Конспект открытого индивидуального занятия по автоматизации звука Р. На тему: «Путешествие в космос»
план-конспект урока по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р расчитан для детей с ФФНР и ФНР на этапе введения звука в рчь. Конспект актуален в предверии Дня Космонавтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_r.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого индивидуального занятия по автоматизации звука Р.
На тему: «Путешествие в космос»
Цель: совершенствование произношения звука [р] в словах и предложениях.
- расширять активный словарь по теме «Космос».
- автоматизировать звук [р],
- развивать навыки слогового анализа
- развивать умение подбирать антонимы
- развивать навыки словообразования
- воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.
Презентация «Космическое путешествие», аудиозаписи, фигурка инопланетянина, письмо, буквы из разрезной азбуки.
Логопед: Здравствуй, Саша! Сегодня я предлагаю тебе отправиться в космическое путешествие! Ракета нас уже ждет.
А для того чтобы отправиться в путешествие надо отгадать загадки!
А) Распустила алый хвост,
Полетела в кучу звезд.
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (ракета).
Б) Кто смотрит всегда в телескоп,
С космосом близко знаком,
Обнаруживает чёрные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (Астроном)
2. Игра «Запуск Ракеты»
Логопед: К запуску космического корабля приготовиться! ( Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Ребенок. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)
Л.: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).
Д.: Есть, включить контакты!
Л.: Завести мотор!
Р.: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносит звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).
Л.: 5,4,3,2,1 , ПУСК! ( сомкнутые руки вверх).
Л.: Сегодня, совершая наш полет мы будем учиться правильно произносить звук [Р].
3. Игра «Качества космонавта».
Л.: Мы теперь с тобой космонавты!
Давай поиграем в игру и узнаем, какими качествами должен обладать настоящий космонавт!
Я назову тебе качество человека, а ты назовешь противоположное ему.
Л.: И конечно, космонавт должен быть умным.
Скажи, как называется окно в ракете? ( иллюминатор) Давай посмотрим в иллюминатор и вспомним, какие планеты мы можем увидеть из окна нашего корабля.
4. Мелкая моторика
Жил на свете звездочет, (сжимаем поочередно ладони)
Он планетам вел подсчет. ( сжимаем и разжимаем кулачки )
Меркурий – раз, Венера – два-с, (загибаем поочередно пальцы, начиная с
Три – Земля, четыре – Марс. мизинца)
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун
.
Л.: Саша, в названии каких планет мы услышали звук Р?
Саша: Меркурий, Венера Марс, Юпитер, Сатурн, Уран
Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны выполнить задание! (аудиозапись)
5. Игра «Четвертый лишний»
Л.: Послушай слова, найди лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.
Марс, Венера, ракета, Сатурн
Планета, комета, спутник, астроном
Рубашка, скафандр, куртка, сарафан
Л.: Наш космический корабль совершил посадку. Саша, ты знаешь, как называется эта планета? (Марс)
Давай попробуем сложить название планеты из разрезной Азбуки.
А как можно назвать жителей этой планеты? (марсиане)
Горя багровым светом,
Хмурая военная звезда.
Логопед ставит на стол фигурки марсиан с письмом.
Л.: Саша, инопланетяне решили научиться говорить на нашем земном языке. Давай послушаем, что они сказали и справим ошибки. (читает письмо)
Матрешка играет Ирой.
Муравейник торопится в муравей.
Дорога идет по жирафу.
Рома укусил комара.
Карась поймал Юру.
Трава ест корову.
Двор убирает дворника.
Саша, посмотри, какая планета показалась за бортом? (Земля).
Наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся на Землю. Ты был находчивым, сообразительным и умным, как настоящий космонавт. Вручаю тебе медаль «Первый космонавт детского сада»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема. Автоматизация звука (Ж) в словах, с использованием интерактивного стола.Цель: -уточнение артикуляции, а также голосообразования и дыхания звука (Ж),-развитие слуховой памяти и внимания,-за.
Индивидуальное занятие по автоматизации звука р.
Конспект занятия по автоматизации звука Л. С использованием компьютерной технологии.Был разработан и подобран материал для девочки, которая любит мультяшного героя «Лунтика».
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р на тему «Путешествие в магазин игрушек".
Форма проведения занятия: подгрупповое.Группа, возраст детей: старшая группа, 5-6 лет.Цели.Коррекционно-обучающие:Закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях.Уч.
артикуляционные Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:· Упражнять в правильном произнесении звука [Р.
Конспект интегрированного открытого занятия для детей средней группы № 5 «Путешествие в грибное царство» Интеграция образовательных областей: «Познание», .
