Вокруг света 1968-07, страница 62
На заре лотосы раскрывают свои девичьи лица. Они алы, росисты от сна. Ветер обдувает лотосы, и далеко пахнет над водой их свежим, их тонким и юным дыханием.
И чем выше встает солнце — это массагетское, это ногайское солнце степей, — тем бледнее, тем туманнее становятся лотосы и только перекатывают по широким площадчатым листьям капли воды, словно шарики ртути. В неглубоких теплых водах чилим плетет свои когтистые узоры и прячет в илистой тьме линей, налитых бронзовым жиром. К вечеру лотосы побледнеют и выцветут совсем.
Весь день стоит неподалеку под берегом цапля. Она присматривается к лотосам, словно одряхлевший, переживший свое время носатый дворцовый служка в потертом сером камзоле. Цапля смотрит слезящимися глазами, неужто всматривается во времена Саип-Гирея, Стеньки Разина или Заруцкого с Мариной Мнишек.
С моря в небо взлетает реденькая взлохмаченная тучка. Прозрачная, как поздний табунок тумана. Однако тужит из себя гром. Это смешное облако, которому здесь не собрать грозы, тоже хочет быть похожим на тучу. Оно приглушенно пугает. Две-три капли упадут из нее в дельту. Одна — возле Дамчика, вторая — в Сазаний култук, а третья — неизвестно где, может, возле Астрахани.
Туча рокочет, а тебе кажется — она просто громко хлопает в ладоши дыханию лотосов или внимательности цапли, а может быть, просто всему этому благословенному краю.
Еще в полдень с кленов начали сыпаться листья. Стоило только ветру шевельнуть плечом, как они целыми стаями летели в долину, катились по крыше и по бревенчатым стенам избы. Листья садились в травы и на дорогу. Скоро невозможно стало ходить. Эти листья усыпали всю тропинку до колодца. Я с ожиданием смотрел в окно, когда же ветер унесет их.
На дороге показалась девушка. Она издали спросила, нет ли у меня напиться. Я сказал, что у меня воды осталось немного и можно с ней поделиться.
Чтобы пройти в дом, девушка сняла туфли. Она шла тропинкой по щиколотку в листве, как через ручей.
Пока она пила воду, наступил вечер. Я видел, что клены все сыплют и сыплют, что вокруг шумит уже настоящее половодье.
— Если вам далеко идти, — сказал я девушке, — то вы рискуете не попасть туда, куда вы держите путь.
Но девушка среди всего этого шума и шелеста не расслышала моих слов. Так мы остались вдвоем. Мы боялись раскрыть нашу дверь, чтобы вся эта шелестящая золотая вода не хлынула в дом. Только издали мы слышали, как, уже глубже в осень, зазвенели осины. Над лесами стали подниматься их пустынные листья. Они летели под самое солнце, словно красные воздушные шары.
Источник
Значение слова массагеты
массагеты в словаре кроссвордиста
массагеты
Энциклопедический словарь, 1998 г.
собирательное название кочевых и др. племен Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Этническая принадлежность неясна.
Большая Советская Энциклопедия
(греч. Massagétai), собирательное название группы племён Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Неясность приводимых источниками сведений породила в науке многочисленные гипотезы об отождествлении М. и их этнической принадлежности. Одни учёные считали, что назв. «М.» происходит от слова «масуо» ≈ «рыба» и означает «рыбоеды». Другие объясняют его как составное из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда». По предположениям третьих, слово «М.» означает «мазагеты» ≈ «великие геты», а сами М. тождественны с «да (большие) юечжи» древнекитайских летописей. Разделяющий эту точку зрения С. П. Толстов считает массагетскими некоторые археологические памятники низовьев Сырдарьи. Однако ни одну из гипотез нельзя считать общепризнанной. О каких племенах говорит тот или иной автор, называя их М., не всегда ясно. По Геродоту, М. ≈ кочевники; сражались они пешими и на конях, причём их кони имели на груди латы; их утварь и оружие изготовлялись из меди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахеменидской державы Кир, побежденный «царицей» М. Томирис. По Страбону, М. поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к М. обитателей приаральских болот и островов, живших примитивным собирательством и рыбной ловлей, а также некоторые знавшие земледелие племена (например, хорезмийцев).
Лит.: Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Пьянков И. В., К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов, «Вестник древней истории», 1964, ╧ 3.
Википедия
Массаге́ты — имя используемое античными авторами для обозначения ираноязычного кочевого народа, обитавшего на территории Скифии . Геродот , ссылаясь на современников, писал, что по мнению некоторых из них массагеты — это скифское племя.
