Познавательная беседа «Солнце» для детей 5–7 лет
Ферида Гасанова
Познавательная беседа «Солнце» для детей 5–7 лет
Ребята! Вы уже знаете, что звезды — огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. А чтобы вспомнить о том, какая самая ближайшая звезда по отношению к Земле, отгадайте загадку.
Оно свет на Землю льет,
И тепло нам всем дает. (Солнце.)
Солнце — ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Поэтому звезды кажутся нам на черном фоне неба крошечными мерцающими точками.
Как и другие звезды, Солнце — пылающий шар. Оно испускает в пространство огромное количество света и тепла, большая часть которых представляется нам в виде лучей.
Диаметр Солнца в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца огромна! Она в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет. Солнце — вращающийся раскаленный шар. Оно вращается вокруг своей оси с запада на восток.
Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко от Земли?
Очень далеко — на расстоянии 150 миллионов километров.
Солнце дает нам главное — свет и тепло, и именно поэтому на Земле возможна жизнь! После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.
Вы знаете, как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?
Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.
Мы на Масленой неделе
Будем жарко жечь костры,
Чтобы искорки летели
Над землей во все концы,
Чтобы Солнце разбудили:
«Освети нас и согрей!
Покажись в красе и силе.
Ждем тебя мы много дней!»
Мы на Масленой неделе
Испечем румяный блин:
«Солнышко! Вставай с постели!
Угостить тебя хотим!»
Почему на Масленицу пекут блины?
Блин напоминает нам горячее весеннее солнышко. «Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают» — примечает народ, называя Масленицу «объ- едухой».
Что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.
И Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. Солнце очень горячее, а его поверхность — газы. Наконец, Солнце во много раз больше Земли. Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз!
Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.
Почему Солнце называют источником жизни на Земле?
Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней дарила бы вечная ночь. Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.
А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!
С неба высокого солнышко светит —
Рады лучам его взрослые, дети.
Рады лучам его звери и птицы.
Речка на солнце блестит, серебрится.
Солнце на землю глядит с добротой,
Мир озаряя теплом, красотой.
Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются восемь других планет. Все они составляют Солнечную систему. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него.
Какие планеты вы знаете? Назовите их.
Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. Он во многом похож на спутник Земли — Луну. Но там нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей. На этой планете очень жарко! В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Играет в пятнашки: «Меня догоните!»
Вторая от Солнца планета — Венера. Ее называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно. Назвали ее в честь богини красоты Венеры. В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, что юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных, златогривых коней.
В серебристой колеснице
В небесах летит царица.
Ее облик — юный, нежный,
Ее кони белоснежны,
И крылаты, и красивы,
Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, состоящая из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.
Какой по счету в Солнечной системе является наша планета Земля?
Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Земля — средняя по величине планета. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух. Она защищает Землю от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов. Кроме того, большую часть нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Если внимательно посмотреть на ночное небо, можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением, поэтому его часто называют «Красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны. Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.
Марс — таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Пятая от Солнца планета — Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы, он в 11 раз больше Земли. У Юпитера есть четыре спутника, вращающихся вокруг него.
Юпитер — больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год!
Шестая планета от Солнца — Сатурн, состоящая из газов, температура ее низкая. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца из ледяных глыб и камней.
Сатурн — красивая планета
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Уран расположен за Сатурном. Это единственная планета, которая вращается, лежа на боку. Этакий лежебока! Атмосфера Урана — холодный туман.
Уран — лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие — ночь.
Нептун — восьмая от Солнца планета.
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Его открыли только в 1930 г. Плутон — самая холодная планета Солнечной системы. Он — крошка-планета, меньше Луны. У него есть спутник — Харон.
Несется в пространстве далекий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
Теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее. Все они имеют форму шара и вращаются вокруг Солнца.
Ответьте на вопросы
1. Как называется самая близкая к нам звезда?
2. Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?
3. Что больше — Земля или Солнце?
4. Почему Солнце называют источником жизни на Земле?
5. Сколько планет в Солнечной системе?
