Солнце
В официальной структуре государственной религии инков Солнце традиционно возглавляло действующий пантеон. В качестве божественного предка династии Инков Солнце в рамках этой структуры играло доминирующую роль и ассоциировалось с верховенством и мощью инков.
Изучение инкскими астрономами движения солнца и двенадцатимесячный календарь по традиции тесно связаны с сельскохозяйственной практикой. Поклонение и культ Солнца и наблюдения за «Его» перемещениями имели чрезвычайно важное значение для людей, чей образ жизни был основан на сельскохозяйственной экономике. Солнце в холодном плоскогорье было «Дарователем Жизни», ведь его присутствие преобразовывало окружающую среду, вызывало созревание жизненно важного урожая, и не в последнюю очередь именно маисовых початков.
Главные инкские храмы, посвященные культу Солнца, правительство строило повсеместно на территории империи. В каждой области выделялись определенные земельные участки, которые обеспечивали содержание служителей культа и их помощников и где выпасали лам и выращивали маис, необходимый для ритуалов и жертвоприношений. Эти участки именовались «землями Солнца», и культ Солнца поглощал большую часть произведенной на них продукции. При этом другие культы, включая местные верования, также получали обеспечение с этих земель в пропорции, соответствующей их значению. В действительности, как предположил Кобо, эти участки рассматривались как «земли Религии», которые были поделены между различными культами. Монастыри Девственниц Солнца и Избранных Женщин, именуемые акльауаси, также снабжались продукцией с «земель Религии».
Главным храмом религии инков был Кориканча в Куско, и в его самом большом и богатом святилище содержалось изображение Солнца «громадной величины и сделанное из золота». Несколько изображений Солнца известны (по крайней мере, два из них попали в руки испанцев), и, судя по описаниям, они представляли Солнце в виде огромного золотого диска размером с человека, с лучами, расходящимися от человеческого лица. Сармьенто сообщает, что у Инки Пачакути было еще два изображения Солнца, изготовленных для Кориканчи: одно, называвшееся Виракоча Пачайачачи, представляло Создателя и было установлено справа от образа Солнца; другое, Чуки Илья, изображало бога Грома и располагалось слева от Солнца.
В большинстве храмов Солнца, построенных в провинциальных столицах, о Создателе упоминаний не было, и в них другие небесные боги служили Солнцу. Тем не менее Муруа пишет, что, когда Уайна Капак переехал со своим двором на жительство в Томебамбе, он построил следующие святилища:
«…и [Уайна Капак] выстроил там дома Создателя, Солнца и Грома, как в Куско, и он дал им земли, слуг и стада в том же порядке и по обычаю, принятому в Куско, и, кроме того, он устроил главную уаку, которая была наиболее почитаема и уважаема в Куско, именуемую Уанакаури, и также все другие уаки из окрестностей Куско, все в том же порядке и расположении, как они находились в Куско, и на площади он построил сооружение для усну, которое индейцы прозвали Чукипильяка [землетрясение], чтобы жертвовать чичу Солнцу, когда он пил с ним».
Важные ритуалы, связанные с предком инков – поклонение и другие важные церемонии, – происходили на Уакапата, Священной площади Куско. Крепость Саксайуаман также часто именовалась «Домом Солнца». Этот религиозный аспект ее, возможно, символически представляет мощь инков, особенно поскольку крепость также называлась «Домом Инки», а одна из ее башен звалась Сунтуруаси.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
СОЛНЦЕ.
