Меню

Кто сказал что земля крутиться вокруг солнца

Кто первым сказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

Еще древнегреческий астроном Аристарх Самосский, живший в 3 веке до н. э., пришел к выводу, что Земля вращается вокруг своей оси и движется вокруг Солнца. Более того, он предположил, что все планеты также обращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система мира, от греч. Helium — солнечный).

К сожалению, труды Аристарха на тему гелиоцентрической модели мира не сохранились (единственное его сочинение, которое дошло до нас — «О величинах и расстояниях Солнца и Луны»). О гелиоцентрической теории Аристарха мы знаем лишь из упоминаний в трудах других знаменитых ученых той эпохи: Аэция, Плутарха, Секста Эмпирика и Архимеда. Плутарх в своём сочинении «О лике видимом на диске Луны» пишет, что Аристарх Самосский «пытался объяснять небесные явления предположением, что небо неподвижно, а земля движется по наклонной окружности, вращаясь вместе с тем вокруг своей оси». А Архимед писал в своём сочинении «Исчисление песчинок» («Псаммит»): «Аристарх Самосский в своих „Предположениях“… полагает, что неподвижные звёзды и Солнце не меняют своего места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре, и что центр сферы неподвижных звёзд совпадает с центром Солнца». Благодаря Архимеду, мы знаем еще об одном важнейшем выводе Аристарха: «размер этой сферы [сферы неподвижных звёзд] таков, что окружность, описываемая, по его предположению, Землёй, находится к расстоянию неподвижных звёзд в таком же отношении, в каком центр шара находится к его поверхности». Таким образом, Аристарх сделал вывод об огромной удалённости звёзд; что небо не сфера, а целая Вселенная практически бесконечных размеров.

Мы не знаем, какие умозаключения привели Аристарха к гелиоцентрической системе мира. Не знаем мы и того, почему его идеи не получили распространения в Древней Греции. Возможно, причина в том, что Аристарх не представил убедительных доказательств своей теории. Во всяком случае, есть свидетельства того, что гелиоцентрическая картина мира в те времена считалась кощунственной, и философы, придерживающиеся ее, могли подвергаться преследованиям.

Спустя 1800 лет Николай Коперник отдал должное трудам своего предшественника в разработке гелиоцентрической модели мира: в своём эпохальном сочинении «Об обращениях небесных сфер» он упомянул Аристарха как сторонника «подвижности Земли». Однако, когда в 1514-м книга была напечатана, все упоминания о дальновидном греке были тщательно вычищены из текста. Возможно, издатель просто побоялся, что они могут подорвать претензии книги на оригинальность.

Первенство Аристарха в создании гелиоцентрической системы признавали великие астрономы Галилей и Кеплер.

Источник

Кто первым сказал, что Земля вращается вокруг Солнца

Коперник, Николай
он пришёл к выводу, что не земля, а солнце должно быть неподвижным центром вселенной, исходя из этого предположения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений

«. Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей. »
А. С. Пушкин

Считается, что до Коперника Земля не вращалась вокруг Солнца. Противоречило это всем рассуждениям здравомыслящего человека. Хотя некоторые древние греки уже догадывались о гелиоцентрической системе мира.

По мере развития научных знаний две тысячи лет назад была создана так называемая птолемеева система мира. Это была система, в центре которой находилась Земля. Такая система называлась геоцентрической. Вокруг Земли вращались эфирные сферы. Такие как сферы Луны, Меркурия, звезд и др. Позднее, по мере разрушения научного знания, в средние века была создана упрощенная система мира, основанная на взглядах Аристотеля. Сферы, вращавшиеся вокруг земли, стали хрустальными, так было понятнее.
При этом Земля не считалась планетой, а являлась центром системы мира. Как мы помним, была она плоской и покоилась на разных животных. И только к 15 веку была реализована концепция шарообразной поверхности Земли, доказанная великими мореплавателями. Хотя сферы, вращавшиеся вокруг нашего «дома» могли уже и древних греков натолкнуть на подобные идеи.

Читайте также:  Восход солнца полярная ночь

Для осуществления расчетов видимого движения планет была разработана теория эпициклов. В окончательном виде она была сформулирована Клавдием Птолемеем. Согласно этой теории, планеты вращались по окружностям, а центры этих окружностей, в свою очередь, вращались по большим окружностям вокруг Земли. Картина получалась довольно сложная, но достаточная для предсказания видимого движения планет.

Когда Коперник развивал свою теорию движения планет вокруг Солнца (гелиоцентрическая система мира) , он использовал в своих математических расчетах именно теорию эпициклов. Не было тогда другой. Таким образом, получается, что совершенно различные картины мира используют одинаковый подход в расчетах. Из школьных учебников физики (а астрономия — это в том числе и физика) мы вспомним, что движение всегда относительно. И совершенно не важно, проносятся ли дома и светофоры мимо водителя движущейся машины, или машины мимо стоящего пешехода.

