Меню

Лексическая тема космос для подготовительной группы по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Космос»

Елена Земцова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Космос»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе тема «Космос»

1.Создать условия для активизации словарного запаса по лексической теме: «Космос», учить образовывать сложные слова.

2. Расширять кругозор детей и словарный запас, учить употреблять в речи антонимы.

3. Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.

4 Учить составлять деформированные предложения и предложения по схеме.

Ход занятия

1 Зашифрованное слово

Ребята, сегодня мы будем разговаривать о чем – то важном и интересном. А чтобы узнать тему занятия вы должны решить небольшой ребус. Здесь зашифровано слово, а чтобы его прочесть, надо поставить все буквы по порядку от 1 до 6.

Получилось слово космос. Значит о чем пойдет сегодня речь? О космосе.

2 Послушайте загадку:

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд,

Наш народ построил эту

Ребята, а что такое ракета? Для чего она нужна?

Кто управляет ракетой?

Каждый ли человек может стать космонавтом?

Какими качествами должен обладать человек чтобы стать космонавтом?

3 Чтение рассказа с последующим обсуждением.

читает стихотворение «Космонавт» В. Степанова.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Ребята, как раз об этом я приготовила для вас рассказ. Хотите послушать?

Космос — это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Земля — это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна — это облака, снег и лед. Суша — это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля — это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Что такое космос?

Что движется в этом пространстве?

Как называется планета, на которой мы живем?

Как она выглядит из космоса?

Чем покрыта большая часть Земли?

Что обозначают белые пятна?

Чем покрыта суша?

Почему люди, животные и растения могут жить на Земле?

Для чего нужны вода и воздух?

Ребята,а какие вы знаете планеты?

Ребята, когда я готовилась к занятию, у меня сломался компьютер ив словах образовалось много ошибок.

Вы поможете их исправить.

4 Дидактическая игра «Исправьте ошибки в названиях планет».

Слова: Венеря, зюмля, маср, упитер, сатур.

Давайте представим, что на других планетах кто-то живет, как они будут называться?

5 Дидактическая игра «Кто, где живёт?».

На земле — землянин, на марсе — марсианин, на луне — лунтик, лунатик; На иных планетах — инопланетянин.

6 Дидактическая игра «Опиши инопланетянина».

Много и ног — многоногий; много и рук — многорукий; много и глаз — многоглазый; много и ушей — многоухий; много и хвостов — многохвостый.

Ребята,я знаю много космических слов, где одно длинное слово состоит из двух коротких. Я вам буду называть длинное слово, а вы скажите из каких слов оно получилось

Дидактическая игра «Сложные слова».

Планетоход — ходит по планете,

космолёт — летает в космос,

луноход — ходит по Луне,

звездолёт — летает к звёздам,

звездопад — звёзды падают,

марсоход — ходит по марсу

7 Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Далёкое путешествие — близкое путешествие; тяжёлый груз – лёгкий груз; сложная задача — простая задача; длинная дорога — короткая дорога; восход –заход; север –юг; свет – тьма; холод –жара; ночь- день; всходит –заходит; восток –запад, улетать- прилетать; взлетать – приземляться; яркий- тусклый У

Читайте также:  Космос время работы касс

А сейчас мы с вами, дети, (дети маршируют)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, (тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)

А потом руки вниз. (опускают руки)

Раз, два, три, потянись. (тянутся)

Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу)

8 Дидактическая игра «Составь предложение».

Из центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

9 Составить предложение по схеме.

Составляют предложения из 3-4 слов на тему «космос»

10 итог занятия

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер,

Плавать лучше всех на свете.

Приседать и вновь вставать

И гантели поднимать.

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты!

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «ПОДСОЛНУХ» Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поможем весне» Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Поможем весне» Подготовила воспитатель Удовиченко Е. С. Тамбов 2020 Программное.

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе В. В. Бианки «Музыкант» Цели: Продолжать учить детей пересказывать рассказ по частям. Задачи: • Развивающие Развивать способность детей обобщать и активизировать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Образовательная область: речевая.

Источник

Лексическая тема «Космос»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Данный материал полезен педагогам, логопедам для индивидуальной работы с детьми подготовительной группы, при составлении конспекта занятий. Содержит беседы. дидактические игры, пересказ по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
leksicheskaya_tema_kosmos.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Космос»

1. ПОБЕСЕДОВАТЬ С РЕБЕНКОМ ПО ВОПРОСАМ:

— Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

— Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

— Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

— Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

— Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

— Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

— Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

— Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

— Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

2. Расскажите детям.

Планета Земля – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много месяцев, чтобы объехать его вокруг.
* На Земле 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Еще есть много морей, рек, озер.
* На нашей планете 6 материков: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, Африка, Евразия.
* Самый большой материк на нашей планете – Евразия. На этом материке находиться самая большая страна — Россия, в которой живем мы.
* На нашей планете есть вода, воздух, растения, животные, люди.
* Для редких животных и растений люди создают заповедники, заносят их в Красную книгу.
* Люди разных материков и стран отличаются друг от друга по внешнему виду: по цвету кожи, волос и глаз, по форме волос (прямые, волнистые или курчавые).
* Мы очень любим нашу планету и стараемся беречь ее красоту.

3. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВО»

На корабле воздушном, космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер, несёмся на … (ракете).

Планета голубая, любимая, родная,
Она твоя, она моя, и называется … (Земля).

