Ласкает солнце безлистые березы
Книга Дм. Зуева «Времена года» — о родном Подмосковье и о простой и милой нашему сердцу среднерусской природе. Книга эта представляет собой ценное, на мой взгляд, собрание тонких фенологических заметок, несущих радость всякому любителю лесов и лугов наших, сделанных отменным мастером зарисовок и обладателем зоркого глаза. Так приятно иной раз — не имея возможности выехать на часок из черты города — ощутить дыхание весны, почувствовать хруст ледка под ногой или полюбоваться на осенний убор леса! Тут и придет на помощь книга Дм. Зуева.
Она раскрывает глаза людям на окружающий их родной край, на его потаенные и незамечаемые красоты. Она учит понимать и любить живой и скрытный «язык» природы — смену фенологических явлений, примет…
Эта книга — обо всем: о лесах и водах; о падающих листьях и облаках; о птицах и зверях; об охоте, о рыбной ловле… Это сердечный разговор о чем-то очень важном для всех нас — чтоб жить, работать и делать великое дело.
Дм. Зуев — страстный любитель природы, исходивший вдоль и поперек все Подмосковье. Он уверенно ведет своего читателя глухими тропами в луховицкие или завидовские леса, в таежные уголки Высоковской поймы, на заливные луга Протвы или Оки, на просторы Московского моря…
Вместе с тем он прекрасный охотник, опытный рыболов, неутомимый грибник, который с каждым читателем найдет общий язык, любимую тему: с лыжником — он спортсмен, с цветоводом — ботаник, с пчеловодом — пасечник…
А сверх всего он одаренный художник, и это художественное, поэтическое восприятие природы составляет основу и сущность его книги.
У Зуева палитра живописца, умело разбирающегося в колорите и красках пейзажа, а это помогает ему находить порою просто удивительные реалистические детали.
Надо иметь тоже особый, очень тренированный слух, чтобы различать все голоса в подмосковном оркестре пернатых музыкантов. Надо быть опытным следопытом Подмосковья, чтобы с таким знанием поведать читателю о тайнах леса, о звериных хитростях и повадках. Зуев просто читает лесные шепоты и, кажется, понимает птичьи разговоры, — во всяком случае, его «переводы с птичьего» не только забавляют, но и радуют своей познавательностью и народной поэтичностью.
С благодарной улыбкой, с живым любопытством читаешь у Дм. Зуева эти маленькие новеллы. А многие рассказанные им лесные были из жизни зверей — своими меткими психологическими характеристиками животных, своим хорошим мягким юмором — как они сродни русской народной сказке!
Да, «Времена года» — книжка не только занимательная, она имеет и несомненное познавательное значение. Автор стремится не только увлечь читателя своей лесной романтикой, но и делится с ним множеством полезнейших естественнонаучных сведений.
Отсюда любопытные цифровые выкладки об аппетите певчих птиц, истребляющих вредителей сельского хозяйства; отсюда разговор об освоении наших лесных кладов — ягод и грибов; отсюда забота о привлечении птиц в московские парки, сады, бульвары и другие практические советы.
Все это добыто не кабинетным изучением, а личным опытом, многолетними, в любую погоду странствиями, непосредственным общением с природой. Следовательно, все это — плод подлинной, жаркой, патриотической любви к родной природе Подмосковья.
Вот почему для горожанина-москвича эта книга — словно окно, распахнутое настежь, прямо в чащу подмосковного леса.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…
Март — утро года. Улыбается ясное солнце. Раньше рассветает, позднее смеркается.
Весна… Сыреет, мякнет под ногой податливый снег. В тени — неприкосновенная зима, а на солнцепеке — капель, лужи и первые проталины. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни…
И в этой нарастающей светлыни дня слух все чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Поутру неугомонно чирикают воробьи, будто стараются перекричать синиц.
В голубую высоту игриво взвиваются птицы-зимники. Наступает пора покидать зимовку, перелетать в лес… Парами летают лесные сплетницы — сороки. Вон они, болтуньи, застрекотали над овражными кустами ивняка, будто дивятся ранним серебристым барашкам. Заглядывают под кусты… Что-то заприметили. Там орехово-голубой русак. Трусливо покосился он на белобоких доказчиц, плотнее прижал уши, съежился в снежной норке под кустом: «Летите, мол, своей дорогой, пустомели, не разглашайте тайну заячьей лежки».
