Меню

Луна каин убивает авеля

Mif-legenda

Небо и небесные светила

На луне можно увидеть пятна в виде двух людей и ушата. Эти пятна обычно связывают с библейским сюжетом о Каине и Авеле, получившим своеобразное оформление в народном сознании. Согласно одной из легенд, братья на лугу складывали в воз сено. Они поссорились, и Каин проколол брата вилами. По суду Божьему, братоубийцу не могла приютить ни земля, ни вода, ни другое какое место. Только месяц, ослушавшись Божьей воли, дал ему пристанище у себя. С тех пор месяц носит на себе отпечаток страшного греха Каина. В лунных пятнах крестьяне видят изображение убийства одного брата другим. С этим сюжетом иногда связывается и объяснение фаз луны. В Подольской губернии рассказывали, что луне, за то, что на ней изображено убийство Каином Авеля, Бог судил каждый месяц рождаться, расти и умирать. После своей смерти она нисходит в ад, перетапливается там, очищается и затем рождается вновь. Лунные фазы объясняются в народе и по-другому: на луне есть особая заслонка, которой заведует святой Юрий, он то поднимает, то опускает эту заслонку. Луна, как и солнце, в мифопоэтическом сознании нередко олицетворялась в образе человека: мужчины или женщины. Таковой она изображается, например, в жанре загадки: «Круглолицый, светлоокий / Ходит, гуляет, людей утешает»; «Круглолица, белолица во все зеркала глядится».

О природе звезд существовали различные представления. Широко бытовало восприятие звезд как свечей, которые на небе зажег Бог. Зачастую звезды считали младенческими душами и душами праведных людей, которые смотрят с неба на своих родственников. Кое-где о звездах думали как о детях солнца, олицетворяемых иногда в образе маленьких мальчиков. Подобные представления о родственных отношениях небесных светил нашли отражение в обрядовой поэзии, сопровождавшей святочный ритуал колядования. В песнях-колядках с помощью приема метафоры крестьянская семья изображается как небесная семья: отец называется «красным солнышком», «малы детушки» — «частыми звездочками». Иногда же хозяин дома, хозяйка и их дети соотносятся, соответственно, с образами светлого месяца, красного солнышка и частых звездочек. По мнению крестьян, звезды созданы Богом для освещения земли и устроены так, что свободно могут перемещаться с одного места на другое. В космологических представлениях звезды уподобляются также гвоздям в куполе неба, что нашло отражение в текстах загадок: «Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены»; «Сито бито, золотом обито». Крестьяне полагали, что звезды вращаются вокруг основного «гвоздя» — Полярной звезды. Не случайно в народе эту звезду называли словом «стожар», означавшим «шест, который втыкали в землю посреди стога для его устойчивости».

Созвездия, наиболее значимые в народном сознании, соответственно своей форме получили названия, отражающие разные реалии крестьянской жизни. Так, созвездие Большой Медведицы чаще всего называли «лось». Но были и местные названия: «воз» или «колесница» — в Санкт-Петербургской, Тверской, Смоленской, Орловской берниях, «звездожар» — в Калужской. На Ор-ловщине для него употреблялось название «коромыслица», а у курских крестьян — «возница» и «корец» (ковш). Для созвездия Плеяд в украинской традиции известно название «квочка» (курица), а в русской — «стожары» (ряд шестов или длинных кольев для скирды), «утиное гнездо». В народных говорах созвездие Малой Медведицы имело название «пасека», созвездие Лебедя — «крест», Волосы Вероники — «волосожар». Множество местных названий существовало для созвездия Орион: наиболее частое — «косари», а также «кичига» (орудие для молотьбы) — в северных, восточно-русских губерниях и в Сибири, «грабли» — в Саратовской губернии, «коромысло» — в Архангельской и Орловской, «оржаные промежки» — в Пермской, «лосек» — в Псковской бернии. Иногда народные названия заключали в себе не отдельный образ, а целый мотив. Так, созвездие Орла обозначалось предложением «Девка воду несет». Венеру крестьяне называли «вечерней зорницей».

