Зачем Н. С. Михалков снял Утомленные Солнцем 1
Недавно в инете наткнулась на оценку одним «критиком» трилогии Михалкова. Ужаснулась. Потому, что трилогию смотрела. А этот «критик» не смотрел первый фильм. Полазила по инету и тоже ужаснулась. Не ожидала такого неприятия и непонимания работы Михалкова. Поэтому решила написать подробный анализ. Может, поможет тем, кто не понял.
Это фильм — предупреждение. И смотреть его надо только полностью. Мысль полностью можно понять, только если посмотреть все три фильма.
В чём предупреждение? О чём нас предупреждают авторы?
Они предупреждает нас об опасности неограниченной власти, которая сосредоточена в руках одного человека — тирана. И авторы этим фильмом призывает людей задуматься над тем, что каждый из нас может сделать, чтобы не допустить появления этой самой тирании в будущем в нашей стране, да и в мире.
Нет, Н.С. Михалков не даёт нам рецептов на будущее. Он только раскрывает, как это действует. А «это» — государственная власть, которая превратилась в тиранию.
Но фильм не только о тирании и её сути. Этот фильм о «победе человека над дьяволом в своей душе»!
Это слова одного моего друга — сценариста и режиссёра. Я сразу не поняла до конца, что именно он имел ввиду, но теперь, когда посмотрела второй раз УС1, поняла. И сейчас я объясню, что поняла.
В основе фильма — простая человеческая история. Котов — герой гражданской войны, человек находящийся очень высоко в иерархии власти, человек, которого Вождь ценит и которому доверяет, человек, который обладает достаточной властью для того, чтобы применить её даже не совсем в честных целях, делает это: он предлагает Мите исчезнуть из жизни Маруси. Что будет, если Митя не согласится, никто не знает. Можно только догадываться. Но Митя думает, что в этом случае его ждёт смерть. И, возможно, Маруся тоже пострадает.
И он исчезает.
Маруся пытается покончить жизнь самоубийством. Потом — сдается, и выходит замуж за Котова. Но что-то в ней умирает.
Но мы видим, что Котов не стал бы убивать Митю и, скорее всего, оставил бы их с Марусей в покое, если бы Митя не уехал тогда. Но Митя уехал. И Котов его за это презирает. За трусость.
Но, на тот момент, Митя уже все понимает про тиранию. Котов — нет. Котов живёт в счастливом неведении. Он женился на Марусе и считает, что имеет полное право на счастье, так как Митя отказался от Маруси сам. А у него, как Котов считает, был выбор.
Фильм начинается с того, что Митя делает попытку покончить собой. Он всё уже понимает про тиранию. Он знает, что будет с ним, с его душой, если он согласится быть осведомителем НКВД. И он знает, что будет, если он откажется. Но жить хочется. И поэтому он решает: пусть будет так, как решит судьба. Выстрела не получается. Митя даёт согласие на сотрудничество.
И он предаёт своих бывших соратников по борьбе. Предаёт на муки и смерть.
Котов живёт честно. И служит честно. Он человечен. Он извиняется перед танкистом за грубые слова, он рассказывает дочери, какой счастливой скоро будет жизнь и, что жизнь будет жизнь счастливой только потому, что счастливой сделает её советская власть.
Котов служит идее и тирану, искренне веря. Ни о каких заговорах речь и не идёт.
Но Котов не знает, что то, как он популярен у народа, давно работает не на него, а против него. Его популярность становится сравнима с популярностью тирана. А ни один тиран не потерпит конкурента. Он его устранит обязательно. А повод всегда найдётся.
Тиран решил, что Котов ему мешает. И у Мити появилась возможность отомстить.
Однажды Котов отнял у него всё: дом, любовь, родных, счастье.
Теперь Митя может отплатить ему той же монетой.
Но сделать это оказалось гораздо труднее и больнее, чем Митя себе это представлял.
Весь фильм УС 1 о борьбе Мити с «дьяволом в своей душе». «Дьявол» — это и боль, и любовь, и жажда мести. И он почти побеждает «дьявола», когда предупреждает Котова, фактически свершая должностное преступление. (Игра Меньшикова потрясает просто).
Но «дьявол» побеждает и Митя отдаёт честь портрету Сталина. Он часть системы теперь. Он сломлен. Душа его — мертва.
Душа Котова не мертва.
Он слеп весь фильм. Он не пугается, когда Митя предупреждает его. «Кто меня тронет?»- кричит Котов. Но он наивен.
