Космос. Земля. Человечество
Космос. Земля. Человечество
Миф о происхождении мира (космоса) из первобытного хаоса, рассказанный Гесиодом, относится к типу космогонических мифов, согласно которым мир постепенно развился из некоего первоначального бесформенного состояния, но в него вплетены теологические и антропологические сюжеты. На формирование этого греческого мифа, как установлено современной наукой, повлияли более древние восточные религиозные системы (вавилонская, хеттская) с их учениями о поколениях богов и борьбе между ними, о закреплении за богами отдельных стихий, о различии между богами и людьми. Космогония Гесиода не была единственной в греческом мире. Одновременно складывалась и завоевывала признание в низах населения орфическая космогония, связанная с культами Деметры и Диониса. В ней было немало общего с космогонией Гесиода: «Орфей пел и рассказывал, что некогда небо, и земля, и море были соединены в одно, но потом рассорились и разделились». Но в этой космогонии Зевс побеждает не Кроноса, а Фаиеса (Свет или Любовь), а люди мыслятся состоящими из двух начал – дионисийского и титанического (благого и злого).
Для орфизма характерно нетрадиционное толкование происхождения богов. В этом отношении орфики выступают как критики гесиодовской «Теогонии». Эпименид признавал за начала Воздух и Ночь, из брака между которыми возникли Тартар и пара богов, породивших мировое яйцо. У Гесиода нет ни слова о мировом яйце, но в ходячей греческой мифологии мировое яйцо присутствует. Оно связано с мифом о Леде, к которой явился Зевс в облике лебедя, и она снесла после связи с ним два яйца, из которых вылупились Елена и Диоскуры.
Другой орфик – Ферекид (V в. до н. э.) – начинал свою «Теогонию» словами: «Зевс и Хронос (время) и Хтония, также ей имя Земля». Здесь появляется неизвестная Гесиоду троица богов, среди которых Хронос – переосмысление гесиодовского Кроноса (этимологически Кронос и Хронос не связаны). Появление времени как безначальной категории вместо Кроноса, этапа в истории космоса у Гесиода, – явление знаменательное в плане развития греческой мысли. Но значение этого открытия для античной историографии не следует преувеличивать. Влияние категории времени в орфическом истолковании мы находим лишь у Гелланика, который знал об Орфее и относил его к более раннему времени, чем Гомера и Гесиода, а также обозначал Геракла как «время». Но с этой концепцией спорил Геродот, и она не оказала влияния на других греческих историков.
Главное в орфизме – это подчеркивание центральной роли Диониса, с гибелью которого от рук титанов связывается начало истории человечества. В мифическом образе расчленения Диониса на части с последующим его воображаемым соединением воплощается орфическое представление о судьбе человечества, повторяющего судьбу Диониса. В этом пункте орфизм смыкается с христианским вероучением.
Орфики не только полемизировали с олимпийской мифологией, но выступали как исследователи мифа. Эпимениду, который, если верить Платону, ок. 500 г. находился в Афинах и произвел очищение города от Килоновой скверны, приписывали ряд сочинений, касающихся вопросов мифологии: это «Происхождение куретов и корибантов», «Теогония» (500 строк), «Аргонавтика» (6500 строк), «О Миносе и Радаманте» (4000 строк), «О жертвоприношениях в критском государстве». Судя по высказываниям Максима Тирского и других поздних авторов, писавших об Эпимениде, Минос и Радамант интересовали его в плане мистического учения о жизни как сновидении. Очевидно, Эпименид во время воображаемого сна вступал в общение с Миносом и Радамантом, и они истолковывали ему свои законы в духе орфических представлений. Точно так же и «Аргонавтика» Эпименида была не традиционным изложением мифа, а рассказом об участии в походе аргонавтов Орфея и изложением орфических представлений о смерти и о странствиях души.
