Меню

Линке оперетта фрау луна

Линке оперетта фрау луна

LINCKE Paul / ЛИНКЕ Пауль

Frau Luna (burlesk-phantastische Operette in 2 Akten)

Фрау Луна (бурлескно-фантастическая оперетта в 2 актах)

Либретто Хайнца Болтена-Бекерса

Премьера: 1.5.1899, т-р «Аполло», Берлин

Orchester Radio Bavaria

Dirigent: Werner Schmidt-Boelcke

Пауль Линке (нем. Paul Lincke; 7.11.1866, Берлин – 3.9.1946, Ханенклее близ Гослара) – немецкий композитор лёгкой музыки, автор марша «Берлинский воздух» (Berliner Luft), ставшего неофициальным гимном немецкой столицы. Линке учился в Виттенберге игре на фаготе, валторне и ударных инструментах, затем играл в разных танцевальных оркестрах в Берлине, иногда также выступая в качестве дирижёра и сочиняя небольшие произведения. В начале 1890-х годов завоевал популярность как композитор популярных песен и романсов, с 1893 г. дирижировал в театрах-варьете, в том числе в берлинском «Аполлоне». Настоящая известность к композитору пришла после премьеры в 1899 г. его оперетты «Фрау Луна», за которой последовали другие сценические произведения в этом же жанре. Оркестровые фрагменты и песни из этих оперетт, наполненные лёгкостью и изяществом, мелодической простотой, быстро стали известны не только в Германии, но и за её пределами, что позволило говорить о Линке как о главном представителе берлинской оперетты, подобно Оффенбаху в Париже или Иоганну Штраусу в Вене. После Первой мировой войны музыка Линке стала неотъемлемой частью музыкальных представлений в кабаре и других заведениях «лёгкой» музыки. Она не потеряла своей популярности и после прихода к власти нацистов. В 1941 г. композитор получил звание почётного гражданина Берлина. После окончания войны Линке поселился в Арцберге, а затем – в Госларе, где и умер в 1946 году.

Сочинения: оперетты – «Венера на Земле» Venus auf Erden (1897, Берлин); «Фрау Луна» [Frau Luna] (1899, Берлин); «Лисистрата» [Lysistrata] (1902, Берлин); «Казанова» [Casanova] (1913, Дармштадт) и др.; песни, романсы, марши и другие оркестровые сочинения.

Источник

Линке оперетта фрау луна

Frau Luna (burlesk-phantastische Operette in 2 Akten)

Фрау Луна (бурлескно-фантастическая оперетта в 2 актах)

Либретто Хайнца Болтена-Бекерса

Премьера: 1.5.1899, т-р «Аполло», Берлин

Orchester Radio Bavaria

Dirigent: Werner Schmidt-Boelcke

Пауль Линке (нем. Paul Lincke; 7.11.1866, Берлин – 3.9.1946, Ханенклее близ Гослара) – немецкий композитор лёгкой музыки, автор марша «Берлинский воздух» (Berliner Luft), ставшего неофициальным гимном немецкой столицы. Линке учился в Виттенберге игре на фаготе, валторне и ударных инструментах, затем играл в разных танцевальных оркестрах в Берлине, иногда также выступая в качестве дирижёра и сочиняя небольшие произведения. В начале 1890-х годов завоевал популярность как композитор популярных песен и романсов, с 1893 г. дирижировал в театрах-варьете, в том числе в берлинском «Аполлоне». Настоящая известность к композитору пришла после премьеры в 1899 г. его оперетты «Фрау Луна», за которой последовали другие сценические произведения в этом же жанре. Оркестровые фрагменты и песни из этих оперетт, наполненные лёгкостью и изяществом, мелодической простотой, быстро стали известны не только в Германии, но и за её пределами, что позволило говорить о Линке как о главном представителе берлинской оперетты, подобно Оффенбаху в Париже или Иоганну Штраусу в Вене. После Первой мировой войны музыка Линке стала неотъемлемой частью музыкальных представлений в кабаре и других заведениях «лёгкой» музыки. Она не потеряла своей популярности и после прихода к власти нацистов. В 1941 г. композитор получил звание почётного гражданина Берлина. После окончания войны Линке поселился в Арцберге, а затем – в Госларе, где и умер в 1946 году.

