Сыновья Солнца
Сыновья Солнца.
Инки говорили на богатом и красивом языке. Однако писали ли они на своем языке? Достоверный ответ на этот вопрос исследователи древней письменности начали искать только теперь, в наши дни. Безотносительно к тому, умели ли инки писать или не умели, существовала ли в их империи письменность или же ее не было, бесспорным является тот факт, что литература, словесность у них была.
Литература инков была богатой, хотя это и была литература, предназначавшаяся для устного воспроизведения, то есть, говоря специальным языком, это были произведения словесности, которые сохранялись по традиции благодаря постоянному повторению текстов, сохраняемых памятью их творцов и декламаторов.
Кечуа – самый распространенный язык из индейских языков во всех трех Америках. Он сохраняет и даже расширяет свои позиции в области современного литературного творчества. Следует отметить, что современные литературные произведения, написанные на языке кечуа, опираются на традиции словесности инков. Эта преемственность кечуанской письменности, ее непосредственная взаимосвязь с письменностью «сыновей Солнца» являются характерной особенностью письменности инков и их потомков, отличающей ее от литературы других, наиболее известных культур древней Америки – культур майя и ацтеков.
Литературное творчество на языке кечуа в Тауантинсуйу времен инков было очень богатым. Однако, поскольку эти произведения не фиксировались на письме и сохранялись в памяти декламаторов, от доколумбовой литературы до нас дошли лишь отрывки (главным образом поэтические), сохраненные для потомства первыми испанскими хронистами Перу.
Во время танцевальных празднеств инков, а также на публичных торжествах присутствовали и поэты, декламировавшие свои стихи. В поэтическом творчестве инкских поэтов можно выделить целый ряд жанров. Прежде всего следует назвать великолепные религиозные гимны, которые после завоевания Перу жестоко искоренялись христианскими священниками как дьявольское искушение.
Тем не менее некоторые хронисты – чаще всего это были католические миссионеры – записали образцы этих гимнов. Особенно велики заслуги Кристобаля де Молины, записавшего в Куско несколько гимнов в честь творца Виракочи. Некоторые гимны были записаны и индейским хронистом Хуаном де Сантакрус Пачакути Ямки, а также Гуаманом Помой де Аяла, автором ценнейшей иллюстрированной хроники инкского Перу. Им был записан, например, короткий гимн, с которым перуанский индеец обращается к супруге божественного Солнца матери;Луне, Мама Килья:
Королева и мать;Луна,
Дай нам в дар твои воды,
И любовь твоих дождей дай нам.
Услышь же, как мы взываем к тебе,
Услышь же наши мольбы!
На гимны были похожи и «айльи» – стихи и песни, декламировавшиеся хором (их можно было также петь) во время обработки полей, особенно при пахоте, поскольку вся эта церемония инками воспринималась как некая священная, мистическая борьба с землей, как борьба, в которой человек, естественно, должен победить, одержать верх, чтобы жить и пользоваться плодами нелегкого крестьянского труда. Вот так звучит одна из этих победных крестьянских песен;айльи (текст делится, как это принято в данном жанре инкской поэзии, на мужские и женские голоса):
В слезах Солнца;золото,
В слезах месяца;серебро.
Хей, мы уже победили!
Во имя чела господина нашего Инки,
Во имя возвышенного сердца Инки.
Хей, мы уже победили!
Короткие стихи типа басен, в которых, как правило, фигурировали в комическом виде животные, например обезьяны или же пумы, перуанские индейцы называли «арануай».
Очень популярной была любовная поэзия – «арауи», – нередко носившая элегический характер.
.
Отец, кондор, возьми меня!
Брат, лунь, вызволи меня!
Матери моей дорогой
Скажи, что уже пять дней
Мне есть и пить не дают.
Сделай так, чтобы к матери моей
Весть донеслась о судьбе моей горестной,
И пусть донесется к ним
Глас печали сердца моего…
.
Два влюбленных голубка
Страдают, страдают, жалуются и воркуют
На старом высохшем пне.
Злая судьба их разделила.
Один из них потерял свою любимую подругу
На поле, усеянном каменьями,
Раньше он ее никогда не покидал.
