Меню

Лучи восходящего солнца коснулись верхушки тополя запятые

Лучи (1) восходящего солнца (2) коснулись верхушки тополя

1) 1,2- запятые: выделяется причастный оборот

2) 2 — запятая: отделяется причастный оборот

3) запятые не нужны: причастный оборот стоит перед опре­деляемым словом

4) запятые не нужны: причастного оборота нет, есть только одиночное причастие

5. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Товары (1) выходя из стен мануфактуры (2) вытесняли с рынка (3) продукцию ремесленников.

1) 1,2- выделяется деепричастный оборот

2) 1,2- выделяется причастный оборот

3) 1,3- выделяется причастный оборот

4) 1,3- выделяется деепричастный оборот

6. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Первым искусственным материалом (1) изобретенным человеком в каменном веке (2) была огнеупорная глина.

1)1- выделяется деепричастный оборот

2) 1 — выделяется причастный оборот

3) 1,2- выделяется причастный оборот

4) 1,2- выделяется деепричастный оборот

7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

На зеноватом небе (1) чисто вымытом (2) дождем (3) догорало осеннее солнце.

1)1- выделяется деепричастный оборот

2) 1, 2 — выделяется причастный оборот

3) 1, 3 — выделяется причастный оборот

4) 1, 3 — выделяется деепричастный оборот

8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Стиль модерн (1) выдвинув на первый план идею создании новых форм и выразительных средств (2) изменил сознание мастеров.

1)1- выделяется деепричастный оборот

2) 1 — выделяется причастный оборот

3) 1,2- выделяется причастный оборот

4) 1,2- выделяется деепричастный оборот

9. На месте каких цифр должны быть запятые?
Кот (1) удобно (2) устроившись на диване (3) безмятежно спал.

1)1,2,3 2)2,3 3)3 4)1,3

Занятие 10.

Наречие

G Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы:

Разряды наречий вопросы примеры
образа действия Как? Каким образом громко, дружески, весело
меры и степени В какой степени? Насколько? очень, немного, чересчур, совсем, вдвое
места Где? Куда? Откуда? далеко, издали, внизу
времени Когда? Как долго? давно, рано, накануне
причины Почему? Отчего? сгоряча, сослепу, поневоле
цели Зачем? Для чего? назло, нарочно

Наречия на –о,-е, образованные от качественных прилагательных, могут иметь две формы степеней сравнения.

Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в большей (меньшей) степени:Сегодня ты написал диктант грамотнее, чем прежде.

Сравнительная степень простая: суффиксы — ее(ей), -е, -ше: весело – веселее, высоко – выше, далеко – дальше

Сложная сравнительная степень образуется при помощи слов более-менее: весело – более (менее) весело

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в наибольшей степени. Форма состоит из двух слов – сравнительной степени наречий и слова всех: написал грамотнее всех

G Категория состояния – по форме похожа на наречия, но обозначает состояние человека, животных, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?: на душе радостно, мне жарко, в лесу сыро. Может обозначать оценку действий: можно, нельзя, надо, нужно, невозможно: можно выйти?

Тренинг 1

Укажите правильную характеристику слова БЛАГОДАРЯ из предложения А.

  1. деепричастие
  2. наречие
  3. производный предлог
  4. глагол

А. Если рассказать, насколько изменились в XX веке представления о нашем прошлом благодаря открытиям археологов и палеонтологов, подобные вопросы отпадут.

Укажите правильную характеристику слова БЛИЖЕ (из предложения А).

1) прилагательное в форме сравнительной степени

2) производный предлог

3) краткое прилагательное

4) наречие в форме сравнительной степени

А. Мне гораздо ближе писатели-географы, чем писатели-историки.

Укажите правильную характеристику слова ВПЕРВЫЕ из предложения Г.

2) производный предлог

3) относительное прилагательное

Г. С древнейших времен, говоря о Ростове (а впервые он был упомянут в летописи в 862 году), добавляли — Великий.

Занятие 11.

