Международное космическое право
Понятие международного космического права
Международное космическое право — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса.
Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли, осуществленным СССР в 1957 г. Открылась совершенно новая сфера деятельности человека, имеющая большое значение для его жизни на Земле. Стало необходимым соответствующее правовое регулирование, в котором главная роль, естественно, должна быть отведена международному праву. Создание международного космического права интересно в том отношении, что демонстрирует способность международного сообщества быстро откликаться на потребности жизни, используя широкий арсенал нормотворческих процессов.
Начало было положено обычной нормой, появившейся сразу же после запуска первого спутника. Она сложилась в результате признания государствами права мирного пролета над территорией не только в космосе, но и на соответствующем участке воздушного пространства при запуске и приземлении космических аппаратов. На этом основании появился термин «моментальное право».
На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Следующим этапом «быстрого правового реагирования» явились резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особое место заняла Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права.
Все это подготовило почву для договорного регулирования, в котором центральное положение занимает Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее — Договор о космосе), закрепивший принципы международного космического права. Еще до этого Московский договор 1963 г. запретил испытания ядерного оружия в космосе.
За этим последовал целый ряд соглашений:
- о спасении космонавтов — Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;
- об ответственности за ущерб — Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г.;
- о регистрации космических объектов — Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.;
- о деятельности на небесных телах — Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Россия в этом Соглашении не участвует).
Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом сотрудничестве в космосе. Еще одно направление в формировании международного космического права — учреждение международных органов и организаций. ООН создала Комитет по мирному использованию космического пространства с Правовым подкомитетом, в котором, по мнению профессора В.С. Верещагина, происходит основной процесс разработки норм международного космического права. Созданы организации для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации.
В рамках СНГ в 1991 г. было принято Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. На основе Соглашения создан Межгосударственный совет для руководства этой деятельностью. Соглашение призвано регулировать совместные усилия сторон по исследованию и использованию космоса. Ряд положений посвящен космическим комплексам, финансированию и др. Ответственность за межгосударственные программы, имеющие военное или двойное (т.е. как военное, так и гражданское) значение, возложена на Объединенные стратегические вооруженные силы.
Международное космическое право создается международным сообществом в целом, но решающая роль принадлежит космическим державам, которые взяли на себя обязательства делиться результатами с другими странами.
Субъектами космического права, как и иных отраслей международного права, являются государства и международные организации. Вместе с тем в космической деятельности участвуют также физические и юридические лица. Международное право возлагает всю ответственность за их деятельность на соответствующие государства. Эта деятельность регулируется внутренним правом.
В ряде государств, например в США, Великобритании, Франции, изданы специальные законы относительно космической деятельности. В других странах ей посвящены нормы иных законов. Законами регулируется деятельность как государственных органов, так и частных лиц. Наиболее развито в этом плане законодательство США. Еще в 1958 г. был принят Закон США об аэронавтике и исследовании космического пространства, за ним последовал Закон США о спутниках связи 1962 г., Закон США о коммерческих космических запусках 1982 г. с последующими дополнениями и др.
В России с 1993 г. был издан Закон о космической деятельности. Им определены цели, задачи и принципы этой деятельности, а также организационные и экономические основы. Учреждено Российское космическое агентство. Ряд положений посвящен космонавтам, международному сотрудничеству, ответственности за ущерб, причиненный космической деятельностью.
Правовой режим космического пространства
Космическое пространство является открытым международным пространством. Это пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми в соответствии с международным правом, не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом. Попытка ряда экваториальных стран распространить свой суверенитет на расположенные над ними участки геостационарной орбиты не нашла признания.
До сих пор не решен важный вопрос о разграничении воздушного пространства, на которое распространяется государственный суверенитет, и космического пространства. Наименьшая высота полета космических аппаратов 100 — 110 км. Очевидно, исходя из этого и следует установить границу.
Небесные тела и их природные ресурсы являются общим наследием человечества. Их исследование и использование осуществляются на благо и в интересах всех стран, а результаты являются достоянием всего человечества.
Вся деятельность в космосе должна осуществляться в интересах поддержания мира и безопасности, а также развития сотрудничества. Запрещен вывод на орбиту любых объектов с ядерным и любым иным оружием массового уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим и др.). Луна и иные небесные тела используются исключительно в мирных целях.
На космос распространяют свое действие Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., а также Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду 1977 г.
