Первые ПоЧему
В. Л. Штаерман
Вопрос 4: Почему Луна капризная?
Есть у Луны одно особенное свойство: она каждый день меняет свой вид. То она явится вечером как узкий серпик (тогда ее называют «месяц»), то похожа на блин (говорят: «полная Луна»), то снова превратится в серп, похожий на букву «С» (и тогда ее снова будут называть «месяц»). А иногда ее вообще нет на небе — не так, как «не бывает» Солнца, когда оно закрыто тучами, а просто — ночь настала, небо ясное, а ее нет.
Почему же братец-Солнышко каждый день послушно освещает Землю, а сестрица-Луна такая капризная?
Понаблюдайте внимательно, как меняется вид Луны от ночи к ночи, и Вы поймете, что в ее «капризах» есть свой порядок. После того, как Луна исчезнет, смотрите по вечерам на небо на заходе Солнца. Через несколько дней вы увидете очень худенький серпик, который зайдет сразу вслед за Солнцем. На следующий день серпик будет чуть толще и зайдет чуть позже. И примерно в течение двух недель серп будет, все дольше оставаясь на небе, становится шире, пока не превратится в полукруг, а потом и в полную Луну. И эта полная Луна взойдет на закате Солнца и зайдет на восходе. А потом начнет худеть, всходить все ближе к утру и еще примерно через две недели, став тощим серпом, только повернутым в другую сторону, взойдет сразу перед своим братом. Потом исчезнет на 2-3 дня, а потом снова станет видна по вечерам.
Почему так происходит? Может быть, вы уже это поняли, пока с помощью мячика, глобуса и лампы искали ответ на вопрос «кто дальше»?
А если нет, снова сделайте себе Солнце, Луну и Землю и, двигая мячик к лампе, смотрите на него с «ночной стороны» глобуса-Земли. Вы увидите, как мячик постепенно превращается в «месяц»: все меньшая часть его поверхности остается освещенной. И вот «Луна» совсем пропала: она оказалась либо между лампой и «Землей» (это значит, что где-то на Земле наблюдают солнечное затмение), либо, что бывает гораздо чаще, прошла чуть выше или ниже линии, соединяющей Землю и Солнце (тогда затмения не будет). Но возвращаясь на «прежнее место», наша Луна снова будет «расти», ибо свет Солнца будет попадать на все большую часть ее обращенной к Земле поверхности.
А что если Луна попадет в тень, отбрасываемую освещенной Солнцем Землей?
Будет то же, что с мячиком, попавшим в тень глобуса — будет лунное затмение. Длится лунное затмение обычно около 2 часов. Почему? Вы наверное, уже догадались сами: потому, что Земля гораздо больше Луны. Кстати, именно наблюдая затмения, люди смогли составить себе представление о том, что больше — Земля или Луна.
— Простите, — скажете вы, — а разве Луна светит не сама по себе? Разве она светит потому, что ее саму освещает Солнце? И как это проверить? Понаблюдайте за видимым движением Солнца и Луны. Вы обнаружите, что величина ее светлой части всегда зависит от того, как она повернута к Солнцу. Посмотрите на Луну в бинокль или подзорную трубу — вы заметите на ее поверхности более светлые и более темные части, кольца, впадины, что-то похожее на горы. А в телескоп можно увидеть и тени этих гор.
Почему неполную Луну называют «Месяц»? Почему она маленькая, а Солнце — большое? И почему Солнце сводит зиму с весной? А как далеки от нас Луна и Солнце? Обо всем этом речь впереди.
Вопрос 5: Почему Луну зовут «месяц» и почему Солнце сводит зиму с весной?
Вы любите рисовать? Наверное, да. Вы рисуете дома, людей — все, что видите. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже — не важно. Важно, что нарисовали. А пробовали вы рисовать Луну? Если нет — попробуйте. Кто-то нарисует полную Луну, кто-то месяц, кто-то — и то, и другое, и у всех получится Луна. Почему? Попробуйте рисовать Луну «с натуры» — такой, какой видите ее в данный момент. На следующий день снова нарисуйте ее, на следующий день — снова, и рисуйте, пока полная Луна на ваших картинках снова не станет полной (или месяц — обращенным в ту же сторону месяцем такой же величины). Сколько времени вы рисовали? Чуть меньше месяца. Начните рисовать снова, и вы увидите, что Луна на ваших картинках (и на небе) будет также менять свой вид в течение примерно месяца. И так далее.
Удобно, правда? Луна может служить «месячным календарем»: по тому, какой у нее вид, можно судить, сколько времени прошло с тех пор, как она последний раз была полной, или, наоборот, невидимой. Именно так и поступали люди в старые времена, когда календаря еще не было — отмеряли время по Луне.
