Маргарета тильберг цветная вселенная михаил матюшин
Still point / Точка покоя — не только остеопатия запись закреплена
Способность к меж-ощущениям (Михаил Матюшин)
/ из кн.: Маргарета Тильберг. Цветная вселенная: Михаил Матюшин об искусстве и зрении. М., НЛО, 2008/
..структурирование перцепционного аппарата человека было частью «новых методов работы» Отдела органической культуры ГИНХУКа.. В матюшинском «расширенном зрении» глаз является лишь одним из компонентов зрительного аппарата, функционирующим вместе с ушами и кожей в рамках системы «периферического восприятия», централизованно управляемой головным мозгом. В одном из представленных местным властям отчетов за 1923/24 учебный год матюшин указал следующую цель работы Отдела органической культуры ГИНХУКа: «развитие целого организма. 1. усиленным упражнением всей воспринимающей системы органов: осязания, слуха, зрения, 2. мощным разворотом центрального связующего органа мозга в постоянных упражнениях одновременно всех органов восприятия».
..Матюшин относит кожный покров человека к первому уровню расширенного зрения — «первая ступень чувственного понимания пространства». В другом отчете говорится следующее: «Исследуя свойство глубины, или плоскости, подходя к предмету исследования, трогая рукой, ощупывая, обходя вокруг, т.е. всякими способами движения, осязания, испытывая пространственное положение предмета, мы находим забытый путь, приводящий нас к наибольшей выразительности видимого».
В качестве первичного источника ощущений или «первичного зрения», осязание рассматривается как ось и организатор всех наших других ощущений». В теории «расширенного зрения» коже отводится роль регулятора и объединителя прочих чувственных ощущений на примитивном уровне. Матюшин также рассматривал кожу как фундамент для «осознанного зрения», поскольку она обеспечивала «тонкую осознанность и ряд подсознательных рефлексов». Изучаемый материал в основном был природного происхождения: растения, корни, ветки, очаги некроза на плодовых деревьях и т.п. Перенеся опыты в стены лаборатории, исследователи провели ряд экспериментов в области осязательных ощущений с различными материалами: металлом, камнем, костью и хрусталем.
Матюшин хотел расширить угол зрения до полного круга (360′), таким образом включив затылочную часть мозга в активную систему зрительных центров. В рамках своего аспирантского курса в ГИНХУКе он избрал для студентов следующий способ тренировки: он привозил их на набережные Невы, где открывался вид на Финский залив, и просил писать вид реки, сидя спиной к ней, что вызывало немалое удивление прохожих. «Они сидели спиной к реке и рисовали ее!» — восклицает консервативный пейзажист Альберт Бенуа. Когда он увидел Матюшина со студентами, сидящими спиной к Неве, то был убежден, что перед ним группа пациентов психиатрической клиники.
Конечная цель этой программы тренировки состояла в изменении человеческого восприятия мира. «Ставя натуру в фас, я предлагал сосредоточить все внимание на фасе и догадаться, какой будет фигура со спины. После минутной паузы я быстро переворачиваю натуру и говорю: Вы совсем не то представляли себе, не правда ли? Тут же предлагаю обратный опыт — смотреть со спины и представить фас. [. Этим образом] я дам возможность всему амфитеатру сделать наблюдение натур с четырех сторон».
Наблюдения на природе с закрытыми глазами
Помимо использования расширенного угла зрения, Матюшин привлекал своих студентов к наблюдению «активности мозга на природе» с закрытыми глазами. С этой целью предпринимались поездки за пределы Ленинграда, причем для наблюдений выбирались различные места: вершины небольших холмов, берега озер, поля и густые леса. Изучались как особенности рельефа, так и «по их внутренней структуре и фактуре местностей» — характер почвы, воды, неба, а также другие материалы — поля и деревья. Здесь использовались все органы чувственного восприятия, кроме глаз: нос для осязания и, вместе с кожей, для определения уровня влажности, для того, чтобы почувствовать укусы насекомых и т.п.; уши — для восприятия звуков собственных шагов, звуков, издаваемых животными и птицами; все тело — для ощущения изменений ритма при ходьбе по местности с различными рельефами и того, насколько глубоко стопа погружается в грунт. Находясь на природе, было важно дать зрительный образ «пространственного впечатления без глаз». Вернувшись в лабораторию, Матюшин со студентами сравнивали записи о пространственных ощущениях, испытанных при закрытых глазах и при использовании «расширенного зрения». Эта деятельность была направлена на активацию различных зон головного мозга, связанных с разными органами чувственного восприятия, с целью создания новых каналов связи между ними. Помимо цвета, объема и пространства важным объектом исследования была также «фактура» — характер поверхности предметов.
Источник
Цветная Вселенная. Михаил Матюшин об искусстве и зрении
Описание книги
Книга шведского искусствоведа Маргареты Тильберг — первое и пока что единственное исследование, посвященное Михаилу Матюшину — одному из столпов русского авангарда, до сей поры не удостоившемуся монографического рассмотрения. Многое в ней, по сути, сенсационно: контекст истории авангарда (и не только авангарда) оказывается дополнен столь значимо, что это приводит к частичному смещению, изменению традиционного местоположения структурирующих его фигур и событий. Поскольку речь идет не о Матюшине-х.
Книга шведского искусствоведа Маргареты Тильберг — первое и пока что единственное исследование, посвященное Михаилу Матюшину — одному из столпов русского авангарда, до сей поры не удостоившемуся монографического рассмотрения. Многое в ней, по сути, сенсационно: контекст истории авангарда (и не только авангарда) оказывается дополнен столь значимо, что это приводит к частичному смещению, изменению традиционного местоположения структурирующих его фигур и событий. Поскольку речь идет не о Матюшине-художнике, а о Матюшине — теоретике цвета, создателе цветоведческой и одновременно жизнестроительной концепции, текст затрагивает множество дисциплин: историю искусства, физику, философию, психологию. Книга «Цветная Вселенная. Михаил Матюшин об искусстве и зрении» автора Маргарета Тильберг оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.40 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
Источник