Повсеместно существовало довольно развернутое представление о Млечном Пути. Во Владимирской губернии его считали дорогой в Крым, а у украинцев — путем из Москвы в Иерусалим. Согласно поверьям, тот, кто идет в Иерусалим, должен для себя избрать указателем Млечный Путь и тогда никогда не собьется с дороги. В Иерусалиме же Млечный Путь кончается.

По народным представлениям, звезды неразрывно связаны с человеческими судьбами. Звезд на небе столько, сколько людей на земле. С рождением человека «зажигается» звезда; она растет вместе с ним, а затем падает на землю или гаснет, когда он умирает. Если звезда человека «сильная», то он справляется со всеми своими бедами, а если «слабая» — то ему очень трудно в жизни. С этими представлениями связано народное понятие «родиться под счастливой звездой».

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Исследователи древнегреческой мифологии разделяют процесс ее развития на два периода: до олимпийский и олимпийский. К древнейшему — до олимпийскому — периоду относятся мифы о хтонических (от гречес .

Источник

История Каина и Авеля — смысл библейского сюжета

Узнайте все самое интересное и важное о Каине и Авеле, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Авель и Каин

На протяжении многих тысячелетий сюжет о взаимоотношениях двух братьев волновал умы людей. Библейская история Каина и Авеля остаётся актуальной даже спустя тысячелетия, открывая тайны о человеческой природе.

Авель и Каин были старшими детьми Адама и Евы – первых людей, созданных Богом и потерявших возможность пребывания с Ним в результате грехопадения. Каин был первенцем, его имя происходит от древнееврейского слова «создавать» или «приобретать». Вероятно, это имя было дано Каину как первому человеку, рождённому женщиной.

Согласно преданию, Ева надеялась, что первый сын будет обещанным Искупителем её с Адамом первородного греха. Однако с рождением Каина стало очевидно, что эта надежда не сбылась. И она дала второму сыну имя Авель. Оно переводится как «плач» или «уничижение» и отражает всю горечь переживаний Евы.

История Каина и Авеля — за что брат убил брата

Из Библии известно, что Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. У них был обычай приношения жертвы Богу как выражения любви и благодарности Ему. Однажды вновь пришло время принести Богу плоды своих трудов. Каин возложил на жертвенник часть урожая, а Авель принёс лучших овец. Но жертва Каина не была принята Всевышним. На приношение Авеля с неба сошел божественный огонь, что означало угодность жертвы Богу. С дарами же Каина ничего не случилось. В порыве ревности и зависти Каин заманил младшего брата в поле и убил его.

Бог смотрел не на жертвенник, а в души братьев. Авель приносил жертву с благоговением и смиренным упованием на будущее искупление первородного греха. Каин же выполнял жертвоприношение лишь как внешний обряд, без усердия, веры и смирения. Потому и принёс Богу жертву без благоговения и рассуждения, принес негодную жертву. Ещё до убийства, зная о страшном намерении Каина, Бог не оставлял его Своей любовью. Творец предостерегал человека от злодеяния, призывал побороть в себе греховные помышления:

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7).

Последствия первого убийства в истории

Но Каин не захотел услышать Бога. Даже после совершения преступления убийца не опомнился, его сердце окаменело, грех подавил в нём совесть. Бог спросил Каина, где его брат, и это был не столько вопрос (ведь для Всеведущего Творца не может быть тайн), сколько призыв раскаяться. Но Каин дерзко ответил Всевышнему: «Не знаю, разве я сторож своему брату?». Своим бесстыдством он лишь усугубил грех и отсёк возможность исправления. За это и был осуждён Богом на изгнание и скитания.

Святитель Кирилл Александрийский подробно разбирает цепочку грехов Каина:

«Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый – то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом” (Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2)

Узнав свой приговор, Каин затрепетал. Но не от раскаяния, а от страха, что люди отомстят ему за совершенное преступление. Снова проявив Своё милосердие, Бог отметил Каина особым знаком, который не позволял никому убить изгнанника. Этим знамением Всевышний пресёк угрозу умножения убийств из-за преступления, совершенного Каином.

