Меню

Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела это сравнительный оборот

Придаточные сравнительные предложения. Примеры

Придаточное срав­ни­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мая часть, в кото­рой сопо­став­ля­ет­ся явле­ние, опи­сан­ное в глав­ном пред­ло­же­нии, со сход­ным в чем-либо предметом.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние срав­не­ния, выявим его осо­бен­но­сти. Научимся отли­чать при­да­точ­ное срав­ни­тель­ное пред­ло­же­ние от срав­ни­тель­но­го оборота.

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний по смыс­лу раз­ли­ча­ют обсто­я­тель­ствен­ные при­да­точ­ные части. Среди обсто­я­тель­ствен­ных при­да­точ­ных пред­ло­же­ний ука­жем срав­ни­тель­ную при­да­точ­ную часть. В таких слож­ных пред­ло­же­ни­ях осу­ществ­ля­ет­ся срав­не­ние, сопо­став­ле­ние явле­ний дей­стви­тель­но­сти на осно­ве ассо­ци­а­тив­ных свя­зей со сход­ным в чем-либо пред­ме­том, дей­стви­ем и пр.

Наступила тём­ная ночь, слов­но бар­хат­ное чёр­ное покры­ва­ло опу­сти­лось на весь мир.

В этом пред­ло­же­нии насту­пив­шая ночь с помо­щью при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния срав­не­ния упо­доб­ля­ет­ся бар­хат­но­му покры­ва­лу, кото­рое опу­сти­лось на весь мир.

Придаточная часть срав­не­ния, как пра­ви­ло, харак­те­ри­зу­ет всё глав­ное пред­ло­же­ние. Этот тип при­да­точ­ных пред­ло­же­ний при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной части с помо­щью срав­ни­тель­ных под­чи­ни­тель­ных союзов:

Мы втро­ем нача­ли бесе­до­вать, как буд­то век были зна­ко­мы (А. Пушкин).

Мы не спе­ша шли по лесу, огля­ды­ва­ясь и осмат­ри­ва­ясь, точ­но впер­вые при­шли сюда.

Подобно тому как пер­вый луч солн­ца заиг­рал на окне, свет фар авто­мо­би­ля оза­рил тём­ный дом.

Придаточное сравнения и сравнительный оборот

Придаточные пред­ло­же­ния срав­не­ния могут нахо­дить­ся на любом месте по отно­ше­нию к глав­ной части. Особенностью слож­но­го пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным срав­не­ния явля­ет­ся то, что зави­си­мая часть часто пред­став­ля­ет собой непол­ное пред­ло­же­ние с про­пу­щен­ным ска­зу­е­мым, кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из глав­ной части. Это мож­но опре­де­лить по нали­чию в при­да­точ­ном пред­ло­же­нии срав­не­ния соста­ва про­пу­щен­но­го ска­зу­е­мо­го — допол­не­ния или обсто­я­тель­ства. По этим син­так­си­че­ским при­ме­там научим­ся отли­чать непол­ное при­да­точ­ное срав­не­ния с сою­зом «как» от обыч­но­го срав­ни­тель­но­го обо­ро­та, в кото­ром нет грам­ма­ти­че­ской основы.

Например, срав­ним предложения:

Сорт рас­те­ний надо выби­рать, как людей в экс­пе­ди­цию (К. Паустовский)

Луна, как блед­ное пят­но, сквозь тучи мрач­ные жел­те­ла (А. Пушкин)

Во вто­ром пред­ло­же­нии име­ет­ся несо­мнен­но срав­ни­тель­ный обо­рот с срав­ни­тель­ным сою­зом «как» (луна как пят­но), а вот состав пер­во­го пред­ло­же­ния заста­вит заду­мать­ся: срав­не­ние это или срав­ни­тель­ная при­да­точ­ная часть? Выберем ответ, что пер­вое пред­ло­же­ние явля­ет­ся слож­но­под­чи­нен­ным с при­да­точ­ным срав­не­ния, так как во вто­рой его части про­пу­щен глагол-сказуемое «выби­ра­ют» и име­ет­ся нали­цо состав сказуемого:

  • (выби­ра­ют кого?) людей — дополнение;
  • (выби­ра­ют куда?) в экс­пе­ди­цию — обстоятельство.