Источник
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р. Космос
план-конспект занятия по логопедии на тему
Автоматизация звука Р изолированного, в слогах, словах, предложениях на материале лексической темы «Космос».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_avtomatizatsiya_zvuka_r_kosmos.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия на тему: «Космос. Автоматизация звука Р».
Цель: Автоматизация звука Р изолированного, в слогах, словах, предложениях.
- закрепить умение четко произносить звук Р изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- автоматизировать звук Р в спонтанном речевом потоке;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- развивать зрительный и слуховой анализаторы;
- развивать общую моторику;
- создать условия для развития умения действовать коллективно и самостоятельно;
- воспитывать бережное отношение детей к миру вокруг.
Оборудование: Интерактивная доска для презентации, макет солнечной системы, колокольчики, звездочки на ниточке для дыхательной гимнастики, пособие звуковая дорожка «ракета», характеристика звука Р и его артикуляция, бумажные звезды, коробки со схемами места звука в слове, фрукты, овощи, «волшебный мешочек», прищепки с ракетами.
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
Дети садятся за парты.
Логопед: Ребята, вы смотрели сегодня утром новости? Давайте посмотрим!
Включаются «Новости» на Интерактивной доске.
-Внимание! Срочное сообщение! Сегодня ночью пропали все планеты солнечной системы! (СЛАЙД) Космос в опасности! Никто не знает, как вернуть планеты на место! Мы будем держать Вас в курсе событий.
Логопед: Ребята, вы слышали? Какие ужасные новости. Пропали планеты. Может, мы с вами попробуем их вернуть на место? Давайте поможем нашей солнечной системе!
Л: Ребята, давайте сначала попробуем вернуть на небо звезды. Для этого подуем на наши звездочки, чтобы они полетели в космос на свои места. Помните, что вдох мы делаем носиком, а выдыхаем ртом. Воздушная струя должна быть длительной и холодной.
Дети выполняют задание.
СЛАЙД. Звезды появляются на картинке.
Л: Для того, чтобы вернуть планеты на место, необходимо выполнить много заданий, вы готовы? Тогда слушайте загадку.
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Логопед выставляет картинку ракеты.
Л: Правильно, ребята. Какой первый звук мы слышим в слове «ракета»? Да, звук Р.
Дайте характеристику этого звука. Какой он? Что делает наш язычок, чтобы красиво сказать звук Р?
Дети отвечают: Звук Р – согласный, твердый, звонкий. Обозначаем этот звук синим цветом. Когда мы рычим наш язычок поднимается наверх за верхние зубки и дрожит под напором воздуха.
Логопед обращает внимание детей на доску с буквой Р.
Л: Сегодня звук Р поможет нам вернуть планеты. Вы правильно ответили на вопрос про звук Р и на свое место возвращается одна из планет – Меркурий. Повторите название планеты – Меркурий. Это ближайшая к солнцу планета.
- Автоматизация изолированного звука Р.
Л: Ребята, чтобы спасти остальные планеты нам нужно подобраться к Солнечной системе поближе. Давайте полетим на наших ракетах. Помните, что, взлетая, ракета очень сильно «рычит». Давайте по очереди попробуем.
Дети берут полоски с ракетой. Произносят звук Р и двигают ракету по полоске.
Л: Молодцы! На свое место вернулась еще одна планета – Венера. Повторите по очереди ее название. Вторая от Солнца планета.
- Автоматизация звука Р в слогах.
Л: Ребята, астероиды угрожают планете Юпитер. Давайте прочтем слоги на них и спасем планету!
Дети берут «астероиды», читают слоги.
Л: Вернулась планета Юпитер. Повторите, какая планета вернулась?
Л: Чтобы спасти наши планеты необходимо иметь крепкое здоровье. Особенно здоровые глазки. Встаньте у своих мест и следите внимательно за моим указателем. Двигайте только глазками.
Логопед проводит зрительную гимнастику.
Справа полетит комета. ( Указывает направление)
Слева крутится планета. ( Указывает направление)
Справа инопланетянин. ( Указывает направление)
Слева космонавт-землянин. ( Указывает направление)
Космос от беды спасаем. ( Круговое движение глаз)
Быстро глазками моргаем. ( Моргают)
Л: Молодцы! На небо вернулась планета Марс. Повторите, какая планета вернулась?
- Развитие фонематического восприятия.
Л: Мы с вами не только спасли Марс, но и его жителей – марсиан. Давайте отправим им посылки с гостинцами от нашего сада. Берите по очереди гостинец из нашего звездного мешочка, определяйте, в каком месте в слове спрятался звук Р и кладите в соответствующую коробку.
Дети достают предметы (картинки предметов), определяют место звука Р в слове и кладут в соответствующую коробку со схемой.
