Лучистое солнце казалось скользило по верхушкам деревьев
Поставьте знаки препинания.
1)Лучистое солнце казалось скользило по верхушкам деревьев.2)Звание литератора всегда казалось для меня самым завидным.3)В этом лесу должно быть много ежевики и других ягод.4)Должно быть я сбился с пути и попал в самую чащу леса.5)Ты видно ветеринар а не доктор.6)Солнца еще не было видно.
1)Лучистое солнце ,казалось, скользило по верхушкам деревьев.2)Звание литератора всегда казалось для меня самым завидным.3)В этом лесу, должно быть, много ежевики и других ягод.4)Должно быть, я сбился с пути и попал в самую чащу леса.5)Ты, видно ,ветеринар а не доктор.6)Солнца еще не было видно.
Лучистое солнце, казалось, скользило о верхушкам деревьев. Звание литератора, всегда казалось для меня самым завидным.В этом лесу, должно быть ,много ежевики и других ягод.Должно быть, я сбился с пути, и попал в самую чащу леса.Ты видно, ветеринар, а не доктор.Солнца, еще не было видно.
Ответ: Отец не присядет и не станет отдыхать, пока не закончит работы. (Повест. невосклиц. двусост. сложное, полное, распр.)
Объяснение: (1) Отец (Подлежащее — существительное) не присядет (Сказуемое с частицей не — глагол) и (Союз) не станет(Сказуемое с частицей не — глагол) отдыхать(Сказуемое тоже с инфинитивом) , (2) пока (Союз) не закончит (Сказуемое с частицей не — глагол) работы (Дополнение — существительное).
не присядет и не станет отдыхать (Однородные)
1- говорят на разных языках — относятся к сути разговора по разному, не понимают друг друга . ( Мы с мамой будто говорим на разных языках! Он не понимал меня — мы говорили на разных языках.)
2 — держать язык за зубами — кто-либо не говорит лишнего .
3 — у него язык без костей — кто-либо любит поговорить, болтлив. .
Источник
Урок № 51. Осложнённое простое предложение
Цель урока:
- активизировать знания обучающихся о второстепенных членах предложения;
- совершенствовать умения обучающихся выделять второстепенные члены и давать им синтаксическую характеристику;
- активизировать знания обучающихся о способах осложнения простого предложения;
- рассмотреть отличительные особенности однородных/обособленных членов предложения;
- совершенствовать умения определять способ осложнения предложения;
- совершенствовать умения пунктуационно грамотно оформлять осложнённые предложения на письме;
- развивать лингвистическую компетенцию обучающихся;
- совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.
План урока:
Содержание (цель) этапа
Нацелить обучающихся на урок
Проверка домашнего задания
Оценить умения обучающихся выделять и характеризовать главные члены предложения, а также синтаксически анализировать предложения; актуализировать и систематизировать знания обучающихся о видах второстепенных членов предложения
Работа по орфографии и пунктуации
Отработать правописные умения и навыки, оценить пунктуационные умения (тире между подлежащим и сказуемым)
Актуализировать знания обучающихся о способах осложнения простого предложения
Наблюдение над языковым материалом
Актуализировать знания обучающихся об однородных членах, о разграничении однородных и неоднородных определений
Запись под диктовку
Отработать умение разграничивать однородные и неоднородные определения и пунктуационно оформлять их на письме
Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом
Отработать умения определять способ осложнения простого предложения и пунктуационно оформлять это на письме, умения находить и исправлять пунктуационные ошибки в простом осложнённом предложении
Совершенствовать правописные навыки, отработать умение синтаксически анализировать простое осложнённое предложение
Совершенствовать умение делать синтаксический анализ простого осложнённого предложения
Подведение итогов урока
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке
Сообщение домашнего задания
Разъяснить содержание домашнего задания
Подготовка к ЕГЭ
Подготовить обучающихся к написанию ЕГЭ
Просмотр содержимого документа
«Урок № 51. Осложнённое простое предложение»
Урок № 51. Осложнённое простое предложение
активизировать знания обучающихся о второстепенных членах предложения;
совершенствовать умения обучающихся выделять второстепенные члены и давать им синтаксическую характеристику;
активизировать знания обучающихся о способах осложнения простого предложения;
рассмотреть отличительные особенности однородных/обособленных членов предложения;
совершенствовать умения определять способ осложнения предложения;
совершенствовать умения пунктуационно грамотно оформлять осложнённые предложения на письме;
развивать лингвистическую компетенцию обучающихся;
совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.
