Меню

Ликом подобная солнцу это

О Красоте

Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит.
Псалом 81

***
О Красоте.
Написано это вопреки жалкому вою. Может кто-нибудь когда-нибудь и устыдится.

Сейидали Имадеддин Насими.Моя Филадельфия.

От благ земных отворотилось сердце,
От сна земного пробудилось сердце,
Своих деяний устыдилось сердце
И к Вечной Правде устремилось сердце.

Знай, человек: в любые времена
Лишь прозорливым истина видна.

Познал ты сам себя — стал прозорливым
Сам не познал себя – твоя вина.
.

***
О беспечный, проснись! Ведь в руках больше чаши Джемшидовой нет.
Сном ты горе одно приобрел, а беспечностью — множество бед.

Отвернулся от правды зачем? Разве правда сродни суете?
Ты зачем стал искателем лжи? Или правда несет тебе вред?

О, не верь никогда сатане и соблазнов его не ищи,
Что душе принесет сатана? Уловление в сети сует!

С корнем вырви из сердца любовь к миру — он лишь обман нам несет.
У людей власти нет над землей, и все мысли подобные — бред.

Роскошь брось и почет, не люби преходящую жизнь:
Будет легкой иль трудной она — но пройдет через несколько лет.

Предаешься ты ложным страстям, пышность мира пустую любя, —
Или истину ты позабыл, что за миром ты тянешься вслед?

Ты подобен Исе, я клянусь, что же дэвом ты стать захотел?
Если бес — твоя сущность, к тебе не дойдет милосердия свет.

Ведь ракушка, коль жемчуга нет, никакой не имеет цены, —
Тот, кто тайну сию не познал, вечной правды не знает примет.

Сущность этих вещей глубока, для ума непостижна она,
Тот кто не был Меджнуном, мой друг, солнцем взгляда Лейли не согрет.

Знай, что д е л а т ь придется тебе — даже если ты знаешь о том,
ЧтО свершилось, и кто совершил, кем был задан вопрос, дан ответ!

Если зрение есть у тебя, в славный город вступай бытия,
Ключ познанья, жемчужина ты, море ты, исполинский хребет.

Ты не крайний предел бытия, хоть и много ты кладов таишь,
Почему не познаешь себя? Для познанья ты лучший предмет.

Вижу — пьешь ты из кубка страстей, побежал за мирской суетой,
Ах, напиток отравленный брось и не пей ядовитый щербет!

Насими! О, зачем хочешь ты мироздания тайны раскрыть?
Ведь невежде себя не понять — так какой из него тайновед?

Лицо твое на вешний сад походит,
На сад, когда цветет гранат, походит.

С тобой разлука наша на шипы,
Что уколоть нас норовят, походит.

Твой лик божественный — Аллаха лик,
На взгляд Всевышнего твой взгляд походит.

Благоухание твоих волос
На амбры сладкий аромат походит.

На солнце светлый твой походит лик,
И на восход и на закат походит.

Твои ресницы на лихих людей,
На тех, что по ночам шалят походят.

Факих — святоша глупый — на осла,
Как будто бы на брата брат походит.

Факих не радуется ничему,
Он на вместилище утрат походит.

Моя любовь на полную луну,
На звезды, что в ночи горят, походит.

Сам Насими — сокровище, и он
На жемчуг, на бесценный клад походит.

Твое шарабом жители земли
И слово и молчанье нарекли.

Уста твои влюбленные поэты
Душою с обожаньем нарекли.

С луной сравнили кудри и свечою
Твоих ланит сиянье нарекли.

Твои слова усладою для слуха
Те, что не чужды знанья, нарекли.

Сладчайшим в мире мускусом китайским
Твое благоуханье нарекли.

И красоту лица небесным солнцем
Во дни солнцестоянья нарекли.

Твой лик — лик Божий, и дыханьем Бога
Не зря твое дыханье нарекли.

О Насими, жемчужинами речи
Твои слова признанья нарекли.

Рубины губ твоих своей душой назвал.
Истоком жизни я твой лик святой назвал.

Несешь ты Божий свет, кто не согласен с этим,
Того, не побоясь, я сатаной назвал.

Твой лучезарный взгляд похож на книгу судеб,
Я светом Божьим взгляд прекрасный твой назвал.

Любимые глаза назвал я райским садом,
Тюльпаны щек твоих его красой назвал.

Ты сладостней всего, твой образ всех прекрасней,
Я чудный образ твой святой кыблой назвал.

