Новелла Матвеева
В середине прошлого века очень популярна и любима молодёжью
была поэтесса, бард, литературовед Новелла Матвеева (07.10.1934-04.09.2016). Её чудесные стихи печатались
в журнале «Юность», который я выписывала много лет. На её стихи
написано очень много песен. Пела их Елена Камбурова и другие.
БАЛЛАДА О ГВОЗДЕ
Любви моей ты боялся зря —
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И если ты уходил к другой
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.
Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.
Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме событье — страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.
Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.
Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.
http:///www.youtube.com/watch?v=ZKDSw74Gj-4
Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока — пену.
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.
Сломал ветлу ветер,
В саду сровнял гряды —
Аж корешок редьки
Из почвы сам вылез.
И, подкатясь боком
К соседнему саду,
В чужую врос грядку
И снова там вырос.
А шквал унес в море
Десятка два шлюпок,
А рыбакам — горе,
не раскурить трубок.
А раскурить надо,
Да вот зажечь спичку,
Как на лету взглядом
Остановить птичку.
Какой большой ветер!
Ах, какой вихрь!
А ты сидишь тихо,
А ты глядишь нежно.
И никакой силой
Тебя нельзя стронуть,
Скорей Нептун слезет
Со своего трона.
Какой большой ветер
Напал на наш остров!
С домишек сдул крыши,
Как с молока — пену.
И если гвоздь к дому
Пригнать концом острым,
Без молотка, сразу,
Он сам войдет в стену.
Песнь Любви. Стихи. Лирика русских поэтов.
Москва, Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия»,
1967.
Снег выпал,
Грязь выпил,
Грязь выпила снег.
Не близок ночлег,
Но близок рассвет.
Сегодня заснуть не придется.
Как нежная пряжа, прядется
Глухой, неуверенный свет.
Снег выпал,
Согрелся в канаве,
Растаял на желтой траве.
То гуще,
То реже тонами
Плывут облака
В не окрепшей пока
Синеве.
Двенадцать проталин сменялись местами,
Какие-то тени привстали.
Дорога в тумане
Тепла,
Как рука в рукаве.
. Снег выпал,
Растаял,
Но тая, оставил
Беззвучную речь за устами
И вкрадчивый блеск
На промокшей, полегшей ботве.
Источник
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » русский язык » Личные местоимения (упр 124-135) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Личные местоимения (упр 124-135) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
124
Прочитайте. Вставьте личные местоимения.
Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они — это личные местоимения.
125
- Прочитайте. О каком цветке говорится в предложении?
пр. прил. сущ. прил.
Под белой шапкой снеговой
гл. мест. прил. сущ.
Нашли мы синенький цветочек. Мы — подлежащее, нашли — сказуемое.
Речь идёт о подснежнике.
- Над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
- Спишите предложение. Подчеркните его главные члены.
- Скажите, каким членом предложения является в этом предложении местоимение.
Местоимение мы в предложении является подлежащим.
126
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Просит ветер солнце красное:
«Не скрывайся в море синее!» —
«А я скроюсь, — молвит красное, —
А ты , ветер, не проси меня …»
- Найдите и подчеркните местоимения. Устно определите их лицо и число.
Я, меня — 1-е л., ед.ч.
Ты — 2-е л., ед.ч.
127
- Прочитайте. Впишите в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение.
Я (1-е л., ед.ч.) читаю. Мы (1-е л., мн.ч.) читаем.
Ты (2-е л., ед.ч.) читаешь. Вы (2-е л., мн.ч.) читаете.
Он (3-е л., ед.ч.) читает. Они (3-е л., мн.ч.) читают.
- Устно определите лицо и число каждого местоимения.
128
- Прочитайте отрывок из стихотворения Е. Кай.
Моё стихотворение —
Про местоимения…
Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет — он придёт:
Тоненький,
Смущенный,
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошел — плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна!
- Угадайте пропущенные слова и впишите их в предложение стихотворения.
129
- Прочитайте вопрос — загадку.
Какое личное местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?
Запишите это местоимение. В скобках укажите его лицо, число, род.
Оно (3-е л., ед.ч., с.р.).