Содержание (цель) этапа
Нацелить обучающихся на урок
Проверка домашнего задания
Оценить умения обучающихся выделять и характеризовать главные члены предложения, а также синтаксически анализировать предложения; актуализировать и систематизировать знания обучающихся о видах второстепенных членов предложения
Работа по орфографии и пунктуации
Отработать правописные умения и навыки, оценить пунктуационные умения (тире между подлежащим и сказуемым)
Актуализировать знания обучающихся о способах осложнения простого предложения
Наблюдение над языковым материалом
Актуализировать знания обучающихся об однородных членах, о разграничении однородных и неоднородных определений
Запись под диктовку
Отработать умение разграничивать однородные и неоднородные определения и пунктуационно оформлять их на письме
Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом
Отработать умения определять способ осложнения простого предложения и пунктуационно оформлять это на письме, умения находить и исправлять пунктуационные ошибки в простом осложнённом предложении
Совершенствовать правописные навыки, отработать умение синтаксически анализировать простое осложнённое предложение
Совершенствовать умение делать синтаксический анализ простого осложнённого предложения
Подведение итогов урока
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке
Сообщение домашнего задания
Разъяснить содержание домашнего задания
Подготовка к ЕГЭ
Подготовить обучающихся к написанию ЕГЭ
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Преподаватель по цепочке с комментированием проверяет выполнение упр. 240 (1-3). Параллельно на доске в качестве проверочной работы двое обучающихся выделяют грамматические основы и характеризуют главные члены предложений № 5, № 8, № 9 того же упражнения.
Укажите второстепенные члены предложения.
Синтаксически охарактеризуйте каждый второстепенный член предложения.
Рассмотрите таблицу и подготовьте связные ответы о второстепенных членах предложения.
Второстепенные члены предложения
это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей
это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака
1) Обр. действ., меры и степени: как? В какой степени? сколько?
2) Времени: когда? как долго?
3) Места: где? куда? откуда?
4) Причины: почему?
6) Условия: при каком условии?
7) Уступки: несмотря на что?
Вид связи: примыкание, управление
относятся к переходным гл.
Вид связи: управление
Согл. с опред. словом в роде, числе и падеже
Вид связи: согласование
Не согл. с опред.
Вид связи: управление, примыкание
1) сущ. в В. п. без предлога;
2) сущ. в Р. п. при отрицании или если указывает на часть целого
Выражены прилаг., определ., указат., притяж. Местоимениями, порядк. числит., причастием, причастным оборотом
Выражены сущ. с предлогом, наречием, инфинитивом, сочетанием сущ. с прилаг. или числ.
выражены сущ. в косв. пад., наречием, деепричастием, деепричастным оборотом, сравнительным оборотом
III. Работа по орфографии и пунктуации
Запишите предложения. Объясните в них орфограммы и пунктограммы.
1. Говорить, не думая, – значит, стрелять, не целясь. 2. Лошадь, сани, деревья, бык, привязанный к столбу, – всё было бело и казалось мягким, пушистым. 3. Маленькие, заплывшие глазки угрюмо исподлобья глядели по сторонам то на плотину, то на два сарая с навесами, то на старые, неуклюжие ветлы. 4. На мост поднимались вялые, изнемогающие от жары люди. 5. Облитые ослепительным солнечным блеском, воды сверкают, как растоплённое серебро.
IV. Фронтальная беседа
Определите структуру записанных предложений. (Простые предложения)
Предложение № 3 разберите по членам предложения.
3. Маленькие, заплывшие (однородн. согл. опред., причинно-следств. связь, выраж. прил. и прич.) глазки (подлеж., выраж. сущ.) угрюмо (обст. обр. действ., выраж. нар.) исподлобья (обст. обр. действ. + места, выраж. нар.) глядели (пр. гл. ск.) по сторонам (обст. обр. действ., выраж. сущ. с пр. в П. п.) то на плотину, то на два сарая (однородн. косв. доп., выраж. сущ. в В. п. с предл. + кол.-им. соч. с разделит. повторяющимся союзом то…то…то) с навесами (несогл. опред., выраж. сущ. в пр. пад. с предл.), то на старые, неуклюжие (однородн. согл. опред., причинно-следств. связь, выраж. прил.) ветлы (однородн. косв. доп., выраж. сущ. в В. п. с предл.).
