Меню

Луна новенькая яркая чистая

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема: Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Урок русского языка в 5 классе № 205.

Тема: Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Цели урока: знакомство учащихся с определением спряжения глагола по инфинитиву.

Развитие умения определять спряжение глагола по ударному личному окончанию и по инфинитиву.

Воспитание внимательности, усидчивости, терпения.

Основные понятия: глагол, спряжение, личные окончания.

Оборудование: тетради, учебник, приложения, диск.

Методические приемы: слово учителя, беседа, прослушивание диска, синтаксический разбор, работа с материалами учебника.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: литература, окружающий мир.

Цель этапа: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока.

Работа по теме урока.

Цель этапа: актуализация знаний учащихся.

А. Подберите подходящие по смыслу слова, чтобы глаголы оканчивались на -тся (I вариант); на -ться ( II вариант). (Запись на доске.)

Струит..ся, искрит..ся, клубит..ся, туманит..ся, светит..ся.

— В каких текстах можно использовать эти глаголы?

Б. Синтаксический разбор предложений. (По вариантам – 2 обучающихся работают у доски, остальные на местах).

Луна новенькая, яркая, чистая. И на мохнатых метёлках то иней искрится, то просвечивают первые звезды.

— Обозначьте морфемы в глаголах искрится, просвечивают.

— Какого спряжения данные глаголы? Трудно ли его определить?

Цель этапа: озвучивание темы, формулировка целей урока.

Изучение темы урока.

Цель этапа: знакомство учащихся с определением спряжения глагола по инфинитиву.

А. Работа с учебником.

Материал для наблюдения (стр. 122).

Учащиеся делают вывод, что по 3-му лицу множественного, числа трудно определить спряжение глагола с безударным окончанием.

Б. Слово учителя.

Можно продолжить ряд примеров: и т. п. (Запись на доске.)

— Познакомьтесь с самым надёжным способом определения I и II спряжения — по неопределённой форме.

В окончаниях глаголов на -итьпишется буква и ( II спряжение), в окончаниях остальных глаголов ( I спряжение).

Краткая запись теоретического материала: I II

Все остальные глаголы -ить.

В. Работа по учебнику. Прослушивание ДИСКА 2.

— Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр. 122.

— Какие сведения не отражены в краткой записи? (Учащиеся называют глаголы-исключения).

— Хотите узнать причину появления исключений?

— Оставим эти глаголы в I спряжении: терпют, обидют, ненавидют и т. п. «Режет» слух? А в языке всё должно быть красиво и целесообразно.

— Трудно запомнить все исключения? Вотприём-помощник:

Смотреть и видеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья,

С буквой — спрягать нельзя.

— Глагол стелить долго считали просторечным, поэтому все личные формы образуются от глаголастлать.

(Практика показывает, что пятиклассники быстро усваивают материал в кратком изложении. Они видят логику: глагол оканчивается на —ить, поэтому пишется буква и в личных окончаниях.

Далее можно уточнять сведения, знакомить с исключениями, делать разъяснения — основа для этих знаний заложена ведущим правилом).

Г. Работа с образцом рассуждения (стр. 122 — 123) + ДИСК 3.

Необходимо проговаривать последовательность действий до формирования прочного навыка.

— Определите спряжение глаголов, записанных на доске. (Струит..ся, искрит..ся и др. — II спряжение; бормочут, курлычут, порют, колют — I спряжение.)

Закрепление.Реализация воспитательной цели.

Цель этапа: развитие умения определять спряжение глагола по ударному личному окончанию и по инфинитиву.

А. Упражнение 669.

Учитель обращает внимание на то, чтобы при образовании личных форм учащиеся не изменяли вид глагола: доверять — доверяем (не доверим!)

Б. Упражнение 670.

Личные формы и неопределённая — одного вида.

Цель этапа: обобщение и систематизация изученного.

— Как можно определить спряжение глагола? (По ударному личному окончанию или по неопределённой форме.)

Б. Проверьте безударные личные окончания глаголов. Определите спряжение глаголов.Приложение 1.

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

§ 106 — 119, упражнение 673 (п.), 674 (у.) сл.сл. По желанию. Приложение 2.

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский]. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.

Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. — М.: Экзамен, 2006. — 318, — (Серия «Учебно-методический комплект»).

Читайте также:  Как космонавты передвигаются по луне

Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений»/Л. В. Шибалова. – 2 – е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

Источник

Луна новенькая яркая чистая

Если бы, если бы, если бы…

Охотимся на кабанов. «Дикая» охота на них тоже уже вымирает. Еще несколько лет, и о ней будут лишь вспоминать. И надо бы как-то запечатлеть ее — «как это было»?

Охота с собаками не по мне. Это избиение и кабанов и собак. Охотник собирает свору дворняжек и пускает ее со своей собакой, натасканной на свиней. А дальше идет отбор: непригодные к охоте либо сами сбегают, либо их вырубят секачи. Иной раз после дневной охоты половина собак остается в кустах. Зато уцелевшие становятся умелыми, хитрыми и осторожными.

