Текст книги «Река играет»
Автор книги: Владимир Короленко
Жанр: Литература 19 века, Классика
Текущая страница: 3 (всего у книги 4 страниц)
Я поднялся и посмотрел кругом.
Река скрылась в темной синеве вечера. Луна еще не подымалась, звезды тихо, задумчиво мигали над Ветлугой. Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, как будто прислушиваясь к немолчному шороху все прибывающей реки. Поверхность ее была темна, не видно было даже «цвету», только кой-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звезд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека…
Артель все еще бушевала на другом берегу, но песня, видимо, угасала, как наш костер, в который никто не подбрасывал больше хворосту. Голосов становилось все меньше и меньше: очевидно, не одна уж удалая головушка полегла на вырубке и в кустарнике. Порой какой-нибудь дикий голосина выносился удалее и громче, но ему не удавалось уже воспламенить остальных, и песня гасла.
Я тоже улегся рядом со спящими ветлугаями, любуясь звездным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками подымавшейся за холмами луны. А с горы, тихо поскрипывая, спускался опять запоздалый воз, подходили пешеходы и, постояв на берегу или безнадежно выкрикнув раза два лодку, безропотно присоединялись к нашему табору, задержанному военною хитростью перевозчика Тюлина.
Огни в деревушке на холме давно погасли один за другим. Столб с надписью то выделялся, окрашенный огнем костра, то утопал в темноте.
На той стороне, за рекой, запевал соловей.
– Перевоз, перевоз, перрево-ó-оз!
– Эй, перевоз-чик, живей – э-эй!
Громкие крики, раздавшиеся шумно, внезапно, резко и звонко, точно труба на заре, разбудили меня и весь наш табор, приютившийся у огонька. Крики наполняли, казалось, землю и небо, отдаваясь в мирно спавших лощинах и заводях Ветлуги. Ночные странники просыпались и протирали глаза; песочинец, которого вчера так сконфузил его собственный скромный оклик заснувшей реки, теперь глядел с каким-то испугом и спрашивал:
– Что такое? С нами крестная сила, что такое?
Начинало светать, река туманилась, наш костер потух. В сумерках по берегу виднелись странные группы каких-то людей. Одни стояли вокруг нас, другие у самой воды кричали перевозчика. Невдалеке стояла телега, запряженная круглою сытою лошадью, спокойно ждавшею перевоза.
Я тотчас же узнал уреневцев… Тут были и третьеводнишние скитницы в темных одеждах, и длинный субъект с мрачным лицом, и рябой нищий, и лохматый «юрод», и еще какие-то личности в том же роде.
Теперь они стояли вокруг нашего, лежавшего вповалку, табора, глядя на нас с бесцеремонным любопытством и явным пренебрежением. Мои спутники как-то сконфуженно пожимались и, в свою очередь, глядели на новоприбывших не без робости. Мне почему-то вдруг вспомнились английские пуритане и индепенденты времен Кромвеля. Вероятно, эти святые так же надменно смотрели на простодушных грешников своей страны, а те отвечали им такими же сконфуженными и безответными взглядами.
– Эй, вы, ветлугаи-водохлёбы! Где перевозчик?
– Перевоз, перевоз, перре-во-óз.
Можно было подумать, что целая армия вторглась в мирные владения беспечного перевозчика. Голоса уреневцев гремели и раскатывались над рекой, которая теперь, казалось, быстро и сконфуженно убегала от погрома, вся опять желтовато-белая от «цвету». Эхо долго и далеко перекатывало эти крики.
«Ну-ка, – думалось мне, – устоит ли и теперь тюлинский стоицизм?»
К моему удивлению, взглянув на реку, я увидел в утренней мгле лодочку Тюлина уже на средине. Очевидно, философ-перевозчик тоже находился под обаянием грозных уреневских богатырей и теперь греб изо всех сил. Когда он пристал к берегу, то на лице его виднелась сугубая угнетенность и похмельная скорбь; это не помешало ему, однако, быстро побежать на гору за длинными шестами.
Наш табор тоже зашевелился. Хозяева ночевавших возов вели за чёлки лошадей и торопливо запрягали, боясь, очевидно, что уреневцы не станут дожидаться и они опять останутся на жертву тюлинского самовластия.
Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега.
У потухшего костра мы остались вдвоем с Ефимом, который разгребал пальцами золу, чтобы закурить угольком носогрейку.
– А вы что же не переправились заодно?
– Ну их, не люблю, – ответил он, раскуривая. – Мне не к спеху, – пойду себе по росе… А вот вам так, пожалуй, пора собираться: слышите, пароход сверху бежит.
Через минуту и я мог уже различить гулкие удары пароходных колес, а через четверть часа над мысом появился белый флаг, и «Николай» плавно выбежал на плёсо, мигая бледнеющими на рассвете огнями и ведя запаленную сбоку большую баржу.