Так Бог тебя нарек, а я лишь повторяю,
Кто возражал, того я тварью злой назвал.

Тебя назвал цветком, рубином бадахшанским,
Несбыточной тебя своей мечтой назвал.

Ты райский мой цветник, кто упрекнет, кто скажет,
Что райским цветником я сад глухой назвал?

Цена твоим кудрям — все царство Сулеймана,
И эту цену я б не столь большой назвал.

Я, Насими, иду дорогой Фазлуллаха,
Султаном я его, своей судьбой назвал.

В коралловых устах прохлада рая кроется,
И на твоих губах вода живая кроется.

Хоть с губ твоих порой слетают птицы слов,
В них сокровенных тайн, я знаю, стая кроется.

Владычица моя, в моей больной душе
Давно твоя душа, меня сжигая, кроется.

Пустила ты стрелу, и рана с той поры
На сердце у меня, меня терзая, кроется.

В тени твоих кудрей сияет светлый лик,
Как в облаках ночных луна, мерцая, кроется.

Я, Насими, постиг: в тебе болезнь моя,
Но и в тебе мое леченье, знаю, кроется.

Лечи меня, мой врач, иль вовсе откажись,
Поняв: во мне болезнь чрезмерно злая кроется.

Любимая моя, великий Бог сегодня
На то, в чём суть твоя, мне дал намёк сегодня
О кравчий напои святошей и ханжей,
Идти к святым местам подходит срок сегодня.

Читайте также:  Город без солнца описание

Нам чистая вода ниспослана с небес,
Отмой же грязь с лица и рук, и ног сегодня.
Кто за любовь свою не отдал целый мир
Убыток потерпел и одинок сегодня.

Ты слышишь трубный глас? Приходит Судный День,
Проснись и подведи всему итог сегодня.
И вечно суждено в аду гореть тому,
Кого огонь любви не обволок сегодня.

Любовью Насими богат как Сулейман,
Любовью жизни тьму он превозмог сегодня!

Кааба ты лицом, ты для меня — кыбла,
И с солнца и с луны ты подать собрала.

Все чудо красоты в подлунном этом мире
Озарено огнем от твоего чела.

И солнце в небесах — незначащая малость,
Которая тебя чуть высветить могла.

Ты указала всем блуждающим дорогу,
Пред тем, кто пить хотел, ручьем ты потекла.

Ты истины свеча, я — мотылек ничтожный.
Я, Насими, кружась, спалил свои крыла.

О сердца моего оплот, тебя я видеть жажду.
Не медлит время, жизнь пройдет, тебя я видеть жажду.

Небесных ангелов светлей, прекрасней райских гурий
Ты, чья краса к себе влечет, тебя я видеть жажду.

Твой облик — это светлый лик Господней благодати,
К тебе все сладостное льнет, тебя я видеть жажду.

Луну и солнце ты в себе вместила — два светила.
О ты, чье слово — сладкий мед, тебя я видеть жажду.

Коран всех любящих людей, людей влюбленных вера,
Вместилище земных щедрот, тебя я видеть жажду.

Мы все нуждаемся в тебе, сидящая на троне,
Твой царский трон тебе идет, тебя я видеть жажду.

О воплощение чудес, чудесный светоч неба,
Ты мой султан, я — твой народ, тебя я видеть жажду.

О птица, ты в саду поешь, ты рассыпаешь жемчуг.
Нарцисс в зеркальной глади вод, тебя я видеть жажду.

У милосердья нет конца, у красоты — начала,
Пускай Аллах меня убьет, тебя я видеть жажду.

Я — Насими, с тобою слит, но ты — душа, я — тело.
Нет у меня иных забот: тебя я видеть жажду.

Ведется о тебе так много разговоров,
Что вышли и ханжи прочь из своих затворов.

И озарили вдруг Синай моей души
Свет твоего лица, сиянье жгучих взоров.

И раны глубоки, и кровь моя течет,
Не надо нам с тобой вести напрасных споров.

Ты обожгла меня огнем своих речей,
Ты ранила меня мечом своих укоров.

Мне снится образ твой, тогда моя душа
Из тела прочь летит, ища иных просторов.

Твои уста — свирель, стан — сахарный тростник.
Без них на свете нет у Насими опоры.

Твой образ вдруг обрел дар речи, дар мгновенный,
И все узнали вдруг суть мысли сокровенной.

Узнали мы, что «каф» и «нун» в твоих кудрях
И что они — и свет, и знаменье вселенной.

Со сладких уст твоих стекает сладость слов,
И хызрова вода в той речи изреченной.

