Внутреннее строение солнца
Внутреннее строение Солнца можно условно разделить на три зоны по характеру процессов, которые связаны с выделением и передачей энергии.
Солнечное ядро
Ядро – это центральная часть звезды. Оно имеет радиус 150 – 175 тыс. км, что составляет 20 – 25% солнечного радиуса. Ядро, по сути, является термоядерным реактором, ибо реакции такого типа в нём и происходят. Плотность ядра в 150 раз превышает плотность воды, а температура центра его больше 14 000 000° К. Скорость вращения звезды вокруг своей оси в ядре заметно выше, нежели на поверхности. Каждую секунду посредством термоядерной реакции в излучение обращаются 4,26 млн. тонн вещества. Но топлива солнечной кочегарки достаточно для нескольких миллиардов лет работы.
Зона лучистого переноса
В этой зоне перенос энергии происходит главным образом с помощью излучения и поглощения фотонов. При этом направление каждого конкретного фотона, излучённого слоем плазмы, никак не зависит от того, какие фотоны плазмой поглощались, поэтому он может как проникнуть в следующий слой плазмы в лучистой зоне, так и переместиться назад, в нижние слои. Из-за этого промежуток времени, за который многократно переизлучённый фотон (изначально возникший в ядре) достигает конвективной зоны, может измеряться миллионами лет. В среднем этот срок составляет для Солнца 170 тыс. лет
Конвективная зона
Следующую, внешнюю, область Солнца занимает конвективная зона. Ближе к поверхности Солнца температуры и плотности вещества уже недостаточно для полного переноса энергии путём переизлучения. Возникает вихревое перемешивание плазмы, и перенос энергии к поверхности (фотосфере) совершается преимущественно движениями самого вещества.
С одной стороны, вещество фотосферы, охлаждаясь на поверхности, погружается вглубь конвективной зоны. С другой стороны, вещество в нижней части получает излучение из зоны лучевого переноса и поднимается наверх, причём оба процесса идут со значительной скоростью. Такой способ передачи энергии называется конвекцией, а подповерхностный слой Солнца толщиной примерно 200 000 км, где она происходит, — конвективной зоной. По мере приближения к поверхности температура падает в среднем до 5800 К, а плотность газа до менее 1/1000 плотности земного воздуха.
Источник
§21.2. Строение Солнца
Как и все звезды, Солнце — раскаленный газовый шар. В основном оно состоит из водорода с примесью 10% (по числу атомов) гелия. Количество атомов всех остальных элементов вместе взятых, примерно в 1000 раз меньше Однако по массе на эти более тяжелые элементы приходится 1—2% массы Солнца.
На Солнце вещество сильно ионизовано, т. е. атомы лишены внешних своих электронов, которые становятся свободными частицами ионизованного газа — плазмы.
Для определения средней плотности солнечного вещества надо массу Солнца поделить на его объем:
это значение соизмеримо с плотностью воды и в тысячу раз больше плотности воздуха у поверхности Земли. Однако в наружных слоях Солнца плотность в миллионы раз меньше, а в центре — в 100 раз больше, чем .
Под действием сил гравитационного притяжения, направленных к центру Солнца, в его недрах создается огромное давление. Если бы вещество внутри Солнца было распределено равномерно и плотность всюду равнялась средней, то рассчитать внутреннее давление было бы легко. Сделаем приближенно такой расчет для глубины, равной половине радиуса.
Сила тяжести на этой глубине будет определяться только притяжением масс, находящихся внутри сферы радиусом l/2R. Объем этой сферы составляет 1/8 от объема всего Солнца, и при постоянстве плотности в нем заключена 1/8Мc. Следовательно, по закону всемирного тяготения гравитационное ускорение на расстоянии 1/2Rc от центра «однородного» Солнца составит:
Сила давления на данной глубине складывается из силы тяжести всех вышележащих слоев. Само же давление будет (численно) равно силе тяжести радиального столбика вещества высотой l/2R, расположенного над площадью S=1 м 2 в рассматриваемой точке. В этом столбике заключена масса
Отсюда получаем, что р = 6,6•10 13 Па.
Согласно газовым законам давление пропорционально температуре и плотности. Это дает возможность определить температуру в недрах Солнца. Для средней плотности солнечного вещества давление в 10 15 Па получится при температуре порядка 5 000 000 К.
Точные расчеты показывают, что в центре Солнца плотность газа составляет около 1,5•10 5 кг/м 3 (в 13 раз больше, чем у свинца!), давление — около 2•10 18 Па, а температура — около 15 000 000 К.
