«Космос». Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Инна Ткаченко
«Космос». Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Космос».
Задачи: 1. Активизация и обогащение предметного, глагольного и словаря
наречий по теме.
2. Закрепление употребления слов-антонимов.
3. Закрепление навыка согласования существительных с
числительными в роде, числе и падеже.
4. Совершенствовать навык употребления простых и сложных
5. Развивать память, внимание, мышление.
6. Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, инициативность,
Оборудование: сюжетная картинка «Космонавты»; предметные картинки по
теме «Космос»; мяч.
1. Организационный момент.
— Сядет тот, кто назовет свою картинку и разделит ее название на слоги.
— Ра – ке – та. В этом слове три слога.
— Спут – ник. В этом слове два слога.
— Кос – мо – навт. В этом слове три слога.
— Лу – на. В этом слове два слога.
2. Беседа, этап обучения.
— Уважаемые пассажиры! Посмотрите, пожалуйста, в иллюминаторы. Кого вы там видите? (Мы видим космонавтов.)
— Как выглядят космонавты? (На них серебристые скафандры.)
— Для чего нужны скафандры? (Они защищают космонавтов.)
— Что делают космонавты? (Они работают в открытом космосе.)
— Чем они заняты? (Они монтируют оборудование.)
— Где космонавты монтируют оборудование? (На орбитальной станции.)
— Это оборудование необходимо космонавтам для исследования космоса.
— Как вы думаете, какая работа у космонавтов? (Трудная, интересная, важная, опасная.)
— Правильно. Космонавты выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника.
Игра «Что делает?»
— Давайте поиграем в игру «Что делает?». Я бросаю мяч одному из вас и начинаю предложение. Вы ловите мяч, заканчиваете предложение и возвращаете мяч мне. Командир … управляет космическим кораблем.
— Спутник … передает сигналы на Землю.
— Орбитальная станция … мчится в космосе.
— Космонавты … проводят опыты.
Игра «Скажи наоборот».
— Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». В солнечный день очень светло, а в космосе … темно.
— Летом на солнце очень жарко, а в космосе … холодно.
— На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе … медленно.
— На Земле работать легко, а в космосе … тяжело.
— Молодцы, справились с заданием.
3. Динамическая пауза. (Речь с движениями.)
А сейчас мы с вами, дети, (Маршируют по кругу.)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (Поднимаются на носки, тянут руки
вверх, сомкнув их.)
А потом руки вниз. (Опускают руки.)
Раз, два, потянись. (Вновь тянутся вверх.)
Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу на носочках.)
4. Этап закрепления.
Игра «Посмотри и назови».
— Возьмите по одной картинке и скажите, что на ней нарисовано.
Составление предложение по картинкам
(употребление простых и сложных предлогов).
— Рассмотрите картинки. Расскажите, что на них происходит?
— Космонавт идет к космическому кораблю.
— Космонавт стоит около космического корабля.
— Космонавт входит в космический корабль.
— Космонавт смотрит из иллюминатора… И т. д.
Дается оценка деятельности каждого ребенка.
«Весна». Конспект итогового мероприятия по образовательной области «Коммуникация» Конспект итогового мероприятия по образовательной области «Коммуникация» Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности.
Презентация: «Космос» Тема » Космос» очень интересна для детей. В преддверии дня космонавтики будет логично провести занятие по развитию речи на космическую тему.
Источник
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос»
Наталья Посморова
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос»
Конспект фронтального логопедического занятия
по развитию лексико-грамматических категорий (старшая группа).
Тема «Космос»
закреплять и расширять у детей представление о космосе; закрепить умение подбирать признак к предмету, родственные слова, употреблять сущ. в род. падеже мн. ч., деление слов на слоги.
развивать у детей фонематический слух и восприятие, развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, развивать мыслительную деятельность.
развивать у детей любознательность, воспитывать у детей самоконтроль за речью.
«электронное письмо (мультимедийное обращение, изображение космического корабля – ракеты, звездочки, предметные картинки, фотография.
Ход занятия.
Дети входят в логопедический кабинет. Встают в круг. Приветствуют гостей.
Я здороваюсь везде: дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я знакомой курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро. Здравствуй, день.
Мне здороваться не лень.
Логопед. Ребята сегодня к нам в детский сад пришло странное электронное письмо. Давайте его посмотрим.
Дети смотрят мультимедийное обращение.
Логопед: Вы, догадались, кто прислал нам это обращение.
Дети: Это инопланетяне.
Логопед: Да видно дела у них совсем плохи, вы готовы спасти их планету от космических пиратов.
Логопед: Скажите, а на чем мы полетим?
Дети: На ракете или космическом корабле.
Логопед: Тогда, давайте его построим и в этом нам поможет артикуляционная гимнастика.
