III. 4. 5. Диоген Синопский
III.4.5. Диоген Синопский
ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. «ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)». КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011
Диоген Синопский (Др. Греция, 412-323 гг. до н. э.) – ученик Антисфена, один из основателей Кинической школы, самый знаменитый киник.
К окружающим относился с язвительным презрением. Говорил, что Платон отличается не красноречием, а пусторечием, смеялся над его многоречивостью. Осмеял платоновское определение человека: «Животное двуногое, лишённое перьев». Диоген ощипал петуха и выпустил его перед слушателями со словами: «Вот платоновский человек». После этого Платоном к определению было добавлено: «И с широкими ногтями». В свою очередь, Платон обзывал Диогена собакой и «Безумствующим Сократом».
Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь». На вопрос, что есть в жизни горестного, он ответил: «Старость в нищете». На вопрос, какие звери опаснее всего кусаются, он ответил: «Из диких – сикофанты (ябедники), из домашних – льстецы».
Диоген говорил, что жёны должны быть общими и отрицал законный брак. Музыкой, геометрией, астрономией он пренебрегал, считая их бесполезными. Он обладал поразительной силой убеждения, и никто не мог противостоять его доводам.
Днём Диоген ходил с фонарём в руках, объясняя: «Ищу человека». Однажды он закричал: «Эй, люди!» – но когда на его зов сбежались люди, Диоген набросился на них с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Однако афиняне его любили: когда мальчишки разбили его бочку, они их высекли, а Диогену дали новую бочку.
Однажды, когда он грелся на солнце, к нему подошёл Александр Македонский и сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнце». Александр сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».
Диоген скончался в возрасте 90 лет в Коринфе. В этот же день в Вавилоне скончался Александр. На вопрос как его похоронить, Диоген ответил: «Лицом вниз».
По другой версии он приказал оставить своё тело без погребения, чтобы оно стало добычей зверей (см. Введение – Киническая школа).
«Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу».
(Попирая ногами ковер): «Вот так же попираю я гордость Платона! («С еще большей гордостью» – возразил Платон)».
(Однажды Диоген грелся на солнце и проходивший мимо Александр Великий остановился над ним и сказал: «Проси у меня что хочешь») — «Не заслоняй мне солнца».
Источник
Диоген
Из Википедии — свободной энциклопедии
Диоген Синопский | |
---|---|
др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς | |
Античный римский бюст Диогена. Галерея Дориа-Памфили, Рим | |
Дата рождения | около 412 до н. э. |
Место рождения | Синоп |
Дата смерти | 10 июня323 до н. э. ( -323-06-10 ) |
Место смерти | Коринф |
Страна |
|
Язык(и) произведений | древнегреческий язык |
Направление | Киники |
Основные интересы | философия |
Значительные идеи | космополитизм |
Испытавшие влияние | киники |
Цитаты в Викицитатнике | |
Медиафайлы на Викискладе |
Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς ; около 412 до н. э., Синопа — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ.
В молодости Диоген получил пророчество от дельфийской пифии «переоценивать ценности», которое вначале принял буквально и стал фальшивомонетчиком. После того, как его уличили в преступлении, был вынужден бежать из родного города. Диоген прибыл в Афины и стал учеником основателя школы киников Антисфена. Вскоре стал знаменитым благодаря своей мудрости, стилю жизни и эпатажным выходкам.
В своём учении Диоген пропагандировал аскетизм — отказ от земных благ, независимость и самодостаточность. Чувство зависимости от внешних обстоятельств, согласно Диогену, было уделом раба. Он отрёкся лишь от тех потребностей, удовлетворение которых требовало компромисса, отказа от свободной жизни. Даже в рабстве, имея внутреннюю свободу, можно оставаться независимым человеком.
Одновременно с аскетизмом Диоген отвергал понятия брака, отечества, первым введя в обиход слово «космополит», презирал условности. Его шокирующие действия не только привлекали внимание, но и стали своего рода аргументом в споре, которому «серьёзная наука» ничего не может противопоставить. Образ народного героя и фольклорного мудреца Диогена привёл к появлению множества историй и преданий, и соответственно противоречий и домыслов в источниках.
К наиболее известным легендам о Диогене относятся встреча с Александром Македонским и поиск человека с фонарём. Когда царь предложил философу выполнить любое желание, тот попросил его отойти в сторону, так как Александр заслонял солнце. В другой раз Диоген зажёг днём фонарь и стал ходить по улицам. На вопрос относительно того, что он делает, философ отвечал: «Ищу человека».
Источник
Диоген Синопский
Автор : Михаил Исхизов
О Диогене, пожалуй, знают все, или, почти все. Еще со школьной скамьи. Работал этот философ в древней Греции. Жил он в бочке, был бескорыстным, общительным, ходил по улицам Афин днем с фонарем, и говорил, что ищет человека. Все так и было. И не совсем так…
Диоген был сыном Гикесия. Отец его занимал в Синопе должность чеканщика монет (по другим сведениям, работал менялой). Когда парень подрос, он отправился в Дельфы и спросил Оракула: «Чем ему, Диогену, сыну Гикесия, следует заняться, чтобы добиться общего признания?»