Л: Молодцы! К нам вернулась планета – Нептун.
- Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях.
Л: Дети, а вы знаете, что инопланетяне очень нами интересуются, нашей планетой, нашей культурой. Но у них не очень получается выучить наш сложный язык. Они прислали нам сообщения. Послушайте их, правильно или нет разговаривают инопланетяне на нашем языке.
Детям предлагается исправить предложения.
Л: Ребята, вот вернулась еще одна планета – Сатурн. Какая планета вернулась?
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
- Автоматизация звука Р во фразе.
Л: Планет в космосе великое множество. Они находятся на очень большом расстоянии от нас. Давайте пофантазируем, куда бы мы могли отправить наши маленькие ракеты. Берите прищепки со своими ракетами, выбирайте планету, соответствующую цвету вашей ракеты и цепляйте ее. Произносите фразу: «Я отправлю ракету на розовую планету».
Дети по очереди цепляют прищепки с ракетами к планетам на доске.
Л: Молодцы! Вот к нам и вернулась еще одна планета нашей Солнечной системы – Уран. Повторите, какая планета вернулась?
Л: Ребята, посмотрите на нашу Солнечную систему. Мы справились со всеми заданиями.
Какие планеты вы запомнили?
Какая планета первая от солнца?
Какая планета вторая от Солнца?
Как называется специальная одежда для космонавтов?
Как мы называем жителей Марса?
Давайте посмотрим Новости. Может там сообщат о том, что планеты вернулись.
Л: Ребята, вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями и спасли планеты – вернули их на места. Вспомните, какой звук нам сегодня в этом помогал? Какие планеты с этим звуком вы запомнили? Вы очень постарались. До марсиан дошли наши гостинцы. И в знак благодарности они прислали вам настоящие марсианские конфеты. Спасибо, ребята, до свидания!
Логопед раздает конфеты. Дети отправляются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с.
Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж.
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего возраста по автоматизации звука Ш.
Занятие очень интересное, насыщенное заданиями разного уровня сложности. В основу положен сюжет любимого всеми детьми мультфильма. Рекомендовано для детей подготовительной к школе группе.
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, .
Тема: «В гостях у Тигра Ромы»Цель: автоматизация звука «Р» в речи.Задачи:1) Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука «Р» изолированн.
Задачи:1. Коррекционно-развивающие:- продолжить работу над автоматизацией звука [p] в слогах, словах, предложениях;- развивать фонематическое восприятие, фонематический с.
Источник
Логопедическое занятие «Космическое путешествие» (Звук «Р» и буква «Р»)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука «Р» в слогах, словах. и знакомство с буквой Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuk_i_bukva_r.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Космическое путешествие» «Звук [р]. Буква Р»
Цель: Закрепление произношения звука [р] изолированно, в слогах, в словах.
-Уточнить артикуляцию звука Р
-Учить произносить звук [Р] изолированно, в прямых, обратных слогах, в начале слов.
-Познакомить со зрительным образом буквы [Р] ;
-Совершенствование навыка слогового анализа слов.
-Закрепить знания детей о дне космонавтики.
1. Формировать правильное речевое дыхание;
2. Развивать артикуляционную моторику;
3. Развивать фонематическое восприятие;
4. развитие зрительно пространственных представлений;
5. Развивать мелкую моторику
6. Развивать слуховую и зрительную память.
1.Воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.
Материалы и оборудование : Зеркала; презентация по занятию, ноутбук, картинки- образы для арт гимнастики, трубочки, стаканы с подкрашенной водой, нарисованные камни со слогами; счетные палочки.
I. Организационный момент.
Логопед: Дети, какой праздник 12 апреля отмечает наша страна (День Космонавтики).
Логопед: Что произошло в этот день? (12 апреля 1961 года космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире космический полет).
Логопед : Все ли могут быть космонавтами? И какими качествами должен обладать космонавт? (быть смелым, отважным, умным, сильным…).
Логопед: Наши астрономы приняли сигнал sos с одной из далеких планет. Вы готовы отправиться в космическое путешествие и помочь инопланетянам? (Да)
I I. Основная часть.
Логопед: Очень хорошо. Давайте подготовимся к нашему космическому путешествию.
Артикуляционная гимнастика выполняется с опорой на картинки-образы
«Силачи» — рот открыт, губы в улыбке; широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, а затем к нижним.
«Чистим зубы» — приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот.
«Трещетка» — щёлкать кончиком языка по твёрдому нёбу.
«Индюк» — водить языком по верхней губе из стороны в сторону. Сначала медленно, затем быстро, добавить голос.
«Вкусное варенье» — улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.
Логопед: Молодцы! Я думаю, что вы готовы отправиться в космическое путешествие.