Сочинения: оперетты – «Венера на Земле» Venus auf Erden (1897, Берлин); «Фрау Луна» [Frau Luna] (1899, Берлин); «Лисистрата» [Lysistrata] (1902, Берлин); «Казанова» [Casanova] (1913, Дармштадт) и др.; песни, романсы, марши и другие оркестровые сочинения.

Формат: МР3 33,1 МВ 128 кбит/с

1. Einleitung — Schlösser, die im Monde liegen

2. Es ist was Wunderbares um’s Genie

3. Is war an einem schönen Frühlingsabend — O Theophil

4. Schlösser, die im Monde liegen

5. Geschwind, es ist die höchste Zeit — Leise nur, leise nur

6. Es gibt im Volkesmunde wohl Märchen ohne Zah

7. Schnell, putzet fein — Vom späten Abend bis zum frühen Morgen

8. Ob du mich liebst — In deinen Augen steht es geschrieben

9. Es kommt oft vor — Schenk mir doch ein dleines bißchen Liebe

10. Im Expreßballon

11. Man spricht wohl oft in Märchen — Laßt den Kopf nicht hängen

12. Wer leichtes, frisches, frohes Blut — Frohe munt’re Lieder

13. Wenn der Abend niedersinkt

14. Die Zeit vergeht — Von Sternen umgeben

15. Ein Prinzeßchen. — Wenn die Sonne schlafen geht

16. Ich bin Madame Venus

17. Wenn ich mich mal verliebe — Laßt den Kopf nicht hängen

18. Oftmals ward es uns schon prophezeit — Ist die Welt auch noch so schön

19. Heimlich, still und leise kommt die Liebe

20. Berlin, hör’ ich den Namen bloß Das macht die Berliner Luft

Источник

Пол Линке — Paul Lincke

Карл Эмиль Пауль Линке (7 ноября 1866 — 3 сентября 1946) был немецким композитором и театральным дирижером. Его считают «отцом» берлинской оперетты . Среди его известных произведений — « Berliner Luft » («Берлинский воздух»), неофициальный гимн Берлина , из его оперетты « Фрау Луна» ; и « Светлячок » из оперетты « Лисистрата» .

Содержание

Ранний период жизни

Линке родился 7 ноября 1866 года в берлинском районе Юнгфернбрюке . Он был сыном магистрата Августа Линке и его жены Эмили. Его отец играл на скрипке в нескольких небольших оркестрах. Когда Полу было всего пять лет, умер его отец. Эмили переехала с тремя детьми на Адальбертштрассе, а затем на Айзенбанштрассе, недалеко от Лаузитцер-Платц.

Читайте также:  Кровавая луна что это означает

Ранние музыкальные склонности Линке были связаны с военной музыкой. Его мать отправила его после получения среднего образования в Виттенберге . Здесь он обучался в Городском оркестре Виттенберга под руководством Рудольфа Кляйнова как фаготист . Он также научился играть на валторне, барабанах, фортепиано и скрипке.

Карьера

Исполнение и ранние сочинения

Вместо того чтобы делать карьеру военного музыканта, Линке устроился фаготистом в Центральный театр Берлина под руководством Адольфа Эрнста. Через год он присоединился к оркестру театра Остенде.

В области развлекательной и танцевальной музыки Линке приобрел ценный опыт в Кенигсштедтишенском театре, Belle-Alliance-Theater и Parodie-Theater. Он сопровождал музыкальные программы водевилей и создавал собственные композиции для популярных певцов. Его Венера Ауф Erden ( Венера на Земле ), ревю, как одноактная пьеса была создана в 1897 году в театре Apollo в Фридрихштрассе .