Мы ракету мастерим (и-у)
Молоточками стучим (ддддд)
Гайки все мы завинтим (язык по кругу)
Дружно в космос полетим (вверх-вниз)
Как гудит ракета (у-у-у)
Гул стоит на всю страну.
Логопед: Здорово, космический корабль мы построили, но посмотрите на себя, можно ли в нашей одежде отправиться в космос?
Дети: Нет. Нужна специальная одежда. Скафандр и космический шлем. Скафандры надевают, чтобы защитить тело от перегрузки при старте, а космические шлемы, чтобы дышать. В космосе нет воздуха.
Логопед приглашает детей подойти к ракете. Займите свои места. Дети соотносят звездочку на стульчике и у себя на груди и занимают места.
Логопед: Все готовы,начинаю обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 — пуск!
Логопед: Скажите, если вы отправились в космическое путешествие, то как вас можно назвать?
Дети: Космонавты.
Логопед: А каким должен быть космонавт?
Дети: Смелым, сильным, умным, сообразительным.
Логопед: Вот сейчас мы проверим, кто у нас из космонавтов умный и сообразительный.
Игра «Семейка слов»
Детям раздаются предметные картинки: солнце, звезда, космос. Дети подбирают родственные слова.
Логопед: Посмотрите вокруг и скажите чего в космосе много?
Употребление сущ. в род. пад. мн чис. :
Дети составляют предложения. В космосе много звезд. В космосе много планет. В космосе много метеоритов. В космосе много спутников. В космосе много комет.
Логопед: Давайте вспомним, какие планеты вращаются вокруг солнца.
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)
Логопед: Ребята, посмотрите в багажном отделении беспорядок. Надо все предметы разложить по полочкам. На первой полочке должны лежать предметы в названии которых один слог, на второй полочке предметы в названии которых два слога, на третей три слога. Давайте-ка наведем порядок. Дети раскладывают предметные картинки по полочкам. Затем вместе проверяют задание.
Звуковой анализ слова «космос»
Логопед: Мы достигли цели. Приземлились на планете. Посмотрите как здесь много мусора. Давайте его уберем. Дети убирают мусор и составляют предложения. Я убираю бумагу. Я убираю пакеты. Я убираю стеклянные бутылки и т. д.
Логопед: Ребята, я захватила с собой разные растения, но на этой планете приживутся только те в названии, которых слышится звук C. Выберите нужные растения и посадите их. Дети выбирают растения и располагают их на макете планеты, составляя предложения «Я посажу свеклу. Я посажу подсолнух» и т. д.
Логопед: Молодцы. Вот и ожила Далёкая планета и стала очень похожа на нашу Землю. Мы будем иногда прилетать сюда.
Ребенок читает стихотворение.
Есть теперь планета-сад
В этом космосе холодном.
Там теперь леса шумят,
Птиц, скликая, перелётных.
И цветы теперь цветут-
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы песнь поют
В речку смотрят удивлённо…
Логопед: Давайте ребята, сфотографируемся на память. Дети фотографируются.
Логопед: Пора нам ребята возвращаться на свою планету. Занимайте места на космическом корабле. 5-4-3-2-1 Пуск. Звучит музыка.
Логопед: Вам понравилась наше путешествие? Жители планеты благодарят вас за помощь и дарят вам фотографию. Детям вручается фотография с их изображением в скафандрах.
«Город мастеров». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий. Название занятия: «Город мастеров». Тема занятия: Относительные прилагательные. Цель: Формирование лексико-грамматических представлений.
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: • рассмотреть вместе с ребенком посуду — кухонную, чайную, столовую; • закрепить с.
Конспект фронтального логозанятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР Тема: «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном и множественном числе без предлога и с предлогом «У».Лексическая.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развернутой фразовой связной речи. Тема: Домашние птицы. Сказка «Как гусь всем завидовал» Цель:- актуализация словаря по теме; -развитие связной речи; -совершенствование.
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней речевой группе Цель: Формирование лексико- грамматических категорий Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и уточнение словаря по теме «Цветы».
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А. Цели: — обучающая: • научить детей.
Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос» Конспект занятия на тему: Полет в Космос Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики. Задачи: коррекционно – образовательные:.
НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Одежда» и по автоматизации звуков [С], [С’]» у детей с ОНР ЦЕЛЬ: закреплять и расширять знания детей по лексической теме: «Одежда». Закрепить произношение звуков: С, Сь. ЗАДАЧИ: -совершенствовать.
Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия — Совершенствовать.
Тема занятия по развитию лексико — грамматических категорий: Звери и их детёныши Тема: Звери и их детёныши. Цель: Закрепить и уточнить знания детей о диких и домашних животных, развивать лексико – грамматического строя.