Из совершенных дев, похожих на тебя,
Не приходил никто в наш мир несовершенный.

В первоначальный день солнцеподобный лик
Оставил вечный след в юдоли этой бренной.

Кровь сердца моего из глаз моих течет.
Стал целью для твоих ресниц я, убиенный.

И над тобой Симург вскружил, как над горой,
Прославленной в веках и Кафом нареченной.

Увидя, как во сне, твой лучезарный лик,
Сказал «Не может быть» гяур непросвещенный.

Я твой увидел лик и стал твоим рабом,
И стало для меня мое ярмо священным.

Чтоб увидать тебя, мне знак нелживый нужен,
Чтоб тайну толковать, благочестивый нужен.

Чтобы явилась ты кому-то, как Мусе,
И посох, и Синай, и день счастливый нужен.

Пленяет в мире всех дыхание твое,
Аскету и тому твой лик красивый нужен.

Незрячему вовек не увидать тебя.
Чтоб видеть, и в раю взгляд прозорливый нужен.

Не ведать людям злым достоинства твои.
Чтобы тебя узнать, нрав негневливый нужен.

Чтоб мог я, Насими, увидеться с тобой,
Мне от тебя привет хоть молчаливый нужен.

Где ты, желанная моя? Ты душу мне зажгла! Где ты?
Ты свет очей, ты в двух мирах богатство мне дала! Где ты?

О ты, чья сладость губ вдвойне приятнее вина, — приди!
Тебя не видел я, мне кровь все сердце залила, — где ты?

О ты, как роза, нежный друг, с глазами, как нарцисс, — приди!
Ты мне разлукой, как шипом, все тело порвала! Где ты?

О, где спокойствие мое? О, где терпение мое?
Любовь разрушила покой, терпение сожгла, — где ты?

Я в щит тобою превращен, от стрел, упреков защищен.
С бровей и глаз ты до сих пор забрала не сняла. Где ты?

Я мотылек, но не могу сгореть от лика твоего!
Огонь мой, свет мой, я умру без света и тепла! Где ты?

Других друзей не надо мне, когда я от тебя вдали.
О ты, что красотой своей всех в мире превзошла, — где ты?

Где ты, земной и неземной, о, где ты, храбрый всадник мой?
Разлуки горькая стрела мне прямо в грудь вошла! Где ты?

Дал тайну бытия аллах в залог твоим кудрям. Скажи,
Мой ростовщик, ты никому залог не отдала? Где ты?

Ты мускус для своих волос себе в Татарии нашла,
Благоуханием кудрей меня ты в плен взяла? Где ты?

Читайте также:  Как рассчитать юбку солнце с одним швом

С рассветом посылай ко мне душистый запах кос твоих. —
Я в нетерпенье жду. Меня ты со свету сжила! Где ты?

Похмелье вечное мое, с тобой вдвоем на что нам рай?
Ты мой нектар, ты вручена мне с райского стола! Где ты?

Со всеми дивами вражду затеял я из-за тебя.
Ты мне границею была, ты крепостью была. Где ты?

Сегодня будет Несими властителем своей любви!
О ты, что счастье и любовь одна мне дать смогла, — где ты?

***
Во тьме я твой увидел лик, хвала Аллаху!
И от души исторг я крик: «Хвала Аллаху!»

Что было определено, все совершилось.
Твой образ предо мной возник, хвала Аллаху!

До нашей встречи чем я был. Зато я ныне
Джемшид или его двойник, хвала Аллаху!

Кто победил, кто побежден — не все равно ли?
Я к чаше радости приник, хвала Аллаху!

Взошла звезда моей судьбы, и ты явилась —
Единственная из владык, хвала Аллаху!

Как искандеровы гонцы в подземном царстве,
Нашел я Хызровый родник, хвала Аллаху!

Я от тебя услышал весть, и предо мною
Лег твоего сиянья блик, хвала Аллаху!

В величье милости своей ты вдруг раскрыла
Мне сокровенный свой тайник, хвала Аллаху!

Своей Каабы ты врата передо мною
Открыла вдруг — Аллах велик, хвала Аллаху!

И ныне в речи Насими печать Мессии.
Я ныне истину постиг, хвала Аллаху!

Существует также ряд преданий о смерти Насими. В одном из них говорится, что однажды в городе Халеб некий молодой хуруфит громко читал стихи Насими. Содержание стихотворения привлекло внимание духовенства. Чтеца арестовали. Чтобы не выдавать автора стихов, он заявил, что написал их сам. По решению духовенства его приговорили к смертной казни через повешение. В это время Насими находился у сапожника, который чинил ему обувь.