Прочтем при­ме­ры пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и опре­де­лим непол­ные при­да­точ­ные пред­ло­же­ния сравнения.

Видеоурок

Примеры предложений

Исчезло сча­стье юных лет, как на лугах ваш лёг­кий след (А. Пушкин).

И он сво­ей огром­ною рукой схва­тил мою руку свер­ху, как хищ­ная пти­ца хва­та­ет добы­чу (В. Гаршин).

Князь Василий гово­рил все­гда лени­во, как актер гово­рит роль ста­рой пье­сы (Лев Толстой).

Корабли заблу­ди­лись в густом тумане и шли, дер­жась бере­га, как сле­пой дер­жит­ся за стенку.

Налево, как буд­то кто чирк­нул по небу спич­кой, мельк­ну­ла блед­ная, фос­фо­ри­че­ская полос­ка и потух­ла (А. Чехов).

Толпа под­хва­ти­ла её, как под­хва­ты­ва­ет широ­кий, бур­ный ручей малень­кую щеп­ку, и понес­ла, понес­ла неиз­вест­но куда по тече­нию (В. Осеева).

На мысу, над морем, белел песок, как буд­то чай­ки сели отдох­нуть сре­ди куд­ря­вой зеле­ни садов (К. Паустовский).

Прибрежные кусты скло­ня­ют­ся над самой водой, точ­но хотят погла­дить её, но она не даёт­ся и бежит всё даль­ше (В. Инбер).

Лес сто­ит мол­ча, непо­движ­но, слов­но всмат­ри­ва­ет­ся куда-то вдаль вер­хуш­ка­ми (Л. Леонов).

А небо все чер­не­ло, буд­то чугун­ная сте­на рос­ла из-под зем­ли (К. Паустовский).

Шлюпку швы­ря­ло, как проб­ку в водо­па­де (К. Паустовский).

Сквозь эту сква­жи­ну про­све­чи­ва­ло пла­мя све­чи, про­ни­кав­шей на ули­цу почти с созна­тель­но­стью взгля­да, точ­но пла­мя под­смат­ри­ва­ло за еду­щи­ми и кого-то под­жи­да­ло (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Источник

Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела это сравнительный оборот

Выразительно прочитайте предложения и докажите, что в них использован прием сравнения. Какой способ выбирают авторы в каждом случае? Какая картина возникает в вашем воображении при чтении этих отрывков из художественных произведений?

Более подробно проанализируйте два примера (на выбор), выделяя в них предмет сравнения, образ и признак, по которому они сравниваются.

1) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А. Пушкин)

2) Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А. Пушкин)

3) И голосок ее звучит нежней свирельного напева. (А. Пушкин) За столом сидит она царицей. (А. Пушкин)

4) И сыплет листья лес, как деньги медные, спасибо, край чудес, но мы не бедные. (Н. Рубцов)

5) В очах, как на небе, светло, в душе ее темно, как в море. (М. Лермонтов)

6) В груди ее птицею пела радость. (М. Горький)

7) И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой. (И. Бунин)

8) Жеребец под ним сверкает белым рафинадом. (Э. Багрицкий)

9) Черно-бурою лисицею под горой улегся лес. (Д. Кедрин)

10) В блестках инея, точно в алмазах, задремали, склонившись, березы. (И. бунин)

11) Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов)

Спишите предложения, в которых есть сравнительные обороты с союзами как, точно. Сделайте вывод об обособлении сравнительных оборотов.

Выпишите примеры, в которых сравнение выражено формой сравнительной степени прилагательного.

В файл «Сравнение» открытой вами в компьютере папки «Художественные средства языка» поместите наиболее понравившиеся вам примеры.