Голубок жалуется, голубок рыдает.
И когда он наконец увидел свою подругу,
Она была уже мертва.
Поэтому он и поет ей:
«Где ты, моя голубка, где твои глазки,
Где твоя великолепная грудка,
Где сердце твое, прильнув к которому я бывал так счастлив.
Где же теперь твои уста?»
И голубь одиноко
Летает со скалы на скалу,
Плачет и зовет, мечется по свету,
И повсюду он спрашивает, повсюду вопрошает:
«Мое сердце [потерянное], где же ты, где?»
1. Молитва Инки Манко Капака
О, Бог высочайший,
Могучий корень всего, что есть,
ты, который повелеваешь:
«Это женщина будет, а это — мужчина»
владетель своего источника,
ты-господин,
имеющий власть и над градом.
Но как мне увидеть тебя?
Где ты обитаешь,
верховный судья?
Вверху,
или снизу,
иль в центре всего
находится место твое?
Послушай меня,
ты, парящий над бездной,,
в океане небесном,
ты, который в земных
обитаешь морях.
Правитель Вселенной,
творец человека,
хочу, как властители Инки,
своими глазами сухими
увидеть тебя и узнать.
Если б смог я увидеть,
узнать,
указать
и понять,-
и ты бы увидел меня
и узнал обо мне.
Луна и Солнце,
день и ночь,
весна и осень-
они не существуют понапрасну,
а предначертанно,
рассчитанно
приходят.
Ты, даровавший
скипетр имперский
мне, инке, я прошу: ответь.
Хотел бы я тебя увидеть прежде,
чем изнуренным пасть,
чем умереть.
2. Молитва всевышним
О, роса мира!
Верховный Создатель,
роса души,
Бог высочайший,
ты, что приказываешь, говоря:
«Да будут боги высшие и низшие»,
Верховный Господин,
сделай так, чтоб люди
счастливо
плодились.
Отец Всевышний,
ты, который говоришь:
«Да будет небо
и земля»,
ты, укрепляющий
подземный мир,
услышь меня,
внемли мне,
сделай так,
чтобы во спасении и в мире жили мы.
Отец Всевышний,
с земной и духовной пищей,
с маисом и со страстями,
со всякого рода
познаньем,
Не покидай меня,
избавь от злых врагов
и от опасностей,
от всякого ущерба,
чтоб не был проклят и неблагодарен,-
избавь меня от скверны.
Рассвет наступает,
земля озаряется солнцем,
чтобы почтить
творца человека.
Высокое небо вдаль
Свои облака уносит,
чтобы смириться
перед творцом Вселенной.
Царь звезд
и отец наш-Солнце
свои лучи простирает
копною к его стопам.
И ветер деревьев кроны
соединить стремится
и ветви качает с силой,
чтоб к небу они вздымались.
А на ветвях тенистых
поют с восторгом птицы,
в своих возносят гимнах
правителя Вселенной.
Цветы — высокомерны,
надменны и красивы,
прельщают формой, цветом
и ароматом тонким.
А в глубине озерной,
как в зеркале дрожащем,
рыб шумное веселье
внезапно отразилось.
Река свои потоки
Проносит с хриплым пеньем
и воздает молитву
во славу Уиракочи.
Скала и та одела
наряд свой изумрудный,
а рощица в овраге
цветами зазывает.
Стремительные змеи,
живущие в ущельях,
униженно, покорно
ползут к его стопам.
Пугливый горный заяц
И козочка степная
становятся ручными
рядом с ним.
И сердце мое всегда,
встречая новый рассвет,
тебе возносит молитву,
отец мой, Мира творец.
Луна-царица и мать,
о нежности вод твоих,
о ласке дождей твоих
мы плачем,
мы страдаем.
Печальнейшее из твоих созданий
от голода,
от жажды
к тебе взывает.
Отец, правитель Вселенной,
где ты —
на земле,
на небе
или в ином каком-то близком мире?
Одари своими дождями
этого человека,
этого раба,
который молит тебя.
5. Моление матери-Земле
Мать-Земля,
Своего сына Инку,
Всемогущего,
Защити его
В своем лоне,
Среди мира
И благополучия.