Как только весть дошла до Насими, поэт немедленно пришел на место казни и заявил, что автор газели — он. Поэт спас юношу, но поплатился за это страшной ценой: он принял мученическую смерть. Представители духовенства вынесли решение живьем содрать с него кожу.

Перед смертью поэт не отрекся от своих убеждений и во всеуслышание говорил: «Анальхагг!» Один из фанатиков, обозленный мужеством Насими, ехидно спросил его: «Какой же ты бог, если бледнеешь, теряя кровь?»

И на это поэт дал убийственный ответ: «О невежда, ты не можешь уразуметь, что я — солнце любви на небосклоне вечности. А солнце перед закатом всегда бледнеет!»

В этом же предании говорится и о том, что фанатик, подписавший приговор о казни поэта, при этом заметил: «Проклято место, куда упадет капля крови этого человека, то место должно быть выжжено огнем, отрублено мечом!»

Совершенно случайно капля крови поэта упала на палец того самого гаджи. Толпа, разгневанная страшным зрелищем, потребовала отрубить палец. Тот сразу отказался от своих слов: «Это я сказал между прочим, об этом ничего нет в Коране».

Насими ответил ему двустишием, ставшим пословицей:

Если отрубить хоть один палец захиду — он отвернется от Бога.
Взирай на несчастного ашуга: с него кожу сдирают,

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.03.2011. А. Блок Перейти внутреннюю Непрядву
  • 23.03.2011. О Красоте
  • 19.03.2011. А. Блок Дитя Гоголя
  • 10.03.2011. О правде, которая не сгорит.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Лики Солнца