6. Как называется самая близкая к Солнцу планета?
7. Какая планета наиболее удалена от Солнца?
8. Какая планета самая маленькая?
9. Какая планета самая большая?
10. Какую планету называют Утренней или Вечерней звездой?
11. Какую планету называют Красной?
12. Какую планету окружают кольца?
13. Какая планета вращается, лежа на боку?
14. Какие планеты являются ближайшими «соседями» Земли?
«Наши мамы — самые лучшие хозяйки». Познавательная беседа Цель. Дать детям представление о значимости мамы в жизни каждого человека. Программное содержание: — развивать умение вести диалог, отвечать.
«У нас в гостях снежная фея». Познавательная беседа с детьми Программное содержание: 1. Познакомить детей со сказочным персонажем — снежной феей. 2. Рассказать сказку «Новогодняя звезда». 3. Будить.
Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.
Познавательная беседа «Далекая и удивительная Якутия» в средней группе С нетерпением ждала этого дня, когда наконец-то мои детишки познакомятся с этим удивительным краем, и вот этот день настал! На нашем любимом.
Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп» Вы видали Землекопа Среди лука и укропа? Черношубый и усатый Под землёю он живёт. Цель: расширять знания детей о кроте и его образе.
Познавательная беседа для детей дошкольного возраста о снегирях «Живой фонарик» с показом презентации Познавательная беседа для детей дошкольного возраста о снегирях «Живой фонарик» Красногрудый красавец в саду Кувыркался в пушистом снегу,.
Познавательная беседа «Профессия — строитель» с детьми подготовительной группы Цель:- расширить представление детей о профессиях; — формировать ценностное и уважительное отношение к труду строителей. Задачи: — расширить.
Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда» Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине, — развивать у детей интерес к истории своей страны, — формировать.
Познавательная беседа с детьми «Удивительный мир морских камней» Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Беседа была проведена во время летнего.
Источник
Луна и солнце являются предметами?
«Солнце и луна, ветер и волна, вода и огонь.» Какие слова являются предметами? Предметы: ветер, волна, вода, огонь. А луна и солнце?
2 ответа 2
ПРЕДМЕТ — нечто материальное, отдельное и оформленное, воспринимаемое зрительно (возможно также на вкус, на ощупь, обонянием). Следуя этому определению, воду и огонь нельзя назвать предметами, потому что отсутствуют признаки «отдельное» и «оформленное». Волна, на мой взгляд, может быть названа предметом, потому что наличествует признак отдельности (наряду с материальностью и воспринимаемостью), признак оформленности несколько размыт, но, скажем, на картинах и фотографиях (остановись, мгновенье!) он есть. Ветер — материальное, воспринимаемое, но не отдельное и не оформленное. Так что это тоже не предмет, а явление. А солнце и луна — небесные светила, полностью соответствующие определению слова предмет.
Смею заметить, что слова не могут быть предметами. В лучшем случае — называть их.
А в отношении пречисленных слов: в полной мере ни одно из них с предметом не соотносится. Хотя тут зависит, конечно, от определения. Насколько знаю, филология предметами как таковыми не занимается. Поэтому определение можно выбирать подходящее.
Я не совсем понимаю, что такое «признак оформленности» (из предыдущего ответа), а предмет бы определил согласно вики-словарю: «отдельное материальное неодушевлённое тело, объект, вещь, как правило, не очень больших размеров». Отсюда и все выводы.
Источник
Что такое свет в физике [понятным языком]
Окружающий мир устроен таким образом, что всё увиденное нами есть свет. Сложно представить, что зрение работает именно так. По сути дела, видимые нами объекты – это некоторые тела, с которыми взаимодействуют световые лучи . Лучи отражаются, преломляются или участвуют в других более сложных физических процессах.
В первую очередь нужно понимать, что такое свет, откуда берутся световые лучи и как физика представляет себе эти явления.
Оказывается, этому вопросу посвящен целый раздел физики, который называется оптика .
Свет в оптике – это электромагнитное излучение. Его способен воспринимать человеческий глаз.