Сорокам и самим недосуг задерживаться над запуганным косым. Полетели дальше, прямо и гордо, по-фазаньи несут свои чопорно вытянутые ступенчатые хвосты.
Над ольховником что-то непонятное вдруг приключилось с сороками, вроде как на лету повздорили, — и ну кувыркаться в небесной бирюзе. Забавен этот своеобразный сорочий ток в воздухе.
С высоты птичьего полета заметили зимние завсегдатаи города новость в природе. Волнуется легкая рябь на освободившейся от льда полынье. Вековая ива распростерла над первой живой водой развесистый шатер узорных ветвей.
Потешно, бочком-бочком запрыгала серая ворона к самой кромке снега, хитрым глазком уставилась на струю, словно сомневаясь: вода ли это? Потом прильнула клювом, тряхнула утвердительно головой и каркнула: «Да!» И мгновенно слетели на неожиданный водопой вороны, галки, сороки и галдели без умолку: вот невидаль — зимой вода течет! Напились и расселись по деревьям.
А в выси новая пара. Уже первый весенний ток затевает игривая чета воронов. Реют и парят в голубом просторе угольно-черные птицы. Пришла пора подумать и о потомстве птичьего рода. А красные и желтые клесты уже вывели птенцов, и они напоминают своим писком о приближении чарующей весенней поры.
Пока еще морозят ночи, снежат порой метельные дни. Но какие бы сюрпризы ни преподносил март, все звонче мартовская капель и все сильнее аромат сочно-смолистых набухающих почек.
Источник
Ласкает солнце безлистые березы
Книга Дм. Зуева «Времена года» — о родном Подмосковье и о простой и милой нашему сердцу среднерусской природе. Книга эта представляет собой ценное, на мой взгляд, собрание тонких фенологических заметок, несущих радость всякому любителю лесов и лугов наших, сделанных отменным мастером зарисовок и обладателем зоркого глаза. Так приятно иной раз — не имея возможности выехать на часок из черты города — ощутить дыхание весны, почувствовать хруст ледка под ногой или полюбоваться на осенний убор леса! Тут и придет на помощь книга Дм. Зуева.
Она раскрывает глаза людям на окружающий их родной край, на его потаенные и незамечаемые красоты. Она учит понимать и любить живой и скрытный «язык» природы — смену фенологических явлений, примет…
Эта книга — обо всем: о лесах и водах; о падающих листьях и облаках; о птицах и зверях; об охоте, о рыбной ловле… Это сердечный разговор о чем-то очень важном для всех нас — чтоб жить, работать и делать великое дело.
Дм. Зуев — страстный любитель природы, исходивший вдоль и поперек все Подмосковье. Он уверенно ведет своего читателя глухими тропами в луховицкие или завидовские леса, в таежные уголки Высоковской поймы, на заливные луга Протвы или Оки, на просторы Московского моря…
Вместе с тем он прекрасный охотник, опытный рыболов, неутомимый грибник, который с каждым читателем найдет общий язык, любимую тему: с лыжником — он спортсмен, с цветоводом — ботаник, с пчеловодом — пасечник…
А сверх всего он одаренный художник, и это художественное, поэтическое восприятие природы составляет основу и сущность его книги.
У Зуева палитра живописца, умело разбирающегося в колорите и красках пейзажа, а это помогает ему находить порою просто удивительные реалистические детали.
Надо иметь тоже особый, очень тренированный слух, чтобы различать все голоса в подмосковном оркестре пернатых музыкантов. Надо быть опытным следопытом Подмосковья, чтобы с таким знанием поведать читателю о тайнах леса, о звериных хитростях и повадках. Зуев просто читает лесные шепоты и, кажется, понимает птичьи разговоры, — во всяком случае, его «переводы с птичьего» не только забавляют, но и радуют своей познавательностью и народной поэтичностью.