Читайте также
4. Космос и природа
4. Космос и природа Согласно пифагорейской традиции (проводником пифагорейства в Средневековье явился Боэций), душа и тело человека подвластны тем же законам, что управляют музыкой, и те же самые пропорции можно обнаружить в космической гармонии, так что микро- и
Человечество и его века
Человечество и его века Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских… Гесиод (пер. В. Вересаева) Нашлось в Космосе место и человечеству. Но вело оно свое происхождение не от Крона. Творцом рода человеческого большинство
Древнее человечество
Древнее человечество Хотя некоторые читатели могут не согласиться, но перед лицом таких фактов кажется разумным, даже логичным допустить возможность того, что миллионы лет назад по нашей планете ходили разумные существа.Возможно, человечество возникло очень рано и
5.3 «КОСМОС-133»
5.3 «КОСМОС-133» Авралы на заводе сделали свое дело. С сентября по декабрь 1966 года были отправлены на космодром четыре корабля 7К-ОК.Военные испытатели космодрома соскучились по настоящей работе. Они встречали наших специалистов, как хороших старых знакомых. Здесь собрались
Военный космос
Военный космос Когда я приезжал к Молотову с космонавтом В. Севастьяновым, Вячеслав Михайлович, рассуждая о космических программах СССР и США, сказал:— Тут нам уступок делать нельзя. Они кончаются плохо. Это хорошо, что движемся вперед, иначе и быть не может, но от Америки
Чудесный космос
Чудесный космос Символом возрождения русского космоса и пришествия чудесных технологий в мир транспорта должна стать МАКС – многоразовая авиакосмическая система. Ее буквально под сердцем выносил выдающийся русский конструктор и прекрасный менеджер, Глеб Евгеньевич
И сказал Господь Моисею: «Земля не должна никогда продаваться навечно и не сдаваться надолго в аренду, ибо – Моя земля!»
И сказал Господь Моисею: «Земля не должна никогда продаваться навечно и не сдаваться надолго в аренду, ибо – Моя земля!» «И сказал Господь Моисею, что стоял на горе Синайской:«Земля не должна никогда продаваться навечно и не сдаваться надолго в аренду, ибо – Моя земля!»
Хрущев и космос
Хрущев и космос «На приеме в честь полета Гагарина Хрущев отвел Юрия Алексеевича в сторонку и, чтобы никто не слышал, спросил: „Ну, а Бога ты видел?“ И Гагарин сказал: „Конечно, видел. Бог есть“. И Хрущев сказал: „Ну, я-то так и знал, но ты об этом больше никому не говори“. А
ХАОС И КОСМОС
ХАОС И КОСМОС Мир охотников и собирателей был тих и уютен. Общины не отделяли себя от природы и пользовались тем же, чем одаривала она и животных, которых люди искренне считали кровной родней — иногда менее, но иногда и более мудрой. Страдания были, но несли они не смерть,
9.3. Космос и человек
9.3. Космос и человек Оказалось, что космос влияет и на наследственность, и на состояние здоровья человека. Оказалось, что древние не так уж «несли чушь», когда писали о «знамениях». Вот что пишет академик О. Г. Газенко в предисловии к книге А. Л. Чижевского «Земное эхо
В космос из концлагеря
В космос из концлагеря Для внешнеполитического блефа в формате ракетно-ядерного шантажа имеющегося арсенала дальнобойных баллистических ракет северокорейским лидерам уже достаточно. Однако останавливаться в своих ракетных изысканиях они вовсе не собираются.
Разобщенное человечество
Разобщенное человечество Охотник не может существовать группами больше, чем по 20–30, самое большее 50 человек в одном месте: больше просто не прокормится. Такие крохотные коллективы могли встречаться с другими, но не надолго: всем в одном месте еды не хватит. Большую часть
Неравномерное человечество
Неравномерное человечество Все мы, дети цивилизованного мира, уже сегодня людены по отношению к предкам – в том числе к сравнительно недавним. Воскресни русский крестьянин XVIII–XIX веков, живущий порядка 60 лет, в чудовищной нищете тогдашней деревни, не имеющий никакого
Многовариантное человечество
Многовариантное человечество Наивно думать, что ВСЕ человечество дружно пойдет только в один из всех возможных вариантов постчеловека. Практически 100 % людей цивилизованного мира – «улучшенные люди» и в разной степени – киборги и андроиды. Среди них в данный момент
Источник
Древние легенды о космосе
Семь Великих Тайн Космоса
«Дума о беспредельности Космоса в пространстве невольно вызывала мысль и о Вечности его во времени. Так возникали древнейшие вопросы: было ли когда-то начало Вселенной, будет ли её конец, или все это существует от вечности и в вечности останется. Люди уходили в пустыни, удалялись в горы – становились отшельниками, чтобы никто не мешал им сосредоточиться на размышлениях о коренных вопросах бытия. Они притягивали пространственную мысль — они начинали слышать Голос Безмолвия. Космические тайны стали раскрываться перед ними. Одни передавали свои знания устно, и эти знания существовали и существуют как легенды, а другие записывали эти знания в книги».