Солдат услужливо подал меня в тюлинской лодочке на борт парохода и тотчас же сам вынырнул в ней из-за кормы, направляясь к тому берегу, где грузный паром высаживал уреневцев.
Солнце давно золотило верхушки приветлужских лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался все новыми и новыми уголками, которые с каждым поворотом щедро открывала красавица река, еще окутанная кое-где синеватою мглой.
И я думал: отчего же это так тяжело было мне там, на озере, среди книжных народных разговоров, среди «умственных» мужиков и начетчиков, и так легко, так свободно на этой тихой реке, с этим стихийным, безалаберным, распущенным и вечно страждущим от похмельного недуга перевозчиком Тюлиным? Откуда это чувство тяготы и разочарования, с одной стороны, и облегчения – с другой? Отчего на меня, тоже книжного человека, от тех веет таким холодом и отчужденностью, а этот кажется таким близким и так хорошо знакомым, как будто в самом деле
Все это уж было когда-то,
Но только не помню когда…
Милый Тюлин, милая, веселая, шаловливая, взыгравшая Ветлуга! Где же это и когда я видел вас раньше?
Источник
Тема: Сложносочиненное предложение (ССП)
Тема: Сложносочиненное предложение (ССП)
Цели: повторить классификацию сложных предложений; повторить постановку знаков препинания в союзных сложных предложениях; воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок — обобщение.
Оборудование: таблица «Сложное предложение», «Знаки препинания в ССП».
проверка д/з: выполнение тестового задания:
1. Отметьте буквенный вариант предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Кругом стало совершенно темно — луна зашла за облака.
2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
3) Стояла невыносимая жара — улицы были пустынны.
4) Наша задача — не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.
2. Укажите вариант полного и правильного объяснения пунктуации в предложении: Земля (1) кругла (2) на ней не скроешь тайны.
1) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится запятая (2). В первой части — тирс между подлежащим и сказуемым (1).
2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится двоеточие (2). В первой части запятая отделяет уточняющий член предложения (1).
3) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2), так как вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. В первой части запятая не нужна (1).
4) Предложение простое. Тире (2) разделяет подлежащее и сказуемое. Запятая (1) не нужна.
3. Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.
1) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось.
2) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.
3) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.
4) Мне выслали какие-то книги, но какие именно – не знаю.
4. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору.
2) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.
3) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.
4) Река еще не замерзла и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.
5. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.
1) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования.
2) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин.
3) Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
4) Луна светила ему прямо в лицо_ и я видел ужасные гримасы, которые появлялись то и дело на его лице.
II. Работа по теме урока.
Найдите общее между предложениями:
Зацветает степь лесами а в лесах поля цветут.
Учёные заинтересовались находкой и начались раскопки кургана.
Или я не понимаю или же ты не хочешь меня понять.
— А в чем разница в данных предложениях? (смысловые отношения)
— Скажите, чем мы будем заниматься на уроке? (ССП, повторить смысловые отношения между частями ССП).
Составление схемы. Беседа по вопросам.
— По какому принципу сложные предложения делятся на сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП)?
— На какие группы делятся ССП? От чего зависят смысловые отношения в ССП?
— В чем разница между союзами и союзными словами?
2. Знаки препинания в ССП.
— Какие знаки могут отделять части ССП? (Запятая, точка с запятой, тире, отсутствие знака при наличии общего второстепенного члена.)
(Учащиеся записывают предложения и комментируют условия выбора нужного знака препинания в сложносочиненном предложении.)
1. День безветренный, но морозец крепкий, январский.
2. Ни своего угла, ни родных не было у нее там; и служила она в Суходоле уже не у прежней хозяйки своей.
3. С колесницы пал Дадон, охнул раз — и умер он.
4. В мозгу людей миры летят и государства гибнут.
3. Выполнение заданий.
Карточка 1. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочинённого предложения.
Пел в кустах малиновых соловей-соловушка, да шумели листьями стройны тополя.(Соф.)
Глухая ночь сгущает краски, и поневоле страшно нам. (Сол.)
Не то это было раннее утро, не то уж наступал вечер.(Фад.)
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.(Л. Т.)
В льдистом, в необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял. (Пауст.)
Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой. (Кат.)
Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.
Карточка 2. Объясните, в чем разница между предложениями
Учёные заинтересовались находкой и начались раскопки кургана.
Учёные заинтересовались находкой и начали раскопки кургана.
— Объясните, в чем разница между получившимися предложениями. (В первом предложении союз связывает части сложносочиненного предложения (ССП), а во втором — однородные члены предложения.>
Определите сложносочинённые предложения, в которых не нужны запятые перед союзом и, так как имеется общий второстепенный член.
1.Несмотря на праздничный день, в саду было пустынно и вокруг ни души.(М. Г.)
