Меню

Махмуд эсамбаев танец восходящего солнца

Бог и шаман танца — Махмуд Эсамбаев

Сегодня юбилей — исполнилось бы 95 лет Махмуду Алисултановичу Эсамбаеву, великому танцору и артисту.
Не могу себя назвать большим любителем танца, балета, тем не менее такими людьми как Махмуд Эсамбаев, невозможно не восхищаться.
Галина Уланова говорила, что такие танцоры являются раз в тысячелетие.

Родился Махмуд в селении Старые Атаги в Чечне. Все жители селения умели танцевать, но маленький Махмудик сильно выделялся танцевальным талантом, и с семи лет был главным плясуном на свадьбах. Именно с танцем мальчик решил связать свою жизнь. Отца этот выбор не устраивал, и с сыном у него был постоянный конфликт.

Кстати, фамилия отца — Ишхоев, но Махмуд взял фамилию матери — Эсамбаев.
Отец прожил 106 лет, за свою долгую жизнь женился 11 раз. Мать умерла рано, Махмуда воспитывала вторая жена — Соня, еврейка по национальности. Она называла пасынка Мойша и всегда поддерживала, в отличие от отца.
Ещё во время учёбы в Грозненском хореографическом училище Эсамбаев уже танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца. А когда началась война, вместе с концертной бригадой ансамбля уехал на фронт, и там получил ранение в ногу. Говорили, что танцевать он не сможет. Но Махмуд беспрерывно тренировался, и восстановил своё мастерство. Талант был оценён руководством Пятигорского театра музыкальной комедии, и Эсамбаев в 1943 года влился в коллектив как солист.

В 1944 году состоялась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. Эсамбаев работал в Пятигорске, и его не трогали. Но он сам пришёл в милицию и попросил отправить его к своей семье, к своему народу.
Семью его депортировали в Киргизию.
Эсамбаев устроился на мясокомбинат — вести кружок танцев. Получал за это мешок лошадиных костей, с которых мама Соня срезала остатки мяса и пополам с хлебом делала котлеты, а из самих костей варила суп.
Потом во Фрунзе устроился в театр оперы и балета, и сразу стал солистом — исполнял главные партии в балетах.

Во Фрунзе Эсамбаев нашёл и жену — врача Нину Ханумянц, армянку, христианку по вероисповеданию. Родня была против. Но они всё же поженились и прожили вместе больше 50 лет. Нина ездила вместе с мужем, была личным врачом. Родилась дочь Стелла.

Когда чеченцам разрешили вернуться, Эсамбаев оставил не только Киргизию (которую тоже полюбил), но и балет. С 1957 года Махмуд стал работать в Чечено-Ингушской филармонии. Очень увлёкся танцами разных народов, и это стало главной темой его творчества.

Григорий Чапкис, хореограф:
«Коллеги даже не пытались повторить движения, которые Махмуд выполнял с легкостью. Его универсальность в хореографии не знала границ. Эсамбаев был потрясающим танцором! Классические, народные, осетинские, индийские танцы он исполнял просто и виртуозно. Равных ему не было».

После успеха в Москве и за рубежом Эсамбаев создаёт свой коллектив «Танцы народов мира».
Ему рукоплескал весь мир. Особенно популярны были индийский ритуальный танец «Золотой бог» и бразильский танец «Макумба».

В своём детстве я знал Эсамбаева больше по ролям в кино, причём роли были драматические, не только с танцами. Запомнились сказки с его участием — «Пока бьют часы», «Честное волшебное», «Маленький Мук».
Но самый яркий образ в кино — конечно же, шаман в «Земле Санникова». Такой шаман действительно мог бы своим взглядом и своими движениями приводить в транс племя онкилонов.
Шамана Эсамбаев сыграл ещё раз — Бильге-Оола в узбекско-алжирском фильме «Зов предков. Великий Туран» (1994).

Наверное, шаманом Эсамбаев был и по жизни — чарами своего невероятного танцевального искусства покорял зрителей.

Он очень переживал за свой родной край, когда началась война. Его дом в Грозном разбомбили, разграбили коллекцию картин, архив.
Махмуд Эсамбаев:
«Приезжая всякий раз с гастролей, я ходил по Грозному и любовался каждым вновь построенным домом. Сам помогал строить и аэропорт, и театр, и здание Республиканского комитета. Теперь все это разрушено. Нет, я не смогу видеть все, что там натворили, я сразу же упаду и умру».

В 2000 году его не стало.
Похоронили в Москве, на мусульманском кладбище.
Сейчас его именем названы улицы, установлены памятники, проводится фестиваль имени Махмуда Эсамбаева.
Вечная память!