Одна из таких древнейших книг «Книга Дзиан» сохранилась и находится в одном из сокровенных монастырей Тибета.
Тайна первая.
Отрывок из древней Книги Дзиан.
«Не было ничего. Единая Тьма наполняла Все.
Не было Времени, оно покоилось в Бесконечных Недрах Продолжительности
Не было Вселенского Разум а, ибо не было Существ, чтобы вместить его.
Не было ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, познающего себя.
Лишь Единая Форма Существования, беспредельная, бесконечная беспричинная простиралась, покоясь во сне, лишенном сновидений.
Это состояние называется Великая Вечность Небытия, названная Великой Пралайей, т.е. всемирным растворением.
Затем Вселенная вновь пробуждается к новой Космической Жизни,
к новому веку. Этот период называется Манвантарой.
Так продолжается без начала и конца времени, чередование великих периодов жизни и сна Космоса. В сменяющихся циклах Бытия и Небытия Вселенная Вечна. Это Космический закон. Она периодичная в проявлении и исчезновении Миров, но вечна в целом.
Среди млечного пути звезд, рождение и смерть миров вечно следуют один за другим правильной чередою в торжественном шествии Космического закона.
Этот ритм виден невооруженным глазом всем людям в смене дня и ночи, рождении и смерти, зимы и лета и т.д.
Так повествует легенда о Первой Тайне Космоса – о великом космическом ритме Бытия и Небытия.
«Не было ни дня. Ни ночи, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего
Кроме единого, непостижимого разумом, или Того, что есть Парабраман.»
Это Единое бесконечное начало существует от вечности, является пассивным или активным началом в регулярной и гармонической последовательности.
При начале периода деятельности совершается распространение этого Божественного начала – и видимый мир является его конечным результатом длинной цепи космических сил, последовательно приведенных в движение. Когда наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит сокращение Божественного Начала – предыдущие созидание постепенно и последовательно растворяется.
«Выдыхание Непознанного Начала рождает мир, а вдыхание заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается извечно, и наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не имеющих ни начала, ни конца».
Это наиболее точное описание процесса. Во время импульса зарождения Вселенной происходит не из взрыва космоса из одной точки и последующее его расширение, а проявление атомов во всем пространстве из состояния небытия в физическую материю и дальнейшая дифференциация материи с созданием из нее плотных форм. Иными словами, центр Космоса не един, центр — каждая частица Вселенной, проявляющаяся из небытия.
Импульс жизни (электиромагнатная сила) при начале Пралайи покидает атомы, атомы переходят в состояние не бытия, и миры мгновенно исчезают (растворяются) из проявленного состояния,
Третья тайна. О Великой Иерархии Творческих Сил Вселенной.
Но каким же образом рождается Космос после Пралайи?
Возникает сам собой, без посторонней помощи?
Или кто-нибудь его созидает, строит?
Кончается Космическая ночь. Вечный Космический Закон дает импульс к пробуждению жизни. Из неведомого непознанного Абсолюта-Парабрахмана, из Беспричинной Причины всего сущего
к бытию возникает Первопричина Космоса, именуемая ЛОГОС.
Это первый звук, который одновременно является и светом, энергией созидания, несущей Божественную мысль. Мысль дает начало длиннейшему процессу созидания Вселенной.
Затем появляются к жизни другие космические существа, это те, кто закончил человеческую эволюцию в предыдущей Манвантаре на той или иной планете, на той или иной Звездной системе, так называемые Планетные Духи – Создатели миров. С начала новой Мманвантары Они становятся ближайшими сотрудниками Космического Логоса.
Логос руководит целой Иерархией сознательных Божественных сил. В этой Иерархии каждый Сотрудник имеет свою задачу в строительстве и управлении Космосом на протяжении его существования.
Иерархическое начало есть Божественный закон, ведущий принцип в Космосе.
