Меню

Луна спутник земли урок 1 класс

Интернет-урок по окружающему миру «Луна — спутник Земли»

Днём в небе светит Солнце, ночью – Луна. Свет у них совсем разный. Солнце освещает всё небо и всю Землю, его лучи греют. Луна красиво сияет в небе, но тьму рассеять не может и тепла не даёт. Мы знаем с Интернет-урок по окружающему миру «Солнце. Планеты Солнечной системы», что Солнце – это звезда, оно светит само по себе. А что же такое Луна?

Об этом наш интернет урок…

Луна сама не светит, она лишь отражает свет Солнца. Так и лист бумаги белый, только если он на свету, а в полной темноте он чёрный.

Луна – это СПУТНИК Земли. Хотя, некоторые ученые относят Луну к маленькой планете…

Спутник — это небесное тело, которое вращается по орбите вокруг других космических тел.

Нужно знать и понимать, что Солнце — это звезда . Вокруг Солнца вращаются планеты , и наша Земля в том числе. А вокруг нашей планеты вращается естественный спутник Земли — Луна

Вы заметили, что иногда мы видим Луну круглую, иногда частичку?

Кстати, неполную Луну мы называем — месяц .

Почему бывает то Луна, то месяц? Если каждый день наблюдать за Луной, то можно увидеть, что месяц сначала тоненький и смотрит рожками влево. Потом он с каждой ночью становится всё толще и толще, превращается в полукруг, и, наконец, наступает ночь, когда Луна становится целой и круглой.

Это называется ПОЛНОЛУНИЕ . После этого Луна начинает ночь за ночью словно подтаивать с другой стороны и постепенно снова превращается в месяц. Только теперь рожки его смотрят вправо. Месяц делается всё тоньше, пока однажды ночью вообще не пропадает с неба. Все эти превращения происходят примерно за месяц (единица времени), точнее, за 28 дней. И всё начинается снова.

Почему так происходит?

Возьми мяч, лучше всего светлый. Выключи в комнате свет и оставь гореть только настольную лампу. Поставь мяч недалеко и отойди подальше, в темноту. Видишь, как лампа освещает мяч? Тот бок, что обращён к лампе, залит светом. Другой – в тени. А вот граница между светом и тенью. Узнаёшь фигуру? Правильно, это месяц!

Передвинь мяч так, чтобы он был сзади лампы. Он освещён полностью. Никакой тени не видно, только круг света – как полная Луна. Поставь мяч с другой стороны от лампы – снова месяц, но рожки смотрят в другую сторону. Поставь мяч перед лампой – он совсем тёмный, сплошная тень.

Вот почему Луна меняет форму. Потому, что она светится не сама, и потому, что она – шар. Это Солнце освещает её то с одного бока, то с другого, то спереди, то сзади. И потому мы видим то светящийся круг, то месяц, то совсем ничего не видим.


С древних времен люди наблюдали, как Луна делает оборот вокруг Земли. И многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — придумали и пользовались лунным календарем.

Каждый оборот Луны отмечали как новый период, который назвали — месяц . Какие месяца вы знаете? …

Но со временем древние люди поняли, что Лунный календарь неудобный. Ведь древние люди занимались земледелием, поэтому были привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари стали заменяться солнечными календарями. Одним из исключений является мусульманский календарь. Он построен только на изменении лунных фаз.

А ты знаешь, что люди всегда видят одну и ту же сторону Луны? Потому что вращение Луны вокруг своей оси происходит за то же время, что и ее вращение вокруг Земли.

Луна вызывает приливы и отливы на Земле. Гравитационное воздействие Луны влияет на океаны нашей планеты. Самые высокие приливы возникают при полной или новой луне.

Люди всегда любили смотреть на Луну. Её сияние вдохновляет поэтов. Луну называли ещё и хлебным караваем, и кругом сыра, и сдобной лепёшкой. А месяц – калачом или долькой апельсина.

Когда люди узнали, что Луна – самая близкое космическое тело, сразу стало очень интересно: а как там, на Луне? Можно ли там жить? Вдруг на ней кто-то живёт?

С тех пор Луну хорошо рассмотрели в телескопы и даже побывали на ней астронавты. Нет, жить там совсем нельзя. На солнечной стороне очень жарко, в тени очень холодно. Там нет воды и нет воздуха. Так как нет воздуха, то звук не передается. Пусть хоть пушка грохочет, ты не услышишь…. К тому же, без воздуха человек может ходить по Луне только в скафандре.