Источники: esambaev.ru, shkolazhizni.ru, old.memo.ru, nesnilos.com, tanci-kavkaza.ru, kulturologia.ru, fakty.ua, ru.wikipedia.org

Спасибо за внимание! Если Вам было интересно, подписывайтесь на мой канал! Вместе интересней!

Источник

Махмуд Эсамбаев, танцор который «не вмещался в рамки балета». Чем его танец «покорил» многие страны

Ему бы исполнилось 95 лет, он умер 20 лет назад, в день, в который удивительным образом совпали православное Рождество и окончание мусульманского Рамадана. Он был человеком мира и очень любил свою страну.

Здравствуйте, сегодня поговорим о танцоре, повторить которого, наверное, невозможно.

И хотя его дочь Стелла, анализируя творчество отца, говорила, что технически сложного в его танцах ничего такого не было, и повторить его движения мог бы любой профессиональный танцор, танец это не только техника и движения. У Махмуда Эсамбаева особенно.

Как жаль, что так мало записей его танцев, которые танцами назвать язык не поворачивается, — это целые миры, повествования о людях, народах, их национальных особенностях, истории.

Танцевать он начал чуть ли не с рождения

Мать говорила, что он танцевал у нее на руках, когда был младенцем. А когда ему было всего 3 года, он отплясывал уже на свадьбах.

В Чечне танцуют все, для них танец, как глоток воздуха, но так, как он, — не танцевал никто.

Когда отец понял, что сын “баловство” хочет сделать своей работой, бил его нещадно, чтобы даже желание это выбить из его головы.

Читайте также:  Враги украли наше солнце

Поэтому семья перебралась из горного селения Старые Атаги в Грозный, чтобы сын выучил русский и стал судьей, — об этом мечтал отец Махмуда.

Судьей он не стал, учеба не заладилась. Учительница не взлюбила его сразу. Когда он прокрутился на большом пальце одной ноги, а второй тут же коснулся своей головы, поняла, толку будет мало.

В сердцах он ей сказал, что когда-нибудь он будет знаменитым и на его концерты трудно будет попасть, а она будет старенькой, он принесет ей билеты в первый ряд, она будет сидеть и плакать, вспоминая, как к нему относилась.

Надо сказать, что слова его осуществились, он пришел к учительнице с билетами на свой триумфальный концерт в Грозном, она сидела в первом ряду и смотрела, каким стал ее бывший двоечник.

И хотя он не раз защищал честь школы, завоевывая для нее первые места на танцевальных конкурсах, после 6 класса был из школы отчислен за неуспеваемость.

Махмуд об этом не тужил, его сразу взяли в Грозненское хореографическое училище, а затем, когда ему было только 15 лет, он уже работал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

На войне он чуть не лишился мечты своей жизни

Мальчишкой в 16 лет он выступал с фронтовыми бригадами перед бойцами, на его счету 360 концертов. А на одном выступлении его ранило, прямо в ногу.

С большими усилиями он танец не прервал, закончил, а потом предстояло долгое лечение. Ногу спасли, но вынесли вердикт: танцевать он больше не сможет.

Но он сдаваться не собирался. Лечила бабушка своими народными средствами. А он, превозмогая боль и наплывавшее отчаяние, все равно тренировался по 3-4 часа ежедневно, пытался танцевать.

И в 1943 был приглашен в пятигорский театр оперетты.

Беда, увы, не приходит одна

44 год — страшная дата: массовое переселение чечнцев и ингушей. Самого Махмуда не тронули, но он сам, добровольно, хотя его, уже достаточно известного танцора, и просили остаться, поехал за своей семьей. Знал, им его помощь нужна. Мать он в живых уже не застал.

Не сразу, через какое-то время, живя во Фрунзе, он станет солистом Киргизского театра оперы и балета. Многим запомнится его неповторимое исполнение главных партий в “Лебедином озере”, “Спящей красавице”, “Бахчисарайском фонтане”, танцевальные номера в различных оперных спектаклях.

Он с благодарностью всегда говорил о своей творческой жизни в этот трудный период. Многое сделал для становления Киргизского балета и стал первым Народным артистом Киргизии.

Две женщины сыграли в жизни Махмуда Эсамбаева значительные роли

Первая — это, как он сам называл, еврейская мама, вторая жена отца, одесситка Софья Михайловна. Вообще отец прожил 106 лет, был женат 11 раз. А Махмуд остался жить со второй его женой, которую и считал своей мамой.

