Меню

Культ солнца у инков

Солнце

В официальной структуре государственной религии инков Солнце традиционно возглавляло действующий пантеон. В качестве божественного предка династии Инков Солнце в рамках этой структуры играло доминирующую роль и ассоциировалось с верховенством и мощью инков.

Изучение инкскими астрономами движения солнца и двенадцатимесячный календарь по традиции тесно связаны с сельскохозяйственной практикой. Поклонение и культ Солнца и наблюдения за «Его» перемещениями имели чрезвычайно важное значение для людей, чей образ жизни был основан на сельскохозяйственной экономике. Солнце в холодном плоскогорье было «Дарователем Жизни», ведь его присутствие преобразовывало окружающую среду, вызывало созревание жизненно важного урожая, и не в последнюю очередь именно маисовых початков.

Главные инкские храмы, посвященные культу Солнца, правительство строило повсеместно на территории империи. В каждой области выделялись определенные земельные участки, которые обеспечивали содержание служителей культа и их помощников и где выпасали лам и выращивали маис, необходимый для ритуалов и жертвоприношений. Эти участки именовались «землями Солнца», и культ Солнца поглощал большую часть произведенной на них продукции. При этом другие культы, включая местные верования, также получали обеспечение с этих земель в пропорции, соответствующей их значению. В действительности, как предположил Кобо, эти участки рассматривались как «земли Религии», которые были поделены между различными культами. Монастыри Девственниц Солнца и Избранных Женщин, именуемые акльауаси, также снабжались продукцией с «земель Религии».

Главным храмом религии инков был Кориканча в Куско, и в его самом большом и богатом святилище содержалось изображение Солнца «громадной величины и сделанное из золота». Несколько изображений Солнца известны (по крайней мере, два из них попали в руки испанцев), и, судя по описаниям, они представляли Солнце в виде огромного золотого диска размером с человека, с лучами, расходящимися от человеческого лица. Сармьенто сообщает, что у Инки Пачакути было еще два изображения Солнца, изготовленных для Кориканчи: одно, называвшееся Виракоча Пачайачачи, представляло Создателя и было установлено справа от образа Солнца; другое, Чуки Илья, изображало бога Грома и располагалось слева от Солнца.

В большинстве храмов Солнца, построенных в провинциальных столицах, о Создателе упоминаний не было, и в них другие небесные боги служили Солнцу. Тем не менее Муруа пишет, что, когда Уайна Капак переехал со своим двором на жительство в Томебамбе, он построил следующие святилища:

«…и [Уайна Капак] выстроил там дома Создателя, Солнца и Грома, как в Куско, и он дал им земли, слуг и стада в том же порядке и по обычаю, принятому в Куско, и, кроме того, он устроил главную уаку, которая была наиболее почитаема и уважаема в Куско, именуемую Уанакаури, и также все другие уаки из окрестностей Куско, все в том же порядке и расположении, как они находились в Куско, и на площади он построил сооружение для усну, которое индейцы прозвали Чукипильяка [землетрясение], чтобы жертвовать чичу Солнцу, когда он пил с ним».

Важные ритуалы, связанные с предком инков – поклонение и другие важные церемонии, – происходили на Уакапата, Священной площади Куско. Крепость Саксайуаман также часто именовалась «Домом Солнца». Этот религиозный аспект ее, возможно, символически представляет мощь инков, особенно поскольку крепость также называлась «Домом Инки», а одна из ее башен звалась Сунтуруаси.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

СОЛНЦЕ.

СОЛНЦЕ. Обычно люди, пожимающие плечами, когда слышат об оборотнях или о заклинателях молний, считают вполне понятным, отчего светит Солнце. Даже старшеклассникам кажется, будто они знают как, в сущности, «просто» устроено наше Светило: огромный плазменный шар, в недрах

Читайте также:  Юбка солнце с разрезами выкройка

Солнце над Угрешею

Солнце над Угрешею Встало солнце над Угрешею, Осветив лучами снова Землю, некогда угревшую Сердце Дмитрия Донского. Над прудами тёмно – синими, Над холмистою равниной, Над угрешскими святынями Звон разносится былинный. Благовестнику могучему Колокольный хор

Солнце веры

Солнце веры Солнце животворной веры Освещает поле жизни, Затмевая жар тревоги. Мудрые заветы Бога В час сердечной укоризны — Совести болящей мера. Солнце животворной веры В тьме душевного ненастья Нежно сердце согревает, Но сурово обжигает В ослепленье грешной

