Луна-парк (фильм, 1992) — Luna Park (1992 film)
Луна-парк | |
---|---|
Режиссер | Павел Лунгин |
Произведено | Жорж Бенаюн Анджело Пасторе Поль Розенберг |
Написано | Павел Лунгин |
В главных ролях | Олег Борисов Андрей Гутин Наталья Егорова |
Музыка от | Исаак Шварц |
Кинематография | Денис Евстигнеев |
Отредактировано | Элизабет Гвидо |
Распространяется | Northern Arts Entertainment (США) Union Générale Cinématographique (UGC) — Театральный |
111 мин. | |
Страны | Франция, Россия |
Язык | русский |
Luna Park ( русский : Луна-парк , 1992) является франко — русский производства фильма. Второй полнометражный фильм российского режиссера Павла Лунгина рассказывает историю молодого лидера антисемитских скинхедов Андрея Леонова (Андрей Гутин), который вынужден смириться с открытием того, что его отец Наум Хейфиц ( Олег Борисов ) имеет еврейское происхождение. родословная.
Фильм жанра чернуха ( русский : чернуха, грубо говоря «черная штука») рассказывает об Андрее, когда он исследует свое наследие и отношения, которые у него начинаются с отцом.
Луна-парк был показан на фестивале фестивалей в Торонто 13 сентября 1992 года и выпущен в Нью-Йорке в январе 1994 года. ( 1992-09-13 )
Содержание
участок
Установить в пост- перестройки , пост- Советская Москва , Luna Park следует главный герой Андрей Леонов (Андрей Гутин) в его борьбе , чтобы выяснить , кто он есть. В начале фильма мы видим его как молодого антисемитского скинхедового лидера бодибилдинга из группы под названием «Чистильщики», которые настроены очистить Россию от всех, кого они считают непригодными для российской родословной, включая евреев , гомосексуалистов , иностранцев и ментально. оспариваемые лица. Первая сцена изображает толпу скинхедов, размахивающих российскими флагами и сражающихся с бандой байкеров, которые, по их мнению, поддались влиянию и идеологии Запада. «Уборщики» живут в Луна-парке, парке развлечений, с дикими американскими горками и кривыми зеркалами и регулярно отправляются в Москву, чтобы сеять хаос и разрушения.
Первоначально полагая, что его отец был советским героем войны, погибшим в авиакатастрофе в Афганистане , он поклоняется своему отцу как идеальному русскому и стремится подражать ему. Когда во время пьяной ночи признаний он обнаруживает, что его отец на самом деле еврейский музыкант и все еще жив в Москве, жизнь Андрея переворачивается с ног на голову, частично из-за отвращения, от которого он произошел, а частично из-за того, что он хочет знать ( и быть) со своим отцом, и он должен каким-то образом примириться с этим с открытием.
Первоначальной реакции шока Андрея способствует его мать Алена ( Наталья Егорова ), которая требует, чтобы он убил своего отца за боль, которую он причинил ей, когда в молодом возрасте его отец соблазнил ее (сделав ее беременной), а затем не бросил как певицу на важную роль, которая после этого разрушила ее карьеру.
По мере продвижения фильма поиски Андрея своего отца становятся успешными, и мы знакомимся с Наумом Хейфицем ( Олег Борисов ), некогда влиятельным еврейским композитором и дирижером, который теперь вынужден зарабатывать на жизнь артистом на частных вечеринках. Проведя время с отцом и видя в нем обаятельного, красивого, но бедного человека, Андрей начинает преодолевать свою ненависть к еврейской культуре.
Его отец принимает Андрея, отвергает его антисемитизм и с гордостью демонстрирует его своим эксцентричным друзьям. Это приводит к постепенному изменению точки зрения Андрея, и он пытается объяснить ситуацию членам своей банды. Они не принимают его отца или еврейские корни Андрея, обыскивают квартиру Наума, вешают найденную там молодую женщину, похищают Наума и забирают его обратно в Луна-парк. Андрей возвращается в квартиру и ужасается зрелищу. Он бросается в парк и спасает своего отца, в то время как парк горит, и Алена решает погибнуть вместе с парком, а затем столкнуться с реальностью выбора Андрея.
Фильм завершается сценой, в которой Андрей и Наум садятся в поезд, идущий в Сибирь , в предположении, что они начнут новую совместную жизнь, свободную от влияния банды или города.
Бросать
- Олег Борисов в роли Наума Хейфица
- Андрей Гутин в роли Андрея Леонова
- Наталья Егорова в роли Алены
- Нонна Мордюкова — тётя
- Михаил Голубович в роли немого парня
- Александр Феклистов — Борис Иванович
- Татьяна Лебедкова в роли проститутки
- Александр Савин в роли Саника
Луна-парк — представитель недолговечного российского киножанра « Чернуха» , в котором рассказывается о повседневных реалиях, с которыми люди столкнулись в конце советской власти, а также вскоре после этого, когда Россия изо всех сил пыталась создать новую идентичность. Очень фильм о пост- советской борьбы за новую идентичность, насилие изображается банда используется для выделения неразделанной легкости ощущается населением в целом в то время.