Она его всегда поддерживала, еврейка вместе с чеченцами была в ссылке. Когда он выступал уже в Киргизском оперном театре, ходила на каждый его спектакль и на отложенные “похоронные” деньги покупала роскошные букеты, которые выносили ему на сцену, до тех пор, пока зрители сами не приучились дарить танцору цветы.

Вторая — его жена, армянка, врач по профессии Нина Аркадьевна, в девичестве Ханумянц .

Для того, чтобы он смог выступать на международном молодежном конкурсе в 1957 году в Москве, продала швейную машинку и ковер, с деньгами было туго.

Об успехе услышали по радио, Махмуд Эсамбаев победил тогда лучших танцоров мира в 3 номинациях сразу. Газеты разных стран писали, что зажглась мировая звезда.

Танцор с семьей переехал в Москву. Ему стало тесно в рамках оперного театра, он стал работать самостоятельно, создавая целые театральные танцевальные истории на основе танцев различных народов мира.

В 32 года, хотя ему сразу сказали “поздно”, надо было заниматься этим раньше, сумел освоить индийский танец, выиграв в Индии главный конкурс, наградой за который был танцевальный костюм стоимостью 300 тысяч долларов.

Испанский, естественно, чеченский, русский, еврейский, таджитский, цыганский. Завораживающий взгляд и каждый танец — это целый рассказ, история. В репертуаре были и чечетка, и лунная походка, и иронические постановки.

Репетировал он с секундомером в руках, поэтому все четко и филигранно, отточено до мелочей.

Вершиной стало исполнение сложного индийского ритуального танца “Золотой бог”, найдите и посмотрите обязательно. А зрителям еще запомнился Махмуд Эсамбаев по замечательному фильму “Земля Санникова”, где он сыграл шамана.

До последнего он не терял формы

Рост 182 сантиметра — высокий для танцора. При этом весил 67 килограммов всего. А осиной талии могла позавидовать любая женщина — 47 сантиметров.

Как ему это удавалось? Вообще что ли не ел?

Вкусно поесть он любил, но не в одиночестве, а с друзьями и съедал мало.

Он считал, что если будет есть много, то перестанет быть танцором, не сможет в танце взлететь. А без танца для него жизни не было. Если ты переел, говорил он, — то место твое на диване и жизнь твоя уменьшается до размеров этого дивана. Его жизнь была размером с весь мир.

Ушел Махмуд Эсамбаев со сцены незаметно

Специально об этом не объявлял и не прощался, просто перестал выступать. Занимался депутатскими делами. Помогал людям, организовал благотворительный фонд.

Читайте также:  Раскинув луч шаги шагает солнце средство выразительности

Из него не получился долгожитель, не в отца пошел, онкология не дала жить долго. 75 лет ему всего было отведено.

Он умер достойно, как настоящий мужчина. На вопрос, какое у него желание, что нужно сделать, он ответил что нужно творить добро до тех пор, пока достает сил.

На Площади звезд в Москве в честь него, еще при его жизни, торжественно, как и полагается, заложена плита со звездой Махмуда Эсамбаева возле концертного зала “Россия”.

А где-то там высоко над землей вокруг Солнца вращается астероид 4195 (Esambaev), названный в его честь.

Да и сам он, как звезда, вспыхнул, и в своей не очень длинной жизни сумел многого достичь.

Источник

Махмуд эсамбаев танец восходящего солнца

«Золотой Бог» — Махмуд Эсамбаев

Махму́д Алисулта́нович Эсамба́ев (15 июля 1924, с. Старые Атаги, Чеченская автономная область, РСФСР — 7 января 2000, Москва, Россия) — советский чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, актёр, хореограф и балетмейстер.Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1984).

Эсамбаев — создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др.

Однажды Махмуд увидел, как исполняют индийский танец, и буквально заболел им. По совету друзей он обратился к балетмейстеру и преподавателю студии Государственного ансамбля танца Элеоноре Грикуровой, чтобы она помогла разучить этот танец. Грикурова, узнав, что Махмуду 32 года и что он никогда не исполнял индийские танцы, отказалась.

«Индийские танцы очень сложны, вам уже поздно, к тому же они требуют огромной силы в ногах и теле», — сказала она. Как только прозвучал этот приговор, Махмуд начал танцевать. Он показал все, на что способен, все виртуозные движения из сложных танцев, которые знал. Грикурова была удивлена, восхищена и согласилась с ним работать. Пришлось Махмуду пролить очень много пота, пока был готов танец.