Укажите способы осложнения данных предложений 1) обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями (пр. № 1), сравнительным оборотом (пр. № 5), 2) однородными членами предложения (пр. № 2, № 3, № 4), 3) обособленными определениями, выраженными причастными оборотами (пр. № 5).
Укажите в тетради-памятке способы осложнения простого предложения.
Простое осложнённое предложение
сочин. союзов или отсутствие (можно вставить)
нал. / отсутствие обобщ. слов
одиночное ПЛ/ДП после опред.сл.
если опр. сл. выраж. личн. мест.;
при дистант. Положении по отнош. к опред. сл.;
если имеет знач. причины
Предложного падежного сочетания (кроме…, несморя…, согласно… и др.)
Не явл. членом предл.
Не явл. членом предл.
Не явл. членом предл.
Это, брат, ух, как горько и, ух, как подло!
ПЛ – прилагательное; ПЧ – причастие; ДП – деепричастие.
В чём синтаксическая особенность однородных членов предложения? (Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения.)
V. Наблюдение над языковым материалом
Расставьте там, где это необходимо, знаки препинания.
1. Вечерами за рекой поднимался туман. 2. Он долго со всех сторон обдумывал и ласкал мыслью вопрос о дуэли. 3. На перрон из-за снежных елей быстро вышел широкоплечий человек в фуфайке. 4. В походке и в движениях и в звуке голоса его была решительность и твёрдость.
Почему в предложениях № 1 и № 3 обстоятельства не являются однородными? (Отвечают на разные вопросы, являются разными видами обстоятельств: поднимался когда? вечерами – обст. времени, поднимался где? за рекой – обст. места; вышел куда? на перрон – обст. места, вышел откуда? из-за елей – обст. места.)
Как связаны однородные члены в данных предложениях? (Посредством перечислительной интонации и сочинительных союзов.)
Какие виды сочинительных союзов вы знаете?
На какие виды делятся сочинительные союзы по структуре? (Одиночные, повторяющиеся и двойные.)
Объясните пунктуацию между однородными членами предложения с соединительными союзами / разделительными / противительными.
Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами при наличии обобщающего слова, стоящего: 1) перед однородным рядом, 2) после однородного ряда.
Перечислите условия, при которых определения, не связанные соч. союзами, будут однородными.
Рассмотрите таблицу и сформулируйте правило о разграничении однородных и неоднородных определений.
Однородные и неоднородные определения
стоят после определяемого слова: по дороге зимней, скучной…;
одиночное опред. + распр. определение: чистое, по-весеннему светлое небо…
обозначают признаки однородных предметов: жёлтые, белые, розовые цветы…;
опред. являются средствами выразительности (эпитетами, метафорами): таинственная, колдовская сила омута;
одна группа опред. противопоставлена другой группе опред.: голос не хриплый, усталый, а бодрый и радостный;
между определениями причинно-следственная связь (можно вставить поэтому или потому что): легковерное, любящее сердце (легковерное, потому что любящее; любящее, поэтому легковерное)
кач. прил. + относ. (притяж.): серый маленький дом, заячий пушистый хвостий;
распр. опред. + один. опр.: едва слышная протяжная песня, последний школьный звонок;
мест. + прил. (но! Прочитал другую научную книгу – уже читал научную; прочитал другую, научную книгу – до этого читал книгу не научную);
характеризуют предмет с разных сторон: большие блестящие глаза
VI. Запись под диктовку
Узкая верёвочная лестница; на работе блеск и движенье, грохот и гром; глухая, подсознательная боль; огромный старый сад; пушистые, раскидистые ветви; я либо робел, либо важничал; хрустальные, позолоченные, серебряные сервизы; наивные, детские вопросы; певец хорош, да кичлив; густо-зелёная, тяжёлая гладь пруда; в рощице молодой, сосновой; диван с высокой мягкой спинкой; не слыхать стука, ни крика, ни бубенцов; столик с намертво прикрученной к нему настольной лампой; не имел ни брата, ни сестры; старинный серебряный подсвечник; он оказался не рослым, худым, а меленьким и упитанным; были не только винтовки, но и пулемёты; чёрные, зелёные, синие пятнышки забегали пред его глазами; на лицах выражалась если не боязнь, то беспокойство; первая юношеская любовь.
Выделите однородные члены предложения, укажите их синтаксическую функцию.