Поэтому каждая Вселенная, мир или планета имеет своего Иерарха, принявшего ответственность на всю Манвантару и стоящего во главе своих высоких собратьев.
Прежде чем начать работу над вселенной, Логос создает на Плане Божественной Мысли проект всей системы, какой она должна быть с самого начала до самого конца. Вся её целостность существует как Идея во вселенском Разуме Логоса.
Среди многочисленной Иерархии Творческих Сил, подчиненных Логосу, находятся обширные сонмы Строителей, которые и строят все формы Космоса по этим идеям с помощью своих энергий (Фохата).
Логос – Зодчий, Строители – Каменщики. (Символы на пирамидах – циркуль, наугольник, линейка – символы космических строителей).
Древние космогонические сказания востока говорят о том, что вселенная после Пралайи строится очень постепенно, медленно на протяжении миллиардов лет.
Так повествует третья легенда о Великой Иерархии Творческих Сил Вселенной.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Древние мифы и легенды о космических путешествиях
Научно- исследовательская работа, выполнявшаяся 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnie_mify_i_legendy_o_kosmicheskih_puteshestviyah.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА ЗАРИНСКА
ДРЕВНИЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
О КОСМИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ
Выполнил а ученица 7 А класса
МБОУ СОШ №3 г.Заринска
Безденежных Мария Александровна.
Функ Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г.Заринска
Список источников и литературы…………………………………………………15
Собравшись в далекий путь, посидим в молчании.
Если ты любишь смотреть на звездное небо, если оно привлекает тебя своей гармонией и поражает своей необъятностью — значит, у тебя в груди бьется живое сердце.
Цель работы — изучить древние мифы и легенды о космических путешествиях и проследить, как развивалась в них мечта о полетах в космос.
1.Изучение литературных источников о космических путешествиях в древности.
2. Сбор материалов по истории космонавтики от древности до 16 века.
3.Анализ древних мифов и легенд о космических путешествиях.
1.Поиск и прочтение мифов и легенд о космических путешествиях в древности.
2.Анализ прочитанных произведений.
3.Сопоставление мифов и легенд из разных источников.
4.Наблюдение за развитием мечты о полете в древности по текстам мифов и легенд.
Объект- л егенды и мифы о космических путешествиях.
Предмет — герои мифов и легенд и их средства передвижения в космосе.
С незапамятных времен люди смотрели на звездное небо, любовались мерцанием бесчисленных Миров. Величие Космоса поражало человека с самого начала его присутствия на Земле. Ум человека поражался этой беспредельностью. Так возникли древнейшие из древних вопросов: было ли когда-то начало Вселенной? Будет ли ее конец? Или все это существует от Вечности? И останется таким же вовеки?
Человеку мучительно хотелось узнать об этом, раскрыть Тайну происхождения Миров, Тайну Космической Вечности. И люди уходили в пустыни, удалялись в горы, становились отшельниками, чтобы никто не мешал им сосредоточиться на размышлениях о коренных вопросах Бытия. И они думали, думали, думали.
Что манит и интересует людей с начала времен? Непознанное… Такое, например, как бесконечность Вселенной. И вот Космические Тайны стали постепенно раскрываться перед ними. Люди представляли, глядя на звездное небо, фантастических чудовищ, обитающих в космосе.
Наше время более прагматично, и люди, в отличие от наших предков, более
реально смотрят на окружающий их мир, без присущего прошлому поколению
мистицизма. Единственные, кто сохранил веру в чудеса – это мы, дети.
Мы считаем необходимым проведение этого исследования, так как интересуемся мифами и легендами о космических путешествиях и хотели бы быть более просвещенными в этой области.
Космонавтика- это широчайшая область человеческой деятельности, соединяющая в себе достижения и науки, и техники. Всего лишь несколько десятилетий прошло с тех пор, как человечество вступило в космическую эру.
Мечты же о полётах на небо к Солнцу, Луне и звёздам в течение тысячелетий находили отражение в народном эпосе. Люди всегда мечтали забраться на небо. Об этом сложено немало сказок и мифов.