Он не понимает ещё. И даже в машине, перед избиением, он говорит: «Стоит мне только позвонить тов. Сталину и вы узнаете»!
Он ещё не понял, что уже выпал из системы. И, что должен, даже просто обязан умереть. Если не физически, то — духовно. То есть, стать таким, как Митя. А стать таким, как Митя, значит — служить тирании, понимая отчётливо всю её хищническую бесчеловечную природу.
Зачем убийство шофёра?
А вот зачем: Он видел избиение товарища Котова. А тирания не раскрывает своих секретов народу. Народ должен верить в правоту и разумность власти. Народ должен обожать тирана. Поэтому свидетели событий, которые могут заронить в душе сомнения, устраняются.
Народ должен знать, что счастлив только потому, что за всех думает, за всех решает, обо всех заботится единственный и неповторимый, и гениальный Вождь! И только он, никто другой, может сделать и делает народ счастливым!
Котов выпал из системы и товарищ Сталин ему не поможет. Он понимает это в самом конце, после убийства шофёра. Более того, он понимает, что тов. Сталин — причина его ареста.
Это момент прозрения Котова. В этот момент он понимает всё про тиранию. И — плачет.
Фактически, Котов не мог выжить. Но авторский замысел заключался в том, чтобы показать, что человек даже в страшных условиях тирании может сделать иной выбор. У него есть иной путь. И путь этот отличается от пути, который выбрал Митя.
И поэтому Н.С.Михалков просто обязан был снять продолжение! И он его снял.
Анализ продолжения — на соответствующих страницах.
Мой друг — режиссёр сказал:»такого в нашем кинематографе не делал ещё никто! Эта трилогия — шедевр. Для того, чтобы понять её, нужно не просто много знать, много читать книг, много смотреть кино. Для этого нужна такая работа души, которая доступна не каждому».
И я полностью с ним согласна.
На следующих страницах я попытаюсь обосновать своё мнение.
Да, забыла сказать. Этот фильм не только о тирании Сталина. Этот фильм о тирании вообще. Тирании были в прошлом. Они могут быть и в будущем. Поэтому, я считаю, что фильм не только — шедевр. Я бы могла назвать его — пророчеством. Не в смысле, что это точно будет. А в смысле того, что это может быть. Н.С.Михалков снял этот фильм для того, чтобы такого никогда не случилось.
Источник
За кадром фильма «Утомленные солнцем»
21 октября исполняется 75 лет знаменитому актеру, режиссеру, сценаристу и продюсеру Никите Михалкову. В его фильмографии – более 40 актерских работ и более 25 – режиссерских. Визитной карточкой Михалкова и как актера, и как режиссера стал фильм «Утомленные солнцем», получивший премию «Оскар». Почему Олег Меньшиков поначалу отказался от роли, написанной специально для него, а затем выражал благодарность режиссеру, и как пострадала на съемках дочь Михалкова – далее в обзоре.
Сценарий под названием «Безусловный эффект шаровой молнии» был написан Никитой Михалковым в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым в 1993 г. всего за несколько месяцев. Действие происходило на фоне исторических событий 1936 г., накануне массовых репрессий в СССР, но сам сюжет и все персонажи были вымышленными. Пробы тоже прошли очень быстро, так как режиссер заранее знал, кого хочет видеть в главных ролях. Вот только не все его ожидания оправдались. Роль Мити в сценарии была написана специально для Олега Меньшикова. Никита Михалков уже сталкивался с ним на съемочной площадке в своем фильме «Родня», где Меньшиков сыграл эпизодическую роль, и с тех самых пор взял актера «на заметку». Спустя год после съемок в «Родне» ему досталась главная роль в «Покровских воротах», и Михалков понял, что не ошибся в своем режиссерском чутье – в этой роли Меньшиков был просто великолепен.
Олег Меньшиков в роли Мити
Однако на предложение сняться в «Утомленных солнцем» Меньшиков неожиданно ответил отказом. Дело в том, что на тот момент у него уже был подписан контракт с румынским режиссером, и он собирался уезжать на съемки. Все решил случай: съемки вдруг перенесли, и актер оказался свободен. Михалков не пожалел о своем выборе – Меньшиков в этой роли просто «купался», очень точно передал сущность своего персонажа, и большинство эпизодов с его участием сняли с первого дубля.