130
- Прочитайте считалку. Впишите пропущенные местоимения.
Если чи ж л е тит к ч и жу
Ты выходишь, я в о жу,
Если стри ж л е тит к ч и жу,
Водишь ты, я вых о жу.
- Определите лицо и число местоимений. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Ты (2-е. л., ед.ч.), я (1-е л., ед.ч.).
131
- Прочитайте. Обозначьте в словах ударение.
ж.р. м.р. м.р. м.р.
Фами́лия (она), магази́н (он), киломéтр (он), портфéль(он),
ср.р. ж.р. ср.р. м.р. м.р.
я́блоко (оно), хвóя (она), и́мя (оно), щавéль (он), алфави́т (он).
- Определите род имён существительных. Какая часть речи помогла вам определить род?
- Запишите слова этой части речи в скобках после каждого имени существительного.
- Поработайте в парах: устно составьте два предложения. В первом предложении употребите любое из данных слов, во втором — употребите вместо этого слова местоимение.
В нашем огороде растёт щавель. Он кислый на вкус.
132
- Прочитайте. Назовите сказку.
— Я (1-е л.) передумал! — сказал он (3-е л.) так громко, чтобы его (3-е л.) услышали в домике. — Я (1-е л.) не буду есть этих худосочных поросят! Я (1-е л.) пойду домой!
— Ты (2-е л.) слышал? — спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа. — Он (3-е л.) сказал, что не будет нас (3-е л.) есть! Мы (2-е л.) — худосочные!
Братьям стало весело, и они (3-е л.) запели как ни в чём не бывало.
Английская сказка в переводе
С. Михалкова
Это сказка «Три поросёнка».
- Скажите, как вы поняли значение выделенного слова и словосочетания.
Худосочные — худенькие.
Как ни в чём не бывало — как будто ничего не произошло.
- Подчеркните личные местоимения. Определите лицо местоимений.
133
- Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения. Запишите их.
Шёл, по, я, берег, ручей, под, и, куст, увидел, ёж, он, тоже, меня, заметил, свернулся, клубок, и, в.
- Составьте и запишите продолжение текста от первого лица (два предложения).
Я шёл по берегу ручья и увидел под кустом ежа. Он тоже заметил меня и свернулся в клубок.
Я наклонился к нему, что разглядеть получше. Я заметил его острые иголочки.
134
Прочитайте. Как перестроить предложения, чтобы не повторялись выделенные слова?
1. Самое высокое дерево в мире — гигантский эвкалипт. Растёт дерево в Австралии. 2. Мы бродили весной в лесу. Мы наблюдали жизнь птиц.
- Запишите. В первой группе предложений замените повторяющееся существительное местоимением. Предложения второй группы объедините в одно, употребив в них одно местоимение.
Самое высокое дерево в мире — гигантский эвкалипт. Растёт оно в Австралии. Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь птиц.
135
Рассмотрите рисунки. Поработайте в парах: устно составьте по рисункам текст.
Запишите составленный текст. Начните его так:
В ледоход Жучка перебегала реку. Вдруг лёд раскололся на две небольшие части. Собака испугалась и жалобно заскулила. К счастью, недалеко гулял Петя с папой. Они увидели, что Жучке нужно помочь. Пока папа бегал к домику егеря за багром, Петя храбро отвлекал собаку, чтобы она не упала в воду. Папа аккуратно притянул льдину к берегу. Теперь Жучка была в безопасности с благодарностью виляла хвостом своим спасителям!
Источник
Новелла Матвеева
***
Родилась поэтесса в Царском Селе — alma mater великого Пушкина. Об этом Матвеева вспоминала: «Сама Судьба позволяет мне то, чего люди бы не позволили: повторить за великим поэтом:
…нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село».