Вся планета покрыта камнями и пылью. Очень много больших глубоких ям с приподнятыми краями – кратеров . Они получились из-за взрывов, когда на Луну падали с огромной скоростью камни из космоса.

Кратеры не сглаживаются со временем. На Земле они бы за несколько веков разрушились под действием воздуха и воды, ветра и дождя. А на Луне нечему сравнивать края кратеров, так они и сохраняются миллионы лет.

Хоть Луна самое близкое к нам космическое тело, много остается неразгаданных тайн.

Например, если приглядеться на Луну, можно заметить высохшие моря…. Откуда они взялись? И была ли на Луне вода?

Источник

Конспект урока окружающего мира на тему: «Спутник Земли — Луна».

Урок соответствует ФГОС (УМК «Планета Знаний). Педагогические цели: создать условия для формирования у обучающихся научного представления о естественном спутнике Земли — Луне; содействовать развитию интеллектуальных способностей учащихся, их творческой инициативы, навыков сотрудничества.

Читайте также:  Коты воители восход луны краткое содержание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему: «Спутник Земли — Луна».»

Урок окружающего мира

Учитель начальных классов МБОУ гимназии №3 г.Грязи Липецкой области Шашкова Татьяна Сергеевна

Тема урока: Спутник Земли – Луна.

Педагогические цели: создать условия для формирования у учащихся научного представления о естественном спутнике Земли — Луне; содействовать развитию интеллектуаль­ных способностей учащихся, их творческой инициативы, навыков сотрудничества.

Планируемые результаты образования:

Предметные: рассказывают о нашей планете — Земле, ближайшей звезде — Солнце, спутнике Земли — Луне.

Личностные: имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»; по­ложительно относятся к учебе как интеллектуальному труду.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Регулятивные: ставят учебную задачу под руководством учителя; намечают план выполне­ния заданий на уроках; осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания; оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.

Познавательные: осуществляют анализ (описание) объектов с выделением существенных и несущественных признаков; выделяют необходимую информацию из учебных и научно-популярных текстов; пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информа­ции при подготовке проекта.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, рабо­тая в паре; сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Образовательные ресурсы: ИД, презентация «Луна — спутник Земли»

I. Психологический настрой на работу.

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать

Учимся мы наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет все узнать,

II. Актуализация опорных знаний

– Какую тему по окружающему миру мы проходим?

– Что такое солнечная система?

— На какой планете мы живем?

— Какую форму имеет Земля?

— Почему Землю называют голубой планетой? (Большая часть поверхности покрыта водой).

— Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (Слайды)

— Работа в группах

Планеты Солнечной системы изучают .

Вокруг Солнца вращаются планеты. Их .

Относительно Солнца планеты расположены так:

А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

А) самая большая планета Солнечной системы;

Б) самая маленькая планета Солнечной системы;

В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

Что такое Земля?

Ответы к тесту: 1) в; 2) б; 3) б; 4) в; 5) б, 6) б

— Сто вопросов – сто ответов,
В них найдём мы сто секретов.
Все секреты мы узнаем,
И загадку отгадаем.

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только —
От него осталась долька (Луна, месяц)

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Попробуйте сформулировать тему урока. (О Луне и о месяце).

— А Луна и месяц это одно и то же?

— Сейчас вам трудно ответить на этот вопрос.

— На этот и другие вопросы мы ответим с вами сегодня во время нашего путешествия.

— Итак, тема нашего урока: «Спутник Земли — Луна». На сегодняшнем уроке мы с вами ответим на вопросы:

Почему Луну называют спутником Земли?

Луна и месяц это одно и то же?

Может ли быть жизнь на Луне?

— Я думаю, что вы все любите читать книги.

— В произведении какого детского писателя малыши полетели на Луну? (Николай Николаевич Носов написал рассказ-сказку «Незнайка на Луне»).

— А вы хотите побывать на Луне? Тогда летим!

Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. На основе научных фактов будете делать выводы и отмечать их в своих маршрутных листах.

— Представьте, что мы с вами малыши из Цветочного города и собираемся в полет на ракете, которую построил Знайка. (Слайд)

— Что необходимо надеть для космического путешествия? (Скафандры)

— Представьте, что вы уже в скафандрах.

— Все встали. Построиться по экипажам.

Отправляемся в полет

Сколько нас открытий ждет.

Мы идем на космодром, (Шаги на месте)

Дружно, в ногу, мы идем.

Мы походим на носках, (Руки на поясе)

Мы идем на пятках. (Руки за голову)

Вот проверили осанку (Выпрямились)

И свели лопатки.