СОЛНЦЕ. Обычно люди, пожимающие плечами, когда слышат об оборотнях или о заклинателях молний, считают вполне понятным, отчего светит Солнце. Даже старшеклассникам кажется, будто они знают как, в сущности, «просто» устроено наше Светило: огромный плазменный шар, в недрах
Солнце над Угрешею
Солнце над Угрешею Встало солнце над Угрешею, Осветив лучами снова Землю, некогда угревшую Сердце Дмитрия Донского. Над прудами тёмно – синими, Над холмистою равниной, Над угрешскими святынями Звон разносится былинный. Благовестнику могучему Колокольный хор
Солнце веры
Солнце веры Солнце животворной веры Освещает поле жизни, Затмевая жар тревоги. Мудрые заветы Бога В час сердечной укоризны — Совести болящей мера. Солнце животворной веры В тьме душевного ненастья Нежно сердце согревает, Но сурово обжигает В ослепленье грешной
Земля и солнце
Земля и солнце Земля и солнце, Поля и лес — Все славят Бога: Христос воскрес! В улыбке синих Живых небес Все та же радость: Христос воскрес! Вражда исчезла, И страх исчез. Нет больше злобы — Христос воскрес! Как дивны звуки Святых словес, В которых слышно: Христос
Солнце
Солнце В официальной структуре государственной религии инков Солнце традиционно возглавляло действующий пантеон. В качестве божественного предка династии Инков Солнце в рамках этой структуры играло доминирующую роль и ассоциировалось с верховенством и мощью
Солнце
Солнце Конфуций, странствуя по Востоку, заметил двух спорящих мальчиков и спросил, о чём они спорят.— Я считаю, что солнце ближе к людям, когда только восходит, и дальше от них, когда достигает зенита, — сказал первый мальчик. — А он считает, что солнце дальше, когда только
Солнце и луна
Солнце и луна Солнце и Луна вначале одинаково ярко и сильно освещали землю. Но Луна захотела первенствовать.— Господи! — сказала она. — Нехорошо, что свет солнца равен моему свету, так как никто теперь не может отличить Солнце от Луны.— Хорошо же! — изрёк Всевышний. —
5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Но и в жизни природы, так же как в жизни человечества, происходит постоянная сменяемость. И здесь все движется, все течет, но только не вперед, а вокруг, следовательно, всегда по одному и тому же
Солнце и деньги
Солнце и деньги Но для того чтобы позволить себе такой вот летний отдых, нам с вами необходимо заработать на это денег. То есть нашу рабочую энергию мы переводим в денежный энергетический компонент, который в качестве посредника гарантирует нам солнечную энергию,
91.Солнце
91.Солнце Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Клянусь солнцем и его сиянием!2. Клянусь луной, когда она движется вслед за ним,3. клянусь днем, когда он освещает мир,4. клянусь ночью, когда она застилает мир,5. клянусь небом и Тем, кто его воздвиг,6. клянусь землей и Тем,
11. Верить в солнце
11. Верить в солнце Вы уперлись в классическое препятствие: чувство, что ничего не получается, что время на молитву тратится зря, или даже, возможно, чувство унижения, что вам не удается представить Богу ничего, кроме какой-то бесформенной, безнадежно пустой молитвы. И вот
Сура 91 Солнце
Сура 91 Солнце 1. (1). Клянусь солнцем и его сиянием,2. (2). и месяцем, когда он за ним следует,3. (3). и днем, когда он его обнаруживает,4. (4). и ночью, когда она его покрывает,5. (5). и небом, и тем, что его построило,6. (6). и землей, и тем, что ее распростерло,7. (7). и всякой душой, и тем, что ее
Сура 91 Солнце
Сура 91 Солнце 1. Клянусь солнцем и его сиянием!2. Клянусь луной, которая следует за ним!3. Клянусь днем, который выявляет его (солнца) сияние!4. Клянусь ночью, которая скрывает его!5. Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг (или тем, как Он воздвиг его)!6. Клянусь землей и Тем, Кто ее
Источник
Религия инков
Великая империя инков — Тауантин-суйуа — сложилась в первой половине II тысячелетия н. э. и занимала территорию современных Перу, части Эквадора, Боливии, Аргентины и Чили.
Культ солнца у инков
Обожествление Солнца — явление, распространённое во многих уголках земного шара, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. С именем Солнца связаны и две наиболее известные легенды об основании империи инков.
Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же — брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день близ холма Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так возникла столица империи инков — город Куско (что означает «пуп» или «сердце»), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня.
Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско и там основала империю.
Озеро Титикака непосредственно связано с рождением Солнца. Индейцы аймара, жившие с глубокой древности в окрестностях этого озера, верили в то, что бог-творец Виракоча (или Тонапа) появился на земле из храмов озера и создал Солнце и другие небесные светила. Виракоча — загадочный «белый» бог — высокий, сильный, одетый во всё белое. Он решителен и всемогущ. Когда этот бог появился в Андах впервые, люди встретили его весьма враждебно, и ему пришлось даже призвать с неба огонь и «зажечь гору» (отсюда, видимо, и происходит имя Виракоча — Лавовое озеро), чтобы его признали богом. Не случайно храм Виракочи находился у подножия потухшего вулкана, в долине Уилькамайо.
На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распро-странённое и популярное из них — Инпги. В некоторых районах империи Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.
Источник
Инти: «Великий Бог Солнца» (Перу)
Инти (кечуа Inti — «Солнце») — бог Солнца, почитаемый в большинстве доколумбовых цивилизаций Андского региона, сын «творца Мира» и бога Цивилизации — Виракочи (исп. Huiracocha; кечуа Wiraqucha).