С благодарной улыбкой, с живым любопытством читаешь у Дм. Зуева эти маленькие новеллы. А многие рассказанные им лесные были из жизни зверей — своими меткими психологическими характеристиками животных, своим хорошим мягким юмором — как они сродни русской народной сказке!
Да, «Времена года» — книжка не только занимательная, она имеет и несомненное познавательное значение. Автор стремится не только увлечь читателя своей лесной романтикой, но и делится с ним множеством полезнейших естественнонаучных сведений.
Отсюда любопытные цифровые выкладки об аппетите певчих птиц, истребляющих вредителей сельского хозяйства; отсюда разговор об освоении наших лесных кладов — ягод и грибов; отсюда забота о привлечении птиц в московские парки, сады, бульвары и другие практические советы.
Все это добыто не кабинетным изучением, а личным опытом, многолетними, в любую погоду странствиями, непосредственным общением с природой. Следовательно, все это — плод подлинной, жаркой, патриотической любви к родной природе Подмосковья.
Вот почему для горожанина-москвича эта книга — словно окно, распахнутое настежь, прямо в чащу подмосковного леса.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…
Март — утро года. Улыбается ясное солнце. Раньше рассветает, позднее смеркается.
Весна… Сыреет, мякнет под ногой податливый снег. В тени — неприкосновенная зима, а на солнцепеке — капель, лужи и первые проталины. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни…
И в этой нарастающей светлыни дня слух все чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Поутру неугомонно чирикают воробьи, будто стараются перекричать синиц.
В голубую высоту игриво взвиваются птицы-зимники. Наступает пора покидать зимовку, перелетать в лес… Парами летают лесные сплетницы — сороки. Вон они, болтуньи, застрекотали над овражными кустами ивняка, будто дивятся ранним серебристым барашкам. Заглядывают под кусты… Что-то заприметили. Там орехово-голубой русак. Трусливо покосился он на белобоких доказчиц, плотнее прижал уши, съежился в снежной норке под кустом: «Летите, мол, своей дорогой, пустомели, не разглашайте тайну заячьей лежки».
Сорокам и самим недосуг задерживаться над запуганным косым. Полетели дальше, прямо и гордо, по-фазаньи несут свои чопорно вытянутые ступенчатые хвосты.
Над ольховником что-то непонятное вдруг приключилось с сороками, вроде как на лету повздорили, — и ну кувыркаться в небесной бирюзе. Забавен этот своеобразный сорочий ток в воздухе.
С высоты птичьего полета заметили зимние завсегдатаи города новость в природе. Волнуется легкая рябь на освободившейся от льда полынье. Вековая ива распростерла над первой живой водой развесистый шатер узорных ветвей.
Потешно, бочком-бочком запрыгала серая ворона к самой кромке снега, хитрым глазком уставилась на струю, словно сомневаясь: вода ли это? Потом прильнула клювом, тряхнула утвердительно головой и каркнула: «Да!» И мгновенно слетели на неожиданный водопой вороны, галки, сороки и галдели без умолку: вот невидаль — зимой вода течет! Напились и расселись по деревьям.
А в выси новая пара. Уже первый весенний ток затевает игривая чета воронов. Реют и парят в голубом просторе угольно-черные птицы. Пришла пора подумать и о потомстве птичьего рода. А красные и желтые клесты уже вывели птенцов, и они напоминают своим писком о приближении чарующей весенней поры.
Пока еще морозят ночи, снежат порой метельные дни. Но какие бы сюрпризы ни преподносил март, все звонче мартовская капель и все сильнее аромат сочно-смолистых набухающих почек.
Источник
Урок 168. Буквы Е и И в корнях с чередованием
I. Проверка домашнего задания (упр. 654).
II. Комментированное письмо.
Подбирать ключ, отпираю замок, замереть от радости, растирать краски, зажигать костер, замерли звуки, расстелил ковер, выбирать марки, пришли избиратели, заблестели огни, собираю цветы.
III. Выборочный диктант. (Проверка с использованием графопроектора.)
Выписать глаголы с чередованием
е | и
1. Все замерло. 2. Кругом зажигаются огни. 3. Сердце замирает от страха. 4. Мать вытерла ручку ребенка. 5. Пчелы собирают мед. 6. Пчелы соберут мед и улетят в улей. 7. Дуб вершиной упирается в облака. 8. Спорт смены одержали блистательную победу. 9. Блеснуло вдали озеро.