Занимаясь проблемами антисемитизма и отношения к меньшинствам в России того времени, Луна-парк в значительной степени полагается на демонстрацию нации такой, какой она была на самом деле, а Павел Лунгин использует темную обстановку и демонстрирует мрачность реальной жизни, чтобы проиллюстрировать страдания. обычного человека. Тесная, часто беспокойная квартира Наума Хейфица ( Олег Борисов ) является прекрасным примером того, в каких условиях жизни люди оказались в конце советского периода.
Релиз
Луна-парк был впервые представлен в России 9 сентября 1992 года и показан на фестивале фестивалей в Торонто 13 сентября 1992 года . Его показали на Каннском кинофестивале в мае 1992 года . ( 1992-09-09 ) ( 1992-09-13 ) ( 1992-05 )
Прием
Луна-парк получил посредственные отзывы североамериканских кинокритиков. Джанет Маслин из Нью — Йорк Таймс отметил его как «мутное и перемешаны» и Джон Гриффин The Montreal Gazette утверждал , что это был «давно — слишком длительный странное путешествие» на путь пост- советской русской жизни.
Награды и номинации
1992 — кинопремия Golden Aries Award (Россия) за
лучшую мужскую роль — Олег Борисов
Источник
«Луна-парк» реж. Павел Лунгин, 1992
Тогда как «Луна-парк» не показывают вообще, и я четверть века его не видел — но хотел и попросил записать мне на флэшку. В сущности, «Луна-парк» — тот же «Такси-блюз», только проще, грубее, тупее и расчетливее, а там, где есть расчет, там недостатки мастерства за искренностью замысла не скроешь, они так и режут глаз. «Луна-парк» сделан на деньги продюсеров-французов, а вернее, французских евреев, что для французов, положим, без разницы, а вот для евреев — очень даже «две большие разницы», ну а для русских и подавно. Поэтому колоритная антисемитская банда качков, которая оказывается в центре внимания здесь — до некоторой степени вынужденный анахронизм, подобное имело место скорее в конце 1980-х, и то не в столь открытых, у Лунгина попросту опереточных формах; а к началу 1990-х уже другие нашлись проблемы. Но эти специфические, малопонятные даже изнутри, а на экспорт и совсем плохо продаваемые проблемы Лунгина не волновали. Его история — это, по сути, пошлейшая, на уровне мексиканской мыльной оперы, мелодрама, вписанная в иного рода, но того же сорта и так же высосанный из пальца, не менее убогий социально-политический контекст.
В городском саду базируется группировка фашиствующих качков, возглавляемая дородной моложавой блондинкой Аленой, несостоявшейся певицей. Ее фаворит Андрей — неформальный лидер банды на всех ее «акциях», но в какой-то момент подвыпившая Алена открывает Андрею, что тот и сам — наполовину жиденок, а его отец — известный в недавнем прошлом советский музыкант и композитор Наум Хейфец. Андрей Наумович в смятении отправляется к отцу, проживающему в высотке на Котельнической, его раздирают противоречивые чувства, к тому же подхлестывает и Алена, и дружки, и еще некий Аленин сотоварищ, в котором режиссер недвусмысленно предлагает видеть агента КГБ или как оно там к этом времени (ФСК, кажется?) называлось. Оправдывая заглавие, через всю картину лейтмотивом проходит символический образ паркового аттракциона — «американских» (то бишь «русских») «горок», за предоставление которого на титрах благодарят отдельных «меценатов»: на рельсах этих горок пытается демонстративно «покончить с собой» Андрей, на них потом постараются угробить Хейфеца, и наконец эти самые «горки» подорвет гранатами герой, спасая «отца».
Поразительно, что спустя десять с лишним лет Павел Бардин в «России 88» использует все те же плоские драматургические схемы, ровно такие же еврейско-интеллигентские мировоззренческие клише: и упертый поначалу, но способный — и склонный! — к «прозрению» герой-отморозок, и банда, и благоприятный общественный субстрат, на котором произрастает и расцветает пресловутый «неонацизм», и «кураторы» сверху, с той разницей, что антисемитская карта в 2000-е несколько вышла из моды, а обострилась проблема мигрантов, и Бардин-младший уже ее предпочитает разыгрывать, но в остальном все то же:
Только у Лунгина, воображающего себя тогда в одном лице Кафкой и Феллини, ситуация еще и доводится до гротеска, до абсурда (там, где реализм автору не по зубам, абсурд кажется спасительным — увы, это иллюзия). Бандиты хоть и «идейные», но разевают рот на квартирку Наума Борисовича (почему же не Боруховича тогда?! для пущего колориту!), с другой стороны, товарищ Хейфец и сам будто сошел с антисемитской карикатуры времен Третьего Рейха, пьяница, бабник, мелкий подонок и, похоже, плагиатор в творчестве (по крайней мере в его репертуаре — шлягеры Александры Пахмутовой и Анатолия Днепрова). Но это не мешает «сыну» встать на сторону «папы», оберегать его от бывших соратников, попутно сомневаясь, не заслужил ли и в самом деле старый подлый жид лютой кончины, а в итоге бежать с ним к черту на рога, куда придется — придется в Абакан, поездом. И дорогой в случайном вагоне вдруг выясняется, почти как в финале вампиловского «Старшего сына», что Наум Борисович маму Андрея знать не знал — да разве это теперь важно, когда такое сродство душ и идеалов обнаружилось?