Дополните их отрывками, которые вы можете найти с помощью Интернета.

Источник

Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела это сравнительный оборот

Упражнение 1.

Запишите предложения, подчеркивая грамматическую основу и обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом. Расставьте знаки препинания.

1) Из трубы в темно-синее небо черными клубами валит дым а над ним мигают как живые глаза ясные звезды. 2) Дождь за окном потрескивал как поленья в костре. 3) Корабль словно щепку бросало на волнах. 4) Весь день дождь лил как из ведра. 5) Он пролетел как стрела все расстояние. 6) Мальчик покраснел как рак.

Составить свои предложения, употребив фразеологические обороты: как ужаленный, как кумач, как в рот воды набрал.

Упражнение 2.

Спишите предложения, расставив знаки препинания. Обозначьте графически сравнительные оброты.

1) Привязался ты ко мне как репейник. 2) Широкие тени ходят по равнине как облака по небу. 3) Но ничто не походило так мало на вчерашнее как дорога. 4) Лисичка легла на спину и играет словно собачка. 5) Вдруг животные почуяли опасность и словно солдаты по команде быстро повернулись ко мне головами. 6) Иван Дмитрич потирал свои красные глаза точно спросонок. 7) Все-таки лучше чем ничего. 8) Величие более прилично его фигуре чем унижение.

Упражнение 3.

Выразительно прочитайте предложения и докажите, что в них использован приём сравнения. Какой способ выражения значения сравнения выбирают авторы в каждом случае? Какая картина возникает в вашем воображении при чтении каждого отрывка из художественных произведений?

1) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А. Пушкин) 2) Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А. Пушкин) 3) И голосок её звучит нежней свирельного напева. (А. Пушкин) За столом сидит она царицей. (А. Пушкин) 4) И сыплет листья лес, как деньги медные, спасибо, край чудес, но мы не бедные. (Н. Рубцов) 5) В очах, как на небе, светло, в душе её темно, как в море. (М. Лермонтов) 6) В груди её птицею пела радость. (М. Горький) 7) И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. (И. Бунин) 8) Жеребец под ним сверкает белым рафинадом. (Э. Багрицкий) 9) Чёрно-бурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин) 10) В блёстках инея, точно в алмазах, задремали, склонившись, берёзы. (И. Бунин) 11) Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов)

Читайте также:  Луна является географическим объектом

Спишите предложения, в которых есть сравнительные обороты с союзами как, точно. Объясните постановку знаков препинания.

Упражнение 4.

Спишите предложения. Поставьте, где это необходимо, пропущенные запятые.

1) Я шел как пьяный. 2) Я как будто бы просветлел. 3) Мне он как будто и нравится. 4) Сговор сошел как нельзя лучше. 5) Лаптев жил теперь как в тумане. 6) Ему становилось как будто легче. 7) Я буду хранить тебя как зеницу ока. 8) Лунный свет стал как будто грязнее. 9) Волосы как бы полиняли, глаза голубые. 10) Я всегда уважал вас, все равно как родителя. 11) Множество огней как бы повисло в воздухе. 12) Я утешил графа как умел и сел с ним обедать. 13) Все твердые согласные буквы произносил как мягкие. 14) Подобные случайности становятся как бы законами. 15) Я вскочил и как сумасшедший побежал к соседям. 16) В следующие дни чувствуешь себя как на крыльях. 17) Дождевые капли стучали по крышам как мелкая дробь. 18) На восточном горизонте как будто начинало брезжить. 19) С большими усилиями я поднялся не более как на три метра. 20) Они показались мне как будто немного ниже ростом и шире в костях. 21) Обыкновенно к лодке мы всегда подходили весело как будто к дому. 22) Он невольно чувствует себя как бы в ловушке, из которой нет выхода. 23) Глаз не смыкаю словно сыч какой. 24) Все они отощали и словно облезли, но глядят бодро. 25) Деревья словно плакали: с ветвей на землю падали крупные капли.

Упражнение 5.