VII. Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом
Задание 1. Расставьте необходимые знаки препинания. Графически обоснуйте свои действия. Укажите способы осложнения простого предложения.
1. Окошки крайних изб скворечня на кабаке тополей и церковный крест всё горит ярким золотым пламенем. 2. Это были длинные бетонные здания мраморные угрюмые. 3. Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково. 4. Улыбаясь потирая руки и подмигивая глазом Иван Карлыч на цыпочках и не оглянувшись подошёл к двери ведущей в спальную и осторожно боясь скрипнуть отворил её… 5. Князь Шеин несмотря на своё видное положение в обществе а может быть и благодаря ему едва сводил концы с концами. 6. В воздухе стоит странная смесь звуков чудовищный треск хлопанье пламени похожее на хлопанье тысячи птичьих крыльев человеческие голоса блеянье мычанье скрип колёс. 7. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых и слабо мерцающих фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши лошадиные спины плечи шапки. 8. Вопреки зиме над морем простирался неправдоподобно яркий лазурный штиль.
Задание 2. Исправьте ошибки, обоснуйте свои действия.
1. Надо знать и любить, и беречь свою землю. 2. Он не упал, а проявив ловкость, удержался ухватившись за ветку, и полез выше. 3. Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. 4. В отдельные дни по случаю тех или иных спектаклей целевого назначения к зданию театра подавались машины. 5. Балки, тёмные углы, печные трубы, запах пыли, странная, землистая почва под ногами – производят на неё впечатление сказочной декорации. 6. Швейцар зажёг свечу и обошёл зелёные оранжевые залы, и успокоился. 7. Лучистое солнце казалось скользило по верхушкам деревьев. 8. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты, и сложности, прозрачности, и глубины в пушкинских стихах и прозе. 9. Она, кажется, осталась довольной и счастливой. 10. Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было.
VIII. Самостоятельная работа
Выполните упр. 232.
IX. Проверочная работа
Сделайте полный синтаксический анализ предложений.
1. И река, дымившаяся внизу, и седой бесконечный лес по сторонам, и лохматые псы, хрипло лающие из-за скрипучих ворот, – всё показалось очень знакомым, как будто пришедшим из страшных сказок. (1 вариант)
2. Заложив руки в карманы, откинув назад голову, то и дело забегая вперёд матушки, он казался совсем молодым человеком, наконец-то дождавшимся этой встречи. (2 вариант)
X. Подведение итогов урока
Дайте синтаксическую характеристику второстепенным членам предложения?
Перечислите способы осложнения простого предложения.
Расскажите о пунктуации в предложениях с однородными членами.
В чём отличительная особенность обособленных членов? (Обособление предполагает выделение члена предложения с обеих сторон.)
Расскажите о пунктуации в предложениях с обособленным определением / обстоятельством / дополнением.
Какие виды глаголов-связок составного именного сказуемого вам известны?
Укажите синтаксическую особенность предложений, осложнённых вводными конструкциями, обращениями или междометиями.
XI. Сообщение домашнего задания
Подготовьте связные ответы по темы: «Однородные члены предложения», «Обособленные определения», «Обособление обстоятельств», «Обособление дополнений», «Вводные слова и их смысловые группы», «Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения».
Выполните упр. 230, упр. 233.
XII. Подготовка к ЕГЭ
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Вдали стояли стройные ___ чуть-чуть розовые на солнце паруса рыбачьих лодок.
Запятая ставится, так как разделяет однородные составные именные сказуемые.
Запятая ставится, так как при сочетании прил. + распр. Прил. определения считаются однородными.
Запятая не ставится, так как между опред. стройные и розовые нет причинно-следственной связи и эти определения являются неоднородными.
Запятая не ставится, так как при сочетании прил. + распр. прил. определения считаются неоднородными.
2. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.
Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.
между подлежащим и сказуемым;
после обобщающего слова перед однородным рядом;
после однородных членов при продолжении предложения;
в бессоюзном сложном предложении при пояснении.
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пламя перебежало на ели (1) и сосны (2) и (3) раздуваемое ветром (4) разгоралось со стоном (5) и свистом.
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Несколько раз он клал ложку и кашлял (1) желая начать говорить (2) но (3) взглянувши пристально на отца (4) опять принимался за еду (5) уже казавшуюся ему безвкусной.
5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выполняя поставленные требования
были достигнуты высокие результаты;
работа имела успех;
мне трудно быстро и качественно написать реферат;
посетители заполняли бланки.
6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Источник