На собачьей охоте всегда много крика, сумятицы, бестолковщины и дурной опасной стрельбы. Охотники бьют всех подряд: секачей, свиней, поросят. Очумелые звери выскакивают на поляны или дороги, ружья гремят, и слышно, как свинцовые кругляки шлепают в крепкие тела. Выстрел. Мокрый шлепок, кабан кувыркается через голову и, хрипя, бьется на земле.

Другое дело охота в засаде. Ни шума, ни суматохи. Все вокруг происходит так, как и всегда. И если даже кабан не придет — кабанья-то ночь придет непременно. И станет твоей добычей.

Какая все-таки удивительная тишина бывает в природе! Еще серебрятся на тростниках метелки, а внизу уже темень и пучки поблекшей травы кажутся темными кочками. Луна не спеша пересиливает угасающий свет зари — и все становится иным, ночным. Появляется удивительное ощущение таинственности, — оно никогда не появляется в местах обжитых. Природа прирученная, одомашненная в первую очередь теряет очарование таинственности и неожиданности. Как и прирученные животные: взгляд равнодушно скользит по всем этим буренкам, хавроньям, несушкам и квочкам.

Луна — новенькая, яркая, чистая. И на мохнатых метелках не то иней посверкивает, не то просвечивают первые звезды.

Уныло затянул запевала шакал, ему сейчас же подпели молодые: тонко, капризно, обиженно.

Читайте также:  Кто родился при убывающей луне

Вот и ночь. На смену уставшим глазам можно выставить на пост уши. Торопливо свистя крыльями, пронеслись в вышине невидимые утки. Тоскливо вскрикивая, опустился на отмель запоздалый куличок. А сейчас… Многое знаешь уже вперед: и что провоют шакалы, и пронесутся утки, и куличок покричит, но сколько бы ни сидел ночей — каждая будет заново! Все будет и так и совсем не так. Все случится по-новому — природа не повторяется. Тысячи шорохов за ночь — и каждый не похож на другой.

В тростниках сбоку тихий, но ясный шорох. И знаю — живой! Живой шорох всегда узнаешь, он как-то не в такт всему, что вокруг! И слышишь его не только ухом, а как бы всем телом. А если он сзади, то ощущаешь спиной.

Шорох стих, и на расплывчатой стене тростников проступило пятно. Кабан или тень? Вглядываться нельзя: только начни — и оживет любой пень и камень.

Сгусток темноты рассеялся, на его месте засквозило небо. Кто-то закрывал собою просвет! Кто-то там был!

Пуки тростника на земляном валу канавы расставлены как снопы. Между «снопами» трясутся звездочки. И вот просветы поочередно один за другим начали закрываться, а звездочки гаснуть. Большое тело двигалось вдоль канавы. Веду ружьем за тенью, обгоняю ее на один просвет и навожу ружье в звездочку. Как только звездочка гаснет — жму на спуск. Всплеск огня, ружье лягнуло в плечо. А когда утихает эхо выстрела — тяжелый дробный топот копыт по земле, словно скачет табун коней!

Потом тишина. и в тишине страшное мокрое хлюпанье умирающего кабана. И вечный вопрос на зверовой охоте: а что теперь делать с ним? На что мне туша мяса и свиная шкура?

Охота быстро превратилась для меня в цепочку разочарований. Ну когда еще все было в первый раз: первый раз на току, первый раз с гончими. С подсадной, на привале, по следу. Тут и азарт, и любопытство. А потом все повторялось и становилось скучным. Одно и то же — что может быть унылее? И каждый удачный выстрел — как капля! — долбил и рушил мое увлечение. Пока я однажды не понял, что весь смысл и красота охоты — до выстрела. Прекрасно выслеживание, волнует поиск, соревнование в хитрости, терпении, осторожности. А выстрел совсем не нужен, он лишает тебя всего этого, он — тупик. Без него ведь все бы продолжилось, началось бы самое интересное, самое увлекательное — общение с диким существом с глазу на глаз.

Жалею, что понял это я не сразу, — сколько потерь! Но рад, что все-таки понял.

На восходе, когда низкое солнце разлиновало дорогу и вызолотило осоку на обочине, вышел на колею фазан. И вспыхнул как граненый рубин! Ну что тут такого — на дорогу вышел фазан? Почему же торчу столбом и не свожу с него глаз? И как мне остановить это мгновение, чтобы оно навсегда осталось со мной? Такого не будет в благоустроенном будущем. Все там, наверное, будет, все будет рассчитано и предусмотрено, а вот этого — нет Потому что такое невозможно ни рассчитать, ни предусмотреть. И мы уже многое растеряли — ни памяти, ни следа. И продолжаем терять.

Вымирающая красота земли. От нее не останется и костей. Ничего. Она не может даже стать ископаемым, это нечто исчезающее бесследно.

Мелкий, нудный, нескончаемый дождь. Все мокрое, грязное и осклизлое. Мокрые жалкие воробьи, мокрые понурые голуби. Нахохленные жаворонки и трясогузки. Мокрые вороны и вымокшие сороки.