Конечно, работа Олега Борисова — блеск, ну то есть откровенный шарж, и «пронзительность» его такая же порочно-карикатурная, но все-таки образ Хейфеца, при всей одномерности, исключительно яркий. И очень колоритный качок Андрей Гутин (первый и последний раз на киноэкране, потом пошел по музыкальной части, с середины 90-х куда-то пропал) в роли Андрея Николаевича-Наумовича, еврея-нациста, любовника идейной бандитки, переходящего волею сценариста и режиссера Лунгина на сторону дружбы народов. Бандитка в исполнении Натальи Егоровой, кстати — может быть вообще самый интересный и полнокровный в художественном плане персонаж картины — по крайней мере ее понять легче, чем остальных, если не как «гражданскую активистку» (сказали бы нынче православные), то чисто по-бабски — Алену в молодости Наум Борисович оприходовал, а потом прокинул на музыкальном конкурсе, и пошла она в по паркам в массовички-затейницы работать, но обиду на жидов затаила. Нонна Мордюкова, про которую говорили, что до фильма «Мама» она годами не снималась с 1980-х (хотя помимо «Луна-парка» мелькала еще и в «Ширли-мырли» Меньшова) играет тетку Андрея, сестру его матери, начальницу заводского цеха, ну то есть выступает в привычном для себя амплуа «женщины из народа». Александр Феклистов — скользкий и нарочито невнятный типчик «сверху».
Вообще кино 1990-х — это удивительный мир, Атлантида, и разглядывать физиономии, мелькающие в полузабытых тогдашних фильмах — отдельный аттракцион, особый «луна-парк» по сегодняшним меркам. Худенький хозяин едальни, на которого наезжают фашиствующие качки, слыша в ответ «вы ошиблись, я не еврей!» — это ведь Игорь Золотовицкий! А бабулька в гостях у Наума, диссидентка-эмигрантка-возвращенка — собственной персоной Лилиана Лунгина, мама режиссера и тогда еще только переводчица, а ныне благодаря «Подстрочнику», книге и фильму — писательница и вполне себе медийная персона. И в одном проекте с Лунгиной (хорошо в разных эпизодах) — пожалуйста, знакомьтесь: Александр Залдостанов-Хирург, нет, без шуток, еще тоже, конечно, юный и цветущий, но уже примеривается к своему нынешнему репертуару, вот каких чудесных персон вытащил на свет божий Павел Семенович Лунгин!
Между прочим, в «Луна-парке» есть эпизод, тоже дежурно, по обязанности разбавляющий еврейскую тему зачастую сопутствующей ей темой гомосексуальной — парковые фашисты ловят парочку геев и измываются над ними, сцена развернутая, нарочито омерзительная не столько натурализмом, сколько цинизмом, но смотрится вставным и дежурным номером, униженных гомосексуалов русские отпускают восвояси, возвращаясь к основному блюду, то бишь к евреям. И все это можно было бы воспринимать как свидетельство эпохи или дань обстоятельствам, да и вера еврея-интеллигента в могучие созидательные силы великого русскаго народа, который надо только пробудить от спячки (в чем, собственно, еврей-интеллигент и видит свою священную миссию), чтоб он понес с базара Белинского и Гоголя, а не арматуру и гранаты, завалявшиеся с предыдущей войны, в своей искренности неизбывна; если б Лунгин и годы спустя, к примеру, в «Бедных родственниках», не разрабатывал ту же делянку, но еще более халтурно и мимо кассы. Что вдвойне обидно, поскольку тут есть в каком говне покопаться, если не ради удовольствия, а для дела. И как пример — снятые за два года до «Луна-парка» Лунгина, ныне тоже практически забытые «Бакенбарды» Мамина, которые, в отличие от лунгинских опусов, за четверть века не то что не потеряли остроты, но может быть как раз лишь в наши дни-то и открываются по-настоящему:
Источник
Луна-парк (фильм)
Жорж Бенаюн
Анджело Пасторе
Поль Розенберг