При такой температуре ядра атомов водорода (протоны) имеют очень высокие скорости (сотни километров в секунду) и могут сталкиваться друг с другом, несмотря на действие электростатической силы отталкивания между ними. Некоторые из таких столкновений завершаются ядерными реакциями, при которых из водорода образуется гелий и выделяется большое количество теплоты. Эти реакции являются источником энергии Солнца на современном этапе его эволюции. В результате количество гелия в центральной области Солнца постепенно увеличивается, а водорода — уменьшается. В самом центре Солнца за 4—5 млрд. лет, которые прошли с момента его образования, примерно половина водорода уже превратилась в гелий.
Рис. 74. Схема строения Солнца.
Поток энергии, возникающей в недрах Солнца, передается во внешние слои и распределяется на все большую и большую площадь. Вследствие этого температура солнечных газов убывает по мере удаления от центра Сначала температура уменьшается медленно, а в наружных слоях очень быстро.
В зависимости от значения температуры и характера определяемых ею процессов все Солнце условно можно разделить на 4 области (рис. 74):
- внутренняя, центральная область (ядро), где давление и температура обеспечивают протекание ядерных реакций, она простирается от центра до расстояния примерно 1/3 Rc;
- «лучистая» зона (расстояние от 1/3 до 2/3Rc), в которой энергия передается наружу от слоя к слою в результате последовательного поглощения и излучения квантов электромагнитной энергии;
- конвективная зона — от верхней части «лучистой» зоны почти до самой видимой границы Солнца. Здесь температура быстро уменьшается по мере приближения к видимой границе Солнца, в результате чего происходит перемешивание вещества (конвекция), подобное кипению жидкости в сосуде, подогреваемом снизу;
- атмосфера, начинающаяся сразу за конвективной зоной и простирающаяся далеко за пределы видимого диска Солнца. Нижний слой атмосферы включает тонкий слой газов, который воспринимается нами как поверхность Солнца. Верхние слои атмосферы непосредственно не видны и могут наблюдаться либо во время полных солнечных затмений, либо при помощи специальных приборов.
- Какова средняя молекулярная масса смеси полностью ионизованного газа состоящего на 90% из водорода и 10% гелия (по числу атомов)?
Источник
Лучистая зона солнца давление
Методика проведения 1 урока
«Солнце»
Цель: формирование фундаментального астрономического понятия «звезда» на примере рассмотрения физической природы и основных характеристик Солнца как ближайшей и наиболее изученной звезды.
Общеобразовательные — формирование понятий:
— об основных характеристиках Солнца как космического тела: массе, размерах, плотности, светимости и солнечной постоянной, движении, вращении, химическом составе и состоянии вещества, магнитном поле, возрасте и т.д.
— о внутреннем строении Солнца (ядре, зонах лучистого переноса и конвекции) и солнечной атмосфере (фотосфере, хромосфере, короне);
— об основных параметрах внутреннего строения (температуре, давлении, плотности газа и т.д.) и возможности расчета этих параметров на основе законов молекулярно-кинетической теории и термодинамики;
— об энергетике Солнца и механизмах переноса энергии из зоны термоядерных реакций в космическое пространство;
— о космических явлениях, наблюдаемых в атмосфере Солнца (грануляция, пятна, факельные поля, протуберанцы, вспышки, солнечный ветер).
1) Формирование научного мировоззрения учащихся:
— в ходе знакомства с определенным типом космических объектов – звездами и при рассмотрении основных физических характеристик Солнца как ближайшей из звезд;
— при изучении материала об энергетике Солнца.
2) Атеистическое воспитание учащихся в результате опровержения мифа о «сотворении мира» в свете данных о природе и возрасте Солнца как звезды, рядовой по своим параметрам.
Развивающие — формирование умений:
— анализировать информацию, объяснять свойства космических объектов на основе важнейших физических теорий;
— решать задачи на расчет основных параметров Солнца с использованием законов механики, молекулярной физики и термодинамики.
Ученики должны знать:
— об основных физических характеристиках Солнца (приближенные значения соответствующих числовых величин;);
— о внутреннем строении (ядре, зонах лучистого переноса и конвекции) и структуре атмосферы (фотосфере, хромосфере, короне) Солнца;
— о возможности расчета параметров внутреннего строения Солнца (температуре, давлении, плотности газа и т.д.) на основе законов физики;
— основные сведения о термоядерных реакциях в недрах Солнца как основе звездной энергетики;
— астрономические величины (солнечная постоянная, температура фотосферы, температура и давление в центре Солнца, массу и размеры Солнца в сравнении с земными).