Успех фрау Луна

Два года Поль Линке работал в самом известном европейском водевильном доме Folies Bergère в Париже. Затем он вернулся с новыми композициями на Apollo-театр , где с огромным успехом в 1899 году фрау Luna [ де ] (миссис Луна) была премьера. В том же году последовала « Im Reiche des Indra» («В царстве Индры» ), а в 1902 году — оперетта « Лисистрата» . Либретто из них были написаны Генрихом Болтен-Беккерсом .

В 1908 году Поль Линке стал главным дирижером и композитором театра «Метрополь» , чьи зрелищные ревю были самой большой достопримечательностью столицы.

Во время нацистского режима и Второй мировой войны

С приходом нацистов к власти в 1933 году Линке сохранил свою позицию и был отмечен нацистским режимом. В 1937 году он был награжден Серебряной медалью почета родного города, в день своего 75-летия стал почетным гражданином Берлина.

Его оперетты « Фрау Луна » (миссис Луна) была превращена в фильме [ де ] в главной роли Лиззи Вальдмюллер , Ирен фон Мейендорф и Георг Александр и режиссер Тео Линген в 1941 году.

В 1943 году Линке гастролировал в Мариенбаде , Богемия, дирижируя фрау Луной , первое выступление которой в 1899 году теперь считается рождением берлинской оперетты. Во время его отсутствия бомбили его дом и его музыкальное издательство в Берлине.

После окончания войны Линке хотел вернуться в Берлин. Он тщетно стремился получить одобрение союзников, которое ему, как уроженцу Берлина, требовалось в то время. С помощью одного американского генерала Пирса он сначала переехал в Арцберг, Бавария , со своей домработницей Йоханной Хильдебрандт, которая проработала у него 35 лет.

Плохое здоровье Линке ухудшилось из-за климата, и он снова переехал в Ханенклее . Он умер там незадолго до своего 80-летия. Его похороны прошли в Ханенклее, где его могила сохранилась до сих пор.

Личная жизнь

В 1885 году, играя в оркестре Большого театра, Линке влюбился в 16-летнюю субретту Анну Мюллер, на которой женился год спустя. Позже его жена праздновала триумф перед берлинской публикой под именем Анна Мюллер-Линке.

В 1901 году Линке развелся со своей первой женой Анной. В том же году он познакомился с молодой актрисой, известной под сценическим псевдонимом Эллен Соуза. Она играла в Театре Фридриха-Вильгельмштадтишена и очаровала Линке с первого момента. Соуза сначала отверг его предложения, но Линке был настойчив. Через несколько недель она посетила его дом, и между ними сложились очень нежные отношения, в результате чего она попросила ее сыграть фрау Луна в Театре Аполлона. Суза надеялась, что эта связь улучшит ее карьеру, но этого не произошло. Она забеременела и ушла со сцены, не родив сына. Линке потребовала, чтобы Соуза выполнила материнские обязанности и оставила сценическую работу. Однако три месяца спустя Соуза снова пела фрау Луна в «Аполлоне».

Линке предложила Эллен Соузу брак в обмен на ее уход со сцены. В ответ она потребовала периода обдумывания, чтобы обдумать свою новую роль жены и матери. Линке пережил очередную волну успеха из Парижа, в результате чего он много ночей проводил на светской сцене, оставив Соузу дома, чтобы она выполняла свои материнские обязанности. Линке теперь заставляла Соузу выбирать между ним или возвращением на сцену, давая ей десять дней, чтобы подумать, а он уехал из города, чтобы появиться в качестве гостя. Когда он вернулся через шесть дней, Соуза и ребенок уехали.

Спустя годы Эллен Соуза вышла замуж за оптового торговца, за которым она последовала в Дрезден и который усыновил ее сына без возражений Линке. Это был конец его отношений с Эллен Соуза и его сыном. Отсюда и его знаменитый инструментальный вальс » Verschmähte Liebe » (Отвергнутая любовь).

Наследие

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Марш Линке » Berliner Luft » («Берлин Эйр») — неофициальный гимн Берлина. Это один из традиционных выходов на бис Берлинского филармонического оркестра. Ария взята из редакции оперетты Линке 1899 года « Фрау Луна» 1922 года о полете на воздушном шаре на Луну, где группа известных берлинцев встречает фрау Луна и ее двор. Марш был первоначально из двухактного бурлеска Линке 1904 года » Берлинер Люфт» .