Лепешки глины, густой, как тесто, липнут на сапоги. И каждая метелка выплескивает на голову пригоршню воды. Неуютная будет ночь в тростниках.

А вчера вечером дул резкий ветер, то один, то другой пучок тростника начинал клониться и дергаться, и казалось, что приближаются кабаны. То сзади, то сбоку от укрытия выли шакалы. Старая сука или кобель затягивали: у-у-у-у! И все настораживалось. А шакал тоном выше: у-у-у-у! И тут вечернюю песню подхватывали прибылые — вах, вах, вах! С подвизгиванием, с подвывом, жалуясь и грозя.

Миллионы людей не слыхали шакальих песен. И, конечно, не считают себя из-за этого обделенными. И все же не спешите отмахиваться — есть что-то в этой перекличке диких собак! Особое настроение ночи, ощущение места, особый настрой.

Читайте также:  Когда луна отделилась от земли

Я сто раз слышал их, и всегда с удовольствием. Можно, конечно, и обойтись без фазана-рубина, без свиста стрепетиных

Источник

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Тема: Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Цели урока: знакомство учащихся с определением спряжения глагола по инфинитиву.

Развитие умения определять спряжение глагола по ударному личному окончанию и по инфинитиву.

Воспитание внимательности, усидчивости, терпения.

Основные понятия: глагол, спряжение, личные окончания.

Оборудование: тетради, учебник, приложения, диск.

Методические приемы: слово учителя, беседа, прослушивание диска, синтаксический разбор, работа с материалами учебника.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: литература, окружающий мир.

Цель этапа: переключение учащихся на работу во время урока.

Работа по теме урока.

Цель этапа: актуализация знаний учащихся.

А. Подберите подходящие по смыслу слова, чтобы глаголы оканчивались на -тся (I вариант); на -ться (II вариант). (Запись на доске.)

Струит..ся, искрит..ся, клубит..ся, туманит..ся, светит..ся.

— В каких текстах можно использовать эти глаголы?

Б. Синтаксический разбор предложений. (По вариантам — 2 обучающихся работают у доски, остальные на местах).

Луна новенькая, яркая, чистая. И на мохнатых метёлках то иней искрится, то просвечивают первые звезды.

— Обозначьте морфемы в глаголах искрится, просвечивают.

— Какого спряжения данные глаголы? Трудно ли его определить?

Цель этапа: озвучивание темы, формулировка целей урока.

Изучение темы урока.

Цель этапа: знакомство учащихся с определением спряжения глагола по инфинитиву.

А. Работа с учебником.

Материал для наблюдения (стр. 122).

Учащиеся делают вывод, что по 3-му лицу множественного, числа трудно определить спряжение глагола с безударным окончанием.

Б. Слово учителя.

Можно продолжить ряд примеров: и т. п. (Запись на доске.)

— Познакомьтесь с самым надёжным способом определения I и II спряжения — по неопределённой форме.

В окончаниях глаголов на -ить пишется буква и (II спряжение), в окончаниях остальных глаголов -е (I спряжение).

Краткая запись теоретического материала: I II

Все остальные глаголы -ить.

В. Работа по учебнику.

— Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр. 122.

— Какие сведения не отражены в краткой записи? (Учащиеся называют глаголы-исключения).

— Хотите узнать причину появления исключений?

— Оставим эти глаголы в I спряжении: терпют, обидют, ненавидют и т. п. «Режет» слух? А в языке всё должно быть красиво и целесообразно.

— Трудно запомнить все исключения? Вот приём-помощник:

Смотреть и видеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья,

С буквой -е- спрягать нельзя.

— Глагол стелить долго считали просторечным, поэтому все личные формы образуются от глагола стлать.

Г. Работа с образцом рассуждения

Необходимо проговаривать последовательность действий до формирования прочного навыка.

— Определите спряжение глаголов, записанных на доске. (Струит..ся, искрит..ся и др. — II спряжение; бормочут, курлычут, порют, колют — I спряжение.)

Закрепление. Реализация воспитательной цели.

Цель этапа: развитие умения определять спряжение глагола по ударному личному окончанию и по инфинитиву.

А. Упражнение 669.

Учитель обращает внимание на то, чтобы при образовании личных форм учащиеся не изменяли вид глагола: доверять — доверяем (не доверим!)

Б. Упражнение 670.

Личные формы и неопределённая — одного вида.

Цель этапа: обобщение и систематизация изученного.

— Как можно определить спряжение глагола? (По ударному личному окончанию или по неопределённой форме.)

Б. Проверьте безударные личные окончания глаголов. Определите спряжение глаголов. Приложение 1.

В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подаёт через кусты. Когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит. (По М. Пришвину.)

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский]. — 2-е издание — М.: Просвещение, 2013.

Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. — М.: Экзамен, 2006. — 318, — (Серия «Учебно-методический комплект»).

Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений»/Л. В. Шибалова. — 2 — е издание, переработанное и дополненное — М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Источник

Adblock
detector