В дальнейшем известный астролог и математик Иоганн Кеплер открыл законы (названные позднее его именем) движения планет по эллипсам, которые, так или иначе, используются и сегодня. До середины двадцатого века теории движения использовались для определения все того же видимого движения планет по небесной сфере. И не более того. И только в середине двадцатого века появилась реальная потребность вычисления движения собственно космических тел, в том числе и искусственных.

Источник

«И всё-таки она вертится!» — Джордано Бруно и Галилео Галилей

Христианская церковь неутомимо и безжалостно преследовала всех сторонников нового учения польского астронома Николая Коперника . Первой ее жертвой стал итальянец Дж. Бруно . Бруно еще в раннем возрасте познакомился с учением Коперника и не только полностью воспринял его основные положения, но и развил их дальше. Он провозгласил принцип ординарности Земли среди планет Солнечной системы. По его мнению, каждая из бесчисленных звезд неба – это солнце, окруженное стайкой блестящих планет. Таких планет, как Земля, учил он, беспредельное множество, жизнью заполнено все необозримое пространство Вселенной.

Будучи монахом, а затем получив сан священника, Джордано Бруно активно выступает с пропагандой новых взглядов, критикуя схоластов и теологов. Его пламенные речи в защиту идеи о множественности обитаемых миров слышали жители Рима и Парижа, Женевы и Тулузы. Выступал он в Германии и Англии, в Лондоне издал на итальянском языке свой труд «О бесконечности, Вселенной и мирах». Впоследствии его хитростью заманили в Италию, где он был схвачен и брошен в застенки инквизиции. Восемь долгих лет его мучили, пытались вырвать у него отречение от так называемой ереси, но Бруно был непоколебим: «Кто узнал истину, это скрытое от людей сокровище, тот, подчиняясь ее красоте, становится ее ревностным блюстителем».

Потеряв надежду «исправить» душу еретика, инквизиционный суд вынес типичный для того времени «мягкосердечный» приговор – наказание «без пролития крови». Это означало сожжение на костре. Расправой над величайшим ученым Средневековья католическая церковь разоблачила себя как душителя свободомыслия и прогресса. В обвинительном приговоре не было сказано, за что именно Джордано Бруно должен быть сожжен. Его лишили жизни по стандартному обвинению в «упорствовании в ереси и безбожии». Церковь не хотела допустить ни малейшей возможности пропаганды его мыслей ни во время так называемого следствия, ни во время казни. Лишь спустя 250 лет, во времена революции во Франции, стали доступны тайные архивы инквизиции, в которых хранились сведения о трагической судьбе средневекового мыслителя.

Но должны были пройти еще десятилетия, чтобы правда о Джордано Бруно стала достоянием общественности. Пытаясь снять с себя вину за расправу над выдающимся человеком, церковники еще в конце XIX столетия заявляли, что на костре сгорел не Бруно, а лишь его портрет.

В борьбе против идеи гелиоцентризма церковь использовала не только силу своей власти и авторитета. Теологи пытались найти доказательства ошибочности системы мира Коперника даже в наблюдениях за объектами звездного неба. Одним из сильных доводов в защиту центрального положения Земли был аргумент, основанный на кажущейся неизменяемости внешнего вида Венеры. Защитники геоцентризма рассуждали так. Если бы Венера вращалась действительно вокруг Солнца, мы бы видели ее в форме серпа, направление «рогов» которого все время меняется в зависимости от положения Солнца. Приблизительно то же происходит с освещенной Солнцем частью лунного диска: для земного наблюдателя она меняется от узкого серпа до круга.

Гелиоцентрическая система мира (гелиоцентризм) — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. wikipedia.org

Долгое время сторонники гелиоцентризма не имели возможности противопоставить этому серьезному и логичному аргументу никаких доказательств. Но вот наступил 1609 г. , вошедший в историю как год проведения первых телескопических наблюдений звездного неба. Итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642) обнаружил на Луне горы и горные хребты, открыл четыре спутника Юпитера, изменение серпоподобного вида Венеры и наличие на диске Солнца темных пятен (последнее – одновременно с несколькими другими учеными).

Читайте также:  Повязка от солнца для девочки своими руками

Эти открытия принесли Галилею мировую известность Вместе с тем они стали причиной нескрываемого недовольства церкви. Ведь каждый из новых, установленных Галилеем фактов доказывал правоту Коперника, обличал несостоятельность религиозной картины мира.

Планета Венера перестала быть ярким пятном, каким она представлялась невооруженному глазу. В телескоп Галилея она была видна в виде полумесяца, обращенного рогами то к востоку, то к западу, но всегда в противоположную от Солнца сторону. Это простое наблюдение не оставляло сомнений в том, что Венера вращается вокруг Солнца, а не вокруг Земли. Таким образом, один из самых сильных доводов против теории Коперника, Галилей превратил в несокрушимый довод в его пользу.

Источник

Почему Галилей не говорил «И все‑таки она вертится»?