III. Изучение нового материала

— Сели. Пристегнули ремни. К старту готовы?

Начинаем отсчет: 3 – 2 – 1 – 0 – Пуск!

(Звучит музыка «Тема о космосе»)

— Закройте глаза и расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте. Не открывайте глаза.

— Приближаемся к Луне!

— Внимание, приготовьтесь, прилуняемся!

III. Изучение нового материала

— Открывайте глаза, поморгайте, поморгайте и посмотрите, вот мы и на месте.

— Приступим к поиску ответов на наши вопросы?

ИД — Презентация «Луна – спутник Земли»

1. Луна — спутник Земли. Слайд

— В космическом царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и Луна так и вертится возле своей подружки – Земли.

За это Луну даже прозвали спутником Земли.

— Как вы думаете, что означает слово спутник? (Ответы детей: тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь, спутник жизни).

Читайте также:  Луна звезды тип предложения

— Слово спутник многозначное, у него есть и другое значение:

Спутник — небесное тело, которое движется вокруг планеты.

Оказывается, Земля и Луна всегда неразлучны. Луна вращается вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

Спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Луна – естественный спутник Земли. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц.

— Итак, ребята, сделайте вывод, почему Луну называют спутником Земли? (Ответы детей).

— Отметьте в своем маршрутном листе первый научный вывод.

— Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна.

— Сравните размеры Луны и Земли? (Ответы детей)

— Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.

— Отметьте это в маршрутном листе.

— Как вы думаете, каково расстояние от Земли до Луны, выскажите свои предположения. (Ответы детей).

— Среднее расстояние от Земли до Луны составляет около 400 тысяч километров. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта. Луна — это самое близкое к Земле космическое тело. Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться.

Путь, по которому Луна движется вокруг Земли, называется орбитой Луны. (На доске таблица).

— Еще в древности люди заметили, как луна все время меняет свою форму. То она круглая, как тарелка, то похожа на краюху хлеба, то виден лишь тоненький серп, который люди назвали месяцем. Люди не могли этого объяснить и сочиняли сказки, загадки, мифы. Я вам расскажу одну сказку.

Кто обгрыз месяц.

Однажды ночью на пороге старого, скрипучего дома сидели два голодных мышонка Пип и Скрип. Сидели, болтали хвостиками и смотрели на месяц.

– Наверное, месяц очень вкусный, жаль, что не достать, – вздохнув, сказал Пип.

– Вкусный? С чего ты взял? – удивился Скрип.

– Месяц точь-в-точь как ломтик сыра. Даже темные пятнышки видны. Это, конечно, дырочки. А самое главное, я заметил, что ломтик все время кто-то объедает. Прошлым вечером он был гораздо больше, а позапрошлым – совсем большой.

– Верно, – подумав, – отозвался Скрип. – Я тоже заметил. И я знаю, кто им лакомится: летучие мыши! Они каждую ночь улетают куда-то с чердака, наедаются досыта, а к утру возвращаются. Давай их попросим, чтобы они и нам принесли кусочек.

Побежали мышата на чердак, но летучие мыши только головой покачали.

«Чудаки! – смеялись летучие мыши. – Разве нам до месяца долететь?! Да и сыр мы не едим, мы ловим комаров да бабочек. Это, наверное, ласточки рано утром расклевывают ломтик, пока его не убрали с неба».

Едва рассвело, отыскали мышата ласточек, сели у телеграфного столба и, задрав мордочки, запищали: «Ласточки, ласточки, это вы клюете месяц? Принесите нам кусочек сыра!»

«Чудаки! – защебетали ласточки. – Нам до месяца ни за что не долететь. Мы ловим комаров да мошек. А сырную краюшку наверняка орел клюет, он летает выше всех».

Что делать, отправились мышата к орлу. Но и орел ответил им: «До месяца мне не долететь». Но ведь ночью кто-то обгрызает месяц! Кто же тогда? Вон уже только корочка осталась. «Мне филин говорил, – подумав, сказал орел, – будто ночью на небе появляется какой-то страшный черный зверь. Глаза у него горят, усы топорщатся. Он-то, наверное, и объедает месяц».

Вернулись мышата домой, дождались ночи, стали караулить – какой такой черный зверь придет месяц доедать?

Смотрели-смотрели… И вдруг Пип закричал: «Ой, я вижу два зеленых глаза. Это, наверное, летучий кот!» Тут Пип и Скрип запищали от ужаса и спрятались в норку.

С той поры мыши никогда не облизываются на месяц.

— Ребята, а вы можете объяснить, почему меняется внешний вид Луны? (Ответы детей).