Замените, где можно, сравнительные обороты словосочетаниями с существительными в творительном падеже. Постарайтесь объяснить, почему в некоторых случаях этого сделать нельзя.

Образец: Плывёт над лесом облако, словно белый лебедь. — Плывёт над лесом облако белым лебедем.

1) Отблески солнца играли в воде, как золотые нити. 2) Нависла над ними опасность, как свинцовая туча. 3) Глаза его засверкали, как у настоящего волчонка. 4) Земля, как железо, звенела. 5) Она каркает, как ворона. 6) Вода стекала по листьям, словно по желобам.

Упражнение 6.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните, почему выделяется запятыми каждый сравнительный оборот в этих примерах.

1) Существ_вание его з_ключ_но в эту тесную программу как яйцо в ск_рлупу. (А. Чехов) 2) Она глядела на него как на икону со страхом и раскаянием. (А. Чехов) 3) Я к ней наконец так пр_вык как к доч_ри. (М. Лермонтов) 4) Герасим как лев выступал сильно и бодро. (И. Тургенев) 5) Офицер ахнул и св_рнувшись сел на землю как на лету подстрел_нная птица. (Л. Толстой) 6) Летом спать было г_раздо т_желее чем з_мой. (Ф.Достоевский) 7) Как буря смерть унос_т жен_ха. (А. Пушкин) 8) Дед кинул им деньги словно с_бакам. (М. Горький) 9) Как н_весту Родину мы люб_м береж_м как ласк_вую мать. (В. Лебедев-Кумач) 10) И так или иначе но этому пр_чиной был н_ кто иной как я. (М. Волконский) 11) Слова т_жёлые как капли. (М. Цветаева) 12) Моим ст_хам как др_гоценным вин_м настан_т свой черёд. (М. Цветаева)

Упражнение 7.

Вместо пропусков вставьте сначала такие сравнительные обороты, с помощью которых можно передать хорошее настроение, чувство восторга.

Затем вставьте сравнения, которые передают противоположные чувства. Запишите один из получившихся вариантов.

Природа дышала стремительно надвигавшейся грозою. По небу бежали тучи, похожие на . . Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдалённые берёзы, и они вспыхивали одна за другой, будто . . Предгрозовой ветер налетал порывами, и могучие сосны гудели, точно . .

Упражнение 8.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните постановку знаков препинания. Почему во втором предложении перед союзом КАК не поставлена запятая?

Вот поле гл_д_олусов. Они
Как празничное шес_твие к_ло(н, нн)ы.
Одни г_рят, как фак_лов огни.
Другие же а(л, лл)еют, как зн_мёна.
А трет_и, пор_жая бел_зной,
Как голуби, к_чают_ся на крыл_ях.
(Л. Ширева)

Упражнение 9.

Сначала выпишите предложения, в которых есть обособленные приложения с союзом КАК, передающие оттенок причины (можно поставить вопрос почему?). Затем выпишите предложения с необособленными оборотами с союзом КАК, которые можно заменить оборотом со словами в качестве. Расставьте пропущенные знаки препинания и охарактеризуйте пунктуационные особенности предложений первой и второй групп.

1) Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин) 2) Как поэт нового времени Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму. (В. Белинский) 3) Ему как человеку робкому и необщительному прежде всего бросалось в глаза то, что у него никогда не было. (А. Чехов) 4) Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. (А. Чехов) 5) Как стилист Чехов недосягаем. (М. Горький) 6) Вы как инициатор должны играть главную роль. (В. Панова)

Упражнение 10.

Кто лучше? Составьте предложения, употребляя в них следующие сочетания с фразеологизмами. В чём особенность пунктуационного оформления таких оборотов? Графически покажите, роль какого члена предложения выполняет каждый фразеологизм.

Нужен как рыбе зонтик, уставился как баран на новые ворота, походит как две капли воды, видно как днём с огнём, ему всё как с гуся вода, побледнел как полотно, пристал как банный лист.

Упражнение 11.