2.В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. (Ф.)
3.Его чёрные кудри выбивались из-под шляпы и карие глаза улыбались.
4.Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился. (Ф.)
5.Пел в кустах малиновых соловей-соловушка, да шумели листьями стройны тополя.(Соф.)
Расставьте знаки препинания в сложносочинённых предложениях, осложнённых пунктограммами простого предложения.
1.Летние яблоки созревают в августе а зимние в сентябре.
2.Кувшины звуча налилися водой и гордо кивая махровой главой приветствуют пальмы нежданных гостей и щедро поит их студёный ручей. (Л.)
3.Солнце взошло и в остывающем сгустившемся свете чётко выделяющем каждый предмет посёлок больше всего походил на пасеку. (В. Р.)
4.Блеск моря и скрип причала и пляжей дневных теснота всё это внезапно пропало и сразу пришла темнота.
Определите, в каких сложносочинённых предложениях перед вторыми предложениями нужна большая пауза и поэтому можно поставить тире.
Удар короток и мяч в воротах! (Ош.)
Ещё десять шагов и я увидел толстую сухую сосну, сваленную ветром и подожжённую у корня. (Ф.)
Время дорого и терять его не станем. (Гонч.)
Упали две, три крупные капли дождя и вдруг блеснула молния. (Гонч.)
Здесь горели костры и вокруг них толпились любопытные.(Гайд.)
Щёлк и выключила свет.(Марш.)
Один прыжок и я был стиснут его (отца) крепкими, загрубелыми лапами. (Гайд.)
Ещё один день пути до нашего таёжного аэродрома и прощай кочевая жизнь, комары, тишина топких болот. (Ф.)
(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзом ставится тире, например: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут.
Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными, например: Еще напор – и враг бежит. Еще одна минута объявления – и вражда готова была погаснуть.
Иногда предложение распадается на две части, между которыми ставится тире, например: В горах если столкнуть с высоты камень, он сорвет в своем полете другой, третий, они повлекут за собою десятки, которые обвалят сотни, — и вот целая лавина каменьев, глыб и комьев земли рушится в пропасть с нарастающим устремлением…)
V. Домашнее задание.
1. Задание: записать предложения, выделить грамматическую основу: построить схемы сложных предложений.
В полдень солнце уже горело изрядно, и от влажной земли ощутимой волной поднимались густые испарения. Они насыщали собой воздух, яркими искрами оседали на пушистых соцветиях верб, на крохотных, еще сморщенных листьях берез. Березняк еще не зеленел, но уже был весь в намеках на ярко-зелёный цвет, который вот-вот прорвется из клейких темно-коричневых почек и охватит всю крону деревьев.
Укажите сложносочинённое предложение:
А) Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения.
В) До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но всё же он возлагал все надежды на будущее.
С) Он был твёрдо уверен, что он имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное.
Д) Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя, однако был рад за жену и дочь.
Е) Китайцы, которых он выписывал себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит.
2. Сложносочинённое предложение, в котором указывается на возможность одного явления из двух:
А) Тогда царь осторожно раздвигает руками ветки, тихо пробирается между колючими кустами и выходит на открытое место.
В) Царь Соломон не достиг ещё среднего возраста — сорока пяти лет, а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности двора распространились за пределы Палестины.
С) Всё ближе слышится голос, и вот он совсем рядом, за раскидистыми кедрами, за тёмной зеленью можжевельника.
Д) Тысячи людей вязали срубленные деревья и плоты, и сотни моряков сплавляли их морем в Иоффу.
Е) Не то утренний ветер приносит аромат цветущего винограда, не то разносится тонкий, благоухающий запах резеды и варёного вина.
3. Укажите сложносочинённое предложение, в котором не ставится запятая:
А) Течёт река к морю и идёт год за годом.
В) За тучей дыма не было видно пламени и дым прямо летел по ветру на усадьбу.
С) Ночью плыл он мимо острова Капри и печальны были его огни скрывавшиеся в тёмном море.
Д) Он оставил коня в поле и кинул поводья на лугу.
Е) Намедни ночью бессонница меня томила и в голову пришли мне два — три мысли.
4. Сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
А) Волга, Днепр, Обь именно текут, так как они несут к морям тяжёлые воды.
В) В широте движения рек была сила и настойчивость.
С) Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, а жизненный путь не прогулка по ровной дороге.
Д) По меткому замечанию Пушкина, Дон не течёт, а льётся, и в этом удивительная точность определения.
Е) То облака медленно тонули в его омутах, то воды, позванивая на перекате, серебрились от ветра.
5.В сложносочинённых предложениях с соединительными союзами:
А) указывается на чередование явлений
В) второе предложение дополняет смысл первого
С) перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим
Д) противопоставляется одно явление другому
Е) указывается на возможность одного явления из двух или нескольких
Источник