Читайте также:  Ко мне сегодня заходила луна

Образ Каина в Библии

Вера Каина деградировала ещё до жертвоприношения. Бог для него был уже не любящим Отцом, а идолом. Своим преступлением Каин подвёл черту под давно назревавшим богоотступничеством. Не содержимое жертвы, а духовное состояние, в котором Каин её приносил, стало причиной отказа Бога. Он не принял жертву Каина по любви к нему, ради вразумления и пробуждения его совести. Но Каин из-за своей гордыни воспринял это как оскорбление.

В «Первом соборном послании» святого апостола Иоанна Богослова написано, что Каин пошёл на убийство, потому что

“дела его были злы, а дела брата его праведны” (1Ин. 3:12).

Следовательно, Каин невзлюбил Авеля задолго до рокового жертвоприношения. Наблюдая за праведной жизнью брата, Каин не только не последовал его примеру, но и взращивал в своей душе зависть и ревность. Эти страсти достигли пика после неугодного Богу жертвоприношения и породили гнев, а затем и убийство.

Не раскаявшись даже после терпеливого взывания Бога, Каин ещё больше отягчил свой грех. Превратившись в мрачного скитальца, он стал страшным, предостерегающим от совершения убийств примером для потомков. Убийство Каином Авеля символизирует осознанный выбор человека идти по пути зла. Имя Каина стало нарицательным для завистливого и жестокосердного человека, способного навредить даже самым близким людям. Такого человека называют “окаянный”.

Библейский образ Авеля

Авель рассматривается в христианстве не только как первая жертва убийства в истории, но и как первый страстотерпец за правду и веру. Христос упоминал Авеля, когда обличал фарисеев, говоря, что с них взыщется от крови праведного Авеля до Захарии (Мф. 23:25). Принесший праведную жертву, невинно убитый пастырь Авель считается прообразом Христа – тоже безвинно убиенного доброго пастыря для всех христиан, принесшего себя в жертву ради человечества. Об этом говорит святой Ефрем Сирин в “Беседах на Евангелие от Иоанна”:

“Возбудив к себе зависть добродетелью, он (Авель) смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков” (т. 4, стр. 354).

Если кровь Авеля взывала к искуплению, то кровь Христа совершает это искупление. Каин же является предшественником всех гонителей правды.

Ветхозаветная история Каина и Авеля показывает нам два противоположных пути, по которым волен пойти человек, – служения Богу, правде и служения греху, дьяволу. Каин и Авель – это не отвлечённые персонажи далёких времён. Они являются наглядными и актуальными выражениями тех черт, которые есть в каждом человеке.

Источник

Почему Каин убил Авеля. Что произошло

Ещё с пионерского советского детства у меня на слуху было об убийстве какого-то Авеля каким-то Каином. Но задаваться этим вопросом в том возрасте и в то время я, естественно, не стал. Уже в пору юности я услышал замечательную фразу «Я не сторож брату своему». Эта фраза сверкнула в голове, но так и осталась где-то в глубинах моего подсознания. Не знаю почему, но к христианству я испытывал некое, мягко говоря, неприятие, но стремление прочитать Библию было. И вот тут вопрос, какую Бибилию? Как оказалось есть две Библии «Ветхий завет» и «Новый завет». «Новый завет» меня не цеплял, а вот «Ветхий завет»… «Ветхий завет» уже манил к себе только тем, что он – «Ветхий». Мне казалось, раз «Ветхий», значит древний, старый, а старина меня всегда притягивала.

И вот когда уже в зрелом возрасте я прочитал эту книгу, я ужаснулся – что же это за религия такая, которая начинается с убийства. Поскольку есть у меня в характере некая дотошность, то просто так оставить вопрос без ответа я не мог. Вот только вопрос в том, где было искать ответ на этот вопрос. А вопрос такой – действительно ли Каин убийца в общепринятом смысле этого слова? В тех источниках, которые мне попадались именно так этот вопрос и трактовался – да, убийца.