Принцип защиты окружающей среды является одним из принципов международного космического права. Применительно к космосу он обладает существенной спецификой. Вся деятельность должна осуществляться так, чтобы избегать вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды в результате доставки внеземного вещества. К сожалению, деятельность государств, связанная с космосом, привела к значительному засорению космического пространства остатками отслуживших аппаратов, исчисляемых многими тысячами.
Ответственность за космическую деятельность
По понятным причинам международное космическое право уделяет особое внимание ответственности за космическую деятельность. Договор о космосе 1967 г. установил общее правило, согласно которому государство несет ответственность за всю национальную деятельность независимо от того, осуществляется она правительством или физическими и юридическими лицами. Оно должно обеспечить соответствие этой деятельности международному праву. Даже в том случае, если такая деятельность осуществляется международной организацией, солидарную ответственность несут и государства-члены.
Вопросам ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, посвящена Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г. (далее — Конвенция об ответственности за ущерб). Она установила абсолютную ответственность запускающего государства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете (ст. 2). Следовательно, государство несет ответственность за ущерб независимо от наличия его вины. Это один из примеров международной ответственности за источник повышенной опасности.
Если ущерб причинен не на поверхности Земли, а в космосе или воздушном пространстве космическому объекту одного государства таким же объектом другого, то последнее несет ответственность лишь при наличии вины. Когда в запуске участвует несколько государств, все они несут солидарную ответственность. Данная Конвенция не относится к случаям ответственности за ущерб гражданам запускающего государства, а также иностранцам, участвующим в запуске.
Вопросы ответственности решаются на межгосударственном уровне даже в том случае, если ущерб причинен физическим и юридическим лицам. Претензия о возмещении ущерба передается по дипломатическим каналам, а в случае недостижения урегулирования — в Комиссию по рассмотрению претензий. Каждая из сторон назначает по одному члену, которые избирают третьего. Комиссия выносит определение рекомендательного характера, если стороны не договорились об ином.
Вопросы ответственности за ущерб, причиненный деятельностью в космосе, имеют большое значение, т.к. она способна оказать воздействие на окружающую среду, привести к потерям жизни и собственности и др. Государства и ООН ведут регистрацию космических объектов. Сами объекты должны нести знаки национальной принадлежности и номера.
Статус космонавтов и космических аппаратов
Международное космическое право придает особое значение деятельности космонавтов, рассматривая их как «посланцев человечества в космосе». Соответственно все государства обязаны оказывать им помощь в случае аварии. При вынужденной посадке они подлежат немедленному возвращению в государство регистрации аппарата. В космическом пространстве и на небесных телах космонавты оказывают помощь друг другу.
Космонавты, независимо от гражданства, находятся под юрисдикцией и контролем государства регистрации космического аппарата. Право собственности на космические объекты и их части, обнаруженные на территории других государств, сохраняется, и они подлежат возвращению за счет государства регистрации. Сказанное относится ко всем видам космических аппаратов, космическим станциям, геофизическим спутникам.
Особенно широко используются спутники связи, имеющие большое экономическое и военное значение. Они породили немало сложных вопросов: о распределении частот, о защите радиосвязи, об исключении помех и др. Сложно обсуждалась проблема геостационарной орбиты; расположенные на ней аппараты способны распространять свое действие на 40% территории Земли, поэтому орбита оказалась переполненной. На Всемирной радиоконференции 1983 г. было решено, что каждая национальная радиоадминистрация может иметь спутники только в определенном пространстве и диапазоне частот.
Особенно остро проходила выработка правил, относящихся к прямому радио- и телевещанию. Декларация Генеральной Ассамблеи по этому вопросу 1982 г. одобрила следующие принципы: консультации между передающими и принимающими государствами; предварительное извещение будущих принимающих государств и консультации с ними.
Относительно аппаратов дистанционного зондирования Земли имеется Резолюция Генеральной Ассамблеи 1986 г. Суть ее в том, что зондирование не должно наносить ущерб законным интересам и правам государства — объекта зондирования. Эта деятельность должна осуществляться в интересах всех стран. Полученные данные сообщаются Генеральному Секретарю ООН.
Источник
Международно-правовой режим космического пространства
Понятие и источники международного космического права
С запуска в 1957 году в Советском Союзе первого искусственного спутника Земли и с первого в истории полета советского космического корабля «Восток» с космонавтом Ю. А. Гагариным на борту началась эра исследования и практического освоения космоса. К числу первых соглашений о принципах космического права относятся: Московский договор от 5 августа 1963 г. и советско-американское соглашение 1963 года о невыводе на орбиту объектов с ядерным оружием на борту.
