Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова
Чтобы сделать фонетический разбор слова, нужно разобрать каждую буквы на звук, для этого, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор слова?
- Записывает слово и транскрипцию
- Ставит ударение в слове
- Делит на слоги и определяет сколько слогов в слове
- Разбирает каждую букву. Записывает ее звук и описывает: гласный – ударный/безударный, согласный – твердый/мягкий (парный/непарный), глухой или звонкий (парный/непарный)
- Подсчитывает количество букв и звуков
- Составляет цветовую схему
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Фонетика
Фонетика — это раздел науки в русском языке, в котором изучаются звуки речи и звуковое строение языка.
Звуки [и’] [ч’] [щ’] — всегда мягкие.
Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
Звуки [и’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] — всегда звонкие (это сонорные согласные).
Звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие.
Транскрипция
Транскрипция слова записывается в квадратные скобки, в ней могут использоваться дополнительные знаки. В русском языке транскрипция основона на знаках русского алфавита, исключением являются знаки — ъ, ь, е, ё, ю, я в транскрипции они используются как буквы.
Пример фонетического разбора слова
Давайте для примера возьмем слово молоко и его разберем.
Слово имеет 6 букв и 6 звуков, ударение падает на 6 букву «о» (3 слог).
Источник
Твёрдые согласные звуки
Узнаем, что такое твёрдые согласные и чем они отличаются от мягких. Какие пары образуют твердые и мягкие согласные. Какие звуки всегда твёрдые согласные.
Твёрдые согласные — это шумные звуки, в произношении которых отсутствует дополнительная артикуляция языка по сравнению с мягкими согласными.
Узнаем, как отличить твёрдые согласные от аналогичных мягких звуков.
Чтобы выяснить, что такое твёрдые согласные, вначале вспомним, что звуки нашей речи качественно отличаются друг от друга.
Если звук произносится только голосом, а выдыхаемый воздух свободно выходит наружу, причём меняются только очертания губ, то возникают гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
В образовании других звуков участвует обязательно шум, который возникает, если выдыхаемая струя воздуха встречает на своём пути препятствие в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки, состоящие из шума и голоса или только из шума, то есть звонкие и глухие согласные.
Согласные звуки различаются не только способом образования, степенью участия шума и голоса, но и признаком твёрдости и мягкости. И звонкие, и глухие согласные делятся на твёрдые и мягкие.
Что такое твёрдые согласные?
В русской речи согласный звук, обозначенный на письме одной и той же буквой, может быть в слове твёрдым, а в другом — мягким:
- соло [с о л а] — сера [с’ е р а]
- тыл [т ы л] — тина [т’ и н а]
- рама [р а м а] — рябь [р’ а б’]
Чтобы понять, что такое твёрдые согласные, сравнив их с мягкими.
Мягкие согласные образуются с помощью дополнительной артикуляции языка. При их произнесении средняя спинка языка одновременно с основной артикуляцией продвигается к твёрдому нёбу.
Согласные, которые произносятся с подъёмом языка, являются мягкими. Произнесите мягкие звуки и убедитесь в этом:
Согласные, которые произносятся с подъёмом языка являются мягкими. Соответственно те же согласные, но не имеющие этой дополнительной артикуляции языка, являются твёрдыми.Твёрдые согласные — это звуки, которые произносятся без подъёма языка к нёбу.
При произношении твёрдых согласных воздух выходит более широкой струёй, так как язык не выгибается и не создает дополнительного препятствия, как при артикуляции мягких согласных.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Большинство согласных образуют между собой пары по признаку твёрдости/мягкости. Таких пар в современном русском языке 15.
Каждой букве русского алфавита соответствуют парные твёрдые и мягкие согласные звуки:БукваТвёрдый звукМягкий звук
б | [б] | [б’] |
в | [в] | [в’] |
г | [г] | [г’] |
д | [д] | [д’] |
з | [з] | [з’] |
к | [к] | [к’] |
л | [л] | [л’] |
м | [м] | [м’] |
н | [н] | [н’] |
п | [п] | [п’] |
р | [р] | [р’] |
с | [с] | [с’] |
т | [т] | [т’] |
ф | [ф] | [ф’] |
х | [х] | [х’] |
С помощью парных твёрдых и мягких согласных отличаются разные по значению слова:
В письменной речи после твёрдых согласных пишутся буквы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мягких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».
Всегда твёрдые согласные
Учтем, что в фонетике русского языка не все согласные образуют пары по признаку твёрдости/мягкости.
Существуют согласные как всегда твёрдые, так и мягкие.
В русском языке всегда твёрдые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц].
Эти согласные произносятся только твёрдо, хотя после них пишутся буквы «е», «ё», «и» или мягкий знак. В звуковой записи слова (транскрипции) после этих согласных никогда не ставится апостроф.
Сравним, как звучат непарные твёрдые согласные.
Всегда твёрдый согласный [ж]:
- жаба [ж а б а]
- жираф [ж ы р а ф]
- жёлтый [ж о л т ы й’]
- за́лежь [з а л’ и ж]
Всегда твёрдый согласный [ш]:
- шаги [ш а г’ и]
- шорты [ш о р т ы]
- шёлк [ш о л к]
- шиповник [ш ы п о в н’ и к]
- плешь [п л’ э ш]
Всегда твёрдый согласный [ц]:
- царапина [ц а р а п’ и н а]
- цокот [ц о к о т]
- цех [ц э х]
- цифра [ц ы ф р а]
При написании слов с всегда твёрдыми согласными пользуемся правилами орфографии, а не их звучанием.
Твердые согласные, обозначенные буквами «ж» и «ш», пишутся только с буквой «и».
В написании букв «и» и «ы» после «ц» обратимся к правилу.
После этих непарных согласных не пишутся буквы «ю», «я», а только в некоторых иностранных словах (парашют, жюри, брошюра, Цюрих).
Мягкий знак после твёрдых шипящих служит не для выражения их мягкости, а для обозначения форм слов:
- существительных женского рода (ложь, ветошь);
- форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (ты рисуешь, отдашь, справишься);
- форм повелительного наклонения глаголов (вырежь, утешьте).
Как научить ребенка различать звуки
Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.
Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.
Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.
Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.
Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.
Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.
Запись звуков
В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.
Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.
В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.
Парные и непарные по твердости-мягкости звуки
Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.
[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].
Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.
Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Источник