«»В современной науке установилось мнение о скифском происхождении массагетов на основании родства их культуры с культурой исседонов , савроматов [о которых писал Геродот и которых, вслед за Плинием , отождествляют с сарматами ], скифов и саков »». Массагеты говорили на одном из иранских языков .
Связи массагетов с саками не ясны, поэтому можно встретить термин «культуры сако-массагетского круга». Продолжением этой версии являются предположения о том, что одними из потомков массагетов являлись хорезмийцы , покоренные Дарием I и упоминаемые в Бехистунской надписи , которые, якобы, входили в некий «массагетский союз племен». Однако Бехистунской надписью, собственно, массагеты не упоминаются. Геродот не включает массагетов, в отличие от саков, ни в перечень народов, подвластных Ахеменидам при Дарии , ни в перечень народов, представленных в войске Ксеркса .
Примеры употребления слова массагеты в литературе.
Отважные наездники, вооруженные трехгранными стрелами, бронзовыми мечами, секирами, копьями с железными наконечниками, массагеты никому не подчинялись, никому не платили дани.
Но массагеты — сильный и опасный враг, которого трудно победить, и Кир никому не мог доверить этого дела, он должен был сам вести войска.
Ибо ясно, что, если массагеты победят, они не убегут назад, но устремятся дальше в твои владения.
Усталые, с окровавленными руками, массагеты хотели было, вскочив на коней, исчезнуть в степи.
Кир заметил, что массагеты стреляют не хуже, а лучше, чем его стрелки, и что они натягивают лук иначе, чем персы и другие народы.
А массагеты становятся к неприятелю боком, притягивают тетиву к плечу, и стрела у них летит с большей силой.
Утром массагеты подходили к самому берегу и смотрели на македонян: что это они делают здесь, на реке?
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: massagetyi
Задом наперед читается как: ытегассам
Массагеты состоит из 9 букв
Источник
Массагеты
Массаге́ты [1] (др.-греч. Μασσᾰγέται , лат. Massagetae ) — собирательное имя, используемое античными авторами для обозначения среднеазиатских кочевых и полукочевых племен в описаниях скифов [2] . Культура массагетов тесно связана с саками настолько, что точно идентифицировать принадлежность археологических памятников невозможно — используется термин «культуры сако-массагетского круга» [3] [4] [5] . Предполагается, что массагеты говорили на одном из иранских языков [6] [7] [8] [9] . Основные очаги культур сако-массагетского круга — зоны Центрального и Восточного Казахстана, Приаралья, Семиречья и Памира.
Содержание
Происхождение названия
Существует несколько версий происхождения названия. Томашек и Маркварт предполагают, что название связано с авестийским masyo = «рыба» (Страбон характеризовал массагетов как «рыбоедов»). Отсюда происходит masyaka
masyaga суффиксом множественного числа. Есть объяснение его как составного из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда» [2] . Более обоснованно, что этноним означал «великие (большие) геты», что отчасти близко «да (большие) юечжи» древнекитайских летописей.
Упоминания массагетов у Геродота
Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем [10] .
Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии. [11]
Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это — солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете. [12]
Обычаи
Согласно Геродоту, саки обитали на правобережье Сырдарьи в Приаралье. Вот как он описывал их:
Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны (корректный перевод — «колпаки»), плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были ещё сарагисы — боевые секиры.
Археологи, исследовавшие курганы и другие памятники скифского времени в Восточном Казахстане и в Приаралье, нашли многочисленные подтверждения существования здесь некогда могущественных и богатых кочевников [13] . Массагеты расселялись в Закаспии до Амударьи. Помимо скотоводства они также занимались рыбной ловлей на Амударье. Согласно Геродоту
Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю. Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи… Железа и серебра у них нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.
По Геродоту, подданные Томирис сражались пешими и на конях, кони имели на груди латы (фалары, иногда с изображениями); утварь и оружие они изготовлялись из меди и золота. По Страбону, они поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Так как к массагетам относили и зависимые от них этносы, то под этот этноним попадали обитатели прикаспийских и приаральских болот и островов, жившие примитивным собирательством и рыбной ловлей, и также некоторые знавшие земледелие землячества (например, хорезмийцы).
Союзные массагетам саки в дальнейшем частью перешли на службу Персии, участвовали в походах на Грецию и другие страны.
Исторические сведения
По рассказу Геродота, именно в Земле массагетов погиб знаменитый полководец, основатель Персидской державы Кир II.
Саки и массагеты обитали на северных границах великих азиатских государств древности — Персии, Согдианы, Парфии. Они вели войны c величайшими полководцами — Дарием I, Киром, Александром Македонским. Кочевники Средней Азии в III—I вв. до н. э. участвовали в создании Парфянского и Кушанского царств, и, может быть, их первые царские династии были связаны с саками или массагетами.