Земля и солнце

Земля и солнце Земля и солнце, Поля и лес — Все славят Бога: Христос воскрес! В улыбке синих Живых небес Все та же радость: Христос воскрес! Вражда исчезла, И страх исчез. Нет больше злобы — Христос воскрес! Как дивны звуки Святых словес, В которых слышно: Христос

Солнце

Солнце В официальной структуре государственной религии инков Солнце традиционно возглавляло действующий пантеон. В качестве божественного предка династии Инков Солнце в рамках этой структуры играло доминирующую роль и ассоциировалось с верховенством и мощью

Солнце

Солнце Конфуций, странствуя по Востоку, заметил двух спорящих мальчиков и спросил, о чём они спорят.— Я считаю, что солнце ближе к людям, когда только восходит, и дальше от них, когда достигает зенита, — сказал первый мальчик. — А он считает, что солнце дальше, когда только

Солнце и луна

Солнце и луна Солнце и Луна вначале одинаково ярко и сильно освещали землю. Но Луна захотела первенствовать.— Господи! — сказала она. — Нехорошо, что свет солнца равен моему свету, так как никто теперь не может отличить Солнце от Луны.— Хорошо же! — изрёк Всевышний. —

5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Но и в жизни природы, так же как в жизни человечества, происходит постоянная сменяемость. И здесь все движется, все течет, но только не вперед, а вокруг, следовательно, всегда по одному и тому же

Солнце и деньги

Солнце и деньги Но для того чтобы позволить себе такой вот летний отдых, нам с вами необходимо заработать на это денег. То есть нашу рабочую энергию мы переводим в денежный энергетический компонент, который в качестве посредника гарантирует нам солнечную энергию,

91.Солнце

91.Солнце Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Клянусь солнцем и его сиянием!2. Клянусь луной, когда она движется вслед за ним,3. клянусь днем, когда он освещает мир,4. клянусь ночью, когда она застилает мир,5. клянусь небом и Тем, кто его воздвиг,6. клянусь землей и Тем,

11. Верить в солнце

11. Верить в солнце Вы уперлись в классическое препятствие: чувство, что ничего не получается, что время на молитву тратится зря, или даже, возможно, чувство унижения, что вам не удается представить Богу ничего, кроме какой-то бесформенной, безнадежно пустой молитвы. И вот

Сура 91 Солнце

Сура 91 Солнце 1. (1). Клянусь солнцем и его сиянием,2. (2). и месяцем, когда он за ним следует,3. (3). и днем, когда он его обнаруживает,4. (4). и ночью, когда она его покрывает,5. (5). и небом, и тем, что его построило,6. (6). и землей, и тем, что ее распростерло,7. (7). и всякой душой, и тем, что ее

Сура 91 Солнце

Сура 91 Солнце 1. Клянусь солнцем и его сиянием!2. Клянусь луной, которая следует за ним!3. Клянусь днем, который выявляет его (солнца) сияние!4. Клянусь ночью, которая скрывает его!5. Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг (или тем, как Он воздвиг его)!6. Клянусь землей и Тем, Кто ее

Читайте также:  Как шить пояс для юбке солнце

Источник

Религия инков

Великая империя инков — Тауантин-суйуа — сложилась в первой половине II тысячелетия н. э. и занимала территорию современных Перу, части Эквадора, Боливии, Аргентины и Чили.

Культ солнца у инков

Обожествление Солнца — явление, распространённое во многих уголках земного шара, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. С именем Солнца связаны и две наиболее известные легенды об основании империи инков.

Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же — брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день близ холма Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так возникла столица империи инков — город Куско (что означает «пуп» или «сердце»), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня.

Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско и там основала империю.

Озеро Титикака непосредственно связано с рождением Солнца. Индейцы аймара, жившие с глубокой древности в окрестностях этого озера, верили в то, что бог-творец Виракоча (или Тонапа) появился на земле из храмов озера и создал Солнце и другие небесные светила. Виракоча — загадочный «белый» бог — высокий, сильный, одетый во всё белое. Он решителен и всемогущ. Когда этот бог появился в Андах впервые, люди встретили его весьма враждебно, и ему пришлось даже призвать с неба огонь и «зажечь гору» (отсюда, видимо, и происходит имя Виракоча — Лавовое озеро), чтобы его признали богом. Не случайно храм Виракочи находился у подножия потухшего вулкана, в долине Уилькамайо.

На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распро-странённое и популярное из них — Инпги. В некоторых районах империи Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.

Источник

Инти: «Великий Бог Солнца» (Перу)

Инти (кечуа Inti — «Солнце») — бог Солнца, почитаемый в большинстве доколумбовых цивилизаций Андского региона, сын «творца Мира» и бога Цивилизации — Виракочи (исп. Huiracocha; кечуа Wiraqucha).