Объясните постановку запятой при союзе КАК в одних предложениях и отсутствие ее в других. Спишите предложения со сравнительными оборотами.

1) Как столица могучей державы, Москва, действительно, державна. Сердце города — стройный древний Кремль — со своего холма смотрит, как символ великого прошлого, но еще более говорит нам не это богатое прошлое, а величественное настоящее, невиданное в истории человечества. Оно-то и заставляет народы всего мира смотреть на Кремль, как на символ победоносной борьбы за счастье всех народов под знаменем Коммунистической партии (По П. Тихонову). 2) С этого вечера публика. заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком (Пащ.). 3) Трещал телефон, и, волнуясь, командир по землянке ходил, и кто-то так же, как Ленька, шел к немцам сегодня в тыл (Сим.). 4) Проведите меня через заставу как вашего слугу, больше мне ничего, не нужно (Герц.). 5) Савка был гол как сокол (Ч.). 6) Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Т.). 7) Все более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему (М. Г.). 8) Здесь хорошо было пожить на отдыхе, побегать на лыжах по синему снегу, глотать всей грудью ледяной, чистый, как горный ключ, воздух (Лавр.).

Читайте также:  Масса искусственного спутника луны

Упражнение 12.

Выразительно прочитайте фрагменты из произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. Какими обособленными конструкциями осложнены предложения?

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте грамматические основы. Объясните постановку каждого знака препинания. Сколько сравнительных оборотов в каждом отрывке? В каком примере один сравнительный оборот входит в состав другого? Какие виды сравнения, кроме сравнительного оборота, есть в этих фрагментах?

1) В той башне, высок_й и тесн_й,
Царица Тамара жила,
Пр красна, как ангел небесный,
Как демон, к_варна и зла.
2) Тучки небесные, вечные стра(н, нн)ики!
Степью лзурною, цепью жмчужною
Мчитесь вы, буд(то), как я же, изгна(н, нн)ики,
С милого севера в сторону южную.
3) И старик во блеске власти
Встал, м_гучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
(Тёмно)синие глаза.
4) Как небеса, твой взор бл_стает
Эмалью голубой,
Как поц_луй, звучит и тает
Твой голос молодой.
5) Он был, кзалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как трос_ник.

Упражнение 13.

Придумайте и запишите предложения, употребив следующие сравнительные обороты.

1) . словно весенняя капель. 2) . как безбрежное море. 3) . будто золотая чаша. 4) . как сахар. 5) . как слёзы. 6) . словно янтарное ожерелье. 7) . как птица. 8) . как нежная песня. 9) . словно зеркало. 10) . будто близнецы. 11) . как будто голубые васильки.

Упражнение 14.

Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Море в этот день было спокойно, оно как зеркало отражало блеск неба и мне не обещало ничего (Горький). 2) А сверху без конца и перерыва тянул лесной шум точно смутные вздохи старого бора (Короленко). 3) К концу охоты утки словно на прощанье стали подниматься целыми стаями (Тургенев). 4) Я не знаю более увлекательной профессии чем журналистика (Полевой). 5) Шторм как всегда сменился неизменным штилем (Паустовский). 6) Вдруг где-то далеко-далеко слышится песня девчат чуть тоскливая плавная широкая как родные просторы (Троепольский).

Упражнение 15.

Прочитайте, найдите сравнительные обороты. Определите, в каких случаях они обособляются, а в каких нет. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Начал накрапывать дождишко теплый тихий мелкий как из сита (Троепольский). 2) Его лицо было бледно, глаза как стеклянные (А. Толстой). 3) Высокие узкие клочья тумана густые и белые как молоко бродили над рекой заслоняя отражения звезд и цепляясь за ивы (Чехов). 4) Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра (Л. Толстой). 5) Такие поэты как Лермонтов бывают строже к самим себе нежели самые строгие и взыскательные критики (Белинский). 6) Все его обещания были не более как хвастовство (Мамин-Сибиряк). 7) Летом вся семья точно пчелиный рой пребывает в какой-то жизнерадостной суете (Никитин).