Источник
«СЫНОВЬЯ СОЛНЦА»
Так называли себя могущественные инки. Согласно легенде, первый «сын Солнца» начал свой длинный путь в Куско из района, прилегающего к озеру Титикака. Солнце не только напутствовало его, но и дало ему волшебный золотой жезл, который должен был указать, где следует завершить странствие, остановиться и создать земное царство. Таким образом, Солнце стало тотемом, символом изначального рода инков, осью мира ее земных сыновей.
Как и майя, инки поклонялись Солнцу и приносили ему жертвы. Это были продукты питания, и прежде всего любимый напиток чича. «Часто жертвовались листья коки, торжественно сжигавшиеся во время обрядов. Бедные индейцы, у которых не было ни продуктов, ни чичи, ни листьев коки, приносили в жертву по крайней мере несколько своих ресниц, которые они бросали в восточном или же западном направлении. Подобная жертва должна была символизировать покорность индейца. В жертву Солнцу чаще всего приносились белые ламы. В Куско — столице империи — белых лам приносили в жертву Солнцу практически ежедневно. Тела животных, убитых по ритуалу, сжигали на костре, сложенном из поленьев, искусно украшенных резьбой.
В отличие от своих современников, например знаменитых ацтеков Мексики, инки гораздо реже приносили в жертву людей. В Тауантинсуйу приносили в жертву живых людей главным образом во здравие владыки империи, для обеспечения успеха военного похода, а также во время эпидемии, дабы отвратить, изгнать из страны болезни. В подобных случаях обычно приносили в жертву мальчиков и девочек в возрасте около девяти лет. Перед ритуальным умерщвлением детей нередко поили допьяна, с тем чтобы они предстали перед богом счастливыми и веселыми. Детей, предназначенных в жертву божеству, тщательно отбирали, это мог быть только очень красивый и рослый ребенок. Предметы, используемые для обряда жертвоприношений, делались из золота. Жертвенный нож был каменным» (Стингл М. Государство инков. М., 1986, с. 177).
Рядом с храмом Солнцу располагались дома для так называемых «невест Солнца». Эти девушки помогали во время совершения религиозных обрядов. В знак своей верности золотому Солнцу они носили особое украшение, сделанное из «солнечного металла», то есть золота. «Невестам Солнца» вменялось в обязанности пожизненно сохранять невинность. «По законам империи инков утрата «невестой Солнца» чистоты рассматривалось как чудовищное преступление, поэтому жестоко наказывались не только соблазнитель и соблазненная, но и родственники девушки, а также жители ее родного села. Селение, из которого происходила грешница, вступившая в преступную связь с мужчиной, ровняли с землей, а всех его жителей… карали смертной казнью. Помимо людей, к смерти приговаривали (и соответственно убивали) все живое, находящееся в таком селении, то есть животных и даже растения!
И только один–единственный мужчина в Тауантинсуйу в любое время дня и ночи мог беспрепятственно войти в дом девственниц, мог безнаказанно провести время с любой из приглянувшихся ему дев. Этим мужчиной был Инка» (Стингл М., с. 179).
«Сын Солнца», правитель империи был божеством при жизни и пользовался необыкновенным почитанием. Его жизнь и здоровье тщательно охранялись с помощью ряда магических ритуалов. Так, например, единственной обязанностью одной из придворных дам было подбирать волосы, падавшие с головы Инки. Подобрав, она должна была затем съесть их, с тем чтобы враги Инки не могли ими завладеть и использовать для колдовства. Другая дама должна была следить за плевками Инки и «обезвреживать» их таким же способом.