Вы удивитесь, но принцип восприятия света глазом абсолютно такой же, как и у цифровой фотокамеры.
Есть матрица, которая способна принимать свет и выдавать импульс и есть процессор или мозг, способный на этот импульс реагировать и его дешифрировать.
Прежде, чем попасть на матрицу или сетчатку глаза, световой луч преломляется в объективе или хрусталике глаза. Затем луч попадает на светочувствительный слой матрицы или глаза и «рисует картинку».
Логично предположить, что световой поток является чем-то типа радиации и представляет собой поток некоторых частиц , но при этом он видим нашим глазом, что не всегда характерно для других видов излучений.
В самом простом случае свет появляется от солнца (правда может генерироваться и лампочкой, и светлячком, и любым другим источником света).
Солнце – это звезда, в которой постоянно протекают сложные термоядерные реакции с высвобождением света. Высвобождаются фотоны или кванты света . Солнце как будто стреляет этими частичками во все стороны. Они вылетают на огромной скорости и обладают запасом энергии.
Именно их мы и можем наблюдать. Запаса энергии хватает, чтобы долететь до нас с вами.
Было обнаружено, что свет распространяется равномерно и прямолинейно в прозрачной и однородной среде. Этот постулат был зафиксирован, как закон прямолинейного распространения света . Именно в следствие этого обстоятельства мы рисуем световые лучи на схемах к задачам из оптики в виде направленных лучей.
Отрезки со стрелочками или вектора, которые потом проходят через линзы или другие субстанции.
Свет распространяется с определенной скоростью. Это скорость света.
Все мы помним, что в вакууме она равна 3 * 10^9 м/с . Заметьте, что именно в вакууме. В воде эта скорость уже другая и она меньше, чем скорость света в вакууме. Это объясняет, почему свет от солнца до нас доходит, а свет, скажем, от фонаря в соседней деревне — нет. Во всём виновата окружающая среда и её проницаемость для света . И именно благодаря вакууму, первоначальной энергии частицы от солнца хватает, чтобы долететь до нас по той самой прямой линии.
Тут возникает и ещё один интересный вопрос. Насколько далеко может распространяться свет ? Ответ прост. Пока ему ничего не мешает — практически бесконечно. Образно можно представить себе частицу, летящую в вакууме, как свинцовую гирю, падающую в пропасть. Только дна тут нет :). Так, мы видим свет звезд, расположенных за десятки световых лет от нас. Правда доходит он не сразу, а за пару лет.
Возможен такой вариант, что звезды уже не существует, а свет только долетел до нас .
Было обнаружено, что свет обладает как свойствами волны, так и свойствами, характерными для частиц. Это тот самый корпускулярно-волновой дуализм , о котором вы наверняка уже слышали. Процессу открытия этого явления и его пояснению можно посвятить отдельную статью.
Световой луч может отражаться, преломляться, дифрагировать, может происходить интерференция и многие другие интересные процессы. Многие явления природы, включая и наше восприятие окружающих объектов, построено на этих базовых законах.
Про базовые законы оптики и их проявление в природе мы расскажем дополнительно, а пока упомянем основные из них.
Например, объекты мы видим благодаря отражению света . Световой луч падает на объект, отражается от него буквально нам в глаз и создает изображение.
Цвет света (а следовательно и предмета) определяет его длина волны . Именно поэтому одни объекты красные, а другие синие. Белый свет можно легко разложить на спектр благодаря дисперсии света.
Тень образуется в следствие работы закона прямолинейного распространения света . Свет не может пройти сквозь плотный объект и формирует темную неосвещенную зону тени.
Ещё подтверждение прямолинейного распространения света можно увидеть в тумане, если светить прямо перед собой фонариком. Вы увидите луч, который имеет форму и направлен по прямой линии от вас.
Свет может рассеиваться . Именно поэтому, через мутную среду, например через воду с частицами песка, световой луч не проходит полностью.
Это лишь малое количество примеров световых законов, которые мы встречаем в реальной жизни.
Источник