Со школьной скамьи мы знаем, что Галилео Галилей доказал вращение Земли вокруг Солнца, был принужден инквизицией отречься от этой идеи, однако в конце суда упрямо произнес: «И все‑таки она вертится!» Arzamas объясняет, почему у этой легенды нет никаких фактических доказательств

Тосканский мыслитель и ученый Галилео Галилей (1564–1642) вошел в исто­рию как мученик науки (как и Джордано Бруно). По легенде, после изнуритель­ного суда, пыток и томления в ватиканских казематах инквизиция вынудила его отказаться от гелиоцентризма, которому он нашел доказательства, наблю­дая звездное небо в изобретенный им телескоп. Прочитав на коленях текст отречения, семидесятилетний старик якобы прошептал: «Eppur si muove!» («И все-таки она вертится!») — имея в виду, что наша планета все же вращается вокруг Солнца и, таким образом, не является центром мироздания. Эта фраза стала символом непреклонности науки перед религией, ученого перед священ­ником — «Я извиняюсь, но в глубине ничуть не изменяюсь» эпохи барокко.

На самом деле непосредственно о физике и астрономии на этом процессе не спорили: защищать коперниковcкую теорию Галилею было запрещено еще семнадцатью годами раньше, в Риме же он лишь пытался доказать, что ему не возбранялось обсуждать это еретическое учение. Пыткой Галилею, скорее всего, угрожали — но большинство исследователей считают, что до физи­ческого насилия дело не дошло (тут надо сказать, что интерес к этому вопросу особенно характерен для советской историографии, в итальянских и англо­язычных источниках он практически не обсуждается за отсутствием каких-либо свидетельств).

Читайте также:  Луч солнца наталья таро

В камере ему тоже побывать не пришлось: большую часть времени в Риме он прожил в резиденции тосканского посла. В период самых частых допросов он провел две недели в палаццо делла Минерва, где прохо­дили суды инквизиции, — там ему предоставили несколько комнат и слугу. После суда Галилей отправился под домашний арест в свою виллу Арчетри близ Флоренции, где продол­жил работу над книгой о механике, которую успел опубликовать. Все это, впрочем, не отменяет унизительности приговора и тяжести процесса: ученый к тому времени был уже стар и сильно болен, что засвидетельствовал даже флорентийский врач инквизиции — он дал заключение, что на суд в Рим обвиняемый может ехать только с угрозой для жизни.

Одно можно сказать точно: фраза «Eppur si muove» не встречается ни в одном из современных Галилею источников — ни в протоколах суда, ни в последующих работах и переписке ученого. Ее не зафиксировал и последний ученик и первый биограф Галилея Винченцо Вивиани.

Впервые она появляется в хрестоматии «Italian library», составленной литератором Джузеппе Баретти и опубликованной в Лондоне в 1757 году, то есть спустя 124 года после суда. Баретти пишет: «Как только Галилей был отпущен на свободу, он поднял глаза к небу, затем опустил их на землю, сделал шаг и в задумчивости произнес: „Eppur si muove“».

Некоторые исследователи, в том числе Стиллмен Дрейк и Стивен Хокинг, считают, что вполне в характере Галилея, страстного и нетерпимого к перечащим спорщика, было бы поставить таким образом точку в тяжбе с инквизицией. Он мог сделать это — но, конечно, не в зале суда, где неосторожная фраза обесценила бы все его оправдания и ужесточила приговор, а по пути в резиденцию своего друга и единомышленника архиепископа Асканио Пикколомини. Впрочем, здесь заканчивается наука и начинаются праздные домыслы — по сути, кроме анализа характера ученого, других аргументов в пользу этой теории нет.

Есть, однако, одно доказательство более раннего происхождения легенды о «Eppur si muove». Антонио Фаваро, исследователь конца XIX — начала XX века и куратор титанического труда по публикации всего письменного наследия Галилея, описывает следующую историю. В частной коллекции в Бельгии хранилась картина Бартоломе Эстебана Мурильо или кого-то из художников его школы, изображающая Галилея в тюрьме. В 1911 году полотно было отдано на реставрацию и оказалось, что часть его скрывалась под рамой; там, на стене за спиной ученого, была обнаружена надпись «Eppur si muove». Картина датирована 1643 или 1645 годом — то есть была создана вскоре после смерти Галилея.

Современный биограф Галилея Джон Хейлброн предполагает, что картина была заказана генералом Оттавио Пикколомини, братом архиепископа Асканио Пикколомини — так что, возможно, именно ему принадлежит фраза, ставшая крылатой.

Подготовила Кася Денисевич

Возможно, вам также будет интересно прочитать материал «За что на самом деле сожгли Джордано Бруно?» на Arzamas.

Stillman D. Galileo at Work: His Scientific Biography. Chicago, 1978.

Finocchiaro M. A. The Galileo Affair: A Documentary History. Berkeley, 1989.

Heilbron J. L. Galileo. Oxford, 2010.

McMullin E. The Church and Galileo. Notre Dame, 2005.

Источник

Adblock
detector