Английский мальчик Джек залез туда по волшебному бобовому стеблю; шаманам приходилось бить в бубен и вызывать духов-помощников, чтобы подняться в верхний мир; фараоны строили пирамиды, чтобы превратиться в одну из звезд. Героев возносили на седьмое небо птица Симург или крылатый конь, пророков — ангелы, а колдунов — демоны. Нет ни одного народа древности, который бы не наделял создания своей религиозной фантазии способностью носиться над землей. И языческое, и христианское небо сплошь населено существами — богами и полубогами, ангелами и духами. Ассирийские, вавилонские, древнеиндийские и персидские сказания, финские былины, греческие мифы донесли из глубины веков существовавшие представления о космическом пространстве и способах передвижения в нём.
Не обладая достаточными знаниями о строении Вселенной и имея в распоряжении самые примитивные технические средства, далёкие предки придавали своим мечтам фантастичес- кую образность. В те времена люди не разделяли космос и небо, им казалось, что оно (земная атмосфера в современном понимании) должно простираться бесконечно. И именно на нём расположены Луна, планеты и звезды. В большинстве древних преданий стремление к полётам часто рассматривается не как возможность быстрее оказаться в нужном месте на Земле, а именно, как способ достичь объектов за её пределами.
Часто полёты на небо и «выше неба», к планетам и звёздам представлялись человеку доступными крылатым земным существам, и в своих фантазиях он использовал их для путешествий.
В карело-финском народном эпосе «Калевала», составленном из песен-рун, повествуется о странствиях пчелы:
Поднялась с Земли та пчёлка, поднялась на крыльях с дёрна,
Опахалом нежным машет, вверх летит на малых крыльях,
Над двором Луны взлетает, край затронула у Солнца,
И медведицыны плечи, у звезд только спину,
Полетела в погреб к Богу.
В «Калевале» можно найти и рассказ о полёте на небо Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъёлы, собравшейся похитить Солнце и Месяц. Правда, ничего не сказано о способах её перемещения. Первые воображаемые путешествия на небо, в которых вполне отчётливо описаны использовавшиеся для этого средства, связаны с птицами.
Во время раскопок в Ниневии (современный Ирак) была найдена библиотека царя Ашшурбанипала, состоявшая из нескольких тысяч глиняных табличек с иероглифами и изображениями. На них ещё в 7 веке до новой эры были записаны различные сказания, магические тексты и астрологические таблицы. Среди них обнаружили и предание о полёте благочестивого Этана на орле к небу, к Богу Ану, за травой плодородия. Это путешествие, согласно легенде, состоялось за 3200 лет до новой эры и широко отражено в истории ассиро-вавилонской литературы и мифологии. Она возникла несколько тысячелетий назад и была записана на глиняной табличке.
Легенда повествует, что Этана, обратившись к богу солнца Шамашу, спросил его, как получить «траву рождения» и регалии верховной царской власти. Бог посоветовал отправиться ему на небо и найти там то, что он ищет. Этана на крыльях орла устремился к звездам. Во время полета Этана наблюдал изменения картины раскинувшейся под ним Земли. Сначала «Земля выглядела точно гора, море уподобилось речному потоку»; затем «Земля выглядела, как рощица», потом «море стало арыком садовника». После многих часов полета Этана увидел, что наша планета «выглядит, как лунный диск», затем «точно лепешка», наконец, она «совсем исчезла». Табличка, на которой записана эта легенда, к сожалению, дошла до нас не целиком: она разбилась, и конец легенды не сохранился.
В легенде поражает то, что ее герой, поднявшись над Землей, видит ее вовсе не такой, какой она рисовалась когда-то в воображении невежественных людей. Этана увидел не нечто «на трех китах», или «двенадцати цепях», или «на слонах», а круглое тело, диск Земли. Уже из этой легенды можно сделать вывод, что в древние времена человечество имело представление о сферичности планеты и о возможности полета на небо.
Отражение аналогичного сюжета мы видим в истории путешествия на небо Еноха, изложенной в «Славянской книге Еноха», являющейся апокрифическим произведением I века нашей эры. Это произведение представляет копию более древнего оригинала, восходящего в свою очередь к утерянной греческой редакции дохристианской эпохи.
Содержание книги составляют следующие события. К Еноху явились два очень высоких человека, каких он, по его словам, никогда не видел на Земле, и передали ему волю бога: «Не бойся, не страшись. Сегодня ты вознесешься с нами на небо». Своим сыновьям Енох сказал: «Я не знаю, куда иду и что ожидает меня». Пришельцы взяли Еноха на крылья и усадили на облако, на котором он летел все выше и выше, видел воздух, а затем достиг «эфира».