Читайте также:  Свет моей луны навсегда

Среди других оперетт Линке — Im Reiche des Indra ( В царстве Индры ) и Lysistrata . Последний включает песню «Das Glühwürmchen», известную на английском языке как » The Glow-Worm «. Первоначально он был переведен на английский Лиллой Кэли Робинсон в начале 20-го века, но позже американский лирик Джонни Мерсер расширил и значительно переработал ее тексты. Его версия стала хитом для братьев Миллс в 1952 году и исполнялась многими другими.

Линке также сочинила свадебный танец из фильма « Титаник» 1997 года ; в нее играют, когда корабль идет ко дну, и в столовой в предыдущих сценах.

Источник

Линке оперетта фрау луна

Говорить о музыке Германии начала 20 века невозможно в отрыве от социально-культурного контекста, обуславливающего периодизацию в музыкальной культуре данной эпохи. В Германии, в противовес остальным странам Европы, фазы развития музыки были обозначены более явственно, а динамика была более интенсивной. Это определялось сложными условиями общественного развития страны и драматизмом ее истории.

После поражения в Первой мировой войне и провозглашения Веймарской республики, в Германии сложилась революционная ситуация. Русская революция оказала колоссальное влияние на ход событий, будучи воспринимаема немецкими левыми силами как программа действий. Революционный кризис начался в ноябре 1918 года с Кильского восстания и длился с разной интенсивностью вплоть до 1923 года. Веймарская демократия подвергалась атакам со стороны правых сил, но попытки установления военной диктатуры тогда еще не увенчались успехом.

С 1923 года политическое и экономическое положение Веймарской республики стало более устойчивым, но мировой экономический кризис в конце 20х годов вновь дестабилизировал немецкую экономику, и как следствие политическое положение в стране. Политическое противостояние вновь обострилось, усилилось разделение общественных сил. Возросло влияние коммунистической партии, активизировались милитаристско-шовинистические силы. 30 января 1933 года президентом Германии Паулем фон Гинденбургом рейхсканцлером (премьер-министром) Германии был назначен Адольф Гитлер. Вскоре в стране были распущены все политические организации, кроме главенствующей нацистской партии, ставшей «носителем немецкой государственности». Демократия пала, на ее место пришла фашистская диктатура.

Специфика музыки Германии межвоенного периода заключается в ее тесной связи с общекультурным контекстом эпохи. Если в предыдущем столетии композиторы культивировали идеи романтизма вплоть до конца века, несмотря на то, что в литературе эти идеи были давно исчерпаны, в Веймарской республике музыка, литература и театр были теснейшим образом переплетены.

В искусстве Веймарской республики существовала глубокая связь с ведущими общественными движениями. В этот период ушли эстетизм, культура утонченных чувствований, изоляция от внешних общественных факторов.

Музыкальная жизнь Германии 20х – начала 30х годов была интенсивна и поражала своим размахом. В противовес Австрии, где центром музыкальной и культурной жизни являлась столица, в Германии во многих городах существовали оперные театры, оркестровые и хоровые коллективы, имевшие давние художественные традиции. В Берлине действовали три постоянных оперных театра, три театра оперетты и антрепризы.

Пройдя долгий путь развития, к началу 20 века оперетта обрела новый облик. Каждый виток становления данного жанра, начиная с первых работ французского композитора Жака Оффенбаха как точки отсчета появления оперетты, продолжая работами классиков венской оперетты – Франца Зюппе, Карла Миллёкера, Карла Целлера, Иоганна Штрауса II, неовенской оперетты с ее новым видением жанра в произведениях Франца Легара, Имре Кальмана, Оскара Штрауса, Лео Фалля, обладал целым рядом уникальных характеристик, зачастую связанных с национальными особенностями и традициями стран, где трудились композиторы.