Служебные части речи

G Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании: говорить по душам

По происхождению предлоги делятся на 2 группы

Производные – образованы от других частей речи: в течение (часа), в продолжение (лета), вследствие (засухи) – происходят от существительных течение, продолжение, следствие и предлога в; благодаря и несмотря на – от деепричастии; предлоги вокруг (дома), согласно (приказу) – из наречий (ходит вокруг, живут согласно).
Непроизводные – сами предлоги: в, на, у, к, с, от, до и т.п.
Читайте также:  Вопреки вчерашнего неблагоприятного прогноза весь день светило яркое солнце как правильно написать

G Частица – служебные слова, которые придают различные оттенки словам и предложениям и служат для образования форм слова: только ты мне можешь помочь. Пусть грянет буря! Частицы не являются членами предложения. но могут входить в состав членов предложения: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи…

Частицы служат: 1) для образований наклонений глагола: повелительногода, пусть, пускай, давай: пусть грянет; условного – бы (б): пришёл бы.

2) для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий – более, менее, самый: самый важный, более интересно.

3) для образования неопределённых местоимений — -то, кое-, -нибудь, -либо: кто-то.

Разряды частиц частицы примеры
вопросительные Неужели, разве, ли (ль) Я ль на свете всех милее?
восклицательные Что за, как Как Днепр широк!
указательные Вот, вон Вот эта улица
усилительные Даже, ведь, то, всё-таки, же И всё-таки он существует.
отрицательные Не, ни На небе ни облачка.

GСоюз — служебная часть речи, оформляющая связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения.

удивление, восхищение: ах, ой, ух.

По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные (например, и, а, но, да, или): Он умеет читать и писать. Он высокий, а ты низковат. Ты читаешь, но не умеешь писать, и подчинительные (например, что, как, если, когда): Я знал, что ты придешь.

Союзы оформляют такие виды отношений, как:

? соединительные (и, а, также и др.: Я знаю и ты знаешь. Я знаю, а он не знает.),

? разделительные (или, то ли. то ли и др.: Я скажу или не скажу. То ли он придет, то ли нет.),

? сопоставительные (тогда как, если. то и др.: Он знает об этом, тогда как ты нет. Если ты придешь, то вместе пойдем в кино.),

? сравнительные (как, словно, подобно тому как и др.: Красив как Аполлон. Темно, словно ночью.),

? изъяснительные (что, чтобы и др.: Я знаю, что он придет. Скажи, чтобы позвонил.),

? пояснительные (то есть, а именно: Он знает, то есть , у него есть информация. Не потом, а именно завтра.),

? временные (когда, с тех пор как: Когда он придет, мы пойдем в кино. С тех пор как он уехал, многое изменилось.),

? условные (если, при условии что: Если будет холодно, останемся дома. При условии, что он не пойдет, я пойду.),

? причинные (поскольку, потому что: Поскольку ты ушел, ты не можешь возражать. Ты не знаешь, потому что тебя не было.),

? уступительные и противительные (но, зато, хотя, вопреки тому что: Он ушёл, но зато ты пришёл. Хотя сегодня холодно, мне нравится такая погода.),

? ограничительные (только, разве что: Разве что ты не в курсе дела.),

? градационные (не только. но и, если не. то: В конференции участвовали не только студенты, но и аспиранты.).

Тренинг 1

Из предложений 4-7 выпишите производный предлог.

(4)Когда Баху было уже шестьдесят два года, для него в музыке не было ничего невозможного. (5)И захотел послушать его, познакомиться с ним король Фридрих Великий, сам композитор и музыкант.

(6)Бах не хотел ехать, он был утомлён жизнью. (7)Но при дворе могущественнейшего короля состоял в качестве музыканта один из сыновей Баха, и пожилой композитор совершил последнее в жизни путешествие.

Занятие 11.

Тренинг по пунктуации

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

I) В песне русский человек и исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.

2.) Картины Шишкина известны как в нашей стране так и за рубежом.

3.) На фоне темной зелени деревьев и кустарников резко выделялись красноватые башенки и беседки.

Читайте также:  Какая планета дальше всего от солнца нептун сатурн земля

4.) В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать извенеть и благоухать.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.

2) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.