Далее говорится, что земной «космонавт» постиг «круги, по которым светила проходят, как ветер, продвигаясь вперед с непостижимой быстротой и не имея дня остановки». «Ангелы» познакомили его с устройством Солнечной системы, показали расчет путей Солнца, ознакомили с вращением Луны. Еноха научили грамоте, читали ему «небесные» книги и заставили самого записывать свои впечатления. А через 60 дней его вернули на родину, к сыновьям. Во время «приземления» «отступила тьма от Земли, и был свет. Люди смотрели и не понимали, как Енох был взят».
В иерусалимском Талмуде есть сказание о полёте, совершенном Александром Македонским (356-323 годы до новой эры) к Солнцу и Луне на «царском троне», запряжённом четырьмя грифами. Вот как рассказано об его опыте в очерке, появившемся в III веке до Рождества Христова — «Александр приказал запрячь в трон четырех сильных птиц, которым три дня не давали есть. Он сам сел на трон и высоко поднял два копья, на которых были привязаны куски мяса. Птицы, стремясь к последнему, подняли на воздух трон с Александром. На большой высоте Александру встретилась птица с лицом человека и приказала ему вернуться на землю. Когда Александр взглянул вниз, он глубоко под собой увидел громадную, свернувшуюся в кольцо змею и в центре кольца маленький помост. Птица объяснила ему, что змея есть море, а помост — земля, окруженная морем. По приказанию птицы Александр опустил копья, и птицы полетели вниз и благополучно спустили его на землю, но так далеко от места взлета, что ему лишь с большим трудом удалось достичь своего войска».
Персидский поэт Фирдоуси в своем сборнике «Шахнамэ» описывает, как персидский шах Кей-Каус, подчинивший себе всю землю и всех духов на ней, по наущению главы злых духов, Иблиса, решает завоевать небо, солнце и луну. Для полета туда он повелевает соорудить аппарат в виде трона, состоящего из сидения с прикрепленными к нему четырьмя стойками, к которым он привязывает четырех сильных орлов. Кей-Каус садится на этот трон и на шесте поднимает над голодными орлами куски мяса, которые заставляют орлов лететь в желанном направлении. Взлетев высоко, он выстрелил из лука в небеса и
затем спустился на землю.
А всем известный миф о смелом Икаре! В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запеленатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении. Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять — камнем на нитке, — правильно ли кладут они стены.
У Дедала был сын. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду.
Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его, и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении. Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят, куда хотят. Разве человек хуже птицы?» И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла — два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам. И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел. Спустившись вниз, он надел крылья сыну и стал учить его летать: «Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом».
И вот рано утром они улетели с острова Крита. Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море. День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря, и боязливо оглядывался на сына. А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше
ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу.
И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу. Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками — уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно упал и исчез в глубине моря. Оглянулся Дедал — и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море: лишь белые перья плыли на волнах. В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял искусство, погубившее его сына. Но люди навсегда запомнили этот полет.
Предшественниками же героев известного мифа можно считать братьев Сампари и Эатайюса из древнеиндийского эпоса «Рамаяна», созданного в середине 1 тысячелетия до новой эры. С помощью крыльев они также летали к Солнцу.
Первым, дошедшим до нас авторским фантастическим произведением о посещении человеком близлежащих небесных тел, стало «Истинное повествование» величайшего греческого философа-софиста Лукиана Самосатского (около 120 года- после 180 года новой эры). Его герои для путешествия на Луну использовали и крылья, и фантастический корабль, который был поднят на высоту 3 тысяч стадий (около 500 км) небывалой силы смерчем. Попав на Луну, они обнаружили, что она населена такими же людьми, ведущими подобный землянам образ жизни.
Но не только крылья использовались для полётов в мифах и сказках. В качестве «носителей» героев повествований широко распространены кони — «реальные» и заведомо фантастические. Сюжеты о них можно найти в Библии. Так, Илья-пророк возносится на небесный свод в колеснице, запряжённой огненными конями. Про этого славного бога написано большое количество стихотворений. Приведем одно из них.
Источник