В 20х годах XX века появляется новое ответвление жанра — Берлинская оперетта, одним из основоположников которой стал Пауль Линке (1866-1946). Он учился в Виттенберге с 1880 по 1884 гг. под руководством Рудольфа Кляйнова, играл на скрипке и фаготе в танцевальных оркестрах в Берлине, а позднее стал дирижером театра Аполло. В 1897 году Линке начал сочинять оперетты. 16 мая 1896 года состоялась премьера его одноактной оперетты «Шпрее-амазонка» на сцене варьете «Аполлон». Работа Линке не произвела на публику должного впечатления и вскоре вышла из репертуара, однако, именно этот спектакль ознаменовал собой новую веху в истории жанра. В 1899 году Линке создает ключевое произведение в своей музыкальной карьере – оперетту Фрау Луна (Frau Luna). Фрау Луна — бурлескно-фантастическая оперетта в 2 актах на либретто Хенриха Болтен-Бекерса, повествующая о приключениях трех молодых людей, отправившихся на Луну на лунолете. После выхода романа Жюля Верна «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут» лунная тематика вошла в моду, на данный сюжет создавались многочисленные ревю и оперетты. Либретто известной оперы-феерии «Путешествие на Луну» Жака Оффенбаха было создано непосредственно по мотивам произведения Жюля Верна. Премьера «Фрау Луны» состоялась 2 мая 1899 года в Берлинском театре Аполлон под управлением самого Линке. Первоначальная версия включала в себя один акт в четырех картинах, впоследствии Линке расширил и доработал оперетту, и в 1922 году она обрела свой законченный вид. Самый известный номер из оперетты – марш «Берлинский воздух», ставший неофициальным гимном Берлина. Паулю Линке также принадлежат такие работы как «Лисистрата», 1902 (номер «Светлячок» из которой принес Линке мировую популярность); «Казанова», 1913; «Грезы любви», 1940. Музыка Линке стала неотъемлемой частью репертуара всех кабаре после Первой мировой войны и не утратила популярности после прихода к власти национал-социалистов. Значимость творчества Пауля Линке равнозначна вкладу Оффенбаха, живущего в Париже и Штрауса-сыну — в Вене.

Читайте также:  Земля без света луны

Специфика берлинского направления в оперетте заключается в том, что она связана с традициями немецкого фарсового театра XIX века и ресторанной эстрадой, из чего проистекает тяжеловесность драматургии, использование буффонады с грубоватыми остротами и репризами. Доминирующим жанром здесь становится марш, в противовес вальсу, широко используемому в Вене, или же чардашу в творчестве венгерских композиторов. Вальсовая трехдольность была заменена двухдольным маршевым ритмом. Берлинская оперетта — прямая наследница оперетты австрийской, их близость обусловлена и языком либретто, и вальсовой стихией. Но, разделяя основные творческие установки Вены, она все же была ближе к музыкальному фарсу. Основы австрийской оперетты были несколько пересмотрены — венский диалект был адаптирован к берлинскому жаргону, музыкальная трактовка стала более тяжеловесной. Сюжеты в подавляющем большинстве стали иметь откровенно фарсовый характер, юмор становится более примитивным. Начиная с первых работ проявились и отличия от оперетт венского направления – теперь в постановках встречалось меньшее количество сентиментальных сцен и сюжетных поворотов. Крупных номеров для прославленных артистов стало меньше, большое внимание стало уделяться групповым номерам. После Первой Мировой войны Линке продолжил развивать данное направление. Проработав несколько лет в кабаре Фоли-Бержер в Париже, он вернулся в Берлин, где пересмотрел свои работы, осознав возрастающую важность кабаре и популярных современных танцев, распространившихся вследствие культурного обмена в военное время. В предвоенные и послевоенные годы именно берлинские композиторы содействовали внедрению в жанр фокстротных ритмов.

На подмостках театра Аполло также служил молодой дирижер по имени Макс Винтерфельд, взявший сценический псевдоним Жан Жильбер (1879-1942). Выпускник Берлинской консерватории. В 1933 г. после захвата власти нацистами Макс Винтерфельд покинул Германию, жил в Испании, затем в Париже. С 1939 г. проживал в Буэнос-Айресе, где работал на радио. Автор более 50 оперетт, самые успешные из которых «Целомудренная Сюзанна» (1910) и «Королева кино» (1913).