Упражнение 16.

Выразительно прочитайте тексты и определите, что их объединяет. Спишите примеры, соблюдая пунктуационные нормы. Выделите сравнительные обороты, однородные и обособленные члены предложений.

Выберите одно из высказываний. Напишите сочинение-рассуждение, доказывая (или опровергая) основную мысль этого текста.

1) Краткоречие точно жемчуг блещет содержанием. (Л. Толстой) 2) Русский народ создал русский язык яркий как радуга после весеннего ливня меткий как стрелы певучий и богатый задушевный как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой) 3) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К.Паустовский)
4) Люблю обычные слова
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва
Потом значенья их туманны.
Их протирают как стекло
И в этом наше ремесло.
(Д. Самойлов)
5) Язык народа и богат и точен.
Но есть увы и сточные слова.
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
(Н.Рыленков)
6) Горят как жар слова
Иль стынут словно камни
Зависит от того
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
(Н.Рыленков)

Упражнение 17.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Напишите сочинение по данному началу. Используйте в своём тексте обособленные члены, сравнительные обороты.

Но нет на свете другого дерева белого как летнее облако в с_неве как р_машка в зелени луга как снег когда он только что выпал и ещё (не, ни)пр_вычен для глаз см_тревших до сих пор на ч_рную (не, ни)настную землю. Во всём зелёном царстве оно одно.

Упражнение 18.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Прокомментируйте постановку знаков препинания. Какова роль сравнительных обо¬ротов в этом тексте?

СЛОВО-ЗВЕЗДА
В каждой душе слово ж_вёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, пог_сает, когда оно, закончив свой жизненный путь, сл_тит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит кчеловеку, на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая звезда для людей на земле горит ещё тыс_чи лет. Человека того нет, а слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вс_ленной.
(М.Пришвин)

Упражнение 19.

Понаблюдайте, какие виды сравнения используются в русских народных загадках.

Используя сборники загадок или ресурсы Интернета, найдите загадки, в которых представлены разные виды сравнения.

1) Лысый жеребец с белыми глазами, круглый, как венец, своими очами на всё глядит. 2) Широко поле карагайское, на нём много скота тараканского, один пастух, ровно ягодка. 3) С неба падает слезами, по земле бежит ручьями. 4) На дворе — горою, а в хате — водою. 5) Много-много звёздочек тонких, как стекло. Звёздочки холодные, а земле тепло! 6) Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло. 7) Он летает белой стаей и сверкает на лету, он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Читайте также:  Луна спутники планет астрономия 11 класс

Тест по теме «Обособление сравнительных обротов»

1. Укажите предложение, в котором сравнение выражается наречием образа действия.

1) Небо было синее, как море.
2) Сощурив по-лисьи глаза, Маришка покачала головой.
3) Пургою снежной ворвалась Жанна в его жизнь.
4) Река, словно разъярённый зверь, металась в своих берегах.

2. Укажите предложение, в котором сравнение выражается существительным творительного падежа.

1) Небо было синее, как море.
2) Сощурив по-лисьи глаза, Маришка покачала головой.
3) Пургою снежной ворвалась Жанна в его жизнь.
4) Река, словно разъярённый зверь, металась в своих берегах.

3. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сложносочинённым предложением с придаточным сравнения.

1) Ветер здесь чист и прохладен, будто ключевая вода.
2) Она зашипела, как змея, и кинулась на противника.
3) Только лес шумел вольно, широко, словно река неутомимо перекатывала свои воды.
4) Переваливаясь с ноги на ногу, он по-медвежьи пошёл мимо господ.

4. Укажите предложение, в котором сравнение выражается сравнительным оборотом.

1) Ветер здесь чист и прохладен, будто ключевая вода.
2) Кобра чёрной лентой ползла средь кустов можжевельника.
3) Только лес шумел вольно, широко, словно река неутомимо перекатывала свои воды.
4) Переваливаясь с ноги на ногу, он по-медвежьи пошёл мимо господ.