Он назывался «Золотой Бог» и был один из самых сложных. Это настоящее философское произведение. В Индии этому танцу обучают с ранних лет. Случай с Махмудом – явление уникальное, не имеющее аналога даже на родине «Золотого Бога». Сверхтрудность танца состояла в том, что исполнитель сидящий на корточках, должен был за полторы минуты незаметно для глаз зрителей под музыку встать с пола во весь рост, танцевать в течении шести минут, а затем за те же полторы минуты плавно опуститься, приняв первоначальную ритуальную позу. Все, кто видел впоследствии этот танец, удивлялись, с какой легкостью выполнял Махмуд сложные элементы: дело в том, что подняться и опуститься нужно было так, чтобы не зазвенел ни один колокольчик из браслетов, надетых на ноги. Иначе весь танец будет испорчен. Над этим и шла работа. Махмуд трудился с раннего утра до поздней ночи. Оставшись вечером в зале, он продолжал разучивать те движения, которые балетмейстер показывала ему днем. Грикурова была приятно удивлена: Махмуд отработал все движения. Она усложняла задание, но результат неизменно оказывался превосходным. Преподаватель прекрасно понимала, что у нее на глазах рождается большой танцор.

И вот в Зале имени П.И. Чайковского объявлен концерт артистов Большого театра. Участвуют Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Александр Лапаури и другие. Самой последней в афише значится фамилия Махмуда Эсамбаева.

Это был день премьеры танца «Золотой Бог». Махмуд пришел в театр за несколько часов до начала концерта. Примерил костюм, сшитый художником Антониной Зайцевой. Отрепетировал танец еще раз и ждал с волнением свой выход. Наконец ведущий объявляет: «Индийский танец Золотой Бог» классического стиля Бхарат Натьям, исполняет Махмуд Эсамбаев».

Свет погас, и луч прожектора выхватил фигуру танцора, застывшую, как индийское изваяние. Полились чарующие звуки музыки. Голос ведущего: «Медленно восходит золотое солнце над пустынной и мертвой землей. Ничего нет живого на ее безмолвных, выжженных равнинах и склонах гор. Золотой Бог просит Бога Неба послать на землю живительную влагу. Пошел дождь, оживилась земля. Зашелестели листьями деревья, запели птицы, зацвели сады, обрадовались люди. Но дождь не может идти вечно. Прекратился дождь – и снова на земле все живое погибнет. Золотой Бог молит Бога Неба послать на землю реки. По благодатной земле Индии потекли величаво и спокойно воды Ганга. Но не всегда спокоен Ганг. Поднимается буря. Вздымаются огромные волны, река выходит из своих берегов. Ганг затопляет селения, посевы, сады. Но вот буря утихает, Ганг снова входит в свое русло и течет спокойно и величаво. Золотой Бог уходит, чтобы дать покой уставшей земле. Голубой Бог Ночи вступает в свои права. Он окутывает землю голубым сиянием. А завтра снова явится Золотой Бог, снова согреет землю своими золотыми лучами. И так будет вечно!»

Зал затаил дыхание, зачарованный сказочным зрелищем, и вдруг разразился громом аплодисментов. Махмуда вновь и вновь вызывали на сцену. Он утопал в цветах. «Золотой Бог» затмил все другие номера. Художественный руководитель Зала им. П.И. Чайковского Ендржеевский не скрывал восхищения: «Обладая замечательной пластикой, высокой техникой и чувством ритма, Эсамбаев, воспроизводя подлинный индийский фольклор, насыщает этот замечательный танец до предельных вершин мастерства».

Слава о Махмуде и его «Золотом Боге» быстро разнеслась по всей Москве. В Большом концертном зале им. П.И. Чайковского не было отбоя от звонков. Все спрашивали, когда будет выступать индиец. Всем казалось, что Махмуд – танцор из Индии. То, что исполнитель танца – чеченец, стало сенсацией. В одно утро Махмуд проснулся знаменитым.

Читайте также:  Прана это энергия солнца

В Баку декабрь 1962 года выдался на редкость холодным. От резких северных, пронизывающих насквозь ледяных ветров со снегом, температура упала до минус 20 градусов. Снег завалил улицы. Жители южного города, не привыкшие к таким капризам зимы, старались по мере возможности не выходить из дому. Из-за- морозов закрылись школы, детские сады. Но именно в эти два дня должны были проходить съемки. Так диктовал неумолимый кинокалендарь. Предстояла запечатлеть на ленту индийский танец «Легенда о любви».

В небольшом павильоне киностудии дворец богатого принца не вместился. Начали думать, куда его лучше перенести. Самым удачным местом оказался обширный парк культуры и отдыха имени Низами, Настелили зеркальный пол, поставили декорации. Когда вся подготовка окончилась, принцу (Эсамбаеву) просто и обычно предложили: «Начнем съемку».