Целомудренная Сюзанна – оперетта в трех актах. Либретто- Георга Оконовского. Премьера состоялась в Вильгельм-театре в Магдебурге 26 февраля 1910 года. В 1912 году оперетта была переведена на английский язык Фредериком Фенном и Артуром Вимперисом и поставлена в этом же году в Лондоне под названием «Девушка в такси». В 1953 году сын композитора, Роберт Жильбер, перенес действие в Берлин и добавил несколько хитов из других произведений отца.

Среди работ Жана Жильбера в коллекции присутствуют номера из таких работ как «Польское хозяйство», 1909 (дуэт Wer kann dafur), «Флирт в моторе», 1912, «Маленький грешник», 1922 (In Berlin, an der Ecke von der Kaiser Allee) – фортепианные транскрипции произведений композитора на носителях Вельте-Миньон и Гелиос. Перфорированные ленты для уличного органа Рут также содержат записи популярных хитов композиторов берлинской оперетты, среди которых и работы Жильбера, в том числе номера из оперетт «Пупсик» (1912) и «Польское хозяйство» (1909).

Жан Жильбер стал популярнейшим композитором оперетты в Берлине, и именно с его именем связан поиск новой мелодической основы. Если Зуппе и Миллёкер черпали вдохновение для своих оперетт в фольклоре – народных песнях и бытовых танцевальных ритмах, то Жан Жильбер нашел новый стиль в уличной песенной культуре, а основу для сюжетной линии он брал из современной жизни Берлина. Некоторые музыкальные критики оценивают произведения Жильбера как «апофеоз уличной пошлости»; с другой стороны, его музыка передает дух времени и отображает ценности и вкусы той эпохи.

Режим национал-социализма и его деструктивная политика привели к тому, что с течением времени произошел полный разрыв с венской опереточной традицией. Под запретом оказались работы композиторов с еврейскими корнями (О. Штраус, И. Кальман). Берлинская оперетта стала полностью автономным жанром, что способствовало лишь снижению качества музыкальных произведений.

Вальтер Колло (1878-1940) – композитор, входивший в тройку основателей жанра берлинской оперетты наряду с Линке и Жильбером. Родился в городе Нидзица в Восточной Пруссии. Получил музыкальное образование в Консерватории Кёнигсберга, отказавшись связывать свою жизнь с торговлей как его отец. На протяжении недолгого времени работал в Кенигсберге дирижером в одном из местных театров, а в 1899 году отправился в Берлин, где посвятил себя созданию легкой музыки. С 1908 года Вальтер Колло начал писать музыку для популярных театров столицы.

Самые известные его произведения – оперетты «Однажды в мае» (1913) и «Магия кино» (1912). С 1915 года также занимался созданием музыки для кино. Колло – автор нескольких десятков оперетт, мюзиклов и музыки для кинофильмов.

Имя Вальтера Колло на протяжении нескольких десятилетий являлось самым громким в немецкой легкой музыке, а его творчество стало симбиозом уличной культуры Берлина и простоты и уюта Восточной Пруссии.

После Первой мировой войны настроение в берлинском музыкальном театре изменилось. Немецкоязычная оперетта находилась на перекрестке, не только политическом, но и артистическом, и она пыталась примирить традиционное и новое. Под традиционным понимались оперетты Штрауса и других композиторов, под новым – работы для кабаре современных композиторов. «Берлин в годы после войны был самым американским городом в Европе», — говорил немецкий композитор Курт Вайль в интервью 1941 года. «Мы читали Джека Лондона, Хемингуэя, Драйзера. Американский джаз имел огромное воздействие на нашу музыку. Америка для нас была очень романтичной страной». Конечно, немецкие композиторы интерпретировали американский джаз и музыку Тин Пэн Элли, и эта интерпретация позволила создать им нечто уникальное.

Источник

Adblock
detector