Если вы внимательно понаблюдаете за тем, как меняется величина освещенной части Луны ото дня ко дню, вы заметите, что «полной» Луна кажется пару дней. А вот первое ее появление на западном небе после того, как она прошла рядом с Солнцем, заметить проще. Оно и служило для людей началом промежутка времени, которое требовалось ей, чтобы побывать во всех своих обличиях (или фазах). Назвали этот промежуток месяцем, как и ее самою.
Потом «месяцем» стали называть лунный серп, а маленький спутник нашей Земли, как и полную Луну — Луной, от древнего латинского слова «люкс» — свет. Но по старой памяти мы зовем месяцами и двенадцать частей, на которые делим год — время, которое требуется Солнцу, чтобы от самой низкой точки своего пути на небе подняться до самой высокой и вернуться обратно.
Обратите внимание на то, как меняется длина дня и ночи. Под новый год светает поздно, темнеет рано.
Если Солнышко выглянет из-за туч, посмотрите, где оно восходит, где бывает в середине дня, где заходит. Вы заметите, что высоко оно не поднимается, проходит свой короткий дневной путь как бы держась горизонта.
Если сможете, отметьте как-нибудь места, где взошло и где зашло Солнце. Например, у левого края крыши дома напротив, или у большого дерева. Наблюдайте за Солнцем каждый ясный день. Вы увидите, что постепенно оно будет всходить все раньше и садиться все позже. Точка его восхода будет сдвигаться налево, к северу. К северу будет сдвигаться и точка захода. День будет расти, пока не станет равным ночи. Этот момент называют весенним равноденствием и считают началом астрономической весны.
А само Солнце будет все выше и круче подниматься в небо, пока в середине июня не достигнет вершины своего подъема. Тогда наступит самый длинный день в году. Этот момент называют летнее солнцестояние.
Потом все будет изменяться в обратном порядке. И погода будет меняться вместе с изменением места восхода и захода Солнца и высотой его наибольшего подъема: начнет холодать, постепенно день будет убывать, вновь станет равным ночи — этот момент называют осеннее равноденствие и считают началом астрономической осени. За осенью придет зима, а с ней самый короткий день в году — зимнее солнцестояние. Потом будет новый год. И снова день начнет прибывать, и Солнце будет подниматься по небу все выше. Наступит весна, за ней придет лето.
С давних пор люди именно так — следя за движением Солнца и Луны, считали время. Поэтому и говорят, что Солнце сводит зиму с весной, лето с осенью.
Попробуйте нарисовать «карту» годичного смещения точек восхода и захода Солнца. Место, где Солнце взойдет в равноденствие весеннее, практически совпадет с тем местом, где оно взойдет в осеннее равноденствие. Так же точно совпадут и места захода. Именно точку равноденственного восхода называют востоком, а точку захода — западом. Посмотрите, насколько севернее востока Солнце взойдет в день летнего солнцестояния, и насколько южнее — в день зимнего. Посмотрите, насколько быстро смещаются точки восхода и захода в разное время года.
Наблюдая за «сестрицей-Луной» и «братцем-Солнышком» вы многое узнаете о них и, конечно, зададите много вопросов. Ищите на них ответ в открытой перед вами книге неба. Задавайте их нам. Мы будем искать ответ вместе с вами.
Источник
Что заслоняет луну, заставляя ее становиться месяцем
Содержание статьи
- Что заслоняет луну, заставляя ее становиться месяцем
- Почему луна светит ночью
- Что на обратной стороне Луны
Природа лунного света
Как известно, Луна не излучает свет, а лишь отражает его. И потому на небе всегда видна лишь та ее сторона, которая освещена Солнцем. Эту сторону называют дневной. Перемещаясь по небу запада на восток, Луна в продолжение месяца догоняет и перегоняет Солнце. Происходит изменение взаимного расположения Луны, Земли и Солнца. При этом солнечные лучи меняют угол падения на лунную поверхность и потому видимая с Земли часть Луны видоизменяется. Движение Луны по небу принято делить на фазы, напрямую связанные с ее видоизменением: новолуние, молодая луна, первая четверть, полнолуние и последняя четверть.
Наблюдения Луны
Луна — небесное тело сферической формы. Именно поэтому при ее частичном освещении солнечным светом сбоку возникает видимость «серпа». Кстати, по освещенной стороне Луны всегда можно определить, в какой стороне находится Солнце, даже если оно скрыто за горизонтом.
Длительность полной смены всех лунных фаз принято называть синодическим месяцем и составляет она от 29,25 до 29,83 земных солнечных суток. Продолжительность синодического месяца варьируется по причине эллиптичности формы лунной орбиты.