Поэтесса утверждала, что место, где обитал гений, благотворно действует на людей и, конечно же, на нее саму и ее творчество. Матвеева старалась избегать всего «бесформенно-го и неопределенного». Ее стих — незатейлив и прост, но так близок и понятен всем. В 50-х годах Матвеева работала в детском доме в Московской области. Поэтесса сама часто вспоминала о своем детстве: «Как сейчас помню, меня в детской спальне оставляли на ночь одну. И тогда мне в голову начинали приходить вопросы, по-видимому, философской важности. Например, была ли я давно? Была ли я… много, много, много раньше? И где находится это «раньше». »
В 1962 г. она заочно окончила Высшие ЛТР курсы при ЛТР институте им. А.М. Горького. Известный критик Лев Аннинский так охарактеризовал поэтессу и ее манеру исполнять песни: «Откуда же это околдовывающее нас обаяние… это завораживающее нас пение — тоненькая колыбельная?…»
Перу Новеллы Матвеевой принадлежит более 30 книг стихотворений, прозы и переводов. Многие свои песни она сама исполняла под гитару. Ее творчество было адресовано и взрослым, и детям. Московские детские музыкальные театры поставили несколько спек-таклей по ее пьесам. Первый сборник ее стихов был издан в 1961 г., когда Матвеевой бы-ло 27 лет. В этом же году ее приняли в Союз писателей СССР. В 2002 году поэтесса стала лауреатом Гос. премии РФ в области литературы и искусства.
Среди ее предков были музыканты и крестьяне, поэты и моряки, скрипичный мастер и даже корабельный фельдшер.
Она придумала слово «шестидесятники» в своей статье, опубликованной альманахе «Поэ-зия» примерно во второй половине 80-х и с того времени всех живших и действовавших в 60-естали называть — «шестидесятники».
Мелодии первых песен сочинила еще в детстве, в конце войны.
Первой ее публикацией в 1957 г. стала пародия на песенку «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь». Вскоре последовали публикации стихов в газете «Советская Чукот-ка» (1958) и журнале «Енисей». С 1959 г. ее стихи стали регулярно печататься в централь-ных газетах и журналах.
Литератор, поэт. С 1961 года Член СП СССР.
Первая пластинка Новеллы Матвеевой появилась в 1966 году. Это была первая в Совет-ском Союзе пластинка с авторскими песнями. Там была и «Девушка из харчевни», песня, вышедшая далеко за пределы поющей интеллигенции, та самая, » о гвоздике».
Песни пишет в основном на свои стихи, с 1972 г. — также на стихи Ивана Семеновича Киуру (1934-1992), ее мужа.
Ее перу принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: «Лирика» (1961), «Кораблик» (1963), «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978), «Закон песен» (1983), «Страна прибоя» (1983), «Кроличья деревня» (1984), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), «Нерасторжимый круг» (1991), «Мелодия для гитары» (1998), «Кассета снов» (1998), «Сонеты» (1998), «Караван» (2000), «Жасмин» (2001).
Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: «Песни» (Мелодия, 1967), «Сти-хи и песни» (Мелодия, 1966), «Дорога — мой дом» (Мелодия, 1982), «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), «Мой вороненок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски «Какой большой ветер» (ASP, 1997), «Девушка из харчевни» (ASP, 1997), «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999), «Лучшие песни» (Московские окна, 2000), «Отчаянная Мэри», «Трактир «Четвереньки».
Наиболее известными и популярными песнями Новеллы Матвеевой стали: «Песня погон-щика мула» («Ах, как долго, долго едем. «), «Ветер» («Какой большой ветер. «), «Водо-сточные трубы» («Дождь, дождь вечерний. «), «Девушка из харчевни» («Любви моей ты боялся зря. «), «Окраина» («Летняя ночь была. «), «Капитаны без усов» («Вот передо мною море голубое. «), «Страна Дельфиния» («Набегают волны синие. «), «Фокусник» («Ах ты, фокусник. «), «Цыганка» («Развеселые цыгане по Молдавии гуляли. «), «Шарманщик» («На землю падал снег. «) и др.
***
Я МЕЧТАЛА О МОРЯХ И КОРАЛЛАХ
Я мечтала о морях и кораллах.
Я поесть хотела суп черепаший.
Я шагнула на корабль,а кораблик
оказался из газеты вчерашней.
То одна зима идет, то другая.
За окошком все метель завывает.
Только в клетках говорят попугаи,
а в лесу они язык забывают.
У подножья стали горы — громады.