Меня это поставило просто в тупик. Интуитивно я чувствовал, что здесь что-то не так – одно из двух или что-то переписчики в своё время напутали, или толкование церковниками Библии неверно. Прочитав ещё раз внимательно это место в Библии, я понял, что наиболее вероятно последнее. И вот тут, призвав на помощь свой житейский опыт, а так же опыт сельского труженика и логику, я получил свой вариант понимания Библии, который тут и излагаю.

Бедный, мудрый, трудолюбивый Каин. Говоря современным языком его просто «подставили». Точнее сказать его поставили в такие условия, когда обида переросла в злость, злость породила слепую ярость, слепая ярость подтолкнула к преступлению. История двух братьев Каина и Авеля это яркий пример того, как родителям не следует воспитывать своих детей, особенно, если их в семье двое и более. Но давайте по порядку и с начала. С самого начала.

А в самом начале был Человек, не имеющий достаточного жизненного опыта. Опыт первого Человека характеризовался определенным, мягко говоря, количеством шишек, ссадин и царапин. Первое его занятие в этом Мире, чтобы выжить, было собирательство и охота. Постепенно охота сменилась скотоводством, а собирательство земледелием. И вот тут произошло разделение между людьми. Если скотоводство не предполагает особенно больших собственных физических затрат человека, то земледелие, это каждодневный и далеко не легкий труд. Вот, что такое скотоводство? Съела скотинка травку на одном месте, скотовод перегнал ее на другое и всё. Другое дело земледел. Гордым и ленивым на земле делать нечего, поскольку постоянно Земле-Матушке кланяться приходиться – и вспаши, и засей, и убери, и сохрани, и… но пора бы уже подходить поближе к Библии и к первым братьям:
«… и был Авель пастырь; а Каин был земледелец». (Бытие 4:2)

Тут мы опять сделаем небольшое отступление и попробуем разобраться в том, о чем НЕ говорит нам Библия. А не говорит нам Библия о том, чем занимался Адам после изгнания оного из Рая Эдемского. Давайте вспомним коротенько, откуда и, вообще, зачем появился этот Адам. Господу Богу из всех мест на Земле, которую он сам же и сотворил, больше всего понравилось только одно – Эдем. Остальные места тоже вроде как бы неплохие, но вот это – это получилось как раз то, что надо. Ну, а в хорошем месте и сад хороший не грех заложить – надо же где-то отдыхать после дел праведных. Не век же по небесам носиться. Правда, получилось так, что сад Райский хоть и вышел куда как на славу, да вот ковыряться в нём Господу Богу одному вроде как-то и тяжеловато, и скучновато. Да и по чину ли?

Короче – нужен раб, бестолковый, но работящий (шутка). Слепил такового. Жизнь вдохнул. Человеком сделал. И полегчало. Сам-то Творец, конечно, на покой на заслуженный удалился, а Адама за садом вроде как приглядывать оставил. Но смекнул старец, хоть Адам и хорош работничек, но и ему одному скучновато. Женщину ему сделал. Сразу немного повеселей стало. С женщинами и так-то скучать не приходится, а тут ещё и Змей им веселья подкинул. И события стали разворачиваться с быстротой молнии. Змей «подставляет» «сладкую парочку». На очной ставке Адам «переводит стрелки» на жену свою. Та, разумеется, как и все женщины идёт в «отказ» и «валит» всё на Змея. По концовке Змею пожизненно… на брюхе ползать, а «сладкую парочку» по-быстрому этапом на Восток. Впоследствии, как мы знаем по истории, это стало обычным делом, особенно для России. Вот такая предыстория.

Читайте также:  Что такое десять лун

Сама же история заключается в следующем:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть».
(Бытие 2:16)
Тут, я думаю, всё понятно – до изгнания Адам занимался собирательством. Хотя в полной мере этот термин здесь вряд ли подходит. Ну, сами посудите, о каком собирательстве может идти речь, когда всё есть и в любое время. Ни скот пасти, ни землю пахать Адам, естественно, не умел. И вот изгнание… Что делать? – Хороший вопрос. В Райском-то саду он не более чем сторож был. Да даже и не сторож, а так, смотритель ботанического сада. Кто ничего делать не умеет, тот ничего и не делает и, хотя Библия напрямую нам об этом не говорит, но вот только теперь, после изгнания, Адам и стал заниматься по-настоящему собирательством.

