Меню

Международно правовой режим космоса

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Освоением космоса и его изучением человечество занимается давно.

Развитие международного космического права

Запуск первого искусственного спутника и развитие космического кораблестроения в СССР, подтолкнули другие страны обратить своё внимание на космос.

Создание регламентирования процессов, связанных с космосом и полётами к нему, стало просто необходимо.

Государства признали право мирных полётов в воздухе.
В конце концов, после запуска спутника в 1957 году была признана норма между государствами. Некое неписаное соглашение. После этого человечеству потребовалось 10 лет для прихода к Договору и его составлению.

Более того, международное соглашение является договорным. Так как именно на договорах основан международный правовой режим.

Основные правовые документы

Договор о космосе 1967 года является ключевым, и можно сказать, основным в юридических отношениях между государствами.

Так, в 1968 году был державы подписали Договор по спасению. Данный документ координирует все действия по спасению и возвращению космонавтов, а также космических объектов.

Стоит отметить, что при приземлениях или падении космических объектов наносится определенный вред и потери. Их возмещение контролирует Конвенция о международной ответственности, подписанная в 1972 году.

В 1976 году было заключено Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Благодаря этому соглашению и взаимодействии многих государств развиваются многие направления. Такие как космическая биология, медицина, метеорология, космическая связь и изучение самой природы космоса.

Космос как геополитическое пространство

Постижением космоса занимаются практически все страны мира. У каждого государства своё направление и свои цели.
Любые достижения в космологии тесно связаны с политической и экономической обстановкой стран.

В самом деле, отношения человечества и космоса относятся к геополитическим. Мы можем наблюдать, что освоение внеземной территории подразумевает не только его международное изучение, но и распределение сфер влияния.

Разумеется, вся стратегическая космическая зона выступает как элемент геостратегического пространства.

Россия, например, даже создала Главный центр разведки космической обстановки. ГЦ РКО является центром контроля космического пространства для своей страны.

Это целая система, которая необходима государству для расширения космической деятельности, противостоянию возможных противников. А также, помимо всего прочего, она оценивает космическую обстановку и служит для передачи информации.

Международные правовые организации

Безусловно, создание международных учреждений космического права стало крайне необходимым. Надо полагать, с целью контроля и развития космической деятельности и исследований.

ИНТЕЛСАТ

Между прочим, уже в 1964 году образовалась Международная организация связи через искусственные спутники Земли. Её работа охватывает более 120 государств. Цель и направление деятельности ИНТЕЛСАТ это создание и использование глобальной системы спутниковой связи.

Интерспутник

Притом, в 1971 году была организована Международная организация космической связи. Кстати именно она координирует работу по созданию и использованию системы спутниковой связи.

Международная организация морской спутниковой связи

Наконец, в 1976 году актуальным стал вопрос о морской связи, охране людей на море, а также работе судов и кораблей. С этой целью была создана данная организация.

Европейское космическое агентство

Образовали его в 1975 году. В общем, оно способствует развитию технических разработок и применению космических знаний европейских государств.

Наравне с государственными организациями появилось и начало развиваться коммерческое космическое право. В сущности, регулируется оно общим международным законодательством. Потому как государство несёт ответственность как за свою работу, так и за работу частных организаций.

Также существуют коммерческо правовые аспекты использования космического пространства.

Международная астронавтическая федерация

Сокращено МАФ. По правде, возникла одна из первых в 1950-1952 годах. Определенно, внесла важный вклад в правовой режим космического пространства.

Комитет по исследованию космического пространства

Говоря о космических организациях, нельзя не отметить КОСПАР. Создали это объединение в 1958 году. Его главная цель это развитие прогресса во всем, что связано с космическими исследованиями и космической техникой.

КОСПАР и МАФ являются неправительственными космическими объединениями. Но несмотря на это, их деятельность подчинена общей юридической природе космического пространства.

Без сомнения, создание и работа таких образований, а также разработанная система контроля космического пространства необходимы. Они способствуют развитию изучения космоса и международного правового режима.

Правовой режим космических объектов

Существует Конвенция о регистрации запускаемых в космос объектов. Важно, что её соблюдение обязательно.

Мировое право устанавливает принципы нахождения космических объектов в космосе и на небесных телах. Все державы могут запускать и размещать своих космонавтов, свои аппараты и оборудование на них. При этом запрещается устраивать препятствия для деятельности других государств.

Также стоит отметить, что проходит контроль выпущенных объектов и их возвращение государству, которому они принадлежат. Впрочем, мы уже говорили о подписанном Соглашении о спасении космонавтов.