(Справка. Офис Оракула был учрежден в Дельфах богом Аполлоном. За скромное вознаграждение, Оракул выдавал официальные советы, прогнозы и предсказания, по всем вопросам, интересующим потребителей. Качество советов, прогнозов и предсказаний гарантировалось канцелярией Олимпа.)
«Тебе, Диоген из Синопа, следует заняться переоценкой ценностей, – изрек Оракул. – В этом твое будущее».
Диоген вернулся в Синоп и стал помогать отцу в «переоценке ценностей». Они мастерски, так чтобы это было незаметно, сокращали количество золота в монетах. Но продолжалась эта работа недолго, «переоценку» заметили соответствующие специалисты, а соответствующие органы незамедлительно приняли решение, об изгнании отца и сына из Синопа.
(Справка. В те времена, греки считали, что неразумно тратиться на содержание преступников в тюрьмах. Наказывали нарушителей закона конфискацией имущества и изгнанием. Простенько, достаточно сурово и, даже, с некоторой прибылью.)
Неизвестно как сложилась в дальнейшем жизнь Гикесия. Диоген же, поминая нехорошими словами, Оракула, который ввел его в заблуждение, пришел в Афины. Там он впервые услышал философа Антисфена, основателя философской школы киников.
(Справка. Киники, в те времена, были одной из значительных философских школ. Вели себя агрессивно, эпатировали аудиторию, но не с целью оскорбления ее, а из потребности обратить внимание на свое учение. Они утверждали, что для достижения благодати и счастья следует жить, «подобно собаке», то есть чтить и сочетая в себе:
простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.)
Киники и называли себя собаками, псами. Впоследствии, от слова «кинизм», произошло слово «цинизм. Как философы, они не лезли в высокие эмпиреи, не пытались объяснить, что первично, а что вторично, где находится космос, как возник мир, из чего он состоит и чем все это может кончится… Они просто пытались растолковать людям, какие ценности по-настоящему важны, от чего следует отказаться и к чему надо стремиться, указывали путь достижения добродетели и счастья.
Диоген понял, что это и есть «переоценка ценностей» и Дельфийский Оракул дал ему прекрасный совет. Он стал учеником Антисфена.
Постепенно, из ученика, Диоген вырос в символическую фигуру этого философского учения. Антисфен разработал теорию и основу кинизма, а Диоген не только развил идеи учителя, но и создал, в своем роде, идеал жизни, с точки зрения киников. Этот идеал включал в себя основные элементы кинической философии: безграничная духовная свобода; пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни; отказ от удовольствий, богатства, власти, презрение к славе, успеху, знатности…
Исходя из этих принципов, Диоген отрицал все виды социального неравенства между людьми (оставляя в неприкосновенности рабство); насмехался над религиозными церемониями; высмеивал знатность происхождения, славу, богатство; называл лжецами демагогов и политиков; отрицал необходимость государства; считал, что семью следует упразднить, а жены и дети должны быть общими. Себя называл гражданином мира. Утверждал, что важнейшая черта человека – аскетизм. Человек должен быть свободен от всяческих условностей, привязанностей и даже от потребностей. Как идеал, представлял жизнь мыши, которая ничего не боится, ни к чему не стремится и довольствуется малым.
Сам Диоген не имел никаких вещей, кроме сумы и посоха, жил в пифосе…
(Справка. Пифос – большой глиняный кувшин, до двух метров высотой и соответствующего объема. В Древней Греции в нем хранили зерно, вино, масло… Хоронили покойников. Не бочка, как это принято считать, а в пифос был однокомнатной квартиркой Диогена. О том, что такое «деревянная бочка» в Древней Греции не имели представления. По мнению ученых, деревянные бочки изобрели в Междуречье почти 4000 лет тому назад. В них собирали мусор. Первые бочки, появившиеся на Руси, также служили контейнерами для мусора.)
В соответствии с принципами философии киников, Диоген вел себя вызывающе и даже эпатирующее… Доходил до полного бесстыдства, отказывался соблюдать правила приличия, на замечания отвечал грубо и жестоко. Он прилюдно исполнял все свои физические потребности, не стыдясь, ел на площади (в те времена, в Греции, есть на улице считалось верхом неприличия), когда Диогену бросили, в качестве подаяния, кости, он вначале помочился на них и только потом стал сдирать с костей мясо… Чтобы приучить себя к отказам, он просил подаяния у статуй…
О выходках философа ходит множество рассказов. Приведем некоторые из них.
Однажды кто-то привел Диогена в роскошное жилье и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри, не плюнь куда-нибудь». Диоген осмотрелся и плюнул этому человеку в лицо. Затем заявил: «А куда же плевать, если нет места хуже».
Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь», – сказал тот. – «Если бы я мог тебя убедить, – ответил Диоген, – я убедил бы тебя удавиться».