Интересные вещи в семьях порой происходят. Каин оказался неизвестно в кого на редкость трудолюбивым, с пытливым умом новатора. Он не пошёл по стопам отца, то есть не стал собирателем. Однажды заронив зерно, Каин увлёкся земледелием. Мы не будем здесь лишний раз с Вами говорить о том, что труд земледельца хоть и тяжкий, но по-своему интересный. Мы не будем говорить о том, как приятно выдернуть из грядки морковку, которую ты сам же и посадил, или убрать богатый урожай зерновых, или… да что там. Просто приятно. Но это потом. А сначала труд в поте лица своего. И Каин выбрал этот путь, этот далеко непонятный для своих родителей образ жизни. И когда он в радости своей принёс первые плоды труда своего от Земли-Матушки, что дала ему эти плоды за его старания, его… отвергли!

Младший же брат его Авель оказался не столь трудолюбивым, но весьма хитрым и в, какой-то степени, ленивым. Заниматься собирательством, то есть выискивать всякие корешки, да ягодки по примеру своих родителей ему было лень. Ковыряться в земле по примеру своего старшего брата, ему было противно. Сидеть дома целыми днями – скучно и Авель увлёкся охотой. Но ходить по лесу, ноги ломать, тоже удовольствие не из приятных. Приручив однажды диких коз и овец, Авель стал скотоводом. И дома не сидишь, и в земле не ковыряешься, и при деле находишься. Надо полагать, родители снисходительно отнеслись к занятиям своих детей. Старший, хотя и занимался земледелием, но это первоначально носило скорее экспериментальный характер. Не один год ушёл у Каина, чтобы из дикого зерна получить культуру. Поэтому, занимаясь своим делом, он продолжал помогать родителям и по дому и в собирательстве.

О чём думал Каин, когда пытался получить из дикого ячменя культурный злак? Наверное, о том, что вот, очень скоро он получит богатый урожай и его семье не надо будет довольствоваться случайным собирательством. Всё, что необходимо семье они смогут выращивать рядом с домом и в необходимом количестве. Авель же, как и большинство младших детей в семьях, был баловень. В домашних делах участия не принимал, собирательством не занимался, а целые дни проводил на пастбище со своей скотиной.

И вот, в один прекрасный день, случайно или нарочно, но именно тогда, когда Каин принёс свои плоды чтобы показать отцу пришёл и Авель со своими «скотскими» показателями:
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (Бытие 4:3-5)

Я не случайно оговорился, сказав, что братья пришли к отцу своему, в то время как в Библии сказано к Господу. Это ещё один абсурд и, как следствие, неверного толкования Библии церковниками. Фактически напрямую с Богом общался только один Адам. Бог создал первых людей, благословил их на размножение и всё – дальше ребята как-нибудь сами, сами. Но поскольку Адам на Земле был ПЕРВЫМ после Бога, то и обращение к нему со стороны его семейства было соответствующее – Господин, Господь. Это обращение сохранилось и по сию пору – господа, господин, госпожа. Но мы же не подразумеваем при этом, что те к кому мы так обращаемся, есть Боги… Если же взять за основу общепринятое у церковников понятие, что братья обратились именно к Творцу, то последующее обращение Бога к Каину звучит просто глупо:
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Бытие 4:9)

Ну, надо же! Это что же это за Бог тогда такой вездесущий, который абсолютно не имеет понятия, что у него творится на Земле? А ведь церковники талдычат, что «Бог вездесущ». Везде сущ, а в это момент оказался не сущ? Чушь какая-то. Ладно, включаем логику. Если Господь Бог вездесущ и всё знает, но в данный момент был абсолютно без понятия, где Авель, значит, к Каину обращался с вопросом не Бог. А кто? Ответ понятен, – его отец Адам.