В ряде андских цивилизаций Виракоча являлся высшим божеством, возможно, аналогом христианского Бога, однако в великой Империи Инков, поглотившей в себе практически все прежние культуры народов Анд, особо уважаемым божеством и верховным Богом считался именно Инти!
Дело в том, что вся культура и религия Инков основывались на природных явлениях, а Солнце было наиважнейшим аспектом жизни. Солнце обеспечивало тепло и дневной свет, а значит и вызревание урожая. Инки относились к Солнцу как к единственному существу, которое дало им жизнь, поэтому Инти почитался ими, как покровитель и Бог-прародитель их Империи, которую сами они называли Тауантинсуйу.
Андские цивилизации — культуры, существовавшие в период с IV-III в. до н/э — XV в. н/э. на территории Андского региона (современные территории Боливии и Перу, а также частично территории Чили, Эквадора, Аргентины и Колумбии) до открытия европейцами Нового Света и прихода в регион испанских конкистадоров.
Происхождение Инти
Из-за отсутствия письменности у доколумбовых народов, все их легенды из века в век передавались в устном виде и впервые были перенесены на бумагу в середине XVI в. испанскими летописцами. Записи велись с рассказов инкских старожилов и, как правило, каждая такая легенда имела по несколько различных вариаций. Зачастую каждая последующая версия шла вразрез с предыдущей.
Тем не менее, большинство рассказов указывают на то, что сначала бог Виракоча создал небо, солнце, луну, звезды, планеты, землю, ветер, воздух, воду и другие жизненные субстанции. Затем, выйдя из пучин озера Титикака (исп. Titicaca, кечуа Titiqaqa) и подобрав на берегу несколько камней, он подул на них и создал троих детей: сына Инти (Inti; Бог Солнца) и дочерей Маму Килья (Mama Quilla; Богиня Луны) и Пачамаму (Pachamama; Богиня Земли). Вместе с их рождением было создано время, заставляющее Луну сменять Солнце, а дни сменять ночи.
По другой версии они были созданы не из камней, а рождены от союза Виракочи и Мамы Коча (Mama Cocha; Богиня морских вод). Неуклонно одно, именно им троим было завещано создание новой Цивилизации!
Основание Империи Тауантинсуйу
Легенды также гласят, что Инти был не только братом Мамы Килья, но и ее мужем. Плодом их брака стали двое детей, — первых разумных представителей человечества (не Богов): сын Манко Капак (Manqu Qhapaq) и дочь Мама Окльо (Mama Ocllo), на чьи плечи было возложено продолжение жизни на Земле.
Именно они основали государство Тауантинсуйу и начали передавать знания «искусства цивилизации» людям. Манко Капак стал первым правителем в истории этой могучей Империи.
Как и их божественные родители, Манко Капак и Мама Окльо, первые потомки союза Солнца и Луны, были не только братом и сестрой, но и мужем и женой. Последующие верховные правители Империи, которые носили титул Сапа Инка, также считались прямыми потомками бога Солнца — Инти, а поэтому обладали абсолютной и непоколебимой властью над всем.
Манко Капак и Мама Окльо
Праздник Инти Райми
В империи Инков существовал важнейший обрядовый праздник, древний ритуал поклонения Инти. Этот праздник проводился ежегодно в дни зимнего солнцестояния в столице Тауантинсуйу, городе Куско (исп. Cuzco) и носил название Инти Райми (Inti Raymi – «Праздник Солнца»).
Для ритуальных торжеств была определена фиксированная дата — 24 июня.
Пышные празднества Инти Райми приурочивались к концу уборки урожая. Празднования продолжались на протяжении 9 дней, наполненных торжественными шествиями, обрядовыми танцами и ритуальными священнодействиями, которые проводились на главной площади в центре Куско. В ходе ритуальных церемоний Инки благодарили Солнце за собранный урожай, просили хорошей урожайности в следующем году. С помощью жертвоприношений в виде 200 белых лам они старались задобрить Инти, чтобы заручиться его покровительством в будущем. (подробней о празднике Инти Райми)
Изображение Инти и Мамы Килья
Инки обычно изображали Инти в виде восходящего солнца — золотого эллипсоида с человеческим лицом и животворящими солнечными лучами. При этом Мама Килья (Луна) изображалась в образе девушки с короной в форме полусферы полной Луны, похожей на кокошник, неизменно из серебра!
Изображения Инти и Мамы Килья в мифологии Инков
Источник