Известно, что нелепости и заблуждения царствовали во все времена и во всех странах. Воображение человека вовсе не так разнообразно и богато, как это кажется: оно часто повторяется и всегда вращается почти в одном и том же круге. И неудивительно, что магические воззрения индейцев доколумбовой Америки, несмотря на их относительную изоляцию, во многом напоминали магические ритуалы жителей Старого Света.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Сыновья
Сыновья С самого начала, когда мои дети только родились, я испытывала странное чувство. Это чувство росло и всегда присутствовало во мне. Может, это и есть материнство? Состояние ответственности перед детьми, а не перед обществом. Ответственности за то, что они пришли ко
Влияние Солнца
Влияние Солнца Общие сведения о Солнце. Классическое описание В материальном мире Солнце является воплощением Высшего Божественного сияния — Брахмана. В мусульманстве Бог считается Высшим светом. Каббала также говорит, что мы можем постичь Творца только как Высший
Рыцари: Принцы. Сыновья
Рыцари: Принцы. Сыновья Общие ключевые слова и фразы: Вас ожидает логическое продолжение ситуации. В вашей жизни появятся новые люди и новые впечатления. Приближение каких-то событий. Неугомонность. Энергия. Сила. Конструктивная сила. Отвага. Склонность к переменам.
Энергия Солнца
Энергия Солнца Начнем с солнечной энергии. Солнце сопровождает нас всегда, ведь даже тогда, когда на улице пасмурно, оно находится за тучами; и ночью солнце остается с нами, хоть и трудится на других территориях земного шара. Энергия солнца, таким образом, сопровождает нас
Восход солнца
Восход солнца 1977 • Визит в Иерусалим и историческая встреча между египетским президентом Садатом и израильским премьер-министром Бегином. Сообщество арабских стран разделяется на сторонников и противников египетской мирной инициативы. • В США состоялась
4. Христианство и коммунизм — внебрачные сыновья Псевдоспасителя
4. Христианство и коммунизм — внебрачные сыновья Псевдоспасителя Учитель, вы довольно яростно восстаете против религии, но создается впечатление, что особенно резко вы выступаете против христианства?Мне бы не хотелось оказывать такую честь христианству и уделять ему
Четыре Солнца
Четыре Солнца Четыре дня в году определяли начала четырех периодов, которые мы сегодня называем временами года. В каждое время года Солнце имеет разную силу, что породило символическое представление о четырех различных Солнцах, правящих годом.Каждому из этих Солнц
КУЛЬТ СОЛНЦА
КУЛЬТ СОЛНЦА Хотя майя почитали десятки богов, Солнце всегда считалось одним из важнейших. Пирамида Солнца — вторая по величине в Мексике (первая по величине — пирамида Чолула, или Холула), ее высота 65 метров, периметр основания — 225 метров, что немного уступает размерам
Глава 5. Сыновья бога Амона
Глава 5. Сыновья бога Амона Следы ведут в МонголиюНо исполнить своё намерение мне не удалось. Вернее, удалось, но не сразу. В мой кабинет, чуть не выломав дверь, ворвался Жерар. Смерив его долгим взглядом и порадовавшись внутренне, что благодаря ему сойду с ума чуть попозже,
Пирамида Солнца
Пирамида Солнца Пирамида Солнца — самая большая пирамида в Теотиуакане, которая находится практически в центре комплекса. Пожалуй, это — самый известный древний объект на территории Мексики. И вряд ли найдется какая-нибудь книга по истории Мезоамерики, которая обошла
Храм Солнца?
Храм Солнца? С предположением о том, что Гластонбери-Тор некогда был храмом солнечного божества, знаменитым во всем древнем мире своей необычной спиральной формой — или вообще был религиозным храмом, — мы вступаем в царство рассуждений о других рассуждениях.Однако есть
Гнев Солнца
Гнев Солнца Однажды в архиве Конгресса США мы получили информацию об одном странном происшествии. На рассвете 4 февраля 1993 года службы слежения Америки и Канады обнаруживают в небе неизвестный светящийся объект. Военные готовы объявить тревогу. Характеристики НЛО не
15. ДВА СОЛНЦА
15. ДВА СОЛНЦА Символы, увиденные «сыном полка», — алмазный знак и лестница — вызывают в памяти слова из алхимического трактата «Беседа отшельника Мориена с королем Халидом»: «Сын мой, мы рождены у подножия горы: внизу пропасть бездонная, слева тлетворная зеленая мгла,
Глава XXI. Сыновья Тьмы
Глава XXI. Сыновья Тьмы Мы уже видели, и не один раз, что историю об Ангирасах, Индре и Сараме, о пещере пани, завоевании Зари, Солнца и Коров невозможно трактовать как историю политического и военного противоборства между арийскими захватчиками и жителями пещер –
Источник