Если кому-то моё толкование показалось недостаточно убедительным, то обратимся к другому фрагменту из Библии, где Ева восклицает по поводу рождения третьего сына Сифа:
25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

Лихо закручено. Если я вообще хоть что-то понимаю в деторождении, то, тот кто «познал» жену свою, того и семя. Правда бывают случаи, когда муж «познаёт» жену свою, а дети все в соседа. Значит что? А значит то, что семя положил не муж. Если же в библейском случае Адам познаёт жену свою, а Бог положил семя, то, простите меня, нечто скабрезное на ум приходит… Вот только не надо меня сейчас обвинять в богохульстве. Я хоть и не христианин, но Библию чту и почитаю. Да и отношение у меня к Всевышнему нормальное. Просто, как говориться, на основании вышеизложенного, данное место в Библии следует понимать так – не к Богу обратились братья с жертвоприношениями, как трактуют церковники, а к отцу своему Адаму пришли с подарками. И вот здесь надо бы уточнить, кто и что принёс.

Логично предположить что Каин принёс первую испеченную на углях лепёшку. А что же принёс Авель? В Библии сказано: «…от первородных стада своего и от тука их». По смыслу получается, что Авель принёс козлёнка или ягнёнка от скотинки первый раз родившей. Теперь, что значит «От тука их»? Тук – это жир, сало. Тучный – значит жирный, сальный. Значит, козлёнок или ягнёнок были от самых упитанных самок стада. Теперь вопрос, в каком виде был принесён подарок? Церковники считают, что братья принесли жертву Богу. А любая жертва, и телесная в том числе, подвергается сжиганию, дабы с дымом жертвенного огня быстрее достичь Бога. Получается, что Авель принёс Адаму в качестве показателя трудов своих, первый в Мире шашлык.

И вот тут отец обласкивает Авеля, а Каина отвергает. Так оно и понятно – тот, кто хоть раз обонял запах приготовленной на костре или углях баранины, тот сможет понять Адама. Огорчению Каина нет предела. Отцу бы как-то исправить свою оплошность, успокоить и ободрить старшего сына своего, так нет же, он начинает «докучать его моралью строгой»:
« Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Бытие 4:7)

Читайте также:  Размер луны сравнение с землей

Да, на первый взгляд отец вроде бы и прав, — если делаешь добро, то делай его. Народная мудрость так и гласит – «от добра – добра не ищут». Смысл сей фразы совсем не тот, как считают многие, мол, сделаешь человеку добро, а он тебе гадость в ответ. Вот и получается вроде как от добра – добра не ищут. Нет, нет и нет! Так толковать могут только люди сами в мыслях и делах своих далеко не безгрешные. По-настоящему доброе дело подразумевает бескорыстный поступок. БЕСКОРЫСТНЫЙ. Что означает – без корысти, то есть без жадности. Сделал добро – и не жди ничего взамен или в ответ. Вот и получается: от добра – добра не ищут.

Это пытался объяснить и Адам сыну своему старшему. Но ко времени ли? И разговор о том, что надо уметь владеть своими эмоциями, тоже правилен. Но ко времени ли? Одно дело говорить правильно, другое – поступать так. Какое право имеет отец бездумно, безответственно спровоцировав ситуацию, говорить при этом красивые слова?! Ясно, что подобные слова в подобной ситуации могут привести совершенно к непредсказуемым последствиям. И привели. Каин в сердцах высказывает Авелю всё, что о нём думает:
«И сказал Каин Авелю, брату своему». (Бытие 4:8)

Что сказал в ответ Авель можно только догадываться. Вряд ли это были слова примирения. Как же, ведь он любимчик родителей своих. В семье только и слышно – Авель, Авель. А кто такой Каин?… Так, червяк земляной. Постоянные насмешки, полное непонимание, нарочитое возвышение младшего брата над старшим, последняя выходка отца (иначе это и не назовёшь) и последний разговор с братом. Всё это привело к тому, что и случилось – Каин убивает Авеля:
« …И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». (Бытие 4:8)