Участники Московского договора обязались запретить, предотвращать и не производить ядерные испытательные взрывы в любом месте, находящемся под их юрисдикцией или контролем,– в атмосфере, под водой и в космическом пространстве.
Советскому Союзу принадлежит инициатива в создании и других источников космического права, таких как: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 г.; Договор о Луне 1979 г. и др.
Специфической особенностью международного космического права является то, что контроль и ответственность государства за деятельность физических и юридических лиц в регулируемой им сфере поднята на уровень межгосударственных отношений. Государство выдает лицензии частным компаниям на космическую деятельность, осуществляет постоянный контроль за их деятельностью и несет международную ответственность за всю национальную деятельность в космическом пространстве.
Государство несет также международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, принадлежащими частным компаниям.
Источники международного космического права. Ими являются прежде всего многосторонние (в том числе универсальные и региональные) и двусторонние договоры и обычаи. Особое место среди них занимают кодифицирующие универсальные договоры (например, Договор о космосе 1967 г.) и договоры, представляющие собой учредительные документы межгосударственных космических организаций.
Этот Договор создал систему специальных принципов отрасли, таких как запрещение национального присвоения космического пространства, свобода исследования и использования космоса для всех государств, международная защита космоса от антропогенного загрязнения; определил круг субъектов отрасли, допускаемых к космической деятельности; обозначил основные институты отрасли, а также определил принципы ответственности.
Основной пакет документов отрасли соответствует требованиям этого документа. Так, в соответствии со ст. V было разработано Соглашение о спасании 1968 г., ст. VI–VII – Конвенция об ответственности 1972 г., ст. VITI – Конвенция о регистрации 1975 г., ст. IX–X Соглашение о Луне 1979 г. Перечисленные нормативные акты имеют еще одно важное качество – все они не имеют ограничений членства и действия во времени и пространстве (последнее достигается применением термина «космос» в широком смысле слова). Условно к источникам отрасли относятся отдельные положения договоров, связанных с космической деятельностью или пространством, например: Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Конвенции о запрещении использования природной среды в военных или любых враждебных целях 1977 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., уставные договоры международных космических организаций.
В международном космическом праве важное значение имеет обычай. В процессе становления международного космического права ряд обычных норм предшествовал созданию соответствующих договорных норм.
Субъектами международного космического права являются государства и международные межправительственные организации. Однако объем их космической правосубъектности ограничен. Он определяется государствами-членами, входящими в организацию, и, как правило, фиксируется в учредительном международном договоре.
Особенность международного космического права состоит в том, что его субъектами являются и международные космические организации производственно-коммерческого типа, которые владеют собственными космическими комплексами, предоставляют на коммерческой основе услуги, выплачивают высокие дивиденды вкладчикам капитала (ИНТЕЛСАТ, ИНМАРСАТ, ИНТЕРСПУТНИК, ЕКА, ЕВТЕЛСАТ, ЕВМЕТСАТ, АРАБСАТ и РАСКОМ). Для того, чтобы эти организации пользовались правами и несли обязанности по Соглашению о спасании 1968 года, Конвенции об ответственности 1972 года, Конвенции о регистрации 1975 года и Соглашению о Луне 1979 года, должны быть соблюдены четыре непременных условия: 1) организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению; 2) большинство государств-членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения; 3) большинство государств-членов этой организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 года; 4) организация должна осуществлять космическую деятельность (в случае Соглашения о спасании организация должна быть ответственной за запуск космического объекта). Это не ограничивает права международных космических организаций выступать в качестве стороны других международных многосторонних и двусторонних соглашений.
Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности неправительственными организациями. Однако деятельность такого рода организаций должна осуществляться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства.
Правовой режим космического пространства и небесных тел
Основы правового режима космического пространства и небесных тел закреплены Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о Луне 1979 г.
Согласно Договору, «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».
Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Они свободны для научных исследований, такие исследования осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества.
Запрещается выводить в космос и размещать там ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, а также проводить испытания ядерного оружия в космическом пространстве. Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях.
Соглашение о Луне 1979 г. объявляет Луну и другие небесные тела и их ресурсы «общим наследием человечества». Уточняется, что запрет национального, присвоения небесных тел распространяется на их поверхность, недра и природные ресурсы и действует не только в отношении государств, но также и международных организаций, юридических и физических лиц.