Однажды, на городской площади Диоген начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал, по-птичьи, и вокруг него собралась толпа. «Вот, афиняне, цена вашего ума, – провозгласил Диоген. – Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания. А когда я защебетал как неразумная птица, вы слушаете меня, забыв о своем разуме».
Однажды Диоген пришел на лекцию к философу Анаксимену Лампасакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял ее над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой. Потом почти все. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но чего стоит лекция, – сказал Диоген, – если какая-то соленая рыба опрокинула все твои рассуждения?»
Однажды Диоген заявил, что люди подают только калекам и безумным, но никогда не подают философам. Потому что калеками и безумными они сами могут стать, но никогда не смогут стать философами.
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил «не дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
Диоген утверждал: «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология – самым безумным; суеверие и деспотизм – самым несчастным».
В своем презрении к людям он не делал исключения ни для жрецов, ни для царей… Плутарх рассказывает, что когда Александр Македонский явился в Аттику, он захотел познакомиться с прославленным маргиналом, ждал, когда Диоген придет к нему, засвидетельствовать свое почтение. Но философ не приходил. Тогда Александр решил навестить его. Нашел он Диогена в Крании (недалеко от Коринфа), философ лежал на песке, грелся на солнце. Македонский подошел к нему и сообщил:
– Я – великий царь Александр.
– А я собака Диоген, – ответил философ.
– И за что тебя зовут собакой?
– Кто бросит кусок, тому виляю хвостом, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю.
– А меня ты боишься? – спросил Александр.
– А что ты такое? – спросил Диоген. – Зло или добро?
– Добро, – сказал тот.
– А кто же боится добра?
Наконец, Александр сказал: – Проси у меня, чего хочешь.
– Отойди, ты заслоняешь мне солнце, – сказал Диоген…
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр, якобы, даже, заметил: если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном…
Вероятней всего, ни этой встречи, ни подобного разговора не было. Но рассказывают о ней почти все древние авторы, которые вспоминают о Диогене. Вероятно, это инстинктивное желание верить, что подобное может происходить между человеком, не принадлежащим к знати, и могущественным правителем.
Считается, что Диоген написал 14 работ. Среди них философские сочинения «О добродетели» и «О добре». Несколько трагедий. Но ни одно из его сочинений не дошло до наших дней. Как о философских трудах, так и литературном творчестве Диогена мы не имеем никакого представления.
Сообщается, что Диоген участвовал в Херонейской битве, попал в плен к македонцам и был продан в рабство. Но не вериться, что Диоген, с его мировоззрением, мог взяться за оружие… Есть и другая, более реальная версия, в которой утверждается, что он был захвачен пиратами и превращен в раба. Философ, обращенный в рабство, оставался верен своему мировоззрения, своим привычкам. Когда на невольничьем рынке один из покупателей спросил, что он умеет, Диоген не задержался с ответом. «Властвовать над людьми!» – сообщил он.
Диогена купил некто Ксениад из Коринфа. Философу-рабу поручили заниматься воспитанием детей хозяина. Диоген послушно выполнял эту обязанность. Он приучал детей к скромной пище и воде, учил ездить верхом на лошади и метанию дротиков, а также классической поэзии.
На все предложения соратников, выкупить его, Диогена отвечал отказом. Философ-киник хотел доказать, что даже будучи рабом, он может стать господином своего господина. Неизвестно, насколько это ему удавалось… Трудно сказать, как сочетались философские воззрения Диогена с его положением раба. «Гражданином мира» он себя, явно, считать не мог. С другой стороны, помните про мышь, которая ничего не боится, ни к чему не стремиться и пользуется малым… Именно ее жизнь Диоген считал идеалом счастья… Возможно философ-киник решил, что обрел это счастье…
Ученики воздвигли на могиле Диогена памятник в виде высеченной из мрамора собаки. Эпитафия гласит:
Пусть состариться медь под властью времени – все же
Переживет века, слава твоя, Диоген!
Ты нас научил жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
Большая часть из того что нам известно о Диогене Синопском, мы знаем из сочинения другого Диогена, Диогена Лаэртского. Он автор трактата, в котором излагаются биографии и мировоззрение античных мыслителей. Трактат состоит из 10 книг и включает 82 биографии. Среди них и биография Диогена Синопского.
Но о личности самого Диогена Лаэртского мы вообще ничего не знаем. Приблизительная датировка его рождения и смерти возможна лишь на основания сочинений этого Диогена. Ясно, что он жил после писателя Секста Эмпирика (второй-третий век н.э.), которого упоминает в своих произведениях, и до писателя Стефана Византийского (четвертый век), который цитирует Диогена Лаэртского.
Столь же загадочно и его происхождение. Возможно он уроженец какого-то мелкого малоизвестного поселения по названию Лаэрт, возможно он сын некого Лаэрта. Не исключено, что «Диоген Лаэртский» это просто псевдоним. И настоящего автора биографий 82 античных мыслителей мы никогда не узнаем.
Нравится рассказ? Поблагодарите Михаила Исхизова переводом с пометкой «Для Михаила Исхизова».
Источник