Я читал комментарии по этому поводу и не где-нибудь, а у самого Иосифа Флавия. Там говорилось, будто бы Каин нарочно заманил Авеля, чтобы убить его. Какая чушь! Перемудрил философ. Очевидно, с его лёгкой руки, а скорее с лёгкого языка данное событие и утвердилось в той трактовке, которая довлеет на большинство людей и поныне: Каин – братоубийца. Но, прочтите ещё раз, и вы сами сможете убедиться в том, что здесь нет даже и намёка на столь извращенно-примитивное толкование. Достаточно хотя бы ещё раз вспомнить, кем были Каин и Авель? – Каин был земледелец, а Авель был скотовод. Где они были, когда Каин убил Авеля? Правильно, в поле. В Библии так чёрным по белому и сказано. И Каин, естественно, никуда Авеля не заманивал. Просто, будучи каждый из них по своему делу они встретились в поле – Каин обрабатывал поле, Авель рядом пас свою скотинку.

Вот тут и произошло событие, которое городскому жителю абсолютно неизвестно, но довольно хорошо известно селянам – потрава скотом посевных культур. Нарочно или по недогляду, но стадо Авеля оказалось на поле Каина. Естественная реакция Каина это прогнать скотину со своего поля. Что он и стал делать, кидаясь камнями, комьями земли. Но тут подоспел Авель. Вступаясь за свою скотину, в ярости набросился он на Каина. И тогда ещё Каин уберёгся поднять руку на брата своего, но стал выговаривать ему. Бесполезно. Кому и раньше всё сходило с рук, уверен, что и впредь всё так и будет. Возникла драка. Результат известен…

В довершение логического повествования можно привести то, как сложилась судьба Каина после изгнания. Смерть Авеля была первой смертью, поэтому Каин и не знал толком как себя вести – для первых людей всё было впервые. Вот поэтому когда Адам спросил у Каина, где Авель, Каин и сказал «Разве я сторож брату моему?» Очевидно, что Адам не нашёл что сказать и тогда уже сам господь Бог вмешался в дела людские, указав Каину на тяжесть вины его.

Правда в Библии в главе 4 строфы 9-15 представлены как разговор Каина с Богом, но мы с вами уже разобрались, что строфу 9 следует понимать только как разговор Каина с Адамом. А вот уже строфы 10-15 это уже разговор с Богом. И о чём же был их разговор:
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Понятна первоначальная вспышка гнева Всевышнего и наложение проклятия на Каина. Но вот, что говорит Каин: «наказание мое больше, нежели снести можно…»

И что же Бог? Читайте строфу 15: «за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро»

Вопрос, стал бы Бог так защищать действительного преступника? Достаточно внимательно вчитаться и вдуматься в эту фразу как становиться понятно – Бог на стороне Каина. Это ещё раз доказывает то, что Каин не есть убийца в общепринятом смысле. Никуда он Авеля не заманивал и специально брата своего не убивал. Всё получилось так, как получилось, точнее в соответствии с нашими рассуждениями. Но и это ещё не всё. Примечательна дальнейшая судьба Каина и его потомства. В той же главе 4:
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа.

Как видим сам Каин построил город и назвал его в честь своего первенца. Один из его потомков, Иавал – отец живущих в шатрах со стадами. Другой, Иувал – отец всех играющих на гуслях и свирели. Третий, Тувалкаин – был ковачом всех орудий из меди и железа. Не слишком ли одарённые потомки у братоубийцы? Можно лишь сказать одно – всё это лишнее подтверждение того, что Каин был далеко не ординарной личностью.

И вот теперь вернёмся к тому, с чего начали, а именно с вопроса – убийца ли Каин в настоящем понимании этого слова? Нет, нет и тысячу раз нет! Мало того, ни Адам, ни Авель не достойны того уважения, которого заслуживает Каин. И по праву.

Ведь это он, Каин, первый пахарь на Земле. Не ему быть проклятым в веках, но быть святым и чтимым земледелами всеми!

В конце несколько слов к родителям. Внимание, любовь и понимание – это не так уж и много для Вас, но как это много для детей Ваших. Если же Вы хотите, чтобы история Каина и Авеля повторилась у Вас в семье, поступайте, так, как поступали родители этих братьев.

Источник

Adblock
detector