Лики, символы- Солнца.
/Энциклопедия. /

Символ Солнца — один из двенадцати символов власти. В большинстве культур это основной символ созидательной энергии. Солнце часто воспринимается как само верховное божество или как воплощение его всепроникающей власти. Несмотря на геоцентрическую картину вселенной, которая доминировала в древней астрономии, некоторые самые ранние картины вселенной показывали Солнце как символический центр или сердце Космоса.
В качестве источника тепла Солнце представляет собой жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света оно символизирует знания, интеллект.
Аллегорическая фигура Правды в западном искусстве часто изображается с Солнцем в руках. Как наиболее яркое из всех небесных тел Солнце — символ королевского величия и имперского блеска.
В большинстве традиций Солнце — символ мужского начала. В Германии, Японии, кельтских регионах, в Африке, у индейцев Северной Америки, в Океании и Новой Зеландии Солнце связано с женским началом, Матерью. В некоторых культурах существует сразу несколько божественных персонификаций Солнца: в Египте Керпи (связанный скарабей) символизирует восходящее Солнце, Гор — бог восходящего Солнца, Ра — Солнца в зените, а Озирис — бог заходящего Солнца. В Древней Греции Солнце представляет Гелиос, в то время как древнеримского Сола время от времени заменял Аполлон, представляя сияние солнечного света.
С другой стороны, Солнце часто представляется сыном верховного бога, а иногда символизирует его взгляд или его сияющую любовь. В Древней Греции Солнце считалось глазом Зевса, в Скандинавии — Одина, в Иране — Ахуры Мазды (иногда называемого Ормуздом), в Индии — Варуны, Мухаммед называл его глазом Аллаха.
Солнце почитается как свет Будды у буддистов, Великого Духа — у индейцев Северной Америки. Христос — «Солнце правды» — занял место популярного в поздней Римской империи бога Митры — символа возрождения непобедимого Солнца.
Часто повозку, в которой едет Солнце, тянут золотые или белые лошади, иногда лебеди.
Солнце — это «мировая дверь», вход для знания и бессмертия. Строенное дерево с тремя Солнцами символизирует Тримурти. Десять Солнц на дереве символизируют конец цикла. Дерево с двенадцатью Солнцами означает Адитьев, знаки зодиака и месяцы года. Эти двенадцать форм Солнца будут появляться одновременно, как одно в конце цикла проявления.
В астрологии Солнце — это жизнь, живучесть, воплощенный характер личности, сердце и его устремления.
У алхимиков это разум. Sol et Luna — это золото и серебро, король и королева, душа и тело и т. п. «Черное Солнце» — алхимический символ необработанного, первичного состояния вещества.
Белое Солнце ассоциируется с солнечными животными (петух, ворон, китайский дракон); Черное Солнце связано со змеей и хтоническими символами.
Наиболее сложные культы Солнца отмечаются в Перу, Мексике и Египте.
Перуанский бог Солнца изображался в виде человека с дискообразным золотым лицом. В ацтекском культе Пятого Солнца бог войны Уиуилопочтли требовал новых и новых жертв для подержания сил Солнца — защитника человеческой расы. Эта ужасающая история, характеризующая ацтекскую кровожадность, абсолютно противоположна скандинавской легенде о смерти молодого красивого бога света Бальдра, но обе эти легенды основаны на символической теме солнечного затмения, исчезновения Солнца в ночные часы или сезонного усиления и уменьшения силы его свечения. У ацтеков Солнце — это чистый дух, воздух, Кецалькоатль; орел символизирует восходящее Солнце и небесное начало, а тигр или падающий орел — заходящее Солнце и земное начало. Хохлатая змея — солнечный символ. Ацтеки и инки называли себя «детьми Солнца». «Дети Солнца» — это царственные, воплощенные боги.
У индейцев Америки Солнце — всеобщий дух, сердце неба. В некоторых племенах Солнце становится женским началом, Матерью, в других Солнце и Луна считаются мужчиной и его женой или братом и сестрой. Танец Солнца — один из важнейших ритуалов.
У египтян правый глаз Гора — восходящее Солнце, а левый — Луна. Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, — это сила Солнца, сражающаяся с тьмой. Египетский миф описывает еженощное путешествие Солнца на ладье через опасности загробного мира и ежеутреннее его появление из пасти змеи.
Крылатый диск Солнца — символ солнечного могущества Ра, Атона и возобновления жизни.
В Китае Солнце никогда не считалось верховным божеством. У китайцев это ян, «великое мужское начало», Небо, глаз дня, активная сила, оживляющая землю, символ императора. Подобно многим другим народам, китайцы символически выразили разрушительные аспекты солнечной мощи в мифе о том, как множество солнц разогрело землю до раскаленного состояния: десять солнц отказались нести свои небесные вахты по очереди и вышли светить одновременно; Бог-стрелец вынужден был убить девять из них, чтобы восстановить космическое равновесие. Характерная солнечная эмблема в Китае — красный диск с трехногим вороном, символизирующим три фазы солнечного положения в течение дня: восход, зенит и заход.
У японцев Солнце — богиня женщин и змей Аматэрасу, «та, что владеет великим Солнцем», рожденная из левого глаза Идзанаги и от кого, как считается, происходит микадо — восходящее Солнце, являющееся символом Японии. Японский миф предлагает несколько фарсовую трактовку этой темы: богиня солнца Аматэрасу пряталась в пещере, и потребовалась хитрость, чтобы выманить ее оттуда.
У греков Аполлон в облике Солнца убивает Пифона тьмы. У орфиков Солнце — «Отец всего», «Великий Создатель и питатель всего сущего, правитель мира». Солнце — сердце, а Луна — печень вселенной.
В иудаизме Солнце — божественная воля и водительство.
У герметиков «Солнце — божественный оживитель всего».
У христиан Солнце — Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь, Христос, «Солнце праведности», Логос, божественное начало в человеке. Солнце и Луна, изображенные вместе с распятием, символизируют двойственную природу Христа и силы природы, поклоняющиеся Господу Вселенной. Солнце — местопребывание архангела Михаила, а Луна — Гавриила. Фому Аквинского изображают с Солнцем на груди.
У кельтов Солнце — символ женского начала.
У мусульман это всевидящий, всезнающий глаз Аллаха. «Это Солнце есть отражение того Солнца, что скрыто завесой» (Руми). Сердце Вселенной и «знак Бога на Небесах и Земле».
В зороастризме крылатый диск Солнца символизирует Ахура Мазду (Ормузда). «Тот, кто чтит Солнце, которое бессмертно, правит быстрыми конями. чтит Ормузда, чтит архангелов, чтит свою собственную душу».
В индуизме Индра — солнечный бог — побеждает дракона хаоса и тьмы, Вритру. Шива — Солнце, чьи лучи являются созидательной Шакти, несущей жизнь в мир.
У маори Солнце и Луна — глаза Неба. У митраистов Митра — солнечный бог. Сол, его квадрига и Кауто обычно изображаются справа, а Луна и Каутопат — слева от Митры. У народов Океании чаще всего Солнце считается Матерью всего, Луна — Отцом.
В охотничьих цивилизациях Солнце считается Великим Охотником.

Читайте также:  Стефани майер солнце полуночи издательство

Источник

Adblock
detector