— Чтобы объяснить это, нам надо знать секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит.

— Откройте учебники на с. 57 и найдите «секрет» луны, как она светит.

– Вот мы и узнали секрет Луны. Сама Луна не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена, чем? (Солнцем).

— В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.

— Отметьте в маршрутном листе, в чем «секрет» луны

Слайд – фазы луны

– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луны на небе не видно. Это фаза называется новолунием. Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

— Итак, ответим на следующий вопрос, который ставили в начале нашего путешествия:

— Луна и месяц это одно и то же? (Ответы детей)

Читайте также:  Чтобы денежки водились луна

— Какую форму имеет луна? (Форму шара)

— Запишите результаты исследования в маршрутный лист.

— Перед следующим открытием нам надо отдохнуть

Чтобы сильным стать и ловким

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Будет вправо поворот.

Раз — хлопок, два — хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись!

3. Поверхность луны

Рассмотрите фотографию Луны, посмотрите на ее поверхность и скажите, какая она? (Ответы детей)

— Послушайте стихотворение Джанни Родари и подумайте над вопросом:

— Что назвали лунными морями?

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

Нельзя в нём плескаться,

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Ещё не умеет совсем!

— Итак, выскажите свои предположения. (Ответы детей).

Поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность.

Ребята, эти впадины называются кратерами или по-другому их называют «лунными морями». (На доске карточка со словом «кратер»).

Значит, что такое «лунные моря»? (Кратеры, образованные вследствие падения метеоритов — камней упавших из космоса).

4. Изучение человеком Луны.

Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне?

Луна – это единственное небесное тело, на котором побывал человек. Поэтому изучена она гораздо лучше чем другие планеты.

Первыми побывали на луне в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Их космический корабль назывался Аполлон. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. Американские астронавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход — 1». Это автоматический аппарат, управляемый с Земли по радио, который посылали на Луну для сбора материала с космических объектов.

Исследование Луны показало, что на Луне нет ни облаков, ни ветра, ни воды, ни воздуха, а следовательно нет животных и растений, из-за чего жизнь на Луне невозможна. Есть только черное небо вокруг.

Из — за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до — 160 градусов.

Предметы на луне в 6 раз легче, чем на Земле. Люди такие легкие, что могут свободно прыгать через широкие канавы. Здесь и падать не страшно. Медленно опускаешься, точно погружаешься в воду. Падаешь и не ушибаешься. А подняться можно просто, оттолкнувшись руками от грунта. Ходить по лунной поверхности трудно, ноги «буксуют». Надо разгоняться маленькими шажками.

— Итак, ребята, скажите, что удалось выяснить учёным — астрономам в результате изучения Луны? (Ответы детей).

Получили мы ответ на вопрос:

Может ли быть жизнь на луне? (Ответы детей).

— Запишем вывод в маршрутный лист.

— Получили ли мы ответы на поставленные в начале нашего путешествия вопросы? (Ответы детей).

— А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю.

(Звучит музыка «Тема о космосе»)

С успешным приземлением вас, ребята!

IV. Закрепление изученного материала (слайд 16)

– Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы. Давайте проверим, как вы усвоили новые знания.

— Выполните тестовое задание (да +, нет –). (Проверка учителем).

Луна больше Земли.

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

На Луне есть воздух и вода.

Луна – природный спутник Земли.

На Луне живут люди.

Луна вращается вокруг Земли.

На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.

В лунных морях много воды.

На Луне цветут красивые цветы.

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке? (О том, что Луна спутник Земли, о поверхности Луны, о людях покоривших луну)

— Мы получили много научной информации.

— А можно ли любоваться Луной?

— И мы не одни, любовались Луной во все времена. Художники, писатели, композиторы посвятили Луне свои произведения.

— Послушайте отрывки из стихотворений великих русских поэтов.

(Дети читают стихи наизусть)

Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нём ползущий,
Отдыхает, спит.

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.

Александр Сергеевич Пушкин

На небесах печальная луна
Встречается с весёлою зарёю,
Одна горит, другая холодна.
Заря блестит невестой молодою,
Луна пред ней, как мёртвая, бледна.

— Послушайте «Лунную сонату» великого немецкого композитора Людвига Бетховена. (Во время музыки просмотр слайдов).

-Я хочу чтобы вы оценили свою работу на уроке: ( на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)

Красная звезда — на уроке было легко, интересно.

Желтая звезда — испытывал затруднения.

Коричневая звезда — на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.

Д/З: подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома, можете воспользоваться маршрутным листом

Источник

Adblock
detector