IV. Проверочная работа с использованием перфокарт.
е — и в корнях
V. Упр. 655.
VI. Анализ ошибок, допущенных в работе с использованием перфокарт.
VII. Объяснительный диктант.
1. Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза след. 2. Вдали колокольчик звенит, замирает. 3. Перед домом расстилался луг. 4. Замерли грома раскаты.
Домашнее задание: упр. 657.
Урок 169. Развитие речи. Невыдуманный рассказ о себе
(упр. 658, 659, 661)
Урок 170. Время глагола
Знать: как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов.
Уметь: определять временные формы глагола.
I. Орфографическая диктовка.
Замирать от радости, располагаться на ночлег, туман расстилается, подрастают ростки, постелить скатерть, блестит роса, выросли заросли, прилагать усилия, выбирать слова, собираемся в поход.
— Найдите глаголы, которые соответствуют схемам:
II. Составляется таблица.
Т а б л и ц а 20
Время глагола | Совершенный вид | Несовершенный вид |
Настоящее Прошедшее Будущее |
Таблица заполняется примерами (выборочно), взятыми из приведенного ниже текста. Он читается вначале целиком, затем по предложениям. Учащиеся определяют вид и время глаголов и записывают их в соответствующую графу таблицы.
Вместе с легким утренним заморозком устанавливается ясная погода. В мертвой тишине леса едва слышится шуршание падающих листьев, которые ложатся ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист клена дрогнул, медленно отправился в свое первое и последнее путешествие.
Почему осень на смену изумрудной зелени приносит золотисто-оранжевые и огненно-красные тона? Почему происходит листопад?
Деревья впадают в зимний сон, приспосабливаются к перенесению засушливого сезона. Если мы поставим осенью срезанную ветку в бутылку с водой, почки не распустятся. Но наступит весна, почки разовьются в молодые побеги с новыми листьями.
(По В. Карагодину.)
— Какие временные формы образуют глаголы совершенного вида? несовершенного?
Делается вывод: глаголы несовершенного вида могут иметь три времени — настоящее, прошедшее и будущее, совершенного — два: прошедшее и будущее.
III. Предупредительный диктант.
Записывая предложения, учащиеся выделяют приставки в глаголах, определяют вид и время глаголов.
Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сережки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки, шальные весенние ручьи наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы.
— Найдите в школьном толковом словаре значение слова автограф. Приведите примеры слов с такими же корнями.
IV. Докажите, что по морфемам можно определить:
— время глагола;
— спряжение.
Домашнее задание: § 114, упр. 663; повторить: стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело. »; глаголы на -ять по «Словарю трудных слов».
Урок 171. Прошедшее время
Знать: способ образования и изменения глаголов прошедшего времени.
Уметь: распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы, глаголы прошедшего времени.
I. Выразительно прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело. ». Выпишите из него глаголы прогремело, принахмурилась, окаймил. Разберите их по составу.
— В каком времени стоят данные глаголы? Что в их строении общего? (Наличие суффикса —л-.) На что указывают окончания глаголов? (На род.) Запишите рядом в столбик неопределенные формы этих глаголов, выделив в них окончания и суффиксы.
О б р а з е ц з а п и с и:
Объясняется образование глаголов прошедшего времени, указывается на сохранение перед —л— глагольного суффикса.
II. Закрепление материала.
1. Упр. 664 (выполняется коллективно).
2. Упр. 665 (устно).
Запись в раздел словаря «Говори правильно».
По́нял, по́няли, со́здал, создала́, на́чал, начала́́сь, начался́.
Дается задание употребить эти глаголы в словосочетаниях (устно).
III. Учитель сообщает учащимся, что ряд глаголов образует форму прошедшего времени в мужском роде без суффикса -л-, но он появляется в женском, среднем роде во множественном числе.
З а п и с ь п о о б р а з ц у: расти — рос,
Нести, трясти, запереть.