В ряде андских цивилизаций Виракоча являлся высшим божеством, возможно, аналогом христианского Бога, однако в великой Империи Инков, поглотившей в себе практически все прежние культуры народов Анд, особо уважаемым божеством и верховным Богом считался именно Инти!

Дело в том, что вся культура и религия Инков основывались на природных явлениях, а Солнце было наиважнейшим аспектом жизни. Солнце обеспечивало тепло и дневной свет, а значит и вызревание урожая. Инки относились к Солнцу как к единственному существу, которое дало им жизнь, поэтому Инти почитался ими, как покровитель и Бог-прародитель их Империи, которую сами они называли Тауантинсуйу.

Андские цивилизации — культуры, существовавшие в период с IV-III в. до н/э — XV в. н/э. на территории Андского региона (современные территории Боливии и Перу, а также частично территории Чили, Эквадора, Аргентины и Колумбии) до открытия европейцами Нового Света и прихода в регион испанских конкистадоров.

Происхождение Инти

Из-за отсутствия письменности у доколумбовых народов, все их легенды из века в век передавались в устном виде и впервые были перенесены на бумагу в середине XVI в. испанскими летописцами. Записи велись с рассказов инкских старожилов и, как правило, каждая такая легенда имела по несколько различных вариаций. Зачастую каждая последующая версия шла вразрез с предыдущей.

Читайте также:  Самая дальняя от солнца планета нашей системы самая маленькая

Тем не менее, большинство рассказов указывают на то, что сначала бог Виракоча создал небо, солнце, луну, звезды, планеты, землю, ветер, воздух, воду и другие жизненные субстанции. Затем, выйдя из пучин озера Титикака (исп. Titicaca, кечуа Titiqaqa) и подобрав на берегу несколько камней, он подул на них и создал троих детей: сына Инти (Inti; Бог Солнца) и дочерей Маму Килья (Mama Quilla; Богиня Луны) и Пачамаму (Pachamama; Богиня Земли). Вместе с их рождением было создано время, заставляющее Луну сменять Солнце, а дни сменять ночи.

По другой версии они были созданы не из камней, а рождены от союза Виракочи и Мамы Коча (Mama Cocha; Богиня морских вод). Неуклонно одно, именно им троим было завещано создание новой Цивилизации!

Основание Империи Тауантинсуйу

Легенды также гласят, что Инти был не только братом Мамы Килья, но и ее мужем. Плодом их брака стали двое детей, — первых разумных представителей человечества (не Богов): сын Манко Капак (Manqu Qhapaq) и дочь Мама Окльо (Mama Ocllo), на чьи плечи было возложено продолжение жизни на Земле.

Именно они основали государство Тауантинсуйу и начали передавать знания «искусства цивилизации» людям. Манко Капак стал первым правителем в истории этой могучей Империи.

Как и их божественные родители, Манко Капак и Мама Окльо, первые потомки союза Солнца и Луны, были не только братом и сестрой, но и мужем и женой. Последующие верховные правители Империи, которые носили титул Сапа Инка, также считались прямыми потомками бога Солнца — Инти, а поэтому обладали абсолютной и непоколебимой властью над всем.

Манко Капак и Мама Окльо

Праздник Инти Райми

В империи Инков существовал важнейший обрядовый праздник, древний ритуал поклонения Инти. Этот праздник проводился ежегодно в дни зимнего солнцестояния в столице Тауантинсуйу, городе Куско (исп. Cuzco) и носил название Инти Райми (Inti Raymi – «Праздник Солнца»).

Для ритуальных торжеств была определена фиксированная дата — 24 июня.

Пышные празднества Инти Райми приурочивались к концу уборки урожая. Празднования продолжались на протяжении 9 дней, наполненных торжественными шествиями, обрядовыми танцами и ритуальными священнодействиями, которые проводились на главной площади в центре Куско. В ходе ритуальных церемоний Инки благодарили Солнце за собранный урожай, просили хорошей урожайности в следующем году. С помощью жертвоприношений в виде 200 белых лам они старались задобрить Инти, чтобы заручиться его покровительством в будущем. (подробней о празднике Инти Райми)

Изображение Инти и Мамы Килья

Инки обычно изображали Инти в виде восходящего солнца — золотого эллипсоида с человеческим лицом и животворящими солнечными лучами. При этом Мама Килья (Луна) изображалась в образе девушки с короной в форме полусферы полной Луны, похожей на кокошник, неизменно из серебра!

Изображения Инти и Мамы Килья в мифологии Инков

Источник

Adblock
detector