Я к подножию щекой припадаю.
Но не выросла еще та ромашка,
на которой я себе погадаю.
А весною я в разлуки не верю,
И капели не боюсь моросящей.
А весной линяют разные звери.
Не линяет только солнечный зайчик.
***
Вы думали, что я не знала,
Как вы мне чужды,
Когда, склоняясь, подбирала
Обломки дружбы.
Когда глядела не с упреком,
А только с грустью,
Вы думали — я рвусь к истокам,
А я-то — к устью.
Разлукой больше не стращала.
Не обольщалась.
Вы думали, что я прощала,
А я — прощалась.
***
Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо —
Назову ее «Дурёха»,
Если клоун выйдет плохо —
Назову его «Дурак».
Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
«Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь плоховато,
Ты сама в том виновата,
И никто не виноват.»
Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко.
Я леплю из пластилина,
Приговаривая так:
Если кукла выйдет плохо —
Назову ее «Бедняжка»,
Если клоун выйдет плохо —
Назову его «Бедняк».
***
ПЛАТОК ВЫШИВАЯ ЦВЕТНОЙ
Платок вышивая цветной, не старый, не новый,
Я знаю, для встречи со мной вы нынче готовы.
Свои же намерения означу словами,
На сивом на мерине я приеду за вами.
Ох, вот ведь какая судьба,
ах, удивительно злая судьба,
ох, вот ведь какая судьба, ах,
поразительно злая судьба.
А впрочем, извольте понять, дорога ужасна,
Едва ли я стану гонять конягу напрасно.
К тому же, мой конь семенит, идет как по буквам,
И скорости чтобы сменить, я пеший приду к вам.
Ох, вот ведь какая судьба,
ах, удивительно злая судьба,
ох, вот ведь какая судьба, ах,
исключительно злая судьба.
А впрочем, ботинки надеть нельзя без расходу,
В них можно стоять и сидеть в любую погоду.
Но портить подошвы ходьбой не так по душе мне,
Я лучше приду к вам босой, — так будет дешевле.
Ох, вот ведь какая судьба,
ах, удивительно злая судьба,
ох, вот ведь какая судьба, ах,
сокрушительно злая судьба.
А впрочем, не стану скрывать, болят мои пятки,
К тому же дорога, видать, опять не в порядке.
Не скоро до вас добреду, устану же скоро.
Я лучше совсем не приду, прощайте, сеньора!
Ох, вот ведь какая судьба,
ах, удивительно злая судьба,
ох, вот ведь какая . ах,
непростительно злая судьба.
***
ДЕВУШКА ИЗ ХАРЧЕВНИ
Любви моей ты боялся зря —
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И если ты уходил к другой,
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.
Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля…
Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме события — страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.
Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля…
Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля…
***
НАБРЕЛА НА ПРАВИЛЬНУЮ СТРОЧКУ
Набрела на правильную строчку
(Как бывало иногда)
Но дала ей — в записи — отсрочку
И — опять забыла! Не беда:
Может статься, в странах неоткрытых
Всё равно найдется место ей
Где-то там — среди людей забытых,
Дел забытых и забытых дней.
***
ОНА УМЕЕТ ПРЕВРАЩАТЬСЯ
Смотри! Полосатая кошка
На тумбе сидит, как матрёшка!
Но спрыгнет – и ходит, как щука,
Рассердится – прямо гадюка!
Свернётся – покажется шапкой,
Растянется – выглядит тряпкой…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже… на кошку!
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самого.
К чему изобретать национальный гений?
Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух.
Но образ родины он вывел не из двух
Нужд или принципов и не из трех суждений;
Не из пяти берез, одетых в майский пух,
И не из тысячи гремучих заверений;
Весь мир – весь белый свет! – в кольцо его творений
Вместился целиком. И высказался вслух.
…Избушка и… Вольтер, казак и… нереида.
Лишь легкой створкой здесь разделены для вида;
Кого-чего тут нет. Свирель из тростника
И вьюг полнощных рев; средневековый патер;
Золотокудрый Феб, коллежский регистратор,
Экспромт из Бомарше и – песня ямщика!