В новолуние диска Луны на ночном небе не видно абсолютно, поскольку она в это время расположена максимально близко к Солнцу и при этом обращена к Земле ночной стороной.
Далее следует фаза молодой луны. В этот период времени Луна впервые за синодический месяц становится видна на ночном небе в виде узкого серпа и наблюдать ее можно в сумерках за несколько минут до ее захода.
Следом идет первая четверть. Это фаза, при которой освещена ровно половина видимой ее части, как и в последней четверти. Разница заключается лишь в том, что в первой четверти доля освещенной части в этот момент увеличивается.
Полнолуние — это фаза, при которой лунный диск видно четко и полностью. Во время полнолуния в течение нескольких часов можно наблюдать так называемый эффект противостояния, при котором заметно возрастает яркость лунного диска, при этом размер его остается прежним. Это явление объясняется довольно просто: для земного наблюдателя в это момент исчезают все тени на поверхности Луны.
Выделяют еще фазы растущей, убывающей и старой луны. Все они характеризуются очень узким серпом Луны типичного для этих фаз серовато-пепельного цвета.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что, по сути, Луну ничего не заслоняет. Просто изменяется угол ее освещенности солнечными лучами.
Источник
Луна — объяснение для детей
Луна — естественный спутник Земли: описание для детей с фото: интересные факты, характеристика, орбита, карта Луны, исследования СССР, Аполлон, Нил Армстронг.
Начать объяснение для детей родители или учителя в школе могут с того, что земной спутник невероятно просто обнаружить. Земля обладает единственной Луной, которая сопровождает нас практически каждую ночь. Лунные фазы управляли человечеством тысячи лет, заставляя подстраиваться (календарный месяц примерно равен времени, за которое Луна проходит смену фаз).
Фазы Луны и ее орбита для многих остаются загадкой. Можно объяснить детям, что Луна всегда показывает нашей планете одно лицо. Дело в том, что для осевого поворота и вокруг планеты необходимо 27.3 дней. Мы замечаем полнолуние, полумесяц и новолуние, потому что спутник отражает солнечный свет. Уровень освещения зависит от расположения спутника по отношению к нам и звезде.
Луна оказывает на нас мощное влияние и даже может быть причиной появления жизни.
Луна — естественный спутник Земли, но она больше Плутона (диаметр – 3475 км) и занимает 27% земного размера (соотношение примерно 1:4). Это намного меньшее соотношение, чем в ситуации с другими лунами и их планетами.
Как появилась Луна — объяснение для детей
Для самых маленьких будет интересно узнать, что существует несколько теорий на этот счет. Но наиболее популярная направлена на столкновение, которое оторвало материал от Земли. Ученые предполагают, что ударный объект имел 10% от земной массы (как Марс). Куски вращались на орбите, пока не сформировали Луну. В пользу этой мысли говорит и тот факт, что по составу планета и спутник очень похожи. Это могло случиться спустя 95 миллионов лет после образования нашей системы (плюс-минус 32 миллиона).
Это преобладающая теория, но есть также другая, предполагающая, что изначально было две луны, слившиеся в одну при столкновении. Более того, наша планета могла даже перетянуть спутник у Венеры.
Внутренняя структура Луны — объяснение для детей
Дети должны знать, что у нашего спутника очень маленькое ядро (всего 1-2% лунной массы) – 680 км в ширину. В основном состоит из железа, но может содержать значительное количество серы и прочих элементов.
Скалистая мантия занимает 1330 км и представлена горными породами, богатыми на железо и магний. Магма извергалась на поверхность сквозь вулканы более миллиарда лет (от 3-4 миллиардов лет назад).
Толщина корки – 70 км. Внешняя часть разломлена и смешана из-за серьезных ударов. Неповрежденный материал начинается примерно с 9.6 км.
Состав поверхности Луны — объяснение для детей
Родители или в школе могут объяснить для самых маленьких детей, что наш спутник – скалистый мир. На нем много кратеров, созданных астероидными падениями миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в первозданном виде.
Это изображение поверхности Луны было сделано астронавтами «Аполлон-10» в мае 1969 года.
Состав по массе: кислород (43%), кремний (20%), магний (19%), железо (10%), кальций (3%), алюминий (3%), хром (0.42%), титан (0.18%) и марганец (0.12%).
На лунной поверхности обнаружили следы воды, которая могла появиться из глубины. Также там нашли сотни ям, где остались аппараты, которые пребывают на спутнике уже длительный период времени.