Позже Меньшиков признавался, что был очень благодарен Михалкову за то, что он не взял вместо него другого актера. После «Покровских ворот» он сыграл главные роли в нескольких фильмах, но таких же ярких и успешных работ среди них не было, а «Утомленные солнцем» сыграли переломную роль в его кинокарьере, принесли вторую волну популярности, дали возможность раскрыть новые грани актерского таланта и вывели в «первый эшелон» российских артистов. Меньшиков говорил: «У меня в кинематографе жизнь сложилась до «Утомленных солнцем» и после. Это переломный момент в моей творческой биографии».
Ингеборга Дапкунайте в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
В главной женской роли Никита Михалков видел Елену Яковлеву. Но тут на кастинг пришла Ингеборга Дапкунайте – молодая актриса, самой известной работой которой на тот момент была роль второго плана в нашумевшем фильме «Интердевочка». Михалков этого фильма не видел, имя актрисы ему ни о чем не говорило. На пробы она приехала без приглашения – узнала, что режиссер снимает новый фильм, и сама предложила свою кандидатуру. Михалков с первого взгляда был покорен ее легкостью, открытостью, естественностью, хрупкостью и какой-то странностью. Позже он признавался, что его обезоружила улыбка актрисы, – когда он ее увидел, сразу понял, что главная героиня должна быть именно такой.
Ингеборга Дапкунайте в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
Никита Михалков в роли комдива Котова
Роль комдива Котова режиссер исполнил сам, а его дочь сыграла 7-летняя Надя Михалкова. Какое-то время он сомневался в своем участии и подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но Надя так естественно выглядела рядом с отцом, что режиссер оставил эти мысли. Из-за нее Михалкову пришлось поторопиться с началом съемочного процесса, хотя обстоятельства требовали того, чтобы отложить его до лета. Но Михалков боялся, что за это время Надя вырастет из возраста ее сценарной героини и заметно изменится внешне.
Никита Михалков с дочерью в фильме *Утомленные солнцем*, 1994
Действие по сценарию происходило летом, а съемки были в ноябре. Михалкову пришлось заказать искусственную листву, и вся съемочная группа вручную приклеивала на деревья 150 тысяч зеленых листьев. Актерам приходилось изображать пляжный отдых в изнуряющую жару, ходить в плавках и купальниках и плавать в реке, когда на самом деле на улице стояла поздняя осень, вода была ледяной, с земли перед началом съемок счищали изморозь, а воздух был таким холодным, что рот нужно было полоскать прохладной водой, чтобы из него не шел пар в кадре.
Наверное, сложнее всех на съемках было маленькой Наде Михалковой. Рядом с отцом она чувствовала себя легко и раскованно, внимательно слушала все его рекомендации и выполняла их беспрекословно. В кадре она выглядела невероятно органично, и зрители не догадывались о том, чего ей это стоило. Один из эпизодов снимали в бане, и пока Михалков объяснял Ингеборге Дапкунайте ее задачи, Надя от перегрева потеряла сознание. При этом она не жаловалась и не говорила о своем плохом самочувствии – боялась подвести съемочную группу.
Название фильма отсылает к популярному в 1930-е гг. танго «Утомленное солнце», звучавшему в картине не раз. Сначала Михалков хотел назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года», но однажды ему позвонила знакомая и спросила: «Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем?» Эта фраза так ему понравилась и врезалась в память, что он решил сделать ее названием.
Кроме того, режиссер признавался, что название возникло по аналогии с «Унесенными ветром». Кинокритики не раз проводили параллели с этим произведением. Так, Андрей Плахов писал: «По форме «Утомлённые солнцем» следуют традиции «брежневского кино со знаком качества»: интимный психологизм и живописная красивость в первой половине сменяются во второй реанимацией большого эпического стиля – унесённого ветром истории и вызывающего ностальгическую боль. Что касается содержания, то это и есть наши «Унесённые ветром» – консервативный кинороман с любовной интригой, спроецированной на плоскость истории».
Все усилия не были напрасными: в 1994 г. фильм «Утомленные солнцем» получил государственную премию РФ и был представлен на Каннском кинофестивале. Результатом Михалков был разочарован: главный приз жюри присудило «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. После этого Михалков зарекся привозить свои фильмы на этот кинофестиваль. Но спустя 9 месяцев его ждал настоящий триумф, заставивший забыть об этой неудаче, – Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Режиссер с дочерью на вручении кинопремии *Оскар*
Источник