5. В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)?

1) Как лань промчалась Светка и уселась на лавочку.
2) Как бабушку Екатерину Матвеевну по-прежнему не воспринимали.
3) Все говорили что они похожи как две капли воды.
4) Улыбка её как лучик солнца.

6. В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)?

1) Было тихо и тепло как в хороший весенний день.
2) Олега как правило оставляли с бабушкой.
3) Он был таким же как и его дед.
4) Дождь лил как из ведра.

7. В каком случае синтаксическая конструкция с союзом как выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены)?

1) Как лидера Эдика не приняли.
2) Олега как правило оставляли с бабушкой.
3) Лиля как стройная берёзка.
4) Дождь лил как из ведра.

8. Определите причину выделения запятыми сравнительного оборота с союзом как в предложении:
И она осталась висеть на дубовых ветвях, как на могучих руках.

1) Союз как соотносится с указательными словами так, такой, тот.
2) Союз как имеет значение подобия (уподобления).
3) Союз как выступает в сочетании как правило, как обычно, как всегда…
4) Союз как в сочетаниях не что иное, как; не кто иной, как.

9. Определите причину, по которой оборот с союзом как запятой не выделяется в предложении:
Мальчишки разговаривали с девочкой как старые знакомые (В. Железников).

1) Оборот имеет значение «в качестве».
2) Оборот имеет значение образа действия.
3) Оборот имеет значение отождествления.
4) Оборот является фразеологизмом.

10. Определите постановку знаков препинания в предложении, имеющем оборот с союзом КАК в предложении:
Под ближними дубами как жар горят умытые росой щиты. (М. Рапов).

1) Сравнительный оборот на письме выделяется запятыми.
2) Оборот с союзом как запятыми не выделяется.

11. Сколько запятых следует поставить в данном предложении?

Эти звери были не что иное как большие крысы кроты хорьки и подобные им (А. Погорельский).

1) Одна запятая.
2) Две запятые.
3) Три запятые.

12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте:

В квартире напротив дверь была открыта, (1) и оттуда, (2) как пар, (3) летела белая пыль извести. (Г.Матвеев)

13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте:

Пиликали скрипки, (1) рычали трубы, (2) мимо струились нескончаемые гаммы, (3) перегоняя друг друга. То был как бы музыкальный срез этого трудолюбивого, (4) словно улей, (5) дома. (Л.Платов)

14. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте:

Близкий рассвет обрадовал нас. С надеждой смотрели мы, (1) как расширяется его полоса, (2) наливается розовым чайным тоном. Только остров на озере был черен и густ, (3) как бархат. Не островом казался он сейчас, (4) а спиною дракона, (5) выставившего гребень из воды. (Ю.Коваль)

15. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте:

Великан-налим подпрыгнул, (1) извиваясь, (2) слегка пополз, (3) точно тюлень, (4) и застыл, (5) прямой и толстый, (6) как колода. (Е.Дубровский)

16. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте:

По сторонам валялся спиленный лес, (1) выкорчеванные пни топорщились тёмными корнями, (2) словно высохшие спруты. Меж деревьев белел грязный подтаявший снег. Тягач, (3) свирепо урча, (4) кренился то в одну, (5) то в другую сторону, (6) заваливаясь в глубокие колдобины. (Н.Горбачев)

17. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте:

Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Л.Соболев)

18. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте:

А пароход подходил все ближе. Чёрный, (1) кряжистый, (2) точно скала, (3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в её светлой равнине, (5) хотя рёв его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Р.Фраерман)

19. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте:

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в нее и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате. (К.Паустовский)

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте:

Ученики неохотно разошлись по своим местам. Но головы их, (1) как подсолнухи к солнцу, (2) неудержимо поворачивались в сторону Маши, (3) а глаза с завистью следили за тем, (4) как девочка читает письмо. (А.Мусатов)

Источник

Adblock
detector