Меню

Луна лиса звуковой анализ

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»

Татьяна Сабаненкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»

Тема: Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»

• расширять запас, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

• помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;

• упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»);

• совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу;

• развивать мелкую моторику.

Пособия: картинки-схемы слов «лиса» и «Луна» (спутник Земли, карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания.

Ход занятия

1. Игра «Доскажи словечко».

Не спеша огонь тут ходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это. (солнце).

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

В ночь — мороз, С утра — капель,

Значит, на дворе. (апрель).

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Угадай, Что за месяц это?. (Май.)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица. (грач).

Труд в саду он уважает,

Есть на дереве «дворец»:

В нем живет с семьей. (скворец).

У грача — грачонок,

У скворца -. (скворчонок).

Угадайте, что за птичка —

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

2. Игра «Угадай птицу».

— Узнать птицу по описанию.

1) Перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. (Грач.)

2) Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением. (Скворец.)

3) Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)

— Перечислить и показать перелетных птиц. Описать их. (Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок,чиж:, гусь, утка,стриж:, щегол.)

(Крикливые, шустрые, небольшие, синевато-черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные.)

— Грачи что делают?

(Кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются.)

— Образовать родственные слова.

Грач — грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнезда, грачевник (скопление грачиных гнезд).

Скворец — скворушка, скворечник, скворцовый, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.

3. Звуковой анализ слова «лиса».

Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.

«Лллиса» — первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой.

«Лиииса» — второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.

«Лиссса» — третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой.

«Лисааа» — четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на стулья тихо сесть.

4. Сравнительный звуковой анализ слов «Луна» (спутник Земли) и «лиса».

Вопросы к детям:

— Какой звук первый в слове «лиса»? — [л’].

Читайте также:  Луна марс во взаимной рецепции по падению

— Какой первый звук в слове «Луна»? — [Л].

Какие это звуки? — Это звуки-братцы: [Л] — большой братец, [л] — маленький братец.

Педагог еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] — согласные звуки. Большой братец [Л] — твердый согласный, маленький братец [л] — мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный — зеленой фишкой.

5. Игра «Назови пару».

Проводится в кругу с мячом.

Педагог называет твердый согласный звук, а дети в ответ — мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

6. Лексическое упражнение «Лисонька — лиса».

Условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы.

Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети.

— Кто это? (Лиса.)

— Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.)

Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J

— Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая.)

— Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит.)

— — Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка.)

— Какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»? (Сестричка, синичка, невеличка.)

7. Игровое упражнение «Мой медведь».

Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.

Прикреплённые файлы:

zvukovoi-analiz-slova-lisa_b6aof.ppt | 1213 Кб

Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка» Уважаемые родители! Предлагаю написать с детьми графический диктант, и сделать звуко- буквенный анализ слова КОШКА. Для этого нам понадобится.

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: — образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: — продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, — учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х — ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф» Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический.

Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.

Читайте также:  Луна движение луны вокруг земли фазы луны

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Источник

Презентация к уроку по литературному чтению «Звуковой разбор слов «Луна» и «Лиса». Ребусы»
презентация к уроку по чтению (1 класс)

Презентация к уроку по литературному чтению «Звуковой разбор слов «Луна» и «Лиса». Ребусы»

Скачать:

Вложение Размер
chtenie_07.11.pptx 122.88 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПОВТОРИ! Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу .

Отгадай! Знают взрослые и дети, Что не солнце ночью светит. Круглолица и бледна, Среди звёзд всегда одна. ЛУНА

Звуковой разбор слова «Луна»

Отгадай! Лесная рыжая плутовка – Известна всем её сноровка. С ней аккуратней, не зевай А дверь в курятник запирай ! ЛИСА

Звуковой разбор слова «Лиса»

Разгадай ребус! ЛИСА

Разгадай ребус! СОН

Разгадай ребус! СТУЛ

Разгадай ребус! ВОЛК

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья и конспект урока «Что за прелесть эти сказки!»Презентация к этому уроку.

Презентация к уроку математики во 2 классе»Математические ребусы».

Подробная презентация к уроку чтения «Уроки и переменки» с тестовыми заданиями.

В презентации собран материал по обобщению и закреплению знаний о различных видах разбора.

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

В данной презентации даны словарные слова в ребусах, что позволит сделать словарно-орфографическую работу на уроках русского языка более интересной и занимательной для младших школьников.

Презентация к уроку по литературному чтению «Звуковой разбор слов «Рысь» и «Речка&quot.

Источник

конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР.