Не в том, какого колорита
Ваш тон; не в том, какой вам цвет
Милей — оракулом зарыто
Ручательство, что вы — поэт.
Вниманье к тем, чья жизнь забыта,
Чья суть забита, чей расцвет
Растоптан злостно — вот предмет
Заботы истинной пиита.
Поэзия есть область боли
Не за богатых и здоровых,
А за беднейших, за больных.
А там — едино: голубой ли
Иль рыжий; вольный иль в оковах;
Классический иль новый стих.
***
ДВУХЭТАЖНАЯ ЖИЗНЬ ЖИРАФЫ
Жирафы взбрыкивают вбок.
Ногами вскидывают яро.
Но шея их длиннее ног
И сверху не слыхать удара
Им собственных копыт своих.
И улетающие морды
Полны вниманья к дымам города
На горизонтах голубых.
Их несуразный взгляд прикован
И к трубам, пурпурно-морковным,
И к вышкам, близящим грозу.
А взбрыки, плеч толчки пятнистых,
Их стычки (где-то там, внизу!)
Не стоят их раздумий чистых.
***
С глубокой раной века Возрождения
Лежит на яркой площади, в веках,
Меркуцио — двуногое Сомнение
В остроконечных странных башмаках.
Весной времён, меж солнц ума и гения,
Он вдруг увидел (сам не зная как)
Вселенную, лишенную строения;
Бермудский свищ; неподнадзорный мрак
Всех наших Чёрных дыр… В садах цветущих
Он декаданса гусениц грядущих
Расслышал шорох (через триста лет
Возникнуть должный!)… Проклял эти знаки,
Паясничая, выбежал на свет,
Вмешался в спор — и пал в нелепой драке.
Как прекрасны старые корабли!
Будто жарким днем, в холодке квартир,
Кружевницы гентские их плели,
А точили резчик и ювелир.
Грациозно выгнуто их крыло.
И настолько тонкий на них чекан,
Будто их готовили под стекло.
А послали все-таки — в ураган.
(Лишь обломки их под «секло» легли…)
Хороши старинные корабли!
Были души: чистые, как хрусталь,
Тоньше кружев, угольев горячей;
Их обидеть жаль, покоробить жаль,—
А ушли они — в перестук мечей,
Словно к мысу Горн — корабли…
Да уж как не так! Перестук мечей
Сладкой музыкой был бы для их ушей!
Но ушла их жизнь… в толчею толчей,
На съеденье крыс, на расхват мышей,
На подметку туфель для мелкой тли…
Потому от них на лице земли
И следа следов не нашли…
Опустелые, как безлистый сад,
Бригантины спят:
Им равны теперь ураган и бриз,—
Паруса, как тени, скользнули вниз,
Такелаж провис…
Уж теперь и в прошлое не спешат:
Сколько могли — ушли.
…Но опять над вами сердца дрожат!
Но опять заботы на вас лежат!
И опять вам жребии подлежат,
О старинные корабли!
Памяти С.Я. Маршака
Я зайчик солнечный,
снующий
По занавескам в тишине
Живой,
По-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Который ночью ждал зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я и говорю:
Я зайчик солнечный, дразнящий!
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать!
По золотистым кольцам дыма,
По крышам, рощам, парусам
Бегу, привязанный незримо
Лучом восхода к небесам.
И замедляюсь только к ночи,
Когда туманится восток,
Когда становится короче
Луча ослабший поводок.
И тени — чёрные собаки —
Всё чаще дышат за спиной,
Всё удлиняются во мраке,
Всё шибче гонятся за мной.
И должен я остановиться,
И умереть в конце пути,
Чтобы наутро вновь родиться
И нараспев произнести:
Я зайчик солнечный, дрожащий,
Но не от страха я дрожу,
А потому, что я — спешащий:
Всегда навстречу вам спешу!
Я и в самом ружейном дуле
Могу отплясывать, скользя!
Я сесть могу на кончик пули,
Но застрелить меня — нельзя!
И если зимними ветрами
Тебя невзгоды обдадут,
Я появлюсь в оконной раме:
Я зайчик солнечный!
Я тут!
Источник