На экране появляется картинка космического корабля. Дети садятся на стульчики.
Логопед: Мы можем отправляться в наше космическое путешествие. Пристегните ремни.
Приготовимся, ребята,
Нас уже ракета ждёт!
Отправляемся сегодня
Мы в космический полёт.
Игра «Включаем, мотор!» — к запуску космического корабля приготовься! Дети: — есть, приготовься! (руки вперед, кисти в кулак, большие пальцы вверх) — включить контакты. Дети: — есть включить контакты (соединить большие пальцы рук) — Завести мотор! Дети: — есть завести мотор! (кулаки вращаем вокруг друг друга и тянем: РРРРРРРР) — 5,4,3,2,1… ПУСК. (сомкнуть руки и поднять вверх)
На экране изображение удаляющейся планеты Земля. Изображение неизвестной планеты. Слышится звук sos .
Логопед: Ребята, вы слышите эти звуки и что это за планета?
На экране появляется робот и произносит: «Зд.авствуйте до.огие .ебята, я .обот .ома. у нас случилась беда: мы стали забывать буквы, вот и сейчас, я не могу понять что с этими словами не так. Помогите, какая буква убежала.
Работа по развитию фонематического слуха.
Отгадайте, какая буква убежала в словах. Назовите правильно.
Вене.а, Ма.с, Юпите., Сату.н, Ме.курий,
Логопед: Ребята, какой звук убежал от робота? (звук р). Давайте вспомним и расскажем Роме как правильно произносить этот звук.
На экране появляется изображение профиля звука «Р»
Уточнение артикуляции звука «Р»: кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка. Средняя часть языка – спинка опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий)
Логопед: Все правильно. А мне кажется, что у нас усиливается ветер (звук сильного ветра)
Развитие плавного, длительного выдоха. Упражнение «Космическая буря ». (Дети через трубочки дуют каждый в свой стакан с подкрашенной в разные цвета водой, меняя интенсивность выдыхаемой струи воздуха).
Логопед : мы остановили бурю и можем теперь приступать к поиску потерявшей буквы.
Упражнение «Помоги Роме пройти дорожку»
На ковре разбросаны нарисованные камни с написанными на них слогами. Дети называют слоги и проходят по дорожкам. РА, РО , РУ , РЫ, АР, ОР, УР, ЫР.
Логопед : Рома, чтобы тебе запомнить звук Р, тебе нужно потренировать свою память. На экране появятся картинки, их нужно будет запомнить и назвать. Дети тебе помогут.
Игра «Запомни картинки»
Картинки: рак, рама, радуга, ранец, ракета;
Роза, робот, ромб, рот, роща;
Рысь, рыба, рынок, рыжик;
Рубашка, рука, ручей, рубанок.
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
Логопед: молодцы, ребята. А для нас Рома приготовил еще задание. На космодроме, где работает наш друг, скопилось очень много пассажиров. Нужно их рассадить по космическим тарелкам.
Игра «Определение слогов в слове».
На экране космические тарелки с 1, 2, 3 и 4 иллюминаторами. В зависимости от количества слогов в слове дети рассаживают пассажиров по тарелкам.
1 слог: рак, рысь, грач
2 слога: рыба, баран, комар
3 слога: русалка, воробей, муравей
4 слога: поросенок, буратино
Логопед: Все пассажиры улетели и нам уже пора отправляться на свою Землю. Чтобы робот Рома не забыл снова звук Р, мы ему подарим букву ЭР, которая обозначает этот звук.
Знакомство с буквой эр.
На экране появляется буква Р. Дети обсуждают, из каких элементов она состоит.
Дети выкладывают буквы «Р»из счетных палочек.
Робот Рома прощается с детьми и четко произносит звук р_р-р
Логопед: До свидания Рома, а мы отправляемся домой. Пристигните ремни. Мы взлетаем. Обратный отсчет 10-0 пуск!
На экране изображение удаляющейся планеты. Появляется изображение Земли. Звучит космическая музыка.
Логопед: Дети, мы прилетели домой. Понравилось вам наше космическое путешествие? Вспомнить, о каком звуке сегодня мы говорили, с какой буквой познакомились. Что понравилось? Какие трудности испытывали?
Учитель- логопед :Колина Г.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное открытое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив.
Игра — развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию».
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков «Ш-Ж» по теме: «Путешествие в Букварию».
Поучительная сказка для детей.
Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий.
Конспект обобщает знания детей по обучению грамоте, мотивирует детей к обучению в школе. Здоровьесберегающие технологии используются как переходные моменты занятия, включая задания на логику и смекалк.
Итоговое занятие, которое показывает знание детей на конец учебного года.
Источник