Скачать:

Вложение Размер
l-l_lisa.docx 125 КБ

Предварительный просмотр:

Яворович Софья Сергеевна

ГУО «Специальный детский сад №6 для детей с нарушением речи г. Пинска»

высшая квалификационная категория

педагогический стаж – 21 год

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (от5 до 6 лет)

Тема: «Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. Звуковой анализ слова Лиса»

  • Закреплять навык произношения звука в слогах, словах.
  • Закреплять умение определять мягкий и твёрдый звуки, правильно выделять их в словах.
  • Развивать умение образовывать мн. ч. существительного Именительного и Родительного падежа;
  • Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Познакомить с графическим изображением звука Л.
  • Развивать умение делить слова на слоги;
  • Развивать умение проводить звуковой анализ слова с помощью моделей звуков.

Предварительная работа: проведение игры «Весёлый поезд» (деление слов на слоги), игры «Поймай комарика» (определение заданного звука в слове), игры «На что похожа буква», игры «Один-много», «Чего не стало», «Назови ласково», отгадывание загадок о диких животных и посуде.

Подготовка к занятию: изготовление символов звуков Л (по количеству детей и демонстрационный), И (демонстрационный), С (демонстрационный), А (демонстрационный), картинок Лиса (демонстрационный и по количеству детей), подготовка иллюстраций к игре «На что похожа буква».

Оборудование : картинки «Лиса» по количеству детей и демонстрационная, красные, зелёные, синие фишки, символы звуков, указки, мяч, буквы Л, И, С, А, счётные палочки, веер.

1. Организационный момент.

2. Знакомство со звуком [Л].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

А людей кормлю. (Ложка)

Объясняется артикуляция звука [Л]:

— губки слегка в улыбке;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Символ звука: корабль плывёт: ЛЛЛЛЛ.

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий.

3. Проговаривание слогов и слов с движением (дети выполняют его стоя возле стульев).

Произнося слоги (ла-ла-ла), дети вращают кистями рук над головой, делают «Фонарики».

Далее дети произносят слова ЛАМПА и ЛУНА следующим образом:

Дети делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»)

Прижимают кулачки к груди

Дети делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»)

Протягивают руки перед собой, ладонями вверх

4. Дидактическое упражнение «Семафор» (подними символ, если услышишь звук [Л]»:

л, г, з, л. ; ла, ма, му, лу. ; ал, ол, ум, ип. ;

ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка.

5. Игра «Один — Много» (проводится с мячом)

Послушай слова, измени по образцу.

Лапа –лапы – много лап

Клоун – клоуны – много клоунов

6.Игра «Назови ласково» (проводится с мячом)

Послушай слова, назови ласково.

7. Знакомство с буквой Л.

Игра «На что похожа буква Л»

8. Выкладывание буквы из пальчиков, из палочек

Координация речи с движением

И теперь у нас темно

Лишь луна глядит в окно

Дети делают «Фонарики»

Наклоняют голову к плечу и подносят сложенные ладошки к лицу

Указывают на себя, затем закрывают лицо руками

Соединяют руки в кольцо над головой

10. Звуковой анализ слова «ЛИСА».

Загадка про лису

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — ….
(Лиса)

— Сегодня мы разбираем слово ЛИСА.

— Назовите первый звук в слове. Какой это звук? (гласный или согласный, если согласный, то твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)

Выставляется символ звука.

— Каким цветом его обозначаем?

Также характеризуются все остальные звуки и обозначаются символами и фишкой.

Далее дети самостоятельно, на своих местах. проводят звуковой анализ слова, используя цветные фишки и картинки с рисунком ЛИСА (на рисунках есть рамки для слова. Усложнение: рамка без деления на части; более лёгкий вариант – рамка поделена на 4 квадрата: по количеству звуков в слове.

В конце работы прочитывается всё слово, чтобы проверить, правильно ли найдены все звуки.

— Сколько слогов в слове ЛИСА?

— Сколько звуков в слове ЛИСА?

— Сколько гласных звуков, сколько согласных звуков, сколько мягких согласных звуков в слове, сколько твёрдых согласных звуков в слове?

К доске выходят 4 ребёнка.

— Сейчас я раздам вам буквы, а вы должны будете составить слово. Остальные ребята проверят, правильно ли составили слово.

11. Итоги занятия .

  1. Старжинская, Н.С . Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих дошкольное образование/ Н.С. Старжинская. Минск: Новое знание, 2011.
  2. Щерба, Н.В . Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Н.В.Щерба. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2014.
  3. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей/ Т.А.Ткаченко. М., 2000.

Источник

Adblock
detector