Кушан и Парфия использовали мобильность и воинственность кочевников в войнах против Персии и Индии, постоянно расширяя свои владения. Сами же воины постепенно изменяли свои привычки, смешивались с другими группами населения государств и постепенно растворились в них. Когда в III в. н. э. великие среднеазиатские государства распались, о саках и массагетах уже никто не слышал.
В позднейшей традиции
Позднеантичные сказания считали, что в память о Томирис город Томы (ныне Констанца, Румыния) — несколько веков столица Малой Скифии [14] .
Прокопий Кесарийский в VI веке [15] сравнивал образ жизни славян и массагетов:
Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем чёрный, но всё же они тёмно-красные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»(1)), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много [15] .
Сложность проблемы массагетов и саков близка величине проблемы этногенеза скифов, которые не укладываются в одну индоиранскую тенденцию [источник не указан 1203 дня] .
Примечания
Среди наиболее полных сводов источников по массагетам материалы фундаментальной «Археологии СССР», включая монографии:
- Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. 1989.
- Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. 1992.
- ↑ Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
- ↑ 12Советская историческая энциклопедия. Ст. «Массагеты»
- ↑ Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
- ↑ Бакрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ Karasulas, Antony. Mounted Archers Of The Steppe 600 BC-AD 1300 (Elite). Osprey Publishing, 2004, ISBN 1-84176-809-X, p. 7.
- ↑ Wilcox, Peter. Rome’s Enemies: Parthians and Sassanids. Osprey Publishing, 1986, ISBN 0-85045-688-6, p. 9.
- ↑ Gershevitch, Ilya. The Cambridge History of Iran (Volume II). Cambridge University Press, 1985, ISBN 0-521-20091-1, p. 48.
- ↑ Grousset, René. The Empire of the Steppes. Rutgers University Press, 1989, ISBN 0-8135-1304-9, p. 547.
- ↑ Геродот, I, 201
- ↑ Геродот, I, 215.
- ↑ Геродот, I, 216.
- ↑ Байте // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ ВДИ. 1947—1949; указатель 1950 г. к своду источников В. В. Латышева
- ↑ 12Прокопий Кесарийский. Из «Готской войны». Публ. по изд.: Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э. // Вестник древней истории.1941. № 1. С. 230.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Массагеты» в других словарях:
МАССАГЕТЫ — Скифский кочующий народ, живший по рекам Араксу и Сире. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАССАГЕТЫ скифское племя, кочевавшее по рекам Араксу и Саре. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
МАССАГЕТЫ — собирательное название кочевых и др. племен Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Этническая принадлежность неясна … Большой Энциклопедический словарь
Массагеты — (Massagetae, Μασσαγέται). Кочевой народ на сев. вост. берегу Каспийского моря, в стране которых погиб персидский царь Кир. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии
массагеты — собирательное название кочевых и других племён Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Этническая принадлежность неясна. * * * МАССАГЕТЫ МАССАГЕТЫ, собирательное название кочевых и др. племен Закаспия и Приаралья в сочинениях… … Энциклопедический словарь
Массагеты — (греч. Massagétai) собирательное название группы племён Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Неясность приводимых источниками сведений породила в науке многочисленные гипотезы об отождествлении М. и их этнической… … Большая советская энциклопедия
Массагеты — степной народ сев. Ирана, помещаемый Геродотом по ту сторону Яксарта (Сыр Дарьи) и принадлежащий к числу северных племен, которые иранцы называли общим именем саков. С М. приходилось бороться культурным государствам Ирана; по сказанию,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МАССАГЕТЫ — (Massagetai) собирательное назв. группы племен Закаспия и Приаралья в соч. древнегреч. авторов. Неясность приводимых источниками сведений породила в науке многочисл. гипотезы об отождествлении М. и их этнич. принадлежности. Одни ученые считали,… … Советская историческая энциклопедия
МАССАГЕТЫ — • Massagětae, Μασσαγέται, могущественный и воинственный кочевой народ на северо восточном берегу Каспийского моря, по ту сторону Аракса (по Hdt. 1, 201 сл. надо разуметь под этим реку Яксарт), следовательно, между Аральским озером и… … Реальный словарь классических древностей
МАССАГЕТЫ — древний кочевой народ Восточного Прикаспия, вероятные предки Туркменов; принадлежали к комплексу Азиатских Скифов, но от конца I в. по Р. Хр. находились под властью Асов Аланов и приняли их имя, которое носили до нашествия Гуннов; по китайским… … Казачий словарь-справочник
Массагеты — собират. назв. группы племен Закаспия и Приаралья в соч. др. греч. авторов. Неясность приводимых источ. сведений породила в науке многочисл. гипотезы об отожд. М. и их этнич. принадлежности. Одни ученые считали, что назв. М. обозначает… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Источник