Лунная атмосфера — объяснение для детей
Для самых маленьких будет интересно услышать, что на спутнике есть тонкий атмосферный слой, поэтому пыльный покров на поверхности практически не изменяется веками. Тепло не может задержаться, так что Луна переживает постоянные температурные скачки. Днем на солнечной стороне – 134 °C, а на темной она понижается до -153°C.
Орбитальные характеристики Луны — объяснение для детей
- Среднее расстояние от Земли: 384 400 км.
- Наиболее близкий подход к Земле (перигелий): 363 300 км.
- Наиболее отдаленный от Земли (апогей): 405 500 км.
Орбитальный путь Луны — объяснение для детей
Дети должны знать, что лунное тяготение влияет на нашу планету, создавая подъем и падение уровня моря (приливы и отливы). В меньшей, но все же ощутимой, степени это проявляется в озерах, атмосфере и земной коре.
Вода поднимается и опускается. На стороне, которая повернута к Луне, прилив сильнее. Но и на второй он происходит по инерции, поэтому между этими двумя точками создаются отливы. Луна также замедляет вращение нашей планеты (приливное торможение). Это увеличивает длительность дня на 2.3 миллисекунды каждый век. Энергия поглощается Луной и увеличивает дистанцию между нами. То есть, для самых маленьких важно узнать, что спутник отдаляется каждый год на 3.8 см.
Вид на Земля с поверхности Луны
Возможно, именно лунная гравитация стала причиной формирования Земли, как подходящей для жизни планеты. Она смягчила колебания в осевом наклоне, благодаря чему стабильный климат держался миллиарды лет. Но и спутник не оставался в стороне, так как земная гравитация когда-то растягивала его до невероятных форм.
Лунные затмения — объяснение для детей
В период лунного затмения спутник, Солнце и наша планета выстраиваются в ровную линию (или почти). Когда Земля становится между этими объектами, то земная тень падает на спутник, и мы получаем затмение. Оно выпадает только в полнолуние. При солнечном затмении Луна должна стать между нами и звездой. Тогда на Землю попадает лунная тень. Оно происходит только при новолунии.
Времена года — объяснение для детей
Земная ось наклонена по отношению к плоскости эклиптики (воображаемая поверхность орбиты вокруг Солнца). Объяснение для детей не может обойтись без расшифровки этого момента. Северное и южное полушария по очереди указывают на Солнце. Это приводит к получению разного количества света и тепла – смена сезонов.
Земная ось наклонена на 23.5 градусов, а лунная – 1.5. Получается, что на спутнике практически не ощущаются времена года. Некоторые участки всегда освещены, а другие вечность живут в тени.
Исследования Луны — объяснение для детей
Древние люди считали, что спутник – огненная чаша или зеркало, отражающее земные моря и поверхность. Но философы знали, что это сфера, вращающаяся вокруг Земли, а лунный свет – всего лишь отражение солнечного. Греки думали, что темные регионы – моря, а яркие – земля.
Галилео Галилей стал первым, кто применил телескопическое наблюдение к спутнику. В 1609 году он описывал его как грубую горную поверхность. И это расходилось с привычным мнением о гладкой Луне.
Астронавт НАСА миссии Аполлон-17 передвигается на лунаходе по поверхности Луны
СРСР отправили первый космический аппарат в 1959 году. Он должен был исследовать лунную поверхность и прислать фотографии дальней стороны. Первые астронавты приземлились в 1969 году. Это одно из самых примечательных достижений НАСА. После они отправили еще 5 успешных миссий (и один Аполлон-13, не попавший на спутник). С их помощью на Землю доставили 382 кг породы для изучения.
Потом наступила длительная пауза, которую в 1990-х годах нарушили роботизированные миссии США Клементина и Лунный Геолог, искавшие воду на лунных полюсах. В 2011 году аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) создал лучшую карту спутника. В 2013 году в лунной истории отметился Китай, закрепив ровер на поверхности.
Но Луну исследуют не только государственные миссии. В 2014 году к спутнику подобралась первая частная миссия. И здесь возникают некоторые разногласия, ведь нет никакой договоренности в том, как можно использовать спутник, и кому принадлежит порода.
Детям понравится изучать Луну, так как это ближайший объект к Земле. Вы можете наблюдать за ней на фото, картинках, рисунках и схемах, предоставленных телескопами и космическими аппаратами. Кроме того, на сайте присутствует описание миссии Аполлон и история первого человека на Луне — Нила Армстронга. Воспользуйтесь картой Луны, чтобы изучить места посадки миссии, а также расположение крупных кратеров и морей. Чтобы разнообразить процесс обучения для детей и школьников любого класса, задействуйте 3D-модель Солнечной системы или примените онлайн телескоп и наблюдайте за Луной в режиме реального времени бесплатно.
Источник