3) Уже увяли и почернели травы и цветы. •

4) Нехитрое устройство приводило в движение и воздуходувки и прокатные станки и все машины прокатного цеха.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.(Знаки препинания не расставлены).

1) Я подолгу бродил или по парку или вдоль берега реки.

2) Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и поселок и самих людей.

3) Эта стихи взволновали и тронули меня простотой и особым ритмом.

4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с клейкими листочками.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить однузапятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?

2) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.

3) Я видел и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.

4) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Блеснула огненная нить ( ) и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.,

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущества живописи перед поэзией ( 1) и многие современники разделяли его точку зрения.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Источник

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания по пунктуации

В экзаменационную работу включены задания, проверяющие умение расставить знаки препинания в простом и сложном предложении: между подлежащим и сказуемым, при однородных членах, обособленных членах, вводных словах, в сложносочиненном, сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложениях.

    Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
    1) Сейсмограф прибор, регистрирующий землетрясения.
    2) Ты мой самый близкий друг.
    3) Помогать всем нуждающимся в помощи — долг каждого врача.
    4) Английская орфография сложная.

  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    Альпинисты не могут позволить себе (1) неосмотрительности (2) или небрежности (3) или забывчивости (4) или самоуверенности.
    1) 1,3 2) 2,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4
  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    Собравшись в большие стаи (1) белки (2) время от времени (3) отправляются искать новые места обитания.
    1) 1 2) 2 3) 2,3 4) 1,3
  • В каком предложении не нужны запятые? (Знаки препинания не расставлены.)
    1) В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жестокой зимы душистыми цветами.
    2) Писатель увидел привычный мир глазами путешественника попавшего в неведомые страны.
    3) Вот одно из самых ярких созвездий украшающих небо Северного полушария.
    4) Отдыхая в Псковской области я узнал много новых слов.

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    а) К несчастью (1) Пелагеи (2) никто в деревне не остался равнодушен.
    б) Тающий снег (3) к несчастью (4) затопил все погреба с провизией.
    1) 1,3,4 2) 2,3 3) 3 4) 3,4

    Читайте также:  Сколько примерно километров от земли до солнца

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    Мы давно забыли (1) что слова «секунда» и «минута» (2) западноевропейского происхождения (3) и считаем их русскими.
    1) 1, 2 2) 1,2,3 3) 3 4) 1,3

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    Там (1) где воздух сухой (2) и нет ветра (3) морозы переносятся легче.
    1) 1,3 2) 1,2,3 3) 3 4) 2,3

    Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
    1) Выражение «сизифов труд» происходит от имени героя древнегреческого мифа, который был наказан за оскорбление богов.
    2) Наказание состояло в том, что он должен был вкатывать на гору огромный камень.
    3) Как только Сизиф достигал вершины горы, камень скатывался вниз, и так повторялось каждый раз.
    4) Поэтому когда мы говорим об утомительной и безрезультатной работе, мы вспоминаем о Сизифе.

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
    1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 4

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.
    1) 1 2) 2, 4 3) 1, 4 4) 1, 3

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
    Почему в XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Господин Великий Новгород? Во-первых (3) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (4) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
    1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
    Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.
    1) 1 2) 2, 4 3) 1, 4 4) 1, 3

    Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Лучи (1) восходящего солнца (2) коснулись верхушки тополя.

    1) 1,2 — запятые: выделяется причастный оборот;
    2) 2 — запятая: отделяется причастный оборот;
    3) запятые не нужны: причастный оборот стоит перед определяемым словом;
    4) запятые не нужны: причастного оборота нет, есть только одиночное причастие.

    Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
    Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущество живописи перед поэзией ( ) и многие современники разделяли его точку зрения.

    1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

    1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения;
    2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую;
    3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения;
    4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие.

  • Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) В Средневековье появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.
    2) Одинокие рыцари либо присоединялись к сложившимся группам либо образовывали свою собственную.
    3) Футбольный матч или премьера нового спектакля или происшествие в городе могут занимать умы и сердца огромного количества людей.
    4) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.
  • Источник

    Adblock
    detector