Ученики должны уметь:
— анализировать учебный материал, использовать обобщенный план для изучения космических объектов, делать выводы;
— решать задачи на расчет основных параметров Солнца с использованием законов механики, молекулярной физики и термодинамики.
Наглядные пособия и демонстрации:
— фотографии, схемы и рисунки телескопического вида Солнца, его внутреннего строения, объектов и явлений в атмосфере Солнца (грануляция, пятна, факельные поля, протуберанцы, вспышки);
— диапозитивы из серия слайд-фильмов «Иллюстрированная астрономия»: «Солнце»; «Солнце и его семья»;
— диафильмы (фрагменты диафильмов): «Солнце и жизнь на Земле»;
— кинофильмы (кинофрагменты): «Солнце»; «Солнце – главный источник энергии на Земле»;
— таблицы: «Солнце»; «Строение Солнца»; «Солнечная система».
1) Изучить материала учебников:
— Б.А. Воронцов-Вельяминова: § 22 (1, 2); упр. 19.
— Е.П. Левитана: §§ 18,19 (1-3), 20; вопросы-задания.
— А.В. Засова, Э.В. Кононовича: § 26 (1-2); упр. 26.5 (1-3).
2) Выполнить задания из сборника задач Воронцова-Вельяминова Б.А. [ 28 ]: 332; 333.
Актуализация астрономических знаний; повторение материала по природоведению (естествознанию), физике и астрономии
Фронтальный опрос, беседа
Изложение нового материала:
1) Основные физические характеристики Солнца.
2) Внутреннее строение и структура атмосферы; объекты и явления, наблюдаемые в солнечной атмосфере.
3) Энергетика Солнца.
4)Расчет параметров вещества в недрах Солнца
Лекция, беседа, рассказ учителя
Закрепление изученного материала. Решение задач
Работа у доски, самостоятельное решение задач в тетради
Подведение итогов урока. Домашнее задание
Методика проведения урока:
Урок начинается с объявления о начале изучения новой, одной из важнейших в курсе астрономии, темы «Солнце и звезды». Учитель объясняет школьникам цель и задачи изучения новой темы: изучение физической природы звезд и звездных систем. Внимание учащихся обращается на следующие положения:
1. Звезды — отдельный самостоятельный тип космических тел, качественно отличающийся от других космических объектов.
2. Звезды – один из наиболее распространенных (возможно, наиболее распространенный) тип космических тел.
3. Звезды сосредотачивают в себе до 90% видимого вещества в той части Вселенной, в которой мы живем и которая доступна нашим исследованиям.
4. Атомы вещества, из которого состоит наша планета и мы сами образовались свыше 6 миллиардов лет назад в недрах звезд.
5. От ближайшей из звезд – Солнца — зависит существование и развитие жизни на Земле.
Затем в ходе фронтального опроса и беседы с учениками мы повторяем и актуализируем знания о природе Солнца и звезд, обретенные школьниками ранее на уроках природоведения, естествознания, физики среднего и старшего звена, и астрономии первого полугодия XI класса. Следует проверить понимание понятий «космические объекты», «космические тела» и «космические системы». Важную роль играет выяснение уровня и особенностей «донаучных» представлений учеников. Учитель внимательно слушает ответы учеников, записывает (фиксирует) наиболее типичные из них (это позволяет установить общий уровень знаний и характерные ошибки (заблуждения) учащихся) и дополняет, исправляет и обобщает сказанное учениками.
Ученикам задают вопросы:
- Что такое звезды? Какова их физическая природа (массы, размеры, температура поверхности)? Чем они отличаются от планет и других классов (групп) космических тел?
- Почему звезды являются самосветящимися телами? Какие процессы служат источниками энергии звезд? Какие звезды самые горячие: красные или голубые?
- Почему мы видим звезды как маленькие светящиеся точки на ночном небе? Каковы истинные масштабы межзвездных расстояний?
- В каких единицах измеряют межзвездные расстояния? Определите понятия «световой год» и «парсек».
- Что такое Солнце? Каково расстояние от Земли до Солнца? Каковы основные характеристики Солнца — масса, размеры (в сравнении с земными), цвет, температура поверхности, химический состав, состояние вещества и т.д. Чем Солнце отличается от Земли и других планет Солнечной системы?
- Дайте определение понятиям «звезда» и «Солнце».