Источник
Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос»
Ольга Гончаренко
Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос»
Конспект занятия на тему: Полет в Космос
Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики.
коррекционно –образовательные: — познакомить детей с праздником — День Космонавтики;
— формировать умение различать правую и левую руку;
коррекционно – развивающие: — развивать знания детей о Космосе, планетах и других космических телах, о первом полете человека в Космос;
-совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными и числительными от 1 до 5;
— формировать умение расшифровать предложения, возвращая им правильный смысл;
— развивать аналитические способности детей (деление слов на слоги, определение количества слов в предложении);
— развивать мелкую моторику пальцев.
коррекционно –воспитательные: — воспитывать у детей интерес к событиям в истории родной страны, воспитывать гордость за страну и ее героев.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: задание «Найди различия» (тема «Космос», колючие мячики, предметные картинки с изображением планет, космических тел, космонавтом, фотография Ю. А. Гагарина.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дети здороваются с Топ – Топом, тот предлагает им найти отличия между картинками (на космическую тему).
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
— Послушайте стихотворение и расскажите о чем оно.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
— Сегодня на занятии мы поговорим о Космосе, о том, что можно увидеть в Космосе.
2. Вводная беседа.
С давних пор человека интересовало то, что находится в небе. Люди смотрели на небо и гадали, что же находится там, за облаками, у Солнца.
Время шло. Люди узнали, что они живут на планете и называется она Земля. Земля крутится вокруг огромной раскаленной звезды – Солнце. Кроме нашей планеты есть и другие планеты, которые кружатся вокруг Солнца – Венера, Юпитер, Нептун, Марс, Плутон, Меркурий, Сатурн, Уран. Эти планеты разного размера, разного цвета, они состоят из разных частиц. Только на Земле есть жизнь, на Земле живут люди, животные, птицы, насекомые, рыбы.
Люди узнали названия всех планет Солнечной Системы, узнали, что у планет есть спутники, например, у Земли – спутник Луна, которую мы может увидеть ночью. 12 апреля 1961 года впервые человек – Ю. А, Гагарин совершил полет в Космос на космическом корабле «Восток».
3. Развитие лексико – грамматических категорий.
3.1. Игра «Подбери признак».
— Расскажите, какие эти предметы.
Солнце – огромное, яркое, горячее, раскаленное, далекое …
Космонавт –
3.2. Игра «Сосчитай-ка».
— Посчитайте от 1до 5 слова.Например: Одна комета, две кометы, три кометы, четыре кометы, пять комет.
Космонавт
4. Физкультминутка «Полетели!».
(поочередно разгибают большой,, указательный и средний палец на обеих руках)
(большим пальцем на обеих руках «нажимаем» на кнопку)
В космос полетели мы.
(руки опускаем вдоль туловища, ноги ставим вместе)
Полетели на ракета,
(сводят руки над головой)
Оказались на планете.
(рисуют вытянутыми руками круглую планету)
Здесь цветут цветы,
(поочередно загибают пальцы на правой, а потом на левой руке на каждую строчку)
Много здесь воды,
Птицы распевают здесь
Растет здесь дивный лес,
В лесу полно чудес,
Животных самых разных
В лесу не перечесть.
И знает каждый малый,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
(делают движения указательным пальцем два раза от себя и один раз на себя)
(рисуют круг перед собой)
(разводят руки перед собой)
5. Развитие аналитических способностей, мышления, грамматически правильной речи и словаря.
5.1. Игра «Посчитай количество слогов в слове».
Солнце Луна космонавт
Земля луноход комета
Планета ракета звезды
5.2. Игра «Расшифруй предложение».
— Расшифруйте ошибки Незнайки и посчитайте количество слов в каждом предложении.
Луна прилетела с Лунтика. Земля — это спутник Луны. Планеты учили Мишу. Ночью на звездах сверкает небо. Марс стартовал на ракету. Плутон рисовал Володю.
5.3. Игра «Скажи наоборот» (с колючим мячиком).
— Возьмите мяч в правую руку, повторите за мной слово и подберите слово наоборот, назовите его, переложив мячик в левую руку.
Далекий – близкий высокий —
III. Итог занятия.
— Вспомните, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии. Как называется наша планета? Какие еще планеты вы запомнили? Какой транспорт может полететь в Космос?
Акция «Мирный космос» Цель: познакомить детей с российским праздником — День космонавтики, с первыми космонавтами. План работы. Беседа с детьми «Первые в космосе».
Проект «Космос» — знакомство детей младшей группы с праздником День космонавтики. Проект «Космос»Паспорт проекта: 1. тема проекта: 12 апреля – день космонавтики. 2. Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой. 3.
Источник