Есть специальная труба, в ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп астрономы в … (телескоп).

Самый первый в Космосе летел с огромной скоростью
Отважный русский парень наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь, звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна, в небе не заснёт … (луна).

4. «Расшифруй радиограмму»

Составь предложение из следующих слов .

Ракета, пролетала, пустыней, над. (Ракета пролетала над пустыней.)

Яркие, небе, большие, на, звезды. (На небе яркие большие звезды)

Небо, летит, в, ракета. (В небо летит ракета)

На, яркие, звёзды, небе . (На небе яркие звёзды)

Летим, в, простор, космический, мы. ( Мы летим в космический простор)

Корабль, на, летит, космический, Луна. ( На Луну летит космический корабль)

Мы, Земля, живем, планета, на. ( Мы живём на планете Земля )

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются. ( Космонавты возвращаются на родную землю)

5. Упражнение «Подели на слоги».

(космонавт, луна, скафандр, метеорит, спутник, ракета, звезды).

Ра-ке-та. В этом слове 3 слога.

6. Игра с мячом «Семейка слов».

Образуй слова одной семейки к слову звезда.

Как можно ласково назвать звезду? Звездочка.

Если на небе много звезд, какое оно? Звездное.

Как можно назвать корабль, который летит к звездам? Звездолет.

Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

Как называют явление, когда падают звёзды? Звездопад.

Как называют группу звёзд на небе? Созвездие.

Как назвать звезду ласково? Звёздочка.

Все эти слова «родственные» или однокоренные к слову «звезда»

7. Пересказ текста.

Космос — это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Земля — это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна — это облака, снег и лед. Суша — это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля — это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Что такое космос?

Что движется в этом пространстве?

Как называется планета, на которой мы живем?

Как она выглядит из космоса?

Чем покрыта большая часть Земли?

Что обозначают белые пятна?

Чем покрыта суша?

Почему люди, животные и растения могут жить на Земле?

Для чего нужны вода и воздух?

8. Заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанова.

Источник

Дидактические игры по развитию речи (Лексическая тема «Космос»)
картотека (старшая, подготовительная группа)

Дидактические игры способствуют развитию речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

Вложение Размер
kosmos.docx 20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Космос»

Игра «Посчитай то 1 до 5»

Цель: согласование существительных с числительными по лексической теме, закрепление счета.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку посчитать от 1 до 5, загибая пальчики.

Планета, комета, ракета, космонавт, луноход.

Например: одна планета, две планеты, три планеты, четыре планеты, пять планет.

Цель: активизация предметного словаря по лексической теме, согласование местоимений «мой», «моя», «мои» с существительными.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку выбрать карточки, которые соответствуют лексической теме «Космос». Дети представляют, что это принадлежит им, и отвечают на вопрос.

Чей скафандр? Это мой скафандр.

Чья ракета? Это моя ракета.

Чья звезда? Это моя звезда .

Чей телескоп? Это мой телескоп.

Чья планета Земля? Это моя планета Земля.

Чей космонавт? Это мой космонавт.

Чья комета? Это моя комета.

Чья Луна? Это моя Луна.

Чьи планеты? Это мои планеты.

Чье Солнце? Это мое Солнце.

Чей космодром? Это мой космодром.

Чей спутник? Это мой спутник.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: образование качественных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по лексической теме.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, просит его закончить предложение и подобрать как можно больше слов-признаков, а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопрос.

Звезда (какая?) яркая, большая, голубая, желтая и тд

Космонавт (какой?) смелый, храбрый, решительный, отважный и тд.

Игра «Скажи одним словом»

Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, закрепление навыков словообразования.

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по теме «Космос».

Ход игры: взрослый предлагает ребенку подобрать родственные слова к слову «звезда».

Момент, когда «падают» звезды — звездопад

Человек, который считает звезды — звездочет

Космический корабль, который летит к звездам – звездолет

Скопление звезд на небе — созвездие

Небо, на котором много звезд — звездное

Игра «Доскажи словечко»

Цель: развитие речевой активности детей, логического мышления

Методические рекомендации: игра проводится после предварительной беседы по теме «Космос».

Ход игры: взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок.

На корабле воздушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … ( ракете ).

Она твоя, она моя,

И называется … ( Земля ).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … ( телескоп ).

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … ( звездочёт ).

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … ( луна ).

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … ( спутник ).

У ракеты есть водитель,

А по-русски … ( космонавт ).

Игра «Назови лишнее слово»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов.

Методические рекомендации: игра проводится после усвоения детьми обобщающих понятий.

Ход игры : взрослый называет четыре предмета, три из них относятся к одной тематической группе, а четвертый к какой-нибудь другой. Детям дается задание: назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Планета, комета, собака , метеорит.

Космонавт, скафандр, телескоп, апельсин .

Земля, глаза, Луна, Солнце.

Космодром, помидор, огурец, кабачок.

Ракета, ромашка, спутник, луноход.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале представлены дидактические игры по развитию речи, напревленные на развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры помогут закрепить словарь по лексической теме «Моя любимая игрушка&quot.

В материале представлены дидактические игры, направленные на развитие речевой активности.

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшей, подготовительной группы с ОНР.

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на формирование у детей чувства единства и сплоченности семьи.

Дидактические игры, представленные в материале, направлены на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Adblock
detector