Далее следует лекционное изложение нового материала. Оно начинается с рассмотрения основных физических характеристик и внутреннего строения Солнца как ближайшей и наиболее подробно изученной звезды. Строение Солнца можно продемонстрировать при помощи соответствующей таблицы (при этом экономится учебное время), но для более качественного усвоения материала учениками лучше поэтапно, с соответствующими пояснениями, воспроизвести его на доске (а ученики перерисовывают ее в свои тетради).
Масса Солнца 1,989 × 10 30 кг, в 333434 раз превышает массу Земли и в 750 раз — всех планетных тел Солнечной системы. Радиус Солнца 695990 км, в 109 раз больше земного. Средняя плотность солнечного вещества 1409 кг/м 3 , в 3,9 раза ниже плотности Земли. Ускорение силы тяжести на экваторе 279,98 м/с 2 (28 g). Экватор Солнца наклонен под углом 7,2 њ к плоскости эклиптики. Сидерический период вращения на экваторе равен 25,38 суток и увеличивается по направлению к полюсам (до 32 суток на широте 60 њ ). Внешним слоям Солнца присуще дифференцированное вращение, свойственное жидким и газообразным телам. Солнце обладает магнитным полем со сложной структурой средней напряженностью 1-2 Гс.
Возраст Солнца около 5 млрд. лет.
Видимая звездная величина (блеск) Солнца -26,6 m . Мощность общего излучения Солнца 374 × 10 21 кВт, среднее значение солнечной постоянной 0,13 Дж/с × см 2 . Светимость Солнца 4 × 10 20 Вт. Земля получает 1/2000000000 часть солнечной энергии: на площадку в 1 м 2 , перпендикулярную солнечным лучам за пределами земной атмосферы приходится 1,36 кВт лучистой энергии.
Температура видимой поверхности (фотосферы) Солнца 5770 К. Спектральный класс Солнца G2, абсолютная звездная величина + 4,96 m .
Химический состав Солнца: водород — 71 %, гелий — 26,5 %, остальные элементы 2,5 %. Солнце не содержит в своем составе неизвестных на Земле химических элементов.
Агрегатное состояние солнечного вещества – ионизированный атомарный газ (плазма). Вглубь Солнца, с увеличением температуры и давления, степень ионизации растет вплоть до полного разрушения атомов в ядре Солнца.
Внутреннее строение Солнца:
Ядро | 13*10 6 | ||||
Зона лучистого равновесия | |||||
Конвективная зона | Конвективные элементы | ||||
Фотосфера | 6* 10 3 | Гранулы | Пятна, факелы | Видимое излучение | Изменения в климате |
Хромосфера | 10 5 | Спикулы | Флоккулы, хромосферные вспышки | Рентгеновское излучение, космические лучи | Ионизацию верхних слоев, магнитные бури |
Корона | 2* 10 6 | Корональные лучи, корональные конденсации | Протуберанцы | Корпускулярные потоки, солнечный ветер | Полярные сияния |
При изучении характеристик атмосферы Солнца перед учениками ставится проблема объяснения повышения температуры в короне. Учащимся сообщается о том, что орбиты Земли и нижних планет лежат внутри солнечной короны. «Из сказанного об атмосфере Солнца делается вывод, что они тесно связаны с процессами в конвективной зоне. При выяснении химическом составе Солнца демонстрируется диапозитив, иллюстрирующий относительное число элементов в нем и обращается внимание на то, что Солнце содержит те же химические элементы, какие есть на Земле. Этот результат интерпретируется как факт, подтверждающий материальное единство Вселенной».
Кратко рассматриваются исторические гипотезы о солнечной энергетике. Термоядерные реакции рассматриваются очень неглубоко, в чисто ознакомительном плане. Так же на чисто качественном уровне излагается материал о проявлениях солнечной активности, механизме их возникновения и, с демонстрацией соответствующего диафильма, о солнечно-земных связях. Поверхностность изложения этих важных вопросов – основной недостаток данного урока, объясняемый нехваткой учебного времени. В заключение урока ученикам предлагается список литературы для самостоятельного изучения вопросов, связанных с эволюцией Солнца.
4. Статью Э.В. Кононовича «Солнце как звезда» об истории расчета внутренних параметров Солнца можно использовать как вспомогательный материал.
5. В статье Е.Ю. Диркова «К изучению темы «Звезды и Солнце» [ 50 ] описывается формирование понятий о законах Вина и Стефана-Больцмана (с выводом законов). Для учащихся XI класса материал сложен, он более подходит для студентов V курса физических факультетов. Астрономических сведений как таковых статья не содержит.
Источник