IV. Выборочный диктант.
Поставьте глаголы в прошедшем времени, распределите их по группам:
Увидеть, клеить, таять, слышать, чуять, строить, молчать.
V. Предупредительный диктант.
1. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. 2. Она испугалась, громко залаяла и бросилась к коту. 3. «Это что такое?» — послышался громкий и сердитый голос.
Домашнее задание: § 115, упр. 667.
Урок 172. Настоящее время
Знать: глаголы настоящего времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно, в любое время; образуются глаголы настоящего времени только от глаголов несовершенного вида.
Уметь: определять грамматическое значение глаголов настоящего времени; употреблять эти глаголы в речи; соблюдать орфоэпические нормы.
I. Учитель читает стихотворение Е. Баратынского.
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед.
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
— Какие картины весны рисует поэт? (Лазурь неба, весенний воздух, облака, лед на реке, шумящие ручьи, пение жаворонка.)
— Передается ли в стихотворении настроение поэта? Какими средствами? (Восклицательные предложения, в стихотворении много красок — ярких, блестящих; много шума — шумят ручьи, Прошлогодняя листва под ногами, звучит песнь жаворонка; говоря о реке, поэт использует «взрывные» звуки: взревела река, торжествующий хребет. Общее настроение восторга, радости.)
При повторном чтении учащиеся выписывают глаголы, определяя их вид, время.
Внимание школьников обращается на то, что все глаголы настоящего времени несовершенного вида.
— Что обозначают глаголы настоящего времени? Выделите в них окончания. На что они указывают?
О б р а з е ц з а п и с и: слеп — II спр., 3-е л., ед. ч.
лета — I спр., 3-е л., мн. ч.
II. Упр. 671.
Запись в раздел словаря «Говори правильно».
Звони́т, позвони́шь, повтори́т, руководи́т.
Дается задание употребить эти глаголы в словосочетаниях (устно).
III. Предупредительный диктант.
Учащиеся записывают текст, выделяют в глаголах настоящего времени окончания, определяют (устно) их значение.
Какое наслаждение выехать весной до зари! Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды. Влажный ветерок изредка набегает легкой волной. Слышится сдержанный шепот ночи. Деревья слабо шумят. Пруд едва начинает дымиться. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля.
— Укажите глаголы, строение которых соответствует следующим схемам: ,
. (Например: дымится, набегает.)
— Найдите слова с нулевым окончанием (например: воздух, шепот, ветерок); без окончания (изредка).
— Подберите и запишите однокоренные слова различных частей речи:
наслаждение — . ; изредка — . ; яснеет — … .
Домашнее задание: § 116, упр. 669; повторить слова из «Словаря трудных слов» (подготовка к контрольному словарному диктанту).
Урок 173. Будущее время
Знать: о способах образования форм будущего времени, употреблении глаголов будущего времени в речи.
Уметь: образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола.
I. Контрольный словарный диктант (образец см. на с. 173 пособия).
II. Образуйте отданных глаголов форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. Какие при этом могут происходить изменения в корне? Все ли глаголы образуют форму настоящего времени?
Увлекать, стеречь, распилить, пилить, подсказать, подсказывать, стремиться, зажигать, зажечь.
III. Наблюдения на с. 252.
Упр. 673 (устно), 674, 675.
Запись в раздел словаря «Говори правильно».
Положу́, поло́жишь, поло́жит, но: положи́ть, положи́л, положи́ла.
С этими глаголами учащиеся составляют словосочетания (устно).
IV. Объяснительный диктант.
Обозначьте время и вид глаголов.
Светлые волокна облачков плывут по чистому небу и тают в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь просвечиваются солнцем. Нежными тонами лиловеют осиновые вершины.
Зеленеет, цветет, звенит и веселится все в природе. Ласкает солнце безлистые березы, что-то нашептывает им ветер. Но не торопятся березы распускаться. Ждут они, когда наступит надежное тепло, набухнет дерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами.
Домашнее задание: § 117, упр. 677; повторить выученный ранее или подготовленный к выразительному чтению отрывок из главы «Леса» книги К. Паустовского «Мещерская сторона» (от слов: «Закат тяжело пылает. » до слов: «Небо на востоке зеленеет»).
Источник