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Порядок такого контроля и регулирования установлен Генеральной Ассамблеей ООН и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Собственно говоря, давайте выделим несколько основных моментов:
1) космическое пространство и небесные тела открыты и свободны для научных опытов, разработок и использования для всех государств;
2) запрещается производить взрывы ядерного оружия;
3) разрешена деятельность междунациональных организаций;
4) использование только в мирных целях;
5) все космические объекты регистрируются;
6) полномочия на космические объекты сохраняются за государством;
7) расходы по обнаружению и возвращению космического объекта несёт государство, кому они принадлежат;
8)признание космоса территорией общего пользования.

Между прочим, космонавты признаны посланцами человечества в космос. И, что важно, они обладают правом на помощь от государств. Также они обязаны помогать друг другу в космосе.

Современное международное космическое право

Демилитаризация космического пространства вносит порядок в использование о ядерном и другом оружие массового уничтожения. Государствам запрещается их использование и размещение в космосе.

Кстати, это одна из главных проблем. Для её решения был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны. Его участники СССР и США, помимо всего прочего, не имеют права создавать, испытывать либо устанавливать ядерное и другое оружие.

Космическое пространство в международном праве

Как оказалось, занимает крупное и значительное место. В самом деле, представляет собой нормы для регулирования отношений по исследованию и использованию космоса.

Читайте также:  Зачем люди осваивают космос презентация 1 класс окружающий мир плешаков новицкая

По справедливости, космическое пространство это в международном праве важная отрасль. Так как его изучение необходимо не только одному государству, но и всему человечеству.

Юридическая природа космического пространства это сочетание и собрание правовых норм между державами. Более того, она координирует все космические отношения. А это, в свою очередь, позволяет развиваться многим наукам и самому освоению космоса. Как мы знаем, человечество к этому и стремиться.

Источник

Международное космическое право

Международное космическое право. Понятие, принципы и источники

Днем рождения Международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу — 10 октября 1967 г., когда была окончательно признана применимость принципов международного права к международному космическому праву. Международное космическое право — это система основных принципов международного права, специальных принципов и норм, определяющих основы космического сотрудничества государств и правовой режим космического пространства, естественных и искусственных небесных тел, космонавтов.

Принципы международного космического права. На международное космическое право распространяются общие принципы международного права. Принцип равноправия государств применительно к космической деятельности означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением. Исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов независимо от степени их экономического или научного развития. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международном космическом праве означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Специализированные принципы международного космического права: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества.

Процесс нормообразования в международном космическом праве имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права.

Основная роль в процессе образования норм международного космического права принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 г. нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международного космического права. По мере развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и в др. Также к договорным источникам международного космического права относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.

Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов

Космос представляет собой единство двух видов территории — космического пространства и естественных небесных тел. Космическое пространство означает обширную территорию, простирающуюся от внешней границы воздушного пространства до пределов лунной орбиты (ближний космос), и за ее пределами (дальний космос). Большинство элементов международно-правового режима космического пространства идентично для космоса и небесных тел. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», т. е. не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима.

Согласно нормам международного космического права космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Вместе с тем необходимо учитывать и различия в режимах космического пространства и небесных тел. Луна и другие небесные тела в отличие от космоса должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещаются создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые, другие враждебные действия или угроза их совершения.

По Соглашению о Луне 1979 г. Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Участники этого соглашения обязались установить международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью.

Особое значение имеет часть космического пространства, известная как геостационарная орбита (ГСО), геостационарная орбита представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого феномена спутник постоянно находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, как бы зависая над определенной точкой. Это создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного вещания).

Договорного понятия «космический объект» пока не выработано. Существует лишь сложившаяся практика регистрации искусственных космических объектов по соответствующей Конвенции о регистрации. Согласно ей термин «космический объект» включает его составные части, а также средства его доставки и их составные части. Необходимо четко устанавливать временной аспект, т. е. момент, с которого искусственный объект становится космическим. Это момент запуска, при этом даже с момента неудачного запуска объект считается космическим. Также объект считается космическим и после возвращения на землю как запланированного, так и аварийного.

Читайте также:  Вопросы про космос с ответами сложные

Источник

Международное право

Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел

Правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел определяется прежде всего Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва — Вашингтон — Лондон, 27 января 1967 г.), а также Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.). Согласно этим документам исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходило и происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.

Важнейшим принципом, закрепленным Договором, является свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях. Согласно положениям Договора исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях. Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) устанавливается, что вся деятельность на Луне, включая ее исследование и использование, осуществляется в соответствии с международным правом, в частности с Уставом ООН, и с учетом Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., в интересах поддержания международного мира и безопасности и поощрения международного сотрудничества и взаимопонимания и с должным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников. Положения названного Соглашения, относящиеся к Луне, применяются также к другим небесным телам Солнечной системы, помимо Земли, за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел.

Исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. При этом должное внимание уделяется интересам нынешних и будущих поколений, а также необходимости содействовать повышению уровня жизни и улучшению условий экономического и социального прогресса и развития в соответствии с Уставом ООН. Государства-участники во всей своей деятельности, связанной с исследованием и использованием Луны, руководствуются принципом сотрудничества и взаимопомощи. Международное сотрудничество в соответствии с рассматриваемым Соглашением должно быть как можно более широким и может осуществляться на многосторонней и двусторонней основе или через международные межправительственные организации.

Государства-участники информируют в максимально возможной и практически осуществимой степени Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о своей деятельности, связанной с исследованием и использованием Луны. Как можно скорее после запуска в отношении каждой экспедиции на Луну сообщаются сведения о времени, целях, местах проведения, параметрах орбиты и продолжительности, а информация о результатах проведения каждой экспедиции, включая научные результаты, представляется после ее завершения. В том случае, если экспедиция продолжается более шестидесяти дней, информация о ходе этой экспедиции, включая любые научные результаты, представляется периодически через каждые тридцать дней. В отношении экспедиций, продолжающихся более шести месяцев, необходимо впоследствии сообщать только существенно важные

дополнения к такой информации. Если государству-участнику становится известно, что другое государство-участник планирует одновременное проведение деятельности в одном и том же районе или на одной и той же орбите вокруг Луны, траектории полета к Луне или вокруг нее, оно незамедлительно информирует другое государство о времени и планах проведения своей деятельности. При осуществлении деятельности в соответствии с названным Соглашением государства-участники незамедлительно информируют Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну, которые могли бы создавать угрозу для жизни или здоровья человека, а также о признаках любого вида органической жизни.

На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых всеми государствами-участниками, без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом. При проведении научных исследований в соответствии с положениями настоящего Соглашения государства- участники имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств-участников, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей.

Государства-участники принимают во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств-участников и международного научного сообщества для проведения научных исследований. При проведении научных исследований государства-участники могут также использовать минеральные и другие вещества Луны для поддержания жизнедеятельности своих экспедиций в необходимых для этой цели количествах. Государства-участники признают желательным проведение в максимально возможной и практически осуществимой степени обмена научным и другим персоналом между экспедициями на Луну или сооружениями на ней.

Государства-участники могут осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте ее поверхности или недр при условии соблюдения положений указанного Соглашения. В этих целях государства-участники могут, в частности:

а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны;

б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.

Читайте также:  Темы для презентаций powerpoint космос

Персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения могут свободно передвигаться или быть перемещены на поверхности Луны или в ее недрах. При этом действия государств-участников не должны создавать помех для деятельности, осуществляемой на Луне другими государствами-участниками.

Государства-участники могут создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции. Государство-участник, создающее станцию, использует только такую площадь, которая необходима для обеспечения потребностей этой станции, и немедленно информирует Генерального секретаря ООН о месторасположении и целях этой станции. В дальнейшем с интервалами в один год это государство информирует Генерального секретаря также о том, продолжается ли использование этой станции и изменились ли ее цели. Станции располагаются таким образом, чтобы не препятствовать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств- участников, осуществляющих деятельность на Луне, во все районы Луны.

Другим важным принципом, закрепленным Договором 1979 г., является принцип запрещения национального присвоения космического пространства и небесных тел. Космическое пространство и небесные тела являются «вещью, изъятой из оборота», т.е. не подлежат присвоению; они находятся в общем пользовании, но не являются общей собственностью, или общей вещью. Согласно Договору, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

В соответствии с Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Луна не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на нее суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.

Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.

Вместе с тем государство сохраняет право собственности на космические объекты, а также на объекты, сооруженные на небесных телах.

Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел предусматривает и частичную демилитаризацию космического пространства, и полную демилитаризацию Луны и других небесных тел. Проблема демилитаризации космоса, недопущение перенесения туда гонки вооружений — это глобальная проблема современности, ибо от этого зависит будущее человечества, судьба цивилизации. 40-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 1985 г.) по инициативе нашей страны приняла резолюцию «За предотвращение гонки вооружений в космосе, за его мирное освоение», в которой требует от всех государств, особенно тех, которые обладают крупным потенциалом в космической области, принять немедленные меры для предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве.

Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведения военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

В соответствии с Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах Луна и другие небесные тела используются всеми государствами-участниками исключительно в мирных

целях. На них запрещается угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий. Запрещается также использование небесных тел для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов. Государства-участники обязуются не выводить на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне (другим небесным телам) или вокруг нее объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, а также не устанавливать и не использовать такое оружие на поверхности Луны или в ее недрах.

Запрещается создание на Луне (других небесных телах) военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны.

Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963 г.) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.

Вместе с тем Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса.

В этой связи следует сказать, что использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, от 23 июня 1992 г. одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ — радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и уже в силу одного этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

Источник

Adblock
detector