди чужих. » Михалкову был нужен настоящий пассивный гомосексуалист скрывающий от всех свою сущность, тяготящийся этой сущностью и возможно даже ненавидящий себя, весь мир и Господа Бога за то, что Он его создал таким. Как такое сыграть человеку с обычной (нормальной) сексуальной ориентацией?
Возможно такие рассуждения и могут показаться кому то смехотворными, но дело в том, что Михалков очень серьезно относится к тому, что он делает, так как он большой мастер. И возможно даже не просто великий, а «один из. » И поэтому он в первом же своем фильме находит именно такого актера — Юрия Богатырева. Про наклонности которого стало широко известно только после его смерти.
В фильме «Утомленные солнцем» в роли одного из сотрудников НКВД Михалков снял Владимира Рябова, который после съемок был осужден на 21 год за умышленное убийство (источник) . То есть Михалкову для чего то нужен был в кадре настоящий уголовник, убийца. и он отыскал именно такого и поместил его в кадр, где он что то говорит, ест и даже держит на руках его собственную дочку.
Вероятно весь этот фрагмент (видео) можно интерпретировать как некое посещение зоопарка, при этом автомобиль тут как бы является клеткой с хищными и опасными зверями (пауки в банке), при этом один из них как бы настоящий «зверь», а остальные играют, изображают и их можно сравнить между собой и с «эталоном».
для того, чтобы подчеркнуть, что этот персонаж тут чисто как экспонат, как какой нибудь тигр в клетке. маленькой Наде в уста вставляют реплику «Вы в зоопарке вообще были? А что сбежали? Плохо кормили что ли?» (видео этого фрагмента)
к тому же в этой сцене (как и во всем фильме) Надежда Михалкова «играет» дочку комдива Котова Надю, и так как «комдив Котов» её настоящий отец, то она тут в кадре в своем так сказать естественном состоянии и в этом смысле они с этим реальным уголовником как бы совершенно на равных. ну как если бы в кадре настоящий котик забавлялся бы с настоящей мышкой со всеми возможными печальными последствиями для этой мышки.
то есть . подводя итог. вероятно Михалкову нужен был убийца. который от всех скрывает свою сущность, пытается казаться обычным человеком и Михалков для воплощения этой роли нашел именно такого человека, то есть Михалков еще до всех судов знал, что этот человек убийца.
Источник