Правовой статус космических объектов и космонавтов
В международном космическом праве нет определения понятия «космический объект», несмотря на то, что этот термин довольно широко используется во всех международных договорах по космосу. Важным критерием определения космического объекта является его регистрация. На ее основе решаются вопросы юрисдикции и контроля над космическими объектами, их национальной принадлежности, ответственности за ущерб, причиненный ими, и т.д.
Национальная регистрация космических объектов влечет определенные последствия по международному праву. Так, Договор по космосу 1967 г. устанавливает, что государство, в регистр которого занесен космический объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве. Космический объект должен быть возвращен государству, в регистр которого он занесен, в случае обнаружения объекта за пределами территории этого государства. Такое возвращение осуществляется по просьбе властей и за счет государства, проводившего запуск.
Международное право рассматривает космонавтов как «посланцев человечества в космос». Это означает общую обязанность государств принимать все возможные меры для их спасения, охраны их жизни, здоровья и безопасности.
Во время космического полета космонавты остаются гражданами своих государств. Как и в отношении космических объектов, Договор по космосу 1967 г. определяет, что государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над его экипажем во время нахождения космонавтов в космическом пространстве.
Договор по космосу 1967 г. и Соглашение о спасании космонавтов 1968 г. обязывают государства оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории, находящейся под их юрисдикцией, или в открытом море. В таких случаях государства должны предпринять все возможные меры по поиску и спасанию космонавтов.
Им должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, осуществившему запуск, причем, в отличие от случаев с космическими объектами, поиск и возвращение космонавтов не обусловлены просьбой государства запуска и обязательством возместить расходы.
Ограничения использования космоса в военных целях
Международное космическое право устанавливает частично демилитаризованный режим космического пространства и полностью демилитаризованный режим Луны и других небесных тел.
Договор по космосу 1967 г. запрещает выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Согласно Договору по космосу 1967 г. Луна и другие небесные тела должны использоваться государствами исключительно в мирных целях. Помимо запрета на размещение на их поверхности и орбитах ядерного и других видов оружия массового уничтожения, запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.
Ответственность в международном космическом праве
Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям (преступлениям) относятся: развязывание и ведение военных действий в космосе; превращение космоса в театр войны или военных действий иным образом, несовместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитаризация космоса (например, испытания ядерного оружия, размещение на небесных телах баз и сооружений военного характера, вывод на околоземную или окололунную орбиты объектов с оружием массового уничтожения; военное или иное любое использование средств воздействия на космос, которое может иметь широкие, долгосрочные или сопоставимые с ними серьезные последствия, используемое в качестве способов разрушения, нанесения ущерба, причинения вреда любому другому государству).
В этих и аналогичных случаях виновные государства или межгосударственные организации несут ответственность нематериального и материального характера, связанную с применением как вооруженной силы, так и иных способов ограничения суверенитета и дополненную ответственностью физических лиц, персонифицирующих государство.
Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возникающие в результате нарушения иных, чем основные принципы, норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).
Еще одна категория деяний характеризуется наличием ущерба, но причиненного без умысла, в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Обязанность возмещения ущерба и в этом случае не отрицается, но касается только возмещения причиненного ущерба и не отягощается санкциями.
В Соглашение о Международной космической станции 1998 г. вводится новое для космического права понятие – уголовная ответственность космонавтов (по Соглашению – «персонала») за неправомерные действия на орбите, особенно затрагивающие жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера или причиняющие ущерб орбитальному элементу другого государства. При определении уголовной юрисдикции учитывается, как следует из содержания ст. 22 указанного Соглашения, не место совершения преступления – внутри или вне орбитального элемента, принадлежащего государству национальности физического лица, а его гражданство. В порядке исключения может быть поставлен вопрос об осуществлении уголовной юрисдикции потерпевшим государством по его просьбе.
Особенности института ответственности в отрасли космического права обусловлены особыми характеристиками космоса, в первую очередь – признание его территории зоной особого риска как относительно Земли, так и относительно находящихся в нем космических объектов.
- Как в случае совершения правонарушений, характеризующихся наличием вины, так и в любом ином случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолютной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его виной.
- Основным субъектом ответственности за космическую деятельность является государство. В случае участия в ней межгосударственной организации ответственность наравне с ней несут государства-члены организации.
- Государство несет ответственность за деятельность в космосе своих граждан, национальных юридических лиц.
- Пострадавшее государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со cтороны государств-причинителей и даже третьих государств, если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни людей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.).
- Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.
- В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г., обеспечивает интересы истца.
- В случае если потерпевшей оказывается сама международная организация, иск от ее имени может быть предъявлен одним из государств-членов.
Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия.
Источник