Принц скинул валенки, шубу и, оставшись в своем королевском костюме, босиком вышел на обледеневший пол сцены. Конечно, в такой обстановке нужно было иметь громадное воображение и силу воли, чтобы представить себе далекую от этой обстановки сказочную Индию.

— Может быть, в туфлях, а? Да простит нас королевская фамилия, — робко бросил кто-то из жалости к Махмуду.
— И все-таки он танцевал босиком, — сказал твердо Эсамбаев, давайте снимать, иначе через минуту я не сделаю ни одного движения.

Режиссер поднял воротник пальто, плотнее обмотал шарф на шее, оператор натянул перчатки, и съемка началась.

В кинофильме этот танец длится всего пять с половиной минут, Махмуд Эсамбаев танцевал его несколько часов.

Индийская «Легенда о любви», поставленная балетмейстером Элеонорой Грикуровой, — изящная лирика. Если бы каждый сидящий в зале знал условный язык танцев Индии, то он не только любовался бы грациозностью движений, но изумился бы поэтическому рассказу, выраженному ;при помощи жестов и танца.

. Юноше снится сон, что около него расцвел лотос — цветок любви. Подарить его любимой — значит отдать ей сердце. И он, сорвав лотос, говорит:
— Милая, прими его, он расцвел для тебя. У меня друзей нет, приди ко мне! Я тебе подарю этот лотос, и ты приколешь его к волосам.
Ты идешь за водой — от шороха твоих шагов пугается олень. Но, увидев красу твою, он спокойно будет щипать траву. А бог Кришна увидит нашу любовь и благословит нас на своей свирели. Иди ко мне! Видишь, я танцую для тебя!
Не хочешь? Ну погоди! Когда ты пойдешь купаться к реке, я подкрадусь и унесу твое одеяние. Ты тогда замерзнешь и почувствуешь холод любви.
И снова принц засыпает у распустившегося лотоса.

Если в «Золотом боге» стиля Бхарат Натьям Эсамбаев передает сложные, обобщенные философские мысли о диалектике природы, быте человека, то в «Легенде о любви» стиля Катхак в экранном и сценическом воплощении он повествует о юности и ее целомудренной любви.

Стиль Катхак возник на Севере Индии в результате слияния двух культур — индийской и мусульманской. Будучи одеты в персидские костюмы, танцовщики черпали сюжеты для плясок из индийской мифологии, преимущественно из легенд о Кришне. Пасторальные пантомимы, игры пастушек, причесывающих и одевающих Кришну, любовь Кришны и Радхи — таково содержание танцев Катхак. Махмуд Эсамбаев в совершенстве овладел этим стилем и в своем танце показал поразительную разнообразную технику ног, на щиколотки которых прикреплены бубенцы — по двести штук на каждой. По желанию артиста они звенели то поодиночке, то все вместе мощным оркестром. Стремительные повороты и внезапные остановки, искусная техника рук и пальцев, мастерское владение мимикой лица: бровями, веками, ресницами, ноздрями — все выразительные средства подчинил артист передаче своих чувств и мыслей.

Махмуд ходил в библиотеки, в музей и там по книгам и фотографиям продолжал изучать танцы разных школ Индии. Он познакомился с искусством знаменитого индийского танцовщика Рама Гопала. Ему по душе пришлась именно его манера исполнения.

Лучезарная поэзия индийского фольклора, которая вдруг ожила и заговорила на языке танца, красота природы, своеобразие грозных и добрых богов, чистота и образность верований индийцев пленили Махмуда. Мир легенд, создаваемых тысячелетиями, постепенно становился для него реальным и жизненным.

Со своей программой «Танцы народов мира» Махмуд Эсамбаев сумел покорить не только Россию, но и весь мир.

Он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые — в сознании. Его уникальное искусство делало невозможное — примиряло, соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни. Эсамбаев подарил людям на стыке второго и третьего тысячелетия воплощенные в танцах мечты человечества о мире, дружбе, братстве и интернациональном единении народов.

При жизни его вклад в культуру был оценен по заслугам. Он стал народным артистом не только СССР, но еще восьми республик. Эсамбаев неоднократно избирался Президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства. Однако даже став академиком Международной академии танцев, Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета СССР, а потом и РФ, он всегда вникал в проблемы простых людей. Он умел примирить людей независимо от их национальности, веры и образа жизни.

Махмуд Алисултанович Эсамбаев ушел из жизни 7 января 2000 года, в 76 лет. Похоронен маэстро танца в Москве на Мусульманском